Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Проза » Рассказы

Студебеккер

Автор: stalko
Фандом: Проза
Жанр:
Проба пера


Статус: в работе
Копирование: с указанием ссылки
Студебеккер

-Дед, ты-то чего на американцев зуб имеешь? Воевал, вроде с немцами?
-Ладно, наше поколение, на Задорнове воспитанное. А тебя Америка каким боком зацепила?
-А вот не знаешь, то и не базлань.
-Зелен ишшо…
-Слушай, что расскажу.
Дед не спеша скрутил козью ножку. Пальцы заскорузлые, с огрубевшей от постоянного труда кожей, на удивление ловко справлялись с газетой и домашним самосадом.
-Так и не привык я к вашим цыгаркам. Тянешь, тянешь а толку никакого.
Он глубоко затянулся и щедро выпустил густой клуб дыма. Закашлялся и вытер прослезившиеся от дыма глаза.
-О чём я? Ну вот…
-В конце войны энто было.
-Я ужо год тадысь в колхозе за трудодни баранку крутил.
-Как ранил меня гитлер проклятый, так меня подчистую и списали. А в колхозе любые нужны были. И калеки и герои - рук не хватало.
-Тяжко нам всем было, но выкручивались, ёк-макарёк.
-Ну так я не об том.
-Пришло тады в колхоз три машины.
-"Студерами" народ кликал.
-Эх, какие энто были машины! Ни чета нашим. По дорогам нашим аки лёбёдушки плывли.
-А загрузить можно было в два разы больше, чем у его в пачпорте прописано.
-В кабине тихо, ничего не трахтит - зверюга, а не машина!
-Нам тады троим свезло. Мне, значить, Микитке-грузину и Петру.
-А почему? А потому, что мы водители первоклассные. Бо смалечку с батьками на МТС гайки крутили. Не как вы теперича.
-Вот ты объясни, чего вам в жизни надо?
-Какого рожна?!
-Не работать не могёте, не отдыхать, прости Господи!!!
-Дед, да ладно тебе. Ну чего завёлся?
-Лучше дальше расскажи.
Дед накрутил себя не на шутку.
Руки мелко дрожали, брови насупил, лицо потемнело.
Не знал бы, что это мой любимый дед, правда испугался бы. Тяжко видно с ним "гитлеру"приходилось.
-Расскажи ему… Слушай ужо, немочь…
-Мы на ентих машинах первыми парнями на селе были. Бабка-то твоя не за меня, а за "студера" пошла.
Бабушка "крякнула"от неожиданности и оторвалась от теста.
-Ах ты хрыч старый! Это я "студеру" осколки по ночам баюкала? Это "студера" я обмороженного от проруби домой тянула?
-Хрыч ты старый, хрыч и есть!
Перепалка была короткой и не злобной.
Старики дожили до возраста, когда брань бесполезна и не нужна уже вовсе.
Дед снова закурил и как ни в чём не бывало и продолжил.
-А тут приходит указивка сверху - машины отремонтить, значить, покрасить и подготовить к маршу.
-Времена тады были - много не поспрошаешь. Приказали на марш, значится надо.
-Може секрет какой, али воевать итить, кто их знат?
-Четыре дни мы ласточек наших ладили. И ночью при кострах и днём. Запчастей много дали и краску привезли. А дальше собрала меня баба в дорогу и поехали мы в город. В городе загрузили нас на платформы, значить и ходу.
-Десять дён мы тады в теплушке мыкались, харчи кончились. Ели, что люди подавали, кипяток, правда, завсегда был.
-Привезли нас ажно в Китай. Харбин там у них есть такой. Мы ужо подумали - на японцев наверно воевать будем… Машины с паровоза сгрузили и поехали мы в порт. Там ишшо день и ночь стояли. Мериканцы энти кормили нас от пуза. Интересно у них там всё.
-Утром, значить, подогнали мы "студеры" к пирсу. А там краны, а замисть крюка клешня четырелапая. И они - паскуды, ентой клёшней наши "студеры" да под пресс… И хруст такой стоял, будто сердце мне кто рвал. Мы было кинулись в крик, куды там?!
-Набежала охрана, оттеснили нас, погрузили снова в паровоз и "на хаус"…
-Харчей с собой дали в дорогу - тьму. Да не лезло в горло ничё. Микитка-грузин тады на станции какой-то выменял их на ведро самогону. Вот его мы всю дорогу и пили. Говорить не говорили, как отрезало. Пили только…
-Так вот ты мне скажи, за что мне их - паскуд любить?!!!
******
в тексте я по-возможности, попытался воспроизвести лексикон деда.

Справка
Первые автомобили Studebaker прибыли в СССР осенью 1941 года. Технический комитет Главного автомобильного управления (ГАУ) Красной армии организовал испытание одиннадцати «Студэбейкэров»(с 18.07.1942 по 15.05.1943), по результатам которых были выпущены брошюры по эксплуатации и наставление по увеличению грузоподъёмности. Согласно этим документам, несмотря на то, что официально «Студэбейкэр» имел грузоподъёмность в 2,5 т, была рекомендована грузоподъёмность 4 т[2]. В 1945 году норму загрузки снизили до 3,5 т, хотя по хорошим грунтовым дорогам автомобиль успешно мог перевозить грузы до 5 т. Автомобиль также имел высокое расположение частей, чувствительных к воздействию воды. Вследствие этого грузовик стал основным средством перевозки реактивных установок «Катюша» БМ-8-48, БМ-13Н, БМ-13НС и БМ-31-12 — самую мощной того времени. После окончания ВОВ, часть машин была отправлена обратно в США в соответствии с договором о Ленд-лизе. Оставшиеся машины эксплуатировались ещё какое-то время в Советской Армии, а также участвовали в восстановлении народного хозяйства СССР.



Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?


Заглянуть в профиль stalko


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус