Материалы
Главная » Материалы » Проза » Рассказы
[ Добавить запись ]
СтудебеккерСтудебеккер
-Дед, ты-то чего на американцев зуб имеешь? Воевал, вроде с немцами? -Ладно, наше поколение, на Задорнове воспитанное. А тебя Америка каким боком зацепила? -А вот не знаешь, то и не базлань. -Зелен ишшо… -Слушай, что расскажу. Дед не спеша скрутил козью ножку. Пальцы заскорузлые, с огрубевшей от постоянного труда кожей, на удивление ловко справлялись с газетой и домашним самосадом. -Так и не привык я к вашим цыгаркам. Тянешь, тянешь а толку никакого. Он глубоко затянулся и щедро выпустил густой клуб дыма. Закашлялся и вытер прослезившиеся от дыма глаза. -О чём я? Ну вот… -В конце войны энто было. -Я ужо год тадысь в колхозе за трудодни баранку крутил. -Как ранил меня гитлер проклятый, так меня подчистую и списали. А в колхозе любые нужны были. И калеки и герои - рук не хватало. -Тяжко нам всем было, но выкручивались, ёк-макарёк. -Ну так я не об том. -Пришло тады в колхоз три машины. -"Студерами" народ кликал. -Эх, какие энто были машины! Ни чета нашим. По дорогам нашим аки лёбёдушки плывли. -А загрузить можно было в два разы больше, чем у его в пачпорте прописано. -В кабине тихо, ничего не трахтит - зверюга, а не машина! -Нам тады троим свезло. Мне, значить, Микитке-грузину и Петру. -А почему? А потому, что мы водители первоклассные. Бо смалечку с батьками на МТС гайки крутили. Не как вы теперича. -Вот ты объясни, чего вам в жизни надо? -Какого рожна?! -Не работать не могёте, не отдыхать, прости Господи!!! -Дед, да ладно тебе. Ну чего завёлся? -Лучше дальше расскажи. Дед накрутил себя не на шутку. Руки мелко дрожали, брови насупил, лицо потемнело. Не знал бы, что это мой любимый дед, правда испугался бы. Тяжко видно с ним "гитлеру"приходилось. -Расскажи ему… Слушай ужо, немочь… -Мы на ентих машинах первыми парнями на селе были. Бабка-то твоя не за меня, а за "студера" пошла. Бабушка "крякнула"от неожиданности и оторвалась от теста. -Ах ты хрыч старый! Это я "студеру" осколки по ночам баюкала? Это "студера" я обмороженного от проруби домой тянула? -Хрыч ты старый, хрыч и есть! Перепалка была короткой и не злобной. Старики дожили до возраста, когда брань бесполезна и не нужна уже вовсе. Дед снова закурил и как ни в чём не бывало и продолжил. -А тут приходит указивка сверху - машины отремонтить, значить, покрасить и подготовить к маршу. -Времена тады были - много не поспрошаешь. Приказали на марш, значится надо. -Може секрет какой, али воевать итить, кто их знат? -Четыре дни мы ласточек наших ладили. И ночью при кострах и днём. Запчастей много дали и краску привезли. А дальше собрала меня баба в дорогу и поехали мы в город. В городе загрузили нас на платформы, значить и ходу. -Десять дён мы тады в теплушке мыкались, харчи кончились. Ели, что люди подавали, кипяток, правда, завсегда был. -Привезли нас ажно в Китай. Харбин там у них есть такой. Мы ужо подумали - на японцев наверно воевать будем… Машины с паровоза сгрузили и поехали мы в порт. Там ишшо день и ночь стояли. Мериканцы энти кормили нас от пуза. Интересно у них там всё. -Утром, значить, подогнали мы "студеры" к пирсу. А там краны, а замисть крюка клешня четырелапая. И они - паскуды, ентой клёшней наши "студеры" да под пресс… И хруст такой стоял, будто сердце мне кто рвал. Мы было кинулись в крик, куды там?! -Набежала охрана, оттеснили нас, погрузили снова в паровоз и "на хаус"… -Харчей с собой дали в дорогу - тьму. Да не лезло в горло ничё. Микитка-грузин тады на станции какой-то выменял их на ведро самогону. Вот его мы всю дорогу и пили. Говорить не говорили, как отрезало. Пили только… -Так вот ты мне скажи, за что мне их - паскуд любить?!!! ****** в тексте я по-возможности, попытался воспроизвести лексикон деда. Справка Первые автомобили Studebaker прибыли в СССР осенью 1941 года. Технический комитет Главного автомобильного управления (ГАУ) Красной армии организовал испытание одиннадцати «Студэбейкэров»(с 18.07.1942 по 15.05.1943), по результатам которых были выпущены брошюры по эксплуатации и наставление по увеличению грузоподъёмности. Согласно этим документам, несмотря на то, что официально «Студэбейкэр» имел грузоподъёмность в 2,5 т, была рекомендована грузоподъёмность 4 т[2]. В 1945 году норму загрузки снизили до 3,5 т, хотя по хорошим грунтовым дорогам автомобиль успешно мог перевозить грузы до 5 т. Автомобиль также имел высокое расположение частей, чувствительных к воздействию воды. Вследствие этого грузовик стал основным средством перевозки реактивных установок «Катюша» БМ-8-48, БМ-13Н, БМ-13НС и БМ-31-12 — самую мощной того времени. После окончания ВОВ, часть машин была отправлена обратно в США в соответствии с договором о Ленд-лизе. Оставшиеся машины эксплуатировались ещё какое-то время в Советской Армии, а также участвовали в восстановлении народного хозяйства СССР.
Рецензии:
|