Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном

Творческий кризис: попытка размышления.

Автор: Отшельница | Источник
Фандом: Статьи
Жанр:
Проба пера


Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
Статей о творчестве в последнее время на фикбуке хватает – о том, как правильно писать то-то и то-то, каких ошибок не следует допускать, как критиковать и оставлять отзывы… Однако есть одна тема, которой на «Книге фанфиков» уделяют маловато внимания. Поэтому мне бы хотелось поговорить с вами о творческом кризисе. Нет, я не хочу утверждать что-то определённое, спорить и давать советы, потому что не знаю точного ответа. И, честно говоря, была бы рада, чтобы это написал кто-то другой, у кого статьи действительно выходят. А сама я лишь хочу высказаться, предположить, как можно справиться с проблемами творчества, привлечь к ним ваше внимание и услышать ваше мнение, чтобы вместе с вами найти решение этого вопроса. Поэтому я лишь попыталась проанализировать то, что известно мне по этому вопросу, в меру своих сил. И ещё – я не собираюсь обсуждать все творческие профессии. Давайте поговорим чуть более конкретно - о нас, простых и скромных фикрайтерах. Так будет проще.
Итак, как же проявляется творческий кризис? Если коротко, то чаще всего его определяют как временную неспособность творить – отсутствие идей или невозможность их воплощения. Однако мнений существует много, которые, впрочем, легко сводятся к двум основным – или он есть, или его нет.
Приверженцы второй точки зрения обычно считают, что творческий кризис объясняется банальной ленью или усталостью, хоть порой выдвигается и более грубое предположение – мол, творческим людям лишь бы поныться лишний раз и подчеркнуть свою исключительность. Не соглашусь – лень, конечно, привычка вредная, но преодолеть её, при желании, можно усилием воли. Преодолевается и усталость – чаще всего, правда, с этой гостьей не до писательства, хоть она физическая, хоть душевная. А порой проблемы, вызвавшие её, могут даже подтолкнуть вдохновение.
А уж тех, кто использует словосочетание «творческие люди» с издёвкой, возможно, процесс творчества и не касался вообще – от них можно и встретить упрёки в эгоизме и слабоволии, которым, по их мнению, чуть ли не поголовно обладают все поэты-писатели. Причём забывается, что эти неприятные качества в той или иной степени присущи практически всем людям. Хотя и не исключается, что жалобы на кризис вызваны тщеславием – чтобы их, несчастных и измученных создателей, и похвалили, и заметили, и пожалели… Но это уже другой разговор.
Получается, творческий кризис всё же существует? И каковы же тогда его признаки?
Наиболее частый ответ: «Нет вдохновения». Честно говоря, меня это несколько вводит в ступор – уж слишком общей мне кажется эта формулировка. Как-то непривычна мысль, что вдохновение приходит свыше, из ниоткуда – для меня оно состоит из конкретных частей, тех, что со мной, в этом мире. Быть может, я просто не пишу стихов, а для поэтов такое вполне естественно? Определения и объяснения вдохновению тоже даются разные, как и его происхождению и отсутствию. Истории об ушедшей в запой музе, пожалуй, отставим в сторонку и попробуем разобраться.
«Нет идей» - составляющая «нет вдохновения». Это уже более конкретно. Проблема эта распространена, но разрешима, хотя лично меня тоже слегка удивляет – на мой взгляд, идей вполне достаточно вокруг, в окружающей жизни, стоит лишь оглянуться. Помнится, написала я как-то фик из придирки одного моего читателя… к порогу, а потом вдохновителями стали лестница и замок. Музыка, человеческие отношения, наблюдения за людьми, природой, животными – если присмотреться и прислушаться к этому, идей можно найти массу. Главное, не бояться своей фантазии – как бы далеко она не вела, не нужно останавливаться. Лишнее потом усечётся, в процессе письма. Поделюсь и личным рецептом, пусть несколько странным, на первый взгляд – физический труд. На самом деле, очень помогает, даже малоприятные занятия вроде чистки унитазов или уничтожения садово-огородных вредителей.
Есть и ещё один выход – помощь других людей. На некоторых сайтах существуют разделы для обмена идеями (кажется, подобное предлагали ввести и на фикбуке), где можно подыскать что-либо по душе. Можно также писать на заказ или по заявкам на фестах – это, правда, подходит не всем, однако кому-то может и помочь. В том, что идея «не твоя», ничего унизительного тоже нет – встречала автора, которая около половины фиков создала по заявкам, и предпочту её работы пусть и «самопридуманным», но заштампованным, некачественным и банальным.
Более серьёзный случай: «Нет интересных/оригинальных идей». С одной стороны, порадоваться бы за этих людей, критичных к творчеству – им то уж точно не всё равно, что они пишут, они чаще действительно талантливы и серьёзно относятся к своим работам… Но им и сложнее. Чуть проще фикрайтерам – они могут попробовать написать необычный или малораскрытый пейринг, выдвинуть версии того, что было «до» или «после» канона, попробовать изменить канон или забросить персонажей в непривычный мир, устроить кроссовер… У тех, кто пишет ориджиналы, такой возможности нет, и боюсь, выход для них один – искать, снова и снова, стараясь не отчаиваться. Хотя попробовать себя в непривычном жанре, манере написания, построении тоже стоит – экспериментировать, как минимум, интересно.
«Нет настроения», «нет настроя», «не тянет что-то»… Так и хочется сказать, что мы свободные фикрайтеры, так что не стоит себя насиловать… Но писать хочется, да и «продку» требуют. Выход? Можно попробовать «подгадать» настроение – сесть в грусти-печали за работу о смерти персонажа, а в весёлом – за стёб (хотя есть личности, что делают и наоборот). Или настроиться на нужную волну – почитать/послушать/подумать что-то соответствующее. «Послушать», кстати, сильно помогает многим. Музыка вообще мощный фактор в фикрайтерстве – хорошо создаёт нужный настрой.
Встречается и такая проблема, как неспособность изложить желаемое. Это не всегда связано с чем-то, в чём у автора нет опыта – информацию, в конце концов, найти не так уж и сложно. У начинающих эта проблема тоже, в принципе, решается с практикой. Но вот пришлось столкнуться со этим странным ощущением, когда, казалось бы, причин не было – работа была простой, но идти не желала. Честно говоря, я до сих пор не могу найти объяснения этому.
Неуверенность. Да-да, она самая, под ручку с разочарованием. Автор может просто бояться писать, может быть недоволен собой и своими работами, или просто вдруг задуматься: «А кому оно вообще нужно?». Здесь я не могу дать советов – у каждого это проходит по-своему, каждый должен сам искать пути. Ему, конечно, могут помочь… но я честно не знаю, как.
И, на мой взгляд, это одна из главных причин кризиса – когда путь вдруг начинает казаться тупиковым. Ведь кризис – это перелом, зачастую болезненный, явно ведущий за собой неизбежную смену чего-то, и творческий – не исключение. Когда начинаешь задумываться, где кончается графоманство и начинается профессионализм, в чём вообще цель и смысл того, что ты делаешь. Когда прежнее уже не удовлетворяет, а новое ещё не пришло. И эта причина ведёт за собой все остальные – отсутствие идей, неуверенность, отсутствие настроя… Кризис кажется мне куда более серьёзным, чем эти проблемы по отдельности.
Вы можете не согласиться со мной – ваше право. Я высказалась – хотелось бы услышать ваше мнение и, возможно, узнать о вашем личном опыте. Расскажу напоследок о своём.
Быть может, можно было бы оправдать его довольно непростыми проблемами в моей жизни, однако, зная себя, с полной уверенностью могу утверждать, что это бы мне не помешало – когда мне тяжело, я только активнее пишу, особенно стёб. Задумалась ли я о том, что делаю? Честно – не сразу.
Отсутствием идей я не страдала никогда. А вот написание меня не радовало. Вначале казалось, что это лишь излишняя критичность, хотя удалявшиеся из-за неё куски текста были просто огромны. Но значения этому как-то не придавалось – удалила и ладно. Однако всё оказалось сложнее. Идеи упорно не воплощались, написание каждый раз мне не нравилось. Текст на три страницы переписывался с десяток раз, но ни один вариант не удовлетворял. Порой не могла продвинуться дальше первого абзаца. Сами идеи вдруг начали казаться ужасно примитивными и скучными.
А тут вполне ожидаемо проснулся и один из моих недостатков – неуверенность. Я понимала, что сотни людей пишут лучше, что идеи их действительно стоящи, что у них есть силы трудиться… в отличие от меня. Нет, я не ныла о своей бездарности – я просто растерялась. Я действительно всё больше и больше начала убеждаться, что это всё бесполезно и никому не нужно. Естественно, это только усугубило ситуацию – я перестала даже пытаться что-либо делать. Всё равно ведь ничего не получится.
Как же мне удалось справиться? Сложно сказать. Началось всё с фестов – выдумывать, а, следовательно, жаловаться на скудность идеи, было не нужно, воспринималось всё не всерьёз, а как игра, к тому же, была возможность в случае неудачи сохранить инкогнито. Это несколько приободрило. Потом один хороший человек попросил написать фик для него. А другой в это время подначил на написание кое-чего непривычного. О преодолении кризиса и не думалось – с одной стороны, хотелось сделать человеку приятное, с другой – доказать, что это возможно. В первом случае дело шло тяжело – было ощущение, словно отучилась, во втором ещё хуже – найти обоснуй казалось нереальным. Но – я справилась. И, кажется, всё-таки справилась и с кризисом. Однако помогли и не только эксперименты с непривычными способами работы – помогли и люди. Подбодряющими словами.
И хочу сказать спасибо. Nadin_hime, Meila, Shinjyu – спасибо за вдохновение.
А ещё Maile – за тёплые слова и веру в мои силы. И [Zanoza] – ваши статьи вселяют уверенность, так что теперь не боюсь разгрома, который возможно, ожидает это творение за несоответствие жанру.
Спасибо вам всем.
Что ж, я поделилась своим мнением и рассказала свою историю. Теперь ваша очередь.



ComForm">
avatar

Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?


Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус