Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
Плагиат и с чем его едят. Копирастеру посвящается. Ч1. Захожу я на фикбук, понимаю, что... →
Автор: August Verwolf
|
Фандом: Статьи Жанр: Психология, Юмор, Слэш, Пародия, , Гет Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Сегодня мне хотелось бы высказать пару-тройку своих соображений о таком
неприятном и болезненном для многих явлении здесь, как плагиат.
Ситуация с ним на фикбуке напоминает общеизвестное выражение о пятой
точке в человеческом организме, являющейся главным датчиком предстоящих
неприятностей. В общем, жопа есть, а слова нет. Так же обстоит и с
плагиатом. Теоретически на книге, как уважающем себя и уважаемом всеми
нами сайте, его быть не должно – об этом свидетельствует
соответствующее предупреждение с обещанными карами жуткими, лютыми,
вплоть до «расстрела через повешение» при размещении работы и такая
кликабельная кнопка «пожаловаться».
А по факту? По факту получается, как в известном, вошедшем в анналы …хмм, да не того, что все подумали, а истории о школьном сочинении: «Гоголь стоял одной ногой в прошлом, второй - в далеком будущем, а между ног у него была кошмарная действительность». Вот с этой кошмарной действительностью в виде откровенной переписки работы в целом, сюжета или отдельных сцен сталкивается (или как ему это кажется) почти каждый третий автор, обживающий фикбук более года или с первых удачных попыток попавший в топ. Ссыль на скомуннизженное шлют хорошие друзья, анонимные доброжелатели, либо автор утыкается собственным фейсом ап тейбл в сие творение, открыв почитать популярное или «новинки». Подчеркну сразу, плагиат не является исключительным грехом только фикбука и его авторов здесь, недостатком именно фикбучного писательского искусства. Плагиат есть везде, во всех сферах жизнедеятельности. Он, как дело Маркса-Ленина, жил, жив и будет жить, так как переработать чужое на собственный лад любому человеческому мозгу объективно проще, чем придумать свое. Мало кто знает такой факт, но плагиат был одобряем в свое время и на государственном уровне. Например, в СССР разразился грандиозный скандал с главной музыкальной темой из «17 мгновений весны» Микаэля Таривердиева, которую посчитали откровенно украденной у Фрэнсиса Лэя с его «Историей любви». Потом разборки, дошедшие чуть ли не до «стрелок» политиков на межгосударственном уровне перевели якобы в шутку. Еще больше вопросов у взрослого поколения вызывает внезапное прекращение съемок на самой середине всеми любимого мультика «Винни-Пух и все-все-все». Как можно догадаться, дело произошло тоже не с бухты-барахты и не надуло от ветра. А с претензий определенного свойства родственников Алана Милна. Потому автору фикбука, вдруг столкнувшемуся с сей вопиющей несправедливостью, от которой хочет в мгновение «рвать и меть» ( с. – «Волга- Волга»), не стоит впадать в психологический клинч. Наоборот, после прихождения в себя после нехилого, недетского шока и осознания риторичности известных общероссийских вопросов: «Кто виноват?», «Что делать?» (спасибо Чернышевскому), «Как жить, когда вокруг такой дурдом?» ( с. – «Кирпичи») и «Куда всех послать?», лучше действительно подумать о том, как литературно и интеллигентно «порешать все вопросы с обидчиком чисто по теме». Для этого же придется удостовериться, что плагиат как факт имел место быть. Дело в том, что очевидная «спертость» текста для автора, далеко не кажется таковой для обычного читателя, да, зачастую, и для модератора, который в силу обилия «материалов» на ФБ элементарно не успевает все поднять и окучить. Итак, что же это за страшный зверь «плагиат» и с чем его едят? Сейчас открою многим первый секрет Полишинеля. Четкого, структурированного понятия этого явления в разделе отечественного интеллектуального права до сих пор нет. Есть только общие рассуждение «глубже, уже, ширше, это не правильно, ширее» - (последние слова - с. Господин Дадуда). Общая растекающаяся по древу мысль законников сводится лишь к тому, что в отличие от иных форм нарушения авторского права (публикация без разрешения создателя текста) плагиат характеризуются именно присвоением себе АВТОРСТВА чужой работы или ее частей. Запутанные юридические споры между участниками судебных процессов по хищению интеллектуальной собственности длятся годами, зачастую для высокой литературы безрезультатно, да и мало помогут обычному автору фикбука. Потому как очевидно, что ни один суд не примет к рассмотрению иск анонимного Васи Пупкина к такой же анонимной Маше Могильской, которую первый подозревает в том, что она взяла и переписала втихаря его гениальные изыскания, например, по «Togai», «Ai» или пусть даже тот же оридж. Потому от копания в отечественном юридическом бардаке, пожалуй, стоит отказаться , и перейти к тому, как профессионалы определяют, действительно ли работа была «сплагиачена». Под профи я имею в виду, прежде всего, представителей журналистского сообщества, размещающих свои материалы в Интернете и печати, так как общеизвестно и то, что как раз большинство выигранных исков по «воровству» приходится на эту сферу. Теперь открываю второй секрет Полишинеля. В этом сообществе НЕТ понятия «ПЛАГИАТ». Зато есть два других гораздо более четких термина: 1)КОПИПАСТ и 2)КОПИРАЙТ. (Да, действительно полностью и правильно он называется КОПИРАЙТИНГ, но русский язык отличается стремлением к бесконечным сокращениям и отбрасыванию инговых окончаний. Потому для краткости говорят КОПИПАСТ. И то, и другое происходят отчасти от названия компьютерных клавиш. «Copy» + «paste» - скопировать и вставить. «Copy» + «write» - скопировать и переписать. Разница очевидна. В первом случае «автор» просто копирует чужую работу или ее куски (при этом именно полные, неизмененные абзацы, предложения, даже просто строки текста слово в слово), во втором – сохраняет текст в ворде и потом от себя переписывает, добавляя излишние детальки, вписывая новые подробности и героев. Второй случай еще принято называть «рирайтом» - то есть в переводе с английского «перепиской». В первом случае руководство издания, не раздумывая, подает против «копипастеров» в суд и его выигрывает, или, если у всех хорошие отношения, требует написать имя истинного автора под работой, и наказать «вора». Что также незамедлительно исполняется всеми здравомыслящими людьми. Аналогичным образом обстоит дело и на фикбуке. Потому в случае, если автор обнаруживает здесь вот такое откровенное копирование, то не стоит тянуть кота за все причинные места, а лучше просто сразу жать кнопку «пожаловаться». Примеры таких удаленных работ есть. Их много. Во втором же случае добиться правды намного сложнее, так и как само явление многограннее. Но об этом в отдельной главе.
Станьте первым рецензентом!
|