Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
← Все, что вы хотели знать о высоком рейтинге, но стеснялись спросить. Глава 2 . Реалистическое описание сцен сексуального насилия
Автор: Siliyamina
|
Фандом: Статьи Жанр: , Психология, Слэш, PWP, Гет Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Разумеется, я помню, что в шапке статьи сама же указывала такие пункты,
как «насилие», «изнасилование», «ангст», ставила 21-й рейтинг… Но все
равно хочу предупредить вас еще раз: СЛЕДУЮЩИЕ ДВЕ ГЛАВЫ содержат
неприятные вещи и могут серьезно испоганить вам настроение, особенно
если вы такой же эмоциональный человек, как я.
Но это, ни в коем случае, не означает, что я отговариваю кого-то читать! Наоборот, я настаиваю. Если вы не закрываете глаза на то, что в реальности вокруг нас (в соседней квартире, в нашем дворе, в военной части нашего города и т.д.) над ничем не заслужившими такого людьми совершается насилие. Если вы НЕ ОТВОРАЧИВАЕТЕСЬ, с мыслью «это бывает очень редко, со мной такого точно не случится, не хочу ничего знать» - вот за это вам лично моя любовь и уважение. Потому что замалчивание подобных явлений и проблем, ханжеское поджимание губ, равнодушие – наносит едва ли не больше вреда, чем сами действия насильников и садистов. Знаете, сколько бы я не участвовала в обсуждениях подобной темы, везде наблюдаю одну и ту же картину. Интересуются проблемой изнасилований, их профилактики и предотвращения, а также лечения и психологической реабилитации жертв – исключительно те люди, кто сам пострадал от этого. Или пострадали их родные и близкие, или кому это необходимо, в связи с профессиональной деятельностью. Так вот. Мне категорически не нравится позиция «пока меня это не коснулось – я буду делать вид, что все понарошку и ничего не замечать». И очень надеюсь, что вы поймете меня правильно и будете солидарны. Спасибо за понимание. Вот теперь продолжим классификацию. в) Включение сцен сексуального насилия в литературные произведения, обусловленное стремлением автора к реалистическому отображению действительности В этом случае автор с самыми разными целями включает в свое произведение сцены изнасилований, ну, или может целиком построить свой текст на данном материале. При этом он старается (сознательно!) соблюдать максимальную реалистичность и психологическую точность чувств, эмоций, ощущений и мотивов своих персонажей. Казалось бы, каждый любитель суровой правды жизни должен прямо-таки душой отдыхать на подобных произведениях. Но, что-то я в этом сильно сомневаюсь… Ибо непостановочный рейп, штука, МЯГКО СКАЖЕМ - не доставляющая морально-эстетического удовольствия нормальным, психически здоровым людям. Особенно, если видишь ее не мельком, с монитора или экрана телевизора, находящегося в метре от лица. Ужаснее всего чувствуешь себя именно тогда, когда картина эта во всех подробностях разворачивается прямо внутри твоей головы, рисуется воображением, когда каждое прочитанное предложение делает ее еще ярче, объемнее и тошнотворнее. В реалистическом ключе повествование может иметь три композиционных точки опоры. Тут все просто - происходящее может быть изображено: - с точки зрения насильника; - с позиции жертвы; - от какого-либо третьего лица. Разумеется, здесь не имею в виду под «точкой зрения» обязательно ПОВ кого-то из них. Когда пишешь в третьем лице, тоже можно сделать небольшой перекос, дать преимущество одному из героев – описывая больше его мыслей, ощущений и чувств. Однако если автор попытается, выбрав третье всевидящее лицо, отражать в тексте попеременно чувства и мысли и маньяка, и жертвы – имхо, будет намного хуже. Читатель не сможет включиться в происходящее, вжиться в атмосферу и прочувствовать все на себе. Он будет метаться от одного к другому, не сможет в полной мере посочувствовать жертве… Выбирая такие сложные темы, автору следует все же сделать свой выбор – на чьей он стороне, и не играть в моральные шашечки, перемешивая белое и черное, чтобы произвести эффектное впечатление на читателя. Часто бывает, что изнасилование и его последствия в жанре реализма описываются со стороны третьего лица, как правило, непосредственно заинтересованного. И моральные метания здесь ограничены конкретным данным героем, читатель не путается и ориентируется строго на них. Пример вы можете найти в любом детективе-триллере, где главный герой (мент, полицейский, сыщик и т.д.) расследует преступления и ищет/предает правосудию маньяков. В перестроечное время, например, были жутко популярны детективы карманного формата, изданные на дешевой бумаге и в мягкой обложке, оформленной в черных тонах и украшенной окровавленными ножами и девушками с бледными, испуганным лицами. В них главный герой - в диапазоне от курсанта школы милиции до отставного подполковника КГБ - боролись с многоликой гидрой социального зла, обязательно в последней главе одерживая победу. К слову, несмотря на зачастую дурной слог и убогий стиль таких опусов, впечатление от них оставалось очень даже жизнеутверждающее, хоть и дюже мрачное. Поскольку авторы, коими в 99% были мужчины, не скупились на яркие брызги крови и громкие крики жертв, а самое страшное - описывали все действительно РЕАЛИСТИЧНО. Увы. В 90-е годы у людей не было недостатка в информации такого плана, а то и в практическом опыте. Но концовка, в которой добро все-таки торжествовало и насильника ждало возмездие (от правосудия, а бывало, что и нет...) вселяла в сердце читателя хоть и грустную, но надежду на лучшее. Далее. При реалистическом изложении с позиции жертвы у читателей и критиков редко возникают нарекания, ибо здесь показывается все достаточно четко: боль, многократно и иррационально возросший страх, и чувство беспомощности, отвращение к себе, ненависть и так далее по списку. Затем, психологическая травма, реабилитация или разрушение, последствия, взаимоотношения с социумом и т.д. Тут все понятно, ибо – опять же повторюсь – ОБЫЧНО психически адекватный автор описывает насилие, как нечто ужасное и недопустимое. И читатели, заливаясь сочувствием и эмпатией, с ним соглашаются. АДЕКВАТНЫЕ читатели. Повторюсь: речь идет о РЕАЛИСТИЧНОЙ ТРАКТОВКЕ насилия. Не о фантазиях. Не о размытых художественных образах, ибо там какбэ сам стиль и атмосфера зачастую подсказывают читателю не принимать происходящее в тексте всерьез. Автор также может избрать путь изложения происходящего со стороны преступника или просто - от его лица. В этом случае, важным является достоверное отображение патологической картины эмоций и мыслей во всей ее ужасающей непохожести на привычную, характерную для нормальных людей. Например, острое чувство нетерпения и предвкушения, когда он планирует совершение преступления, выслеживает свою «цель» или знакомится с ней и налаживает контакт, захлебывающийся восторг от ощущения власти над жертвой в процессе и так далее. И вот здесь как раз имеются подводные камни, ибо значительное количество читателей и критиков может легко усмотреть в таком восторженном описании – оправдашки и восхваление преступников в самом, что ни на есть, постмодернистском прочтении… Поэтому автор, берущийся за столь серьезный и не терпящий халтурного отношения материал, имхо должен сильно постараться, чтобы удержаться в рамках реалистичности эмоций и чувств насильника, но при этом не забывать о нормативной морали. Дабы потом не отругиваться в комментариях или наоборот, не бить себя пяткой в грудь с криком «Я-то нормальный человек! Оно само такое написалось…» Он должен ухитриться и провести на данном жестком материале высоко гуманную идею, причем выразить ее достаточно недвусмысленно, дабы не вызывать у читателей сомнений. Я прекрасно отношусь к постнеклассической философии, но, на мой взгляд – это не та тема, где следует устраивать игры разума. Особенно, если чей-то конкретный разум не характеризуется высоким уровнем интеллекта, устойчивой моралью и общим уровнем культуры. (Аналогично, как и некоторые разумы, которые это впоследствии будут читать...) Опять же - это просто мое имхо. Но имейте в виду - вот именно за это имхо я вполне могу вцепиться в глотку. Кстати, мне тут только что подсказали, что неплохо было бы привести в пример «Парфюмера», Патрика Зюскинда. Дескать, реалистичное описание с точки зрения маньяка и с полным «вживлением» читателя в шкуру этого самого маньяка-убийцы. Но вот как раз таки насчет «Парфюмера» я и не согласна. Произведение замечательное. Читать понравилось. Однако к реализму я бы его относить не рискнула. Реалистичности да – хоть отбавляй (исторической, физиологической, психологической), но это не реализм. Слишком уж много тут заложено отвлеченных и переносных смыслов, метафор и ассоциаций. Начиная с проведенной через всю книгу идеи с фетишем в виде запаха. Особенно в свете закольцованности концовки, где главный герой, облившись созданным им волшебным эликсиром, отхватывает бескрайнее море всенародной любви, и начала, из которого мы узнаем, что героя никто не любил именно потому, что он родился ничем не пахнущим для окружающих. Ну, мы ведь все знаем, как связана влюбленность и индивидуальный запах человека, содержащий феромоны и специальные клетки, по которым организм другого человека – вдохнувшего их, понимает, подходят ли они друг другу на генетическом уровне. И заканчивая тем, что в конце, когда Алан Рикман (ох, простите, конечно же не Алан Рикман, а Риши!) пытается спасти от маньяка свою дочь – читатель незаметно для самого себя уже начинает переживать за Гренуя. Сможет ли он их выследить? Удастся ли ему завершить изготовление духов? А вовсе не за несчастную обреченную жертву. К тому же, отец Лауры оказывается тоже тем еще извращенцем. А это тоже, тихо так и незаметно, сбивает моральную планку и искажает шкалу, которой читатель меряет поступки маньяка. Далее. Зачем же все-таки авторы берутся за такую тему? Вот здесь мне уже намного сложнее найти ответ, чем когда речь шла о фантазиях, чувствах и настроении. Научной информации по данному вопросу я не нашла. Но уверена, что кто-то это наверняка изучал - возможно, я просто не в тех местах искала (я же не психолог и не литературовед). Строить предположения из собственной головы, опирающиеся к тому же на воздух – очень стремно. Но я попробую. Внимание: следующий дальше список максимально открыт для обсуждения и аргументированной критики! Причины включения авторами в свои произведения сцен сексуального насилия в реалистическом ключе могут быть следующими: 1) Автор начинает писать, исходя из темы сексуального насилия, столкнувшись с шокировавшей его, задевшей за живое, информацией о данном явлении. Большинство из нас – все-таки люди эмоционально-чувствительные, особенно в юном возрасте. Вот вам и ответ на вопрос – откуда у молодежи столько желания писать об изнасилования, причем у тех людей, кто в своей реальной жизни не сталкивался с этим в упор (и слава Богу). Кто-то просто почувствовал желание написать об этом, выразить возникшие в связи с осмыслением негативной сферы жизни эмоции, после того, как увидел репортаж по телевизору о маньяке, наткнулся в сети на исповедь жертвы изнасилования и т.д. А уж потом, в процессе, автор, задумывавшись над тем, как бы описать достоверно, начинает изыскивать дополнительную информацию, просвещаться и т.д. И в удачном случае – его записи способны превратиться в качественное реалистическое произведение. Не надо, пожалуйста, ругать всех поголовно девочек, за то, что подавляющее большинство их героев в детстве насиловали жестокие отчимы и нудеть, что это давно уже баян и штамп. Не надо советовать им «пиши лучше о том, о чем знаешь сама». Да, я помню, что сама когда-то давала молодым такие советы. Каюсь – я была не права. Еще раз повторю – страшные вещи, опасности, мерзкое жизненное дерьмо – цепляют и должны цеплять подрастающее поколение. Они должны разбираться в этих вещах и вырабатывать о них собственное мнение. Лучше посоветовать начинающим авторам более подробно изучать материалы на тему сексуального насилия, чтобы произведение получилось как можно более достоверным. Тогда в нем будет толк и смысл. Причем, как для самого юного дарования, так и для тех, кто это прочитает. 2.1) Также часто, на мой взгляд, возникает такая ситуация, когда автор начал с фантазии. Со случайно и сиюмоментно пришедшего в голову образа насилия (пункт (б), предыдущая глава). Но затем, через какое-то время, перечитав свое произведение или решив его доработать, находясь уже в совершенно ином настроении и всем прочем, сам себе удивился (или охуел, если у него развита совесть и самокритичность) и кинулся править текст под реализм. Тогда уже автор сознательно ставит себе целью правдоподобное обоснование и психофизиологические детали, изучает специальную информацию и т.д. Случается, что ему даже становится не по себе из-за того, что он в первый раз написал «такой черный аморальный ужас! Вообще не понимаю, как я могла это написать?!» (цитата) Зря себя корить не стоит. ФАНТАЗИИ, как я уже говорила, имеют право НЕ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ никакими нормами морали. Это наше бессознательное. Человек – не биоробот. Мы не можем думать об одних лишь конфетах, цветах и помощи бездомным детям (а жаль!). Человек – это жуткое, опасное и темное существо. На 85% мозга. К счастью, у подавляющего большинства людей, оставшиеся 15%, приходящиеся на сознание и совесть (ну, или - разум и душу), вполне справляются со своими задачами контроля. Во сне, а иногда и в случайно пришедших в голову образах-фантазиях, мы можем заниматься сексом с животными и с трупами. Мы можем рубить людей на куски и жрать их мясо. И вам может показаться после такого, что вы просто воплощение мирового зла и аморальности, антихрист, по случайности родившийся в теле обычного московского бухгалтера по первичной документации. Вы даже будете в душе гордиться этим и свысока, презрительно посматривать на окружающих – жалких тюфячков, связанных глупыми общественными нормами. Но это всего лишь фантазии. (Я сейчас не имею в виду тот процент людей, у кого эти образы появляются навязчиво и постоянно, и сигнализируют о съезжающей кукушке! Вот им как раз бы стоило обратиться за медицинской помощью). Бывает, что во сне мы занимаемся сексом и получаем удовольствие с лицами своего пола, и это - представьте себе! – не делает нас латентными гомосексуалистами. Или, как гласит одна популярная теория, «это доказывает, что все люди бисексуальны». Да ни хуя это не доказывает! Почему тогда многим геям не удается даже один-единственный раз заняться сексом с женщиной, просто ради того, чтобы завести потомство? Они же тоже тогда должны быть «би», если верить теории. Сей факт нашей с вами природы следует принять, как данность. Это лично мое имхо. Вы, если хотите - можете воображать себя антихристом. Ну, или, наоборот, по примеру средневековых религиозных фанатиков или вполне себе современных адептов некоторых сект, попытаться усмирить тьму плотских желаний с помощью медитаций, самобичевания или аскезы или еще чего-нибудь. Меня это совершенно не огорчает и не трогает - до тех пор, пока вы не преступаете границы гуманности на практике, или в претендующей на реалистичность литературе. Короче, переправленных под реализм после соответствующего изучения темы бывших фантастических образов – тоже встречается много. И чем дальше человек углубляется в изучение темы, чем больше он узнает о мотивах преступников, о страданиях жертв, о возможности или невозможности предотвращения, о путях преодоления и т.д., тем больше он проникается сочувствием, разделенной со своими героями болью. И, самое главное, тем более уверенно и страстно такой автор будет доказывать идею категорической недопустимости насилия и необходимости борьбы с этим злом. Некоторые авторы даже мучаются совестью - "я не могу так жестоко поступить со своим героем, может мне лучше следует убрать нахрен это изнасилование из сюжета?" Поверьте, убирать не стоит. Я знаю, что когда пишешь о страданиях своего героя - жертвовать приходится своими, отнюдь не вымышленными нервными клетками! Приходится переживать все самому. Но жалеть себя не надо. Раз уж в нашей жизни происходит подобная мерзость и несправедливость - то автор не имеет право прятать голову в песок, ему следует отражать ВСЕ стороны жизни. Со всей их грязью и болью. Это правильно. 2.2)Как вариант - здесь, во втором пункте, не обязательно должен быть путь раскаявшегося бывшего любителя фантазийных "праздничных изнасилований" и маскарадных "Стокгольмских синдромов". Человек может отталкиваться от любых, пришедших ему из глубин фантазии, темных, болезненных и насильственных образов. Опять же, основным отличием от рассмотренных в предыдущей главе мотивировок - автор будет свои эмоции и образы оформлять в сознательным образом изученные, достоверные (технически, физиологически, психологически и т.д.) мысли, чувства, эмоции и действия героев. И вот здесь, зачастую, главная гуманистическая идея может быть размыта и скрыта под тканью второстепенной проблематики, закопана в противоречиях. Нет, мысль "сексуальное насилие - это зло и боль" сохраняется. Но читателю может быть задан ряд вопросов, наталкивающих на серьезные размышления: "А всегда ли однозначное зло? А если сравнить с необходимостью спасения жизни? А если это справедливое возмездие еще большему злодею?" и т.д. Сразу скажу - пример просто для примера, ибо он жутко неоднозначный и дискуссионный! Дальше. 3) Бывает, что о пережитом насилии пишет тот, кто знает о нем не понаслышке. Пишет сильно и откровенно. Иногда сбивчиво. Иногда обрывочно. Ведь последствием изнасилований, особенно в детском и подростковом возрасте, бывает эпилепсия и тому подобные тяжелые заболевания. Да, возможно, что в плане заложенных в ткань произведения эмоций, это читать бывает просто невыносимо. И если одолел это полупризыв-полупризнание, потом еще несколько дней ходишь будто в трансе и с мокрыми глазами, дожидаясь пока затянется рубцами в очередной раз в клочья порванный шаблон розовой и пушистой жизни. Но, на удивление, вот от такого эмоционального и достоверного изображения (особенно, если автор не просто изливает душу, а будто бы делится с читателями своим опытом того, как он сумел справиться и пережил эту травму) пользы намного больше, чем от беспристрастного детального пережевывания мотивов, целей и прочего. В этой группе я бы особенно хотела выделить два противоположных варианта: А) Когда о насилии пишет человек, который смог полностью успешно преодолеть его последствия, справился с психологической травмой и теперь живет полноценной нормальной жизнью, как в социальном плане, так и в плане личных отношений, секса и т.д. Таким людям на самом деле есть, чем поделится с окружающими. Я встречала произведения подобного плана, и герои в них как бы проводят читателя через совершающееся насилие, эмоции и чувства, затем – травматические эмоции. И в конце показывают выход из ситуации - действенный и правильный. Маленькое отступление. В каждой главе этой статьи я, как попугай, повторяю одно и то же: в реальной жизни все люди разные. И, не смотря на некие общие для большого числа людей тенденции, варианты могут быть самыми различными. И если вы стремитесь в своих работах отражать реальную жизнь во всех ее проявлениях – то учитесь воспринимать все не в черно-белом цвете, а учитывая вероятность миллиона разнообразных полутонов. Ну, так вот. Относительно жертв сексуального насилия. Здесь также могут быть самые разные последствия. Большинство пострадавших, разумеется, будет переживать тяжелую психологическую травму, им потребуется помощь специалистов (ну, или кому-то хорошо помогают священники, например) и реабилитация. В норме последствия переживаются за год. Однако бывают люди, которым так и не удается вернуться к нормальной жизни. Они как раз и страдают эпилепсией, они могут впасть в паралич или кому, заболеть раком и т.д. Но также бывает и такое, что человек изначально правильно оценивает ситуацию (не винит себя за произошедшее, настраивается на то, что жизнь и здоровье – дороже чести и т.д.) и уже после, самостоятельно и быстро, справляется с шоком, падением самооценки, обидой и болью. Ему удается самостоятельно справиться и со страхом, и чувством уязвимости, и с теми навязчивыми, кошмарными и кровавыми, пугающими даже самих людей, образами мести насильнику, от которых страдает большинство жертв. Простить и его, и себя, как говорится. И жить дальше. И вот именно такие люди, и герои их произведений, способны подать правильный пример всем нам, пробудить чувство надежды и веры в чудо, и хорошее будущее. Зачастую, такие герои вызывают у меня ассоциации с Иисусом Христом (извините за пафос, но это правда). Опыт, переданный в таких произведениях, будет полезен как переживающим последствия изнасилования, так и всем остальным людям. Это, как знания, на всякий случай, вдруг (не дай Бог, опять же) кому-то из близких вам людей потребуется помощь. Кроме того, некоторые психологи (и даже, психоневрологи – я точно знаю!) используют в своей терапии чтение художественной литературы. Образам, возникающим в голове пациентов при чтении, удается врачевать психологические раны весьма действенно и ненавязчиво. Б) А вот когда пишет человек, в чьем сознании и подсознании еще сильна до конца не преодоленная травма от сексуального насилия, тогда боюсь, что основными мотивами, помимо непосредственно цикличного описания самого акта, вызванного постоянно возвращающимися мыслями, в которых он переживает произошедшее с ним самим, будут образы кровавой и, зачастую, гораздо более сильной, чем причиненный ему вред, мести. Читать такое, увы, тяжело и не полезно никому. 4) Тут все просто и однозначно. Автор сознательно выбирает тему изнасилований для доказательства главной идеи своего произведения. В этом случае тема второстепенна идее и проблематике. Причем идея может непосредственно касаться сексуального насилия. Например - "геи, пережившие в подростковом возрасте изнасилование, во взрослой жизни сами начинают практиковать насильственные половые акты". Ну, это так звучит. На самом деле, там довольно лирическая история из жизни хорошего парня, превратившегося в БДСМ-чудовище. Это не моя идея, так что на меня с возражениями прошу не нападать! А автор ее пожелал остаться неизвестным. А может быть значительно шире. Например: "попадание в экстремальные условия заставляет людей отступать от норм морали". Тут не буду разъяснять, ибо таких вещей написана масса. На самом деле, лично я приветствую и поддерживаю ВСЕХ, кто пишет серьезно, обдуманно, с соблюдением мельчайших обоснований и правдоподобных деталек, и обязательно - с целью доказательства жизнеутверждающей и гуманной идеи. И мне совершенно не важно, пришел ли автор к мысли о таком произведении осознанно, с самого начала, или уже в разгаре творчества свернул с фантазийной дорожки. Но лучше, конечно, если он делает это не просто ради того, чтобы заорать миру о своем удивлении и разочаровании. «Ох, я выяснил, что наша жизнь - несовершенна и в ней творится такое вот дерьмо! Узнайте и вы об этом!» Нет. О дерьме мы давно уже знаем, спасибо. Кто не в курсе еще – прочтет в интернете или увидит в передаче «Особо опасен». В художественной литературе, вдобавок к напоминанию о какашечности бытия, хотелось бы, в обязательном порядке, выслушать личное и ПРЕДВЗЯТОЕ отношение автора к сексуальному насилию. Ведь искусство – это не наука, а художественная книга – это не статья. Она должна впитать в себя часть души автора! Она должна нести идею, в которую автор верит, и на доказательство которой готов тратить свое время, свои чувства и нервные клетки, а не просто констатировать факты и раскрывать ту или иную тему. Причем, когда я говорю «идея», я вовсе не имею в виду лозунги, характеризующиеся коммунистической однозначностью и безапелляционностью! Типа «Каждый насильник обязательно будет пойман и посажен за решетку!» (ну, бред же…) И вовсе не требую от писателей упрощать реальную жизнь и сводить литературные произведения только лишь к бесконечному вдалбливанию в читателей норм морали, не призываю фанатично клеймить преступников и т.д. Если основная мысль «насилие – зло, оно разрушает судьбы и причиняет боль» сохраняется, автор вполне может позволить себе и нетривиальное, полное противоречий, напряженности и сильных острых эмоций изложение. Например, описание происходящего, как бы с точки зрения мамы насильника или маньяка. Или его любящей жены - ведь очень многие монстры выглядят совершенно адекватно и введут тихую, размеренную семейную жизнь. Просто покажите происходящее с ее колокольни. Эти сомнения и тяжесть, метания между любовью к родному человеку, ужасом и отрицанием того, что эти злодеяния мог совершить именно он, искренним сочувствием к жертвам и т.д. И какой бы выбор она в итоге не совершила, чем бы данная история не закончилась, читатель увидит, прежде всего, красной нитью идущий через текст тезис: «насилие – зло». Автор абсолютно не ограничен в выборе. В его произведении может быть хеппи-енд и торжество правосудия, призыв к жертвам и их близким не сдаваться и т.д. Может содержаться художественно переложенная в интересный сюжет история успешной реабилитации, а может - история формирования личности преступника, где, под верхним слоем сугубо теоретической постановки психологических и социальных проблем, должен быть обязательно второй слой. Обращение к читателям - как именно предотвратить, как не допустить появления все новых и новых зверей среди нас, призыв быть бдительным и тому подобное. Тем, кто берется за нелегкую задачу описания реалистического сексуального насилия и его последствий, я бы посоветовала – не увлекаться красочными описаниями и вскрытием нарывов на теле общества. А побольше внимания уделить таким вещам, как преодоление вашим героем последствий, оказание психологической помощи герою его родными, друзьями или просто случайными по сюжету людьми. Тогда ваше произведение, помимо того, что заставит читателя вжиматься от ужаса и сочувствия в кресло, еще и принесет пользу, оставит какие-то знания, навыки по помощи. Знания очень важны. Еще раз хочу напомнить, что с этим дерьмом может столкнуться каждый из нас! Вне зависимости от пола, (мужчины тоже подвергаются сексуальному насилию, и поверьте мне, подавляющее большинство из них натуральной ориентации), вне зависимости от социального статуса, уровня дохода и стиля жизни; и даже не взирая на суровый внешний вид и умение оказывать физическое сопротивление. Дело в том, что понятие принуждения к сексу значительно шире, оно включает в себя и шантаж, и моральное давление, и угрозы. И еще кое-что. Любой уважающий себя певец реализма и реалистичности обязательно будет корпеть над учебниками по юридической психологии и судебной медицине (ну, мне бы этого хотелось, чтоб корпел, прежде, чем царапать коготками клавиатуру), дабы наиболее достоверно обосновать причины, побуждающие его аморальных и антисоциальных героев совершать подобные зверства, отобразить условия формирования личности насильника, передать испытываемые им и его жертвой эмоции в момент самого насилия, и, конечно же, не переврать все, что касается последствий актов сексуального насилия: физический и психический вред жертвам, санкции от правосудия или, наоборот, безнаказанность - насильнику. Огромное число неточностей возникает именно в изложении с позиции жертвы. Особенно, что касается последствий и переживаний случившегося. Лучше всего, на мой взгляд, об ощущениях, эмоциях жертвы, последствиях и переживаниях вам расскажут не сухие и хладнокровные медицинские справочники (в них лучше искать мотивацию маньяков-психопатов), а те источники, где информацией делятся те, кто это пережил и те, кто знает, как им помочь. Очень хорошо это помогает избавиться от стереотипов и развеять привычные заблуждения. Например. Если вы думаете, что последствиями изнасилований ВСЕГДА будет страх перед интимной близостью, вы сильно заблуждаетесь. Во многих случаях, происходит нечто вроде компенсации, по тому же типу, что и редкие, но возможные, «влюбленности» жертвы в насильника. И тогда человек, переживший такое, наоборот ударяется в разнузданное, легкомысленное и безудержное блядство. И не следует полагать в этом случае, что ему повезло – что обошлось без психотравмы и т.д. Нет, не обошлось. Просто выглядит она по-другому. Далее, большинство научных и даже публицистических статей до сих пор не рассматривают всей картины совершаемых преступлений на сексуальной почве (бесит эта фраза, но раз уж ее юзают в этих статьях - то напишу и я). Поясню. В абсолютной массе источников подробно рассмотрена только лишь одна категория - изнасилование женщин, совершенное мужчинами. И там же этому есть оправдашки - типа мало информации о жертвах-мужчинах или об изнасилованиях женщинами женщин, а значит давайте все вместе будем думать, что это незначительный процент от всех случаев и сконцентрируемся лучше на женщинах, пострадавших от мужчин. Зашибись. Не знаем, поэтому будем думать, что их мало... На самом деле, случаи изнасилования мужчин тоже весьма и весьма многочисленны, хотя будем справедливыми - женщин-жертв все же больше, но действительно - о них редко кто узнает. И для меня это вовсе не удивительно. Жертвы сексуальных преступлений вообще не склонны к обнародованию информации, даже женщины. Думаю, всем понятно почему? А попробуйте-ка представить себе, чтобы какой-нибудь мужик по своей воле признался, хотя бы даже и своим близким людям, что его изнасиловали? Не говоря уже о том, чтобы донести эти сведения до правоохранительных органов! В лучшем случае обществу о них рассказывают скандальные, а потому, к сожалению, сильно преувеличивающие действительность, статьи и журналистские расследования. Пример: http://www.kp.ru/daily/23589/45140/ Разумеется, это не означает, что все военные части и военные училища отличаются такими особенностями. Нет, я знаю дофига нормальных. Таких, в которых процесс службы происходит красиво и кучеряво, прямо, как в сериале «Солдаты», все-таки пока большинство. И мои друзья и знакомые уходили и возвращались из армии, с совершенно нормальными впечатлениями. Однако два раза, по сильной пьянке, мне все-таки НАМЕКАЛИ, что сексуальное насилие в рядах вооруженных сил – это реально существующее явление. И их оно тоже затронуло, выражаюсь мягко, как только могу. И знаете, знакомым людям я склонна верить гораздо больше, чем газетным статьям. Ну, а уж изнасилования в тюрьмах и колониях – это вообще давний баян. Однако мало кто задумывается о том, какое количество мужчин подвергается насилию на улицах, в общественных туалетах или просто у себя дома (случайными знакомыми или даже давними друзьями!). И для этого, представьте себе, не нужно быть геем или мальчиком с укешной внешностью и провокационным поведением! Внешность и ориентация, как правило, не играет особой роли. К слову, если мужчина решается-таки поделится с кем-нибудь произошедшим с ним несчастьем, то, в 99% случаев, этот мужчина - нетрадиционной ориентации. За это как раз мой невероятный респект геям - они не боятся рассказывать, а самое главное - предостерегать и помогать другим. Что же касается самой многочисленной группы – изнасилований мужчинами женщин, то здесь самым главным является то, что раз нам всем давно знакомо это явление, нам автоматически кажется, что мы дофига об этом знаем и охуительно компетентны в вопросе. А отсюда - плодородная почва для бесконечных мифов и заблуждений. И, вроде бы, еще ничего, когда, опираясь на свои догадки и приблизительные, но неверные, знания автор ваяет очередного неубедительного маньяка. Но, когда кому-то из людей приходится (увы, от такого не застрахуешься в Росгосстрахе) столкнуться с насилием в реале, тогда, действительно, опасную службу могут сослужить все эти советы, типа «все маньяки в душе боятся женщин, окажите смелое сопротивление – и насильник отступит», «любого насильника можно суметь убедить, отговорить, главное знать, на какие струны души давить» или – мое любимое, блядь! – «у вас нет выбора, постарайтесь расслабиться и получить удовольствие». Знаете, в чем беда этих противоречивых рекомендаций: с одной стороны – «расслабиться и не сопротивляться», а с другой – «только решительное сопротивление может вас спасти»? Они обе правильные, и одновременно, обе неверные. Все ведь зависит от того, с чем именно вы столкнулись. Насильники бывают самые разные. В том случае, если человеку от вас секс, в сущности, и не нужен, и он жаждет вашей боли, крови, мучений и животного ужаса, тогда притворяться всем довольной и подыгрывать насильнику,равно как и изображать невозмутимость и молча терпеть, бесполезно. Поверьте, нужных ему криков и залитого слезами, и кровавыми соплями лица, такой человек все равно добьется. Если мотивации в виде побоев или ножевых ран действуют не так эффективно, как ему бы хотелось, существует множество других способов. Например, обжигание сосков пламенем зажигалки или клитора - окурком. Это я имею в виду именно маньяков-психопатов, тех, кто использует изнасилование, особенно совмещенное с нанесением тяжелых ран и последующим убийством, для удовлетворения собственного желания унизить женщину, причинить тяжелую боль, ввергнуть в депрессию на долгое время и разломать психику. Напротив, если изнасиловать вас - было спонтанной идеей, случайно пришедшей в пьяную и обкуренную головушку вашего знакомого (возможно, даже друга или вообще любимого парня), тогда оказанное сопротивление, если вы на него способны, конечно, зачастую, помогает отрезвить нападающего. А уж промыть ему мозги нравоучениями все же лучше на следующий день. Тогда же сможете и обидеться на него окончательно, или наоборот - подумать и простить. Ведь он же не хотел ничего плохого, просто соблазнился вашей невероятной красотой и не смог устоять, понять его можно. А вот, нарвавшись поздним вечером на аналогично пьяную и агрессивную толпу подростков, наоборот, дерзить, хамить и оказывать сопротивление крайне опасно. Оно будет их только распалять, и в тяжелом случае закончится все может (увы) убийством жертвы. Убьют просто по глупости и из страха перед тем, что она напишет заявление в полицию. Поэтому, даже если жертве сорок лет, а всем насильникам по пятнадцать, лично я бы очень не рекомендовала заниматься воспитательной работой и взывать к их нравственности, а также угрожать. (Нравственность, если она успела сформироваться к пятнадцати годам, давно уже пала смертью храбрых, задохнувшись в алкогольных парах и дыму шмали.) И если агрессивность реально зашкаливает и на горизонте маячат побои и ножевые ранения, грамотнее всего было бы вспомнить об основополагающей подростковой фантазии и разыграть последовательно испуганную-заинтересованную-возбужденную-сходящую с ума от удовольствия-благодарную жертву. Хотя бы ради того, чтобы в итоге остаться в живых. Ладно, это было, разумеется, отступление от темы. К тому же - целиком и полностью мое имхо, но я готова за него ответить. А вот в следующей главе, окончание второй главы, я подробнее рассмотрю основные народные заблуждения, касающиеся сексуального насилия, как по его видам: - изнасилование мужчиной (мужчинами) женщин; - изнасилование мужчиной (мужчинами) мужчин; - изнасилование женщиной (женщинами) мужчин и изнасилование женщиной (женщинами) женщин. Так и по мотивам совершения преступлений: - спонтанные и однократные, - целенаправленные и регулярные, - изнасилования ради секса, - изнасилования ради унижения и власти, - психопатологические случаи, - бытовое семейное насилие "в воспитательных целях" и т.д. Вы можете пропустить этот материал. Но я надеюсь все-таки, что вас это заинтересует. А пока что, категорически рекомендую всем ознакомиться вот с этим: http://www.vetkaivi.ru/main/etc?id=25 (Мифы о сексуальном насилии). P.S. Мне над
Станьте первым рецензентом!
|