Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
← Страшный и ужасный монстр Банальность. Часть 3. Жанры: ужасы, мистика →
Автор: FrostbiteBaroness
|
Фандом: Статьи Жанр: Психология Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Мы сочиняем ужасы, чтобы помочь себе справиться с реальностью(с) Стивен Кинг Тут следовало бы начать с небольшого лирического отступления, ибо автор считает крайне необходимым обратить внимание читателя на то, что жанр хоррора в ее, автора, жизни занимает очень важное, даже почетное место. Так вышло, что интерес к кинематографу и литературе во мне родились именно с "ужасов". Сложно объяснить, почему мистика и хоррор стали такими важными, словно бы неотъемлемыми элементами творчества в моем подсознании, то ли с детства тянуло к неизведанному, то ли дело в некоторых особенностях характера: очень люблю преодолевать собственные страхи и узнавать свои новые, темные стороны. Воистину, природа человека загадочна. Его мозг - система национальных автострад, как поговаривал О.Ж.Грант, и что-то в определенный момент может заклинить. Так рождаются сумасшедшие, маньяки, шизофреники, мнимые "сосуды для души Люцифера" и прочие. Разве не интересно отыскать что-то из этого в самом себе, понять, что ты тоже не до конца здоров и уравновешен? Еще большее любопытство сопряжено с мистическими событиями и персонажами: человек не может объяснить всего на свете, не может со стопроцентной уверенностью сказать, что чего-то в этой Вселенной совершенно однозначно произойти не должно. И это дает надежду на то, что наши предки не просто так слагали легенды о пленительных русалках и прекрасных нимфах, коварных демонах и хитрых лепреконах. В общем-то, об этом можно говорить бесконечно, - и полемика эта однажды обязательно превратиться в отдельную статью - ну а мы вернемся к нашим баранам. Жанр ужасов можно по праву считать достойным и благородным, ибо страх сопутствует человеку на пути его исторического развития с самых первых дней зарождения жизни. Страх – это способ управлять людьми, подчинять их и познавать истинную сущность их природы. К сожалению, хоррор редко отражается в литературе во всем его великолепии. И дело не в том, что в жанре ужасов практически невозможно быть новатором, ибо все тропы исхожены, загвоздка в неумении верно преподнести материал, чтобы напугать читателя или заставить его проникнуться. Большинство авторов при написании произведения почему-то не задумываются, что если им самим не страшно при прочтении работы, то и другим не будет. Более того, не обязательно стремиться напугать читателя. Для начала было бы неплохо заставить его испытать другие сильные эмоции: отвращение, дискомфорт, сострадание, недоумение, удивление. Из этого тоже складывается хоррор. Начнем мы с наиболее распространенных жанровых ошибок и шаблонов, которые повергают аудиторию в шок и ужас своей нелепостью. Кошмарное изнасилование тетушки Анатомии Что только не вытворяют авторы со своими персонажами! Становится страшно, это правда, только не совсем от того, от чего нужно. Самый любимый простор для ошибок и штампов – кровь. Никого не волнует, что запас крови в организме человека не бесконечен – если автору надо, то она будет хлыстать из персонажей, как из шланга, поливая все вокруг. Маньяк то небось и не рассчитывал, что, порезав свою жертву ножом, утонет в океане крови. А еще кровь имеет свойство занятно расплескиваться по стенам и потолку, образуя ровные, красивые росчерки, которые так здорово описать парочкой пафосных слов. И да, даже если признать тот факт, что есть люди, которые панически крови боятся, нельзя считать эту жидкость единственным удачным пугающим фактором. Иначе выходит вот что: «Джек зашел в поместье Блэков. Звенящая тишина напугала его до глубины души. Он сделал робкий шаг в холл, пол которого был залит кровью. Лицо Джека исказилось гримасой ужаса и отчаяния, он бросился в спальню Блэков, но там все вещи были раскиданы, а простыни были залиты кровью! На потолке и стенах – всюду была кровь! В припадке Джек побежал, не разбирая дороги, спотыкаясь о перепачканную кровью мебель. Он добрался до кухни и дрожащими руками схватил графин, чтобы отпить из него воды, но в графине тоже была кровь. Тогда Джек начал кричать и снова побежал. Он пулей вылетел из поместья Блэков, едва не споткнувшись на крыльце, перепрыгнул через клумбу с розами, красными как кровь, и выбежал на улицу, чтобы позвать на помощь. Но путь ему преградила огромная, злобно смеющаяся капля крови, которая сказала только одно слово: «Кроооовь!». Джек рухнул замертво». Едем дальше, совершенно непонятные вещи у нас творятся с пистолетом. Пошла благородная девица Марь Ивана стреляться, взяла пистолет, поднесла к виску, сделала скорбное лицо, упомянула о том, что жить не хочет, нажала на курок. С самодовольной улыбкой на лице она упала на пол, из масенькой аккуратной дырочки в виске литрами вытекала угадайте сами что. Ага, значит от пуль остаются масенькие дырочки. Ну ладно. Но почему когда Леопольд Аристархович яростно защищал свою жизнь от злобного маньяка и выстрелил в него из дедушкиного пистолета, то бедного убийцу откинуло аж на десять метров, перекрутило, а в животе образовалась дыра, из которой вывалились кишки? Тут что-то не так либо с головой Марь Иваны, либо с животом маньяка, либо с пистолетом Леопольда Аристарховича. Совсем уж дивные вещи творятся с органами героев. У них, понимаешь ли, вырывают сердце легким движением руки, наплевав на наличие грудной клетки, а они выдают монологи Гамлета, срывая бурные аплодисменты. Это как понимать? И что за мания такая у маньяков – вырывать сердца? Почему тогда не почки? Что, будет смотреться менее эпично? Но лучше уж вырванное сердце, чем пытки, уготованные убийцами. Нашим героям ломают руки и ноги, отрывают пальцы (да-да, прям берут руками палец и отрывают), отрезают носы и языки, выбивают зубы, наносят сто тринадцать ножевых ранений в живот… А герои стойко молчат. Терпят. Мужественно дожидаются приезда полиции или появления супергероя. Тут не знаешь даже, чему удивляться! То ли тому, что маньяки так легко героев буквально рвут на части, порою даже не пользуясь посторонними предметами, то ли тому, что персонажи так стойко справляются с болью, либо не пытаясь сопротивляться, либо сопротивляясь с невиданной силой, не присущей ни одному человеческому существу. А еще в определенный момент в жертвах просыпается невиданная сила, и они убегают на двух сломанных ногах с дыркой в животе. Конечно, нельзя не признать весомый аргумент о том, что болевой шок затмевает саму боль, и на решительный рывок в таком случае хватит сил. Но никакой речи не может идти о марафоне или таком отважном побеге. Тут нужно объяснить любителям всяческих извращений над персонажами несколько элементарных вещей. Первое: да, возможно, в некоторых Голливудских фильмах вы нечто подобное видели. Главный герой после тринадцати пулевых ранений встал и пошел снимать с дерева несчастного котенка. Но стоит понимать, что такое все-таки невозможно. Иногда достаточно неудачно приземлиться на ноги, прыгнув с даже небольшой высоты, чтобы любые дальнейшие движения показались адской мукой. А уж хотя бы одно пулевое ранение...да неважно, даже если вашему герою выстрелили в плечо, он не сможет сразу встать и продолжить бой. Он, может быть, и устоит на ногах, но ему потребуется время, чтобы отойти от шока и предпринять попытки справиться с болью. Второе: мало преодолеть боль. В нашем случае время - наш злостный враг. Даже если герой вырвался из плена маньяка и пробежал-таки стометровку по темным катакомбам, дальше начинаются проблемы. Все вокруг - источник инфекции. Заражение неминуемо, а это принесет еще более страшные мучения. К тому же, если не остановить кровотечение и не перевязать рану, то можно заранее составлять завещание. Более того, перевязывать надо не грязным куском ткани и не половой тряпкой. А то, к вашему с персонажем удивлению, станет только хуже. Третье: есть еще и психологический фактор. Любое насилие, любые пытки по-разному рефлексируют на сознание человека. Даже взрослый, казалось бы, крепкий мужчина может разрыдаться. Постоянные боль и смута вызывают панику, нарушается координация движения, все происходит словно в тумане. Не каждый в такой ситуации сможет действовать быстро и адекватно, да что там, не каждый вспомнит, как его зовут. А уж если ваших героев атакуют призраки...какая там адекватность, какие звонки в полицию! Тут недолго и с катушек съехать. Ну и самая смешная банальность – герои перед смертью думают о своих возлюбленных и успевают составить к ним целое романтическое обращение. Представьте, что вам только что отрубили руку. Вы будете думать о том красавце из соседнего подъезда или о захлестнувшей вас адской боли? Чтобы немного обобщить все вышенаписанное, составим небольшой топ-советов на этот счет: 1) Не перебарщивайте с пытками над героями. Если грамотно описать порез пальца бумагой, то это покажется страшнее и больнее, чем неумело описанное выворачивание конечностей во все стороны. 2) Помните про кровь (вы же не забыли, что у нас ее всего несколько литров?) 3) Помните про кровотечение и заражение раны и не умаляйте последствий ранения героя. 4) Если вы чего-то не знаете об организме человека. лучше обратитесь к медицинскому справочнику, а не выдумывайте небылицы. 5) Не забывайте про болевой шок. Многие во время пыток теряют сознание. И не просто многие, а подавляющее большинство. 6) Мысли и поступки персонажей должны соответствовать ситуации. Надеюсь, всем ясно, что во время расчленения Маргарита Аристарховна не помянет невыключенный утюг. Вампирская тематика Пестрит не только шаблонами, но и откровенной глупостью. Почему-то уже давно стерлась граница между образом вампира и понятием монстра, излишняя романтизированность, как злобный вирус, поразила всех вампиров, которые заделались притягательными для юных дев существами. В таком случае совершенно не понятно, почему не нравятся барышням упыри, вурдалаки и зомби. Нельзя сказать, что виновата во всем именно Стефани Майер, которая и начала моду на романтичных, блестящих вампиров-вегетарианцев. Нельзя и отнять наслаждение подобными историями у огромной аудитории поклонников подобного извращения. Они фапают, и им норм. Но ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно помнить, что вампир как он есть - это чудовище. Да-да, как бы то банально не звучало, отправляйтесь читать Дракулу. А если классику не хотите (а это классика, уважаемые громко возмущающиеся фанаты Вечерелок!), то хотя бы предания и легенды древних людей. Хотите верьте, хотите нет, но ваши предки во всю эту клыкасто-кровавую тематику верили, как и верили в ведьм, демонов и метеорологов, и к потенциальным вампирам целоваться взасос не лезли. Стоит уже выкинуть из головы стереотип, что вампир - это личность всенепременно красивая, загадочная и невероятно невероятная. Совершенно не обязательно. Кровопийцей может оказаться и низенький, пузатенький, недалекий деревенский паренек, который до определенного момента ни у кого не вызывал никаких подозрений. Более того, не следует делать из вампиров откровенных клоунов. Прожив пару сотен лет до встречи с вашими главными героями, они как-то научились существовать по определенному распорядку, и навряд ли с такой легкостью попадают в откровенно нелепые ситуации, оказываясь в неверное время в светлом месте. Они также навряд ли отличаются общительностью и дружелюбностью, зная, какую неприязнь к ним испытывает человеческий род. И скорее всего ваш вампир захочет убить человека, чей предок охотился на его собратьев, а не шестнадцатилетнюю школьницу, хлюпающую носом. И уж точно не станут кровососы прилюдно шипеть на священников или чураться икон, бурно выражая негодование. Вампир - тоже живность, ему хочется продолжать свое существование, а потому он навряд ли будет вести себя столь компрометирующим образом. Призраки Давайте сразу смиримся с тем, что соригинальничать с призраками у нас не получится. Слишком заезженная тема. Но это не значит, что о призраках теперь не стоит писать вовсе. Просто следует развенчать парочку шаблонов. Опять же, призраки не обязательно так бессовестно палятся, как всем кажется. Если они преследуют конкретную цель, например, выселить кого-то из дома или указать на чье-то место захоронения, то они будут заниматься непосредственно делом, а не проявлением на фотографиях с покерфейсами или бесплодным двиганием солонки по кухонному столу. Не все призраки являются прелестными, рано умершими девочками. Нет, нет, погодите, не плачьте, вы сможете справиться с этой информацией. Да, призраком может быть и старик, и не самого симпатичного вида мужчина, а не только полупрозрачная дева с волосами, отчего-то развевающимися в воздухе. Безусловно, существуют такие фантомы, цель которых не донести какую-либо информацию до нашего мира, а просто напугать, причинить боль. Но для того тоже нужны мотивы. И такие призраки, логично предположить, будут еще более последовательны и изобретательны, чем прочие собраться, и явно не станут просто так мебель двигать. Нельзя не признать, что большинство духов предпочитают общаться с детьми. Потому что дети, как известно, народ доверчивый. А еще, с богатой фантазией. Так что фантома они могут и запросто выдумать. Да, кстати, не могу не упомянуть о забавном опыте с одной прелестной кинолентой, когда очаровательная блондиночка схватила топор и ловко зарубила призрака насмерть. Думаю, не стоит объяснять, что это плохая идея. Плохая, плохая идея! А вообще всегда встает вопрос: как же сделать историю про призрака притягательной, оригинальной, с изюминкой? Уделите время легендам и народным байкам. Это настоящая сокровищница для писателя, работающего в жанре хоррора. Сколько преданий сложено о неупокоенных душах выдающихся личностей (не обязательно всяческих писателей или актеров, а ожесточенных палачей или душевно больных правителей) сложено! Тут уж настоящий простор для фантазий. Обратимся к искусству. Очень притягательной можно считать историю про погибшую насильственной смертью чревовещательницу, решившую отомстить жителям своей деревни (фильм "Мертвая тишина"). Или вот вам рассказ о съехавшей с ума медсестре, работавшей в больнице с детьми и излишне сильно их любившей (лента "Хрупкость"). Хотите дом с привидениями? Много полезного материала можно найти в "Доме ночных призраков" 1999 года. Очень затянула история фильма "Призраки"\"Wind Chill", да даже недавно вышедшая "Шкатулка проклятия" будет неплохим пособием, в том числе и историческим, между прочим. Сюда же можно отнести "Мертвых птиц" и "Синистр". Что касается произведений литературы, из которых можно черпать вдохновений, их целая масса! Но особенно рекомендованы к прочтению работы Лавкрафта и старого доброго дядюшки Эдгара Аллана По. Не забывайте и Кинга, у него есть очень интересные рассказы на "призрачную" тематику. Также писали о привидениях Вальтер Скотт, Эдвард Джордж Бульвер-Литтон, Уильям М.Теккерей, Чарльз Диккенс, Хью Уолпол, Лорд Дансени и Джордж Макдональд. Наиболее подробно поговорить о теме планируется в отдельной статье. Монстры Монстры бывают разные: черные, белые красные, но всем одинаково хочется...кого-нибудь схомячить. "Да почему именно сожрать-то?" - недоумевает читатель. "Грррррр!" - отвечают ему монстры. Совсем позабыли горе-авторы о том, что монстры могут выполнять функцию стражей или просто отпугивать людей от "нехороших" мест, предупреждая их о чем-то дурном. Все бы есть и есть, есть и жрать, и жрать и обжираться...С одной стороны, дело понятное, для монстров специальных Макдональсов не строят, им приходится самим все себе организовывать, но все ж таки, господа, имейте совесть. И уж если кушать человеков, то делать это пугающе-эстетично. В смысле, мало кого испугает такое предложение: "Монстр кинулся на нее и разорвал ее на части." Раз уж решились накормить свою буку-бяку придумайте впечатляющее описание, которое вызовет приступ страха или отвращения. Не меньше проблем и с обликом монстров. Большинство из них покрыты шерстью, имеют длинные клыки и острые когти. Ну здравствуй, чупакабра. И прощай, фантазия автора. Лучшим источником вдохновения для создания облика монстра может послужить "Сайлент Хилл"; вот где разработчики оторвались на полную катушку. У них были и всемирно известный пирамидоголовый, и убитый уборщик, с ногами, привязанными к голове колючей проволокой, и очаровательные медсестрички, и "склеенные" в кокон люди. Во второй раз за статью обращу внимание читателя на ленту "Мертвые птицы", там достаточно феерично изобразили монстров. Пришельцы Не обязательно должны быть зелеными, головастыми, глазастыми анорексиками. Ну честное слово, они ведь и обидеться на такое могут! И не обязательно им прилетать на землю на летающей тарелке. Иначе все превращается в какую-то наивную сказку. На самом деле, здесь автору есть где разгуляться. Его пришельцы или просто инопланетные создания могут устроить террор в открытом космосе, атаковав чей-нибудь корабль, могут дебоширить на Земле, преследуя самые разные цели: изучение человеческого рода, объявление войны, уничтожение потенциально опасных противников, утоление голода или поиски объектов для дальнейших научных экспериментов. А, может быть, пришельцы решили освоить и заселить новые территории. В любом случае, это можно подать интересно. Как в фильмах "Нечто" (Джона Карпентера), "Чужой" или "Прометей". А еще есть великолепная картина "Знаки", которая совмещает драму и мистику. Маньяки Что ты будешь с ними делать! Почти так же предсказуемы, как и вампиры! С виду угрюмые, нелюдимые, в кармане брюк лежит нож, руки и рубашка ненавязчиво перепачканы кровью...Словом, палятся, как могут. И крадут в основном все тех же многострадальных шестнадцатилетних школьниц, чтобы замучить их в подвале своего устрашающего дома. Зачем? О, во имя гладиолуса и несуществующего обоснуя! О злодеях было сказано достаточно в разделе "Персонажи", но и здесь хочется повторить, что многие авторы упускают из виду любые причинно-следственные связи: у их маньяков нет ни моральной травмы, ни конкретной цели, ни своей философии. Нет, не всем быть, конечно, Джонами Крамерами и Фредди Крюгерами воплоти, но какие-то элементарные детали обязательно следует придумать. А еще не стоит забывать про касту интеллектуальных маньяков вроде Ганнибала Лектора. Во все времена такие персонажи вызывали у аудитории противоречивые чувства: раболепное восхищение и одновременное абсолютное отвращение. А еще памятуйте о том, что маньяк не обязательно будет пытать своих жертв. Он может ставить на них эксперименты, может просто наблюдать за ними, или, ну а вдруг, ему захочется завести себе домашнего питомца и для этой роли он выберет себе именно вашего героя. Животные Анималистическая тема забыта напрочь. А если о ней и вспоминают, то речь либо о собаках, либо об акулах. И, поверьте, уж лучше о собаках. Удивительно, что авторы не хотят попробовать своих сил в этой сфере, ведь она максимально близка к нашей с вами, реальной жизни. Кто не рискует наткнуться на стаю голодных волков в походе? На разъяренную львицу в саванне? Крысы, пауки, ядовитые змеи, даже обезумевшие кошки могут вызывать неподдельный страх! Сатана Он же Дьявол, он же Люцифер, он же Черт. Каждый дает ему свое имя. Но нужно намотать себе на ус, что о нем писать как раз сложнее всего. Хотя мировой кинематограф и не гнушается этой темой, регулярно изгоняя дьявола из всевозможных персонажей, очень тяжело преподнести все с правильного ракурса. Сатана - он все-таки не бабайка какой-нибудь вшивый, и чтобы о нем писать следует изучить достаточно много соответствующей литературы. Интерес могут представлять различные культы Дьявола, секты его имени, люди, мечтающие перенять частичку его величия. "Девятые врата", "Обряд" помогут получить некоторое представление о теме. Но самое важное не упасть лицом в грязь, закидывая Темные Силы младенцами прямо с жертвенного алтаря и устраивая в честь них пляски под "Хэээээй! Макарена!". Просто страшные байки Известное дело: многие авторы черпают вдохновение из историй, взятых из пабликов вконтакте, коих расплодилось бесчисленное множество. И мало кто задумывается, что по-настоящему художественных и страшных там одна на миллион. Чего только не отыщешь: и красные пятна на стене, и черные руки, и ножницы-которые-ходят, и какие-то совсем бесноватые девочки-маньячки, и призраки, атакующие дверной звонок...Один раз попалась история про черную руку в пачке пельменей. Спасибо, посмеялась. Может быть, в детстве все это и было актуально. Мы с лучшей подругой тоже страдали фигней, пели песенку про злые зеленые глаза ("Летят-летят по городу зеленые глаза, сейчас они сожрут тебя-тебя-тебя"), боялись оставлять на ночь форточку открытой и шарахались от людей, одетых в красное. А байки про гробик на колесиках, который, господа, вы только вдумайтесь, звонил несчастным перепуганным детям домой?! Интересно, он какой оператор предпочитаете: МТС или Мегафон? Словом, не стоит опускаться до такого низкопробного писательства. Истинно интересные сюжеты следует искать либо в реальной жизни, либо в искусстве и фольклоре.
Рецензии:
|