Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
← Как вернуть Музу? Часть 3. Совет первыйЕсли говорить грубо (почти матом), то процесс составления текста можно поделить на две неравные половины:
1. Редкая Прям само летит, да так классно получается!!! 2. Постоянная Сижу, давлю из себя строки самого низкого качества. Да, чувство, словно во время вдохновения кто-то вселяется в автора и делает за него всю работу. Главное - не мешать, подкармливать печеньками (ЭТО САРКАЗМ!) и ублажать божество иными способами. Но вот муза дает деру, и в одиночку автор уже ни на что не способен. Муз: Я рассказал историю! Я показал, как начать и что будет дальше! Чего тебе еще надо?! Автор (растягивая слова): Ну я не понима-аю! Ну я не могу-у писать биз тибя-а! Ну ПАМАГИ!!! Муз: Эй, алле, ты у меня не один такой! У меня еще десять человек только на сегодня! Автор: Зачем тебе ходить к кому-то еще! Смотри, как я круто пишу! Муз: Ага. Это я круто пишу. Не помню и случая, чтобы ты сделал что-нибудь сам. Хочешь себе постоянного помощника - докажи, что на тебя стоит тратить время. Блин, уже пять часов, мне бежать надо! Автор: У меня есть печеньки! Будешь?! Муз (убегая через вентиляцию): ...переходи на нашу сторону, блин. Это если говорить метафизически. Если взглянуть на процесс созидания с точки зрения психологии, то тут йайца сварены еще круче: В процессе работы писатель пользуется кучей отделов мозга, черпает полной ложкой из своей же памяти и опыта. Руки его, загребущщие, лезут в дебри закромов, где натянуты нити нервов. Крючковатыми пальцами он задевает то одну, то другую струну... все это порождает горы ассоциаций. И вот автор уже ныряет в эти горы, таскает мешками, а не скребет по сусекам, сыпет зерно истин прямо на бумагу. Ну и тут, не сходя с места, начинаются проблемы: 1. Как бы ни были велики амбары, если долго таскать из них зерно, оно однажды кончится. 2. Как бы ни был силен автор, в какую-то секунду он выбивается из сил под мешками. 3. Как бы ни были хороши зерна, автор может наткнуться на мешок с гнилью и решит, что все прочие - тоже гнилые. А теперь то же, но с понтом по-научному: 1. Информационная база имеет свойство истощаться. 2. Период активной фазы длится недолго, потому как энергозатратен. 3. Ассоциативная память содержит как приятные воспоминания, так и не очень. И последние могут запросто притормозить работу блокировкой "неприятных" для психики участков. И если, например, во время распития кофе вам доложили трагическую новость, вполне вероятно, что к кофе вы будете испытывать отвращение просто потому, что его запах будет автоматически вызывать болезненные воспоминания. Все просто. Примерно такие же проблемы встают перед автором во время написания черновика "через силу": 1. Автор делает героическое усилие и садится за работу один. Без музы. 2. Выдавливает из себя абзац. 3. Перечитывает. 4. Морщится. 5. Стирает. Ну что тут можно сказать? Совет от мастеров номер одЫн Как поступать в случае, когда пишется абсолютная хрень? Барабанная дробь... Правильно. НЕ ПЕРЕЧИТЫВАЙ! А теперь подробнее: Вернемся к началу главы. Есть два типа процесса - первый, когда все само и ладно, и второй - когда с трудом и фигня. Так вот, это все фикция и миф. Да, может быть, под вдохновением у нас получается чуть лучше, но поверьте старой птице - в любом состоянии получается нечитабельная ХРЕНЬ. Да-да... (с) Разница лишь в том, что когда буквы сами прыгают из-под пальцев, мы к ним не придираемся: 1. Метафизическая причина: глупо придираться к творчеству Музы. 2. Психологическая причина: во время работы правой половины мозга внутренний критик плотно сомкнул веки в левой половине и в ус не дует, чо там кропает автор. В кризис же автор вполне способен написать текст, если разгонится, но критик будет ходить рядом, будет заставлять перечитывать, морщиться и кричать на ухо. Критик: Сотри это убожество! Ты можешь лучше! Автор (зажимается, краснеет, сковывается): Да, в самом деле, вчера лучше получалось. Критик: А ты вчера писал что-то? Почему не позвал? Автор (стирая написанное, с тоской в голосе): Завтра обязательно позову. Критик: Ты бездарь! Я в тебе разочарован! Автор: Может... мне чем-нибудь другим заняться? Критик: Хорошая идея! Не трать свое и чужое время! Вскопай огород! Если отказаться от моментального перечитывания, картина целиком меняется: Критик (через плечо): Чего ты там катаешь? Автор: Завтра покажу. Это сюрприз. Для тебя. Критик: А если мне не понравится? Автор: Уже три страницы написано! Только попробуй нос воротить! Не понравится - сядешь и перепишешь. Такой подход поможет: - во-первых, разогнаться, не оборачиваясь на качество. Даже если в начале (от одной до сорока минут) будет тяжело, то потом левая половина заколебется ждать и уйдет с караула, предоставив правой всякую свободу; - во-вторых, наработать хоть какой-нибудь материал для дальнейшей обработки. В заключении - да, возможно, написанное через силу не блещет качеством. Но уверяю, качеством же не блещет и вдохновенный поток мыслей. Разница лишь в том, что под цензурой текст зажат, а без нее - раскован и часто нечитабелен (на Самиздате для таких случаев даже плашка есть - "Осторожно! Автор юн, писал под напором вдохновения"). В конечном счете последнее слово за редактурой. А вот тут уже вступают силы, неподвластные никакому вдохновению - только знания и трезвый разум способны из набора слов сделать ТЕКСТ. А кроме того - почему-то считается зазорным сесть и писать, что пишется. Мол, некошерно писать фигню. Мол, кроме как халтурой подобный вид деятельности не назовешь. Писать нужно только сразу и только шадевры, никак не меньше. Словно кто-то невидимый заставляет автора показывать народу все, что он делает. Но ведь черновик (даже самый бездарный, сухой и примитивный) сродни подмалевку к огромной картине со сложным сюжетом. Художники не пишут полотна начистую - сначала идут эскизы, потом поиски цвета... и все это больше похоже на дешевую мазню, чем на художества. Но им никто никогда не говорит, что они халтурят - нет, черновик это тоже работа. Тяжкая, порой, неблагодарная, но основополагающая. Просто эскизы никогда не попадают на выставки. Если придете в музей, то увидите - там только готовые работы... И если уж кто выставляет наработки, так только мастера - этим уже ничего не страшно.
Рецензии:
|