Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
Помогалки в помощь авторуЗдравствуйте, дорогие читатели! Давненько я не оставляла на фикбуке
небольших кусочков текста, именуемых статьями, и сегодня желаю исправить
сие недоразумение.
Я бы не сказала, что в этой статье есть одна чёткая тема. Скорее, она состоит из нескольких отдельных элементов, которые слишком малы, чтобы расчленять их на разные главы. Это не панацея от отсутствия вдохновения, никоим образом. Лишь простые советы, которые могут помочь в процессе написания фанфика и/или ориджинала. Не можете придумать какой-то элемент сюжета или героев? Нужен толчок, чтобы заработала воображалка? С этой проблемой сталкиваются многие авторы, независимо от возраста, образования и количества настроченных страниц. Так за чем же дело стало? Дайте себе этот толчок одним из предложенных способов. Помогалка 1: Картинка как история Банально откройте любой поисковик, где есть возможность откопать кучу картинок. Выберите особо понравившуюся (или, к примеру, совпавшую по настроению с вашей предполагаемой или уже пишущейся работой). Неважно, что на ней изображено – шикарный пейзаж, какой-нибудь персонаж или вообще абстракция. Главное требование к такой «картинке для воображения» - вы не должны знать, что на ней изображено по задумке её создателя. Если это персонаж – вы не должны знать, кто он. Если это пейзаж – вы не должны знать, что это за место. Иначе происходит подмена вашего видения авторским, и воображение начинает работать не в ту сторону, куда следовало бы. Итак, что же делать с картинкой? Подумайте над ней. Если это пейзаж – попытайтесь придумать, что это было бы за место, если бы вам довелось о нём писать. Как бы вы его показали? Что там произошло? Как это повлияло на сюжет? Если персонаж – кем он (или она) является в пределах вашего произведения? Какой у существа с такой внешностью был бы характер, какая роль? Задавайте себе вопросы. Любые вопросы, которые возникнут. Девушка сидит на скале у моря – кто она? Может, она кого-то ждёт – или плачет о том, кого она с этой скалы скинула (кто их знает, этих девушек)? А может, это вообще не живая девушка, а призрак? Представьте, что в вас одновременно сидят два человека: один – жутко любопытный, который хочет знать как можно больше. И другой – тот, кто может как можно более полно рассказать первому то, что тот хочет знать. Как ни странно, именно методом «свободного выдумывания» можно заставить себя сгенерировать множество интересных идей. Метод работы с картинкой убережёт вас и от застоя (достаточно лишь слегка подтолкнуть воображение в нужном направлении, и в голову может прийти множество интересных идей), и от непредумышленного плагиата (который иногда может закрасться в произведение при попытке вдохновиться чужим текстом или кинофильмом). Краткая суть всего вышесказанного такова: 1. Найдите себе картинку, которая послужит толчком для воображения. 2. Поиграйте сами с собой в вопросы-ответы, возможно, записывая получившееся, чтобы не забыть. 3. Перечитайте то, что получилось (или просто мысленно переберите в голове) и пользуйтесь тем, что может пригодиться. Помогалка 2: Чёртовы описания! Продолжая тему картинок, я не могла не затронуть описания – штуку, без которой крайне сложно обойтись в большинстве текстов. Вам они не удаются или же выходят чрезмерно «сухими», академическими? Создаётся впечатление, что они прикручены «чтоб были»? Что ж, опять же, это лечится. Для начала стоит чётко уяснить, для чего вам нужно описание. Да, обстановка должна быть, но, положа руку на сердце, признайтесь – так ли важно, что героиня надела именно розовое платье, а в углу стояла пальма? Описание – элемент статичный, оно замедляет развитие сюжета, задаёт более спокойный ритм. Как можно понять из предыдущего предложения, многостраничное описание уместно лишь тогда, когда герой стоит на месте и крутит головой по сторонам. «На бегу» персонаж отметит лишь какие-то отдельные элементы обстановки и чужой внешности, не вдаваясь в подробности. Что ж, и всё-таки без описания не обойтись, пусть даже беглого. У нас есть задача – описать комнату глазами вошедшего героя. В качестве «помогалки» можно нарисовать себе картинку с необходимым пейзажем (или подыскать подходящую всё в тех же поисковиках). Не высокохудожественное произведение искусства, а каляку в тетради в стиле «Вот этот треугольник – ёлка, а этот квадрат – тумбочка». Можно, в принципе, и без картинки – тогда вместо неё составьте подробное описание, как в полицейском протоколе, что в комнате есть, какого цвета там пол и стены и так далее. Разумеется, в текст это вписывать не нужно – это шпаргалка для вас, не более. Для примера у нас будет комната старого особняка с пыльными диванами и пуфиками кофейного цвета, пушистым ковром, столиками и шкафами с гнутыми ножками и висящим на стене портретом какого-нибудь прежнего владельца с очень строгим взглядом. Герой входит в комнату… И тут мы должны обратить внимание не столько даже на саму комнату, сколько на персонажа. В каком он настроении? Что его интересует, а что – нет? Сколько ему лет? Плохо воспитанная молоденькая модница, любящая хай-тек, которая пришла сюда в гости, презрительно сморщит нос при виде антикварной мебели и примется думать о том, что неплохо бы намекнуть друзьям: сделайте ремонт. Старушка-хозяйка вспомнит о своём прадедушке, чей портрет висит на стене. Риелтор, которому всё это продавать, отметит стоимость мебели и обстановки, после чего сделает соответствующие выводы. Иными словами – выделите в уже имеющемся «академическом» описании те элементы, на которые, исходя из характера, должен обратить внимание ваш персонаж. Покажите не просто перечисление предметов – покажите реакцию героя на обстановку. Покажите эмоции и мысли. Описание должно раскрывать героя не меньше, чем диалоги и действия. Если сократить «помогалку», то она будет выглядеть так: 1. Составьте подробное перечисление предметов и всего того, что есть в комнате (или любом другом месте, которое вы хотите описать). 2. Посмотрите внимательно на характер своего героя и выделите то, что показалось бы интересным именно ему. 3. Собственно, опишите это, как описал бы персонаж, и будет вам счастье. Помогалка 3: Создаём схожие условия У вас есть персонаж, и есть какая-то конкретная сцена, где он должен проявить свой характер. Но вы никак не можете представить себе его восприятие мира, хотя и пытаетесь всеми силами встать на его место, представить себя им. И немудрено – как-то сложно представить себя голодающим юношей, живущим на болоте, когда ты – хорошенько откормленная девушка, сидящая за компьютером с кружкой горячего какао в одной руке и пирожком – в другой (в данном случае – личный пример со стороны Софьюшки). Как лучше вжиться в шкуру персонажа, прочувствовать его? Тут без примера будет объяснить сложно, поэтому возьмём всё того же голодающего юношу из первого предложения. Выдели на «вживление» хотя бы пару часов свободного времени. Он живёт на болоте, вдалеке от цивилизации? Конечно, никто не заставляет в реальности рисковать собственной пятой точкой и лезть в болото. Но вот сесть на электричку и съездить за город, когда там мокро и слякотно (или, на худой конец, прогуляться в стороне от основных дорожек в ближайшем парке под дождём) – вполне себе. Или хотя бы один день с утра до вечера ничего не есть. Заодно совместите приятное с полезным – разгрузочные дни иногда только полезны для здоровья. Как бы это странно ни выглядело со стороны (например, кошка смотрела на меня, как на идиотку, когда я завязала себе глаза и бродила так по квартире, пытаясь понять, как воспринимает мир абсолютно слепой человек), подобные «погружения» помогают увидеть персонажа и дают почву для реалистичных описаний и ощущений. Ведь как опишешь то, чего никогда не чувствовал сам (или не пропускал через себя, как в описанном методе)? Банально скопируешь чужое. Напишешь очередные «голодные глаза» и «впалые щёки» вкупе с тонкими руками и прочими внешними деталями. Но вряд ли увидишь, что «тонкие руки» всегда укутаны в пару-тройку слоёв одежды, потому как на болотах полным-полно комаров и других кусачих насекомых. Не увидишь, что герой регулярно размахивает руками, морщится и кашляет, когда ему в рот или в нос залезает мелкая мошка. Иными словами – исчезнут некоторые мелочи, которые придают герою действительно неповторимый характер и облик. Разумеется, вживаться нужно в рамках разумного. Никто не просит доводить себя до истощения, чтобы понять чувства голодающих детей Африки, или стоять на краю крыши, чтобы понять самоубийцу (разве что это крыша гаража). Не нужно убивать, чтобы понять эмоции случайно совершившего убийство, и не нужно спать со всеми подряд, чтобы понять шлюху. Человеческий мозг (особенно мозг эмоциональных людей) устроен таким образом, что способен многократно усилить любую мелочь. Те же холод и сырость – представьте, каково жить в них постоянно, так, что уже на автомате отмахиваешься от мошкары и разводишь костёр, чтобы дым отогнал всю кусачую пакость, не только чтобы согреться? К слову, попробуйте разжечь костёр на сырой земле, не имея под рукой зажигалки. Уверяю вас, это крайне проблематично. По традиции – краткая суть помогалки: 1. Возьмите какой-нибудь элемент жизни персонажа, который вам сложно понять и продумать (слепоту, неспособность говорить или ходить, жизнь в непривычных для вас условиях и т.п.). 2. Попытайтесь примерить этот элемент на себя (завяжите глаза, общайтесь с помощью записок – главное, чтобы это было не травматично для вас или психики окружающих). 3. Собственно, запоминайте ощущения – они вам пригодятся. Итак, мой небольшой списочек помогалок подошёл к концу. Надеюсь, хотя бы кому-то из прочитавших они окажутся полезны – ведь тогда я уже не зря предложила такие методы работы над текстом. Удачи вам, и помните: не стоит просто сидеть, ожидая явления Музы. Порой достаточно просто дать себе творческого пинка – и вы удивитесь, насколько, на самом деле, легко заставить вдохновение явиться на зов.
Рецензии:
|