Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
← Книга со станка, или редакция во избежание штампов. Заезженные сценарии
Автор: FrostbiteBaroness
|
Фандом: Статьи Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
И все же самой страшной подножкой для любого писателя является именно сюжет. Потому как если история не тронет читателя за самое сердце и не заставит плакать, смеяться, радоваться или вдохновляться, то все труды напрасны. Напрасны долгие часы нудной и мучительной редакции, напрасны поиски красивых и метких слов. Мой хороший знакомый писатель В. говорил: «Если книга не заставила тебя пережить нечто грандиозное, ты потратил свое время впустую. Лучше бы подрочил». И этот принцип очень даже справедлив. Нет ничего хуже, чем быть обманутым. Тем более, быть обманутым произведением, которому ты, обнадеженный, открыл свое сердце и свою душу. Личное пространство внутри на то и личное, что туда не следует впускать кого попало, а когда к нам стучатся безликие персонажи с их неинтересными историями, то приходится хвататься за поганую метлу и гнать самозванцев обратно к двери. Конечно, все мы как писатели очень любим свое детище. Холим и лелеем. У нас не бывает скучных героев, они все яркие и многогранные. И, конечно, те, кто этого не видят или не понимают, — обыкновенные глупцы, ничего не смыслящие в литературе потребители. Стоит однако вспомнить школьные уроки литературы и эти ужасные списки книг, как в памяти всплывает совсем другая картина. Сколько утомительно-нудных произведений пришлось прочесть. Как нужно было бороться с собой, чтобы прикончить хотя бы еще главу. Лично мне всегда в тягость были пафосные произведения о войне, где люди с улыбками на лицах умирали за Родину, что, конечно, ужасающий гротеск, ибо я никогда не поверю, что человек может искренне радоваться, что он на фронте, что в любую секунду он лишиться всего из-за одной пули, а потом о нем забудут, и имя его будет просто одним из тысяч имен в списке. С таким же трудом я осиливала не менее пафосные поэмы о любви, которые для меня все были одинаковые, невыносимо слезливые и полные филологического выпендрежа. Но те произведения, по меньшей мере, имели прямое или косвенное отношение к классике — необходимо для ознакомления. А вот разочарование, которое приносит современная книга, купленная в магазине, снятая с полки со звучным названием «бестселлеры»… О, это разочарование страшнее всего. «Все это было сотню раз написано до Х, и такую же сотню раз прочитано мной. Скукотища и муть зеленая, » — приходится констатировать, недоумевая, почему книжка селлилась настолько хорошо, что ее признали бест. Паланик очень грамотно и метко определил портрет современного читателя. Он ни в коем случае не тупой и не жестокий. Он капризный и искушенный. У нас есть 3D, и мы можем смотреть, как динозавры пробегают прямо перед нашими глазами. У нас выстроили кинотеатры, где мы можем чувствовать запахи и трястись на креслах. На нас дуют ветром. Нас обливают водой. Нам рассказывают про космос. Про другие эпохи и времена. Для нас придумывают целые миры и вселенные. Конечно, обыватель — знаток, и он не купится на ваше простенькое фэнтези с единорогами и магами. Он все это видел. В комиксах в интернете. В кино тысячу раз. И почитать об этом уже успел. Так что себе на носу нужно зарубить только одно: читателя нужно удивлять. Как? Вот это и есть ваша основная головная боль. Никто не накажет вас, если вы не сможете. Но и читать тоже не будут. Просто закроют глаза на все ваши таланты и преимущества. Те, кто считают, что наличие почитателей сумеречной саги автоматически обеспечивает аудиторию почитателей любой спонтанной ереси, — проигравшие. Они отсеиваются на первом же этапе естественного отбора в литературном мире. Аудиторию ни в коем случае нельзя недооценить. Это будет ваш первый и единственный прокол, который вам уже никто и ни за что не простит. Поэтому, когда вы приметесь редактировать свою книгу, задайте себе один глобальный вопрос. На него сложно ответить, никто не спорит. Вы всегда будете любите своих детей и считать их лучшими снежинками на утреннике, ваши трусики в горошек самые милые на свете, вы жарите самую вкусную яичницу и, спору нет, пишите круче Достоевского. Но станет ли читатель браться за вашу книгу? Он возьмет ее с полки, если она, теоретически, до туда однажды доберется? А если возьмется, будет ли он с увлечением поглощать ее страница за страницей или уснет после первой главы? Или ваша книга станет его способом куда-то деть свой взгляд, пока он едет в метро домой? Жанр драмы Жанр ужасов Ужасы — это сложно. Серьезно, вы даже не представляете, как сложно напугать человека. Нельзя просто выскочить из-за угла с криком «бу». Это слишком слабое оружие. Это никакое не оружие вообще, если быть честным. Всегда помните о том, что страхи людей берут свое начало в детстве или неразрывно связаны с нашими основными инстинктами. Мы боимся темноты, диких животных, стихии, непонятных нам вещей и явлений. Так что призраки, которые двигают мебель, скорее всего, не пройдут. Как и зомби. В наш век сложно удивить такими вещами, в жанре ужасов приходится изощряться. И поверьте, чем ближе к естеству будет ваш способ запугивания, тем лучше. Чем быстрее вы достучитесь до первобытного начала человека и разбудите его животный страх, тем лучше для вас. Знаю, что заведомо хватаюсь не за самый лучший пример. Но все равно чувствую необходимость об этом рассказать. Стивен Кинг — это сомнительный король ужасов. Конечно, он пишет своеобразно и часто интересно, но страшного в этом мало. Однако «1408» просто нельзя не посоветовать в качестве пособия для начинающего творца в жанре хоррора. Здесь, наверное, нужно ознакомиться и с рассказом, и с фильмом. Они просто пленят тем, что не прибегают к классическим приемам, а используют фантазию и личный опыт. Сколько раз мне случалось останавливаться в номерах отелей, столько же раз случалось ужасаться. Как там бывает противно тихо. Как там бывает неуютно, страшно, как хочется иногда поскорее выйти. И как умело все эти эмоции отразились одниим огромным гротеском в 1408. А вообще, если хотите научиться пугать, спросите у Лавкрафта как. Он знает. Жанр фэнтези Только кажется, что здесь все просто. Мол, я просто придумаю фриков и мирок для них. И сойдет. Фантазия есть у каждого. Каждому подвластно это нехитрое упражнение: придумать забавных зверушек и людишек. Но очень сложно сделать это таким образом, чтобы удивить других. По-настоящему удивить. Еще сложнее при этом невольно не скопировать уже существующие образы. Половина любителей фэнтези добросовестно переписывает Толкиена и даже не подозревает об этом. Не попадайтесь в эту ловушку. Черпайте вдохновение в любых источниках, но подальше от знаменитых произведений жанра. Никому не нужен пересказ уже рассказанного, никто не хочет очередных единорогов. Дайте читателю такую вселенную, которая затянет его целиком и полностью. Жанр детектива
Рецензии:
|