Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Я обязательно стану писателем!
[ Добавить запись ]
← Я обязательно стану писателем! Завлекало и предзнаменовало →
Автор: Kinuli
|
Фандом: Статьи Жанр: Джен Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
О, мои милые крючочки, лесочки, цепочки! Все, чем можно подцепить,
оплести, втянуть читателя! Драгоценные зерна, разбросанные по тексту,
бриллиантики, вкрапленные в скальную породу! Звездочки в космическом
пространстве, с чем же сравнить вас?
Сложно переоценить значение дивных волшебных завлекалочек для писателя, читателя и репутации книги. Потому что завлекалочки возбуждают интерес. А интерес - основная нить, связывающая книгу с читателем и заставляющая его переворачивать страницы. А только это и нужно автору! Кроме гонорара, конечно. Но пока не будем меркантильными. Сегодня мы думаем исключительно о том, как доставить радость читателю! Сделать это несложно. Достаточно всего лишь написать интересную книгу или рассказ. Мы же писатели, а значит, писать интересные вещи - это как раз то, что мы умеем! Или... Если говорить начистоту, то все (или почти все) советы гуру о том, как писать романы, рассказывают о том, как сделать книгу интересной по всем параметрам, начиная от персонажа и заканчивая речевыми оборотами. А что до завлекалочек, то это такие приемы, помогающие писателю завоевать внимание читателя. Эльвира Барякина в своем пособии приводит следующую классификацию: Завлекалочки Забегание вперед Прекрасно помним такой пример: Вася еще не знал, в какую переделку вляпался. Или не помним, но суть понимаем - до этого момента все с Васей было нормально, он сделал что-то не вызвающее особых подозрений (не бил инопланетян на дискотеке, а, допустим, картошку на даче сажал). И вот, чтобы намекнуть читателю, что стоит обратить внимание на важность момента, писатель вворачивает такую фразу. Заодно намекает, что дальше, мол, будет интереснее. Прием хороший, но тут важно не перебощить. Порой ситуация вокруг картошки складывается и без того загадочной, а тут еще и эти кэповские намеки. Или еще страшнее - читатель уже и сам начал догадываться, что грядет ПБ, а автор такой - раз! - и фактом в морду, что действительно ждет. И тут, как ни странно интрига погибает. То есть да. Вас ожидает неизбежное чудо, хотите вы этого или нет. На самом интересном месте Прием этот мы знаем и в фас, и в профиль. Он нам как родной, ни с кем не попутаем даже в самой кромешной тьме спросонья. Где мы его видели? Везде. Особенно в телесериалах. Вася открывает, наконец, потайную комнату и замирает на пороге с ужасом в глазах. И видим мы исключительно Васину рожу, а комнату, увы, нет. Вместо нее нам белым по черному пишут: "ту би континУед" и заставляют грызть ногти в ожидании следующей серии. Тут надо отметить вот что - конец главы/части романа на том месте, где герой упал в обморок, был оглушен или введен в наркотическую дрему, интересным не считается. Даже наоборот - считается штампом. То есть когда-то он был загадочен, завлекателен и интересен, но увы, те времена минули. Вопрос без ответа Герой задает вопрос, но в лучшем случае ответ не получает. В худшем, естественно, умирает. "Кто-а здесь?!" в темной комнате и мерзкое хихиканье в ответ, задумчивое "Что же там произошло, в том старом замке?" и тихие вздохи собеседников, нервное "Кто же убил его на самом деле?" и переглядки остальных... да, они благотворно влияют на интерес читателя. Он пухнет. Вся шутка в том, чтобы ответить на этот вопрос. Через какое-то время, конечно, а не через две строки терзания. Страх и беспокойство И вроде все в порядке, но наш милый персонаж Вася нервничает. Одна маленькая деталь (или несколько больших) выбивается из общей картины. Пусть в нашем случае это будет предмет, который лежит в его сумке, но который он точно туда не клал. Пусть это будет очень красивая и дорогая ручка с гравировкой: "Не вижу". Но! В Его Портфеле! В святая святых! В портфеле с тремя уровнями защиты и сигнализацией. Откуда она там?! Кто ее положил?! Зачем?! Что за надпись дурная? Вася мучается этим вопросом, а читатель тем временем уже понял - ручка в Васином портфеле просто так лежать не может! Это заговор! Самое меньшее - мировой. И быстренько читает дальше, чтобы убедиться в этом, а заодно понять, что же... Кроме завлекалочек есть еще одна категория приемов, повышающих внимание читателя, словно говорящие: скоро что-то произойдет. Предзнаменования Образы-ключи Опасный, скользкий, но действенный путь. Правильно - не будь он действенным, его бы не затерли до штампов. Эти образы мы привыкли воспринимать и в реальной жизни. Например, для нас предзнаменованием является пересечение кошкой вашего пути по перпендикулярной прямой. Но кошка непременно должна быть черной. В фильмах-ужастиках предзнаменования часто носят мистический характер, как то: карканье ворона на кладбище в пятницу тринадцатое, таинственная дверь, которая не открывается, отставшие часы, полная луна, мелькающая тень. Ключи могут быть и светлыми - видение белого голубя, падающая звезда, девушка в парке. Но нужно помнить, что все это богатство образов таит в себе подводные камни - большая часть из них давным-давно отштампована, либо просто выглядит натянуто или ненатурально. Нарушение порядка вещей И вот один из персонажей делает что-то ему не свойственное. Это не должно бросаться в глаза (друг главного героя вместо того, чтобы идти в магазин, отрывает голову соседке), но на этом надо акцентировать внимание. Вернее, мягко намекнуть, что вообще-то данный индивид раньше никогда не терялся в присутствии дам. А в тот день вот потерялся. И читатель понимает, что с персонажем что-то случилось, чего он не озвучивает. А знать-то хочется! Чего это он там скрывает?! Заговор Сегодня Вася понял, что окружающие знают что-то, чего не знает он. Мимика, жесты и подложные письма! Весь спектр намеков к вашим услугам. Вместе с героем читатель будет разгадывать головоломку и выяснять, по какой такой причине именно от Васи скрывали скрываемое. Неужели он особенный? Читатель-аутсайдер А вот тут с точностью до наоборот. Вася намекает читателю, что он знает все, что происходит вокруг. А читатель вместе с остальными персонажами недоумевают и следуют за Васей. Но не просто так, а потому что он клятвенно обещал рассказать все, что знает о сложившейся ситуации. В последней главе, как водится, он рассказывает: "Убийца - дворецкий!" и все встает на свои места. Итого - теперь мы знаем несколько приемов, чтобы околдовать читателя магией тайны. Но тут самое время вспомнить, что на одних тайнах наш крейсер далеко не уплывет. Ведь искусство романа держится не столько на загадке, сколько на сюжете и персонаже. Но это уже совсем другая история... вернее, даже истории! Ведь каждая составная часть художественной прозы, будь то фабула, характер героя, конфликт или идея, достойна отдельной статьи. Так что нам остается только привести список литературы и пообещать поговорить в следующей статье о таком явлении, как Персонаж. За сим откланиваюсь. И не забывайте, господа. Мы обязательно станем писателями!
Рецензии:
|