Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Мы диалектику учили не по гендеру или трудности понимания
[ Добавить запись ]
← Часть первая. Глава седьмая. Гендер и раннее Новое время →
Автор: РавиШанкаР
|
Фандом: Статьи Жанр: Психология, Слэш, Гет, Философия Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Новым временем принято именовать период с конца XVI до конца XIX века.
Связано это с появлением нового способа производства –
капиталистического. Соответственно, менялись и общественные отношения.
Однако, попробуем начать по порядку. В период Нового времени, иногда именуемый «галантным веком» (конец XVII – XVIII вв.) сформировалось два взгляда на гендерные отношения. 1. Взгляд «верхов» общества. Женщина фактически бесправна, но мужчине доставляет удовольствие поставить своего раба на пьедестал и поклоняться. Рассмотрим для примера такую передовую европейскую страну, как Франция. В XVIII в. складывается так называемая абсолютистская культура, которая создает новый идеал жизни. Везде царят красота, блеск, роскошь, величие, яркое сияние. Жизнь превращается в непрекращающееся удовольствие, наслаждение. Все насыщено чувственностью, кокетством. Однако всё это касалось отнюдь не всех французов, а исключительно двора, придворной знати и, конечно, монарха. Что же касается подданных, то народ существовал исключительно для государя. Целью его существования было повышение возможностей наслаждения жизни государя и его двора. Население было обречено на голодную смерть или на жизнь среди постоянных лишений и забот. И то, что ежегодно тысячи умирали голодной смертью, нисколько не тревожило монарха. Так, например, в то время как Людовик XIV истратил миллионы на роскошные постройки, население провинции Дофинэ питалось травой и корой. Только незначительная часть буржуазии, дворянства и духовенства могла предаваться безумной расточительности. Привилегированные классы проводили время в удовольствиях и бесконечных празднествах и никакое беспокойство не нарушало их наслаждение. Так называемый абсолютизм (период неограниченной власти единоличного правителя) создает особые формы придворного ритуала, церемониальность, почитание этикета, галантность (торжественность, пышность). Они получают распространение в различных сферах жизни, в том числе в отношениях между мужчиной и женщиной – демонстративно почтительное отношение к даме. Это становится модой, символом хорошего тона, и данный стиль культивируется в различных кругах дворянства и буржуазии: галантность следует рассматривать как «характерную черту эпохи». Это время называют «классическим веком женщины» – она задает тон, господствует во всех областях культуры, вокруг нее складывается настоящий культ. Галантный век провозгласил своим девизом «наслаждение». Многочисленные примеры подобного поведения можно найти в литературе, например в таких романах, как «Опасные связи» или «История кавалера де Грие и Манон Леско». Проявления эротики эстетизируются, возникает так называемая «эстетика будуара». Флирт – наиболее популярное развлечение. Из любви устраняется все грубое, опасное, сильные и глубокие переживания, в том числе ревность. Ритуал любовных игр особо утонченный, рафинированный: не целеустремленный натиск, а кокетливые выпады, изящное пикирование. Среди атрибутов – мушки, веера, платки, маски. Веер, например, превращается в постоянного спутника женщины: он позволяет ей либо скрывать свои чувства и настроение, либо специально акцентировать их. Без веера женщина чувствует себя беззащитной. Особый язык его движений может сообщить о планах и намерениях. В салонах того времени флиртуют публично, открыто. Одно из традиционных проявлений флирта – поцелуй. Искусство поцелуев стало весьма популярно в то время, и обсуждению этого важного предмета посвящались специальные трактаты. Колено – последняя инстанция дружбы, на поцелуй выше подвязки может претендовать один лишь любовник. Право на такого рода интимности предоставлялось чуть ли не при первом знакомстве. Естественно, подобная распущенность не могла не вызывать протеста у тех, кто не мог завидовать молча. Ж. Б. Мольер в своем произведении «Смешные жеманницы» выступает против своей современности, против пороков своего общества. В своих сатирических персонажах он пытается раскрыть, разоблачить основы социального противоречия времени. Автор «Смешных жеманниц» посягает на нормы аристократического вкуса и салонные нормы – его комедия направлена именно против этой аристократической культуры, аристократического искусства. Ж. Б. Мольер выставляет на посмешище притворство, лживые чувства людей, которые пытаются с помощью этих чувств всем своим поведением показать сословное превосходство («До встречи с Вами у нас был великий пост по части развлечений»). Согласно идее автора, чтобы стать благородной личностью в среде дворянского сословия, нужно было усвоить их жеманные манеры поведения. Эту мысль он вложил в слова Маскариля: «Вот он, высший свет: малейшая неудача и те, что еще вчера нами восхищались, ныне вас презирают. Идем, приятель, поищем счастья в другом месте. Я вижу, здесь дорожат лишь мишурным блеском и не ценят добродетели без прикрас». Другой характерный момент галантного обихода – ритуал леве, утреннего туалета дамы. Она вынуждена посвящать своему туалету долгие часы, и именно они стали официальным временем для визитов. Муж при этом присутствовал редко, обычно даму окружали друзья, по количеству которых можно было судить о положении женщины в обществе. Галантные обычаи позволяли принимать визитеров в постели, в ванне (если хотели соблюсти все приличия, то хозяйка должна была при этом накрыться простыней) или даже спящей. Вседозволенность, характерная для аристократических кругов, была примером подражания для буржуазии. Тон задают сами государи. Знатные вельможи содержат целые гаремы, видя в них один из символов своей абсолютной власти. Иногда обитательницами гаремов могли быть женщины из простонародья. Наиболее известный пример такого рода – «олений парк » Людовика XV, где содержались (и специально готовились) девушки для королевских утех. Одно из характерных явлений того времени – институт королевских фавориток (метресс). Королевская фаворитка имела свой штат, прислугу, охрану, получала содержание. Она появлялась при дворе как равная с официальной семьей. Институт метресс – институт большой политики. Фаворитки всегда находятся с верховным властителем, влияют на принятие решений. Место метрессы добывается в жестокой конкурентной борьбе между дамами, за которыми стоят определенные политические круги. Что касается костюма, то их формы и размеры меняются в зависимости от прихотей сиюминутной моды. Так, например, для костюма XVII в. характерны следующие черты: пышность, парадность, величественность, мягкие пластичные, объемные формы. Ткани этого периода – декоративные растительные мотивы, гербы, короны, вазы. Цветовая гамма – яркая, насыщенная, зачастую контрастная: встречаются синий, красный, белый, черный цвета. XVII в. – это эпоха барокко, изобилие рельефно «вылепленных» форм, достигаемых за счет использования самой ткани: рюши, оборки, пучки лент, банты. Ими могли украшать любую деталь костюма, вплоть до перчаток, штанов, туфель. Деталь, характерная для барокко и рококо – обувь на каблуках (как у женщин, так и у мужчин). Каблук меняет манеру держаться, делает походку несколько искусственной, но одновременно и пластичной. Экспансию барочной пышности не смогли остановить даже многочисленные законы против роскоши. Они запрещали не только простолюдинам, но и дворянству использовать золотую и серебряную отделку, ткани с золотой нитью, импортные чулки, кружева и другие предметы роскоши. В результате этих мер основным и часто единственным украшением костюма становятся ленты, и тем больше и щедрее их используют. Женщины делают прически из собственных волос: спереди челка, с боков локоны, а основная масса волос уложена в пучок. Украшений немного, чаще всего в них используется жемчуг: ожерелья, розетки, серьги и т. д. Туфли на высоких изогнутых каблуках из цветной кожи или тканей декорируют бантами, лентами, розетками. Обязательная принадлежность костюма – перчатки. Они искусно отделываются, пропитываются духами. У пояса на шнурках или лентах носят роскошные безделушки – веера, маленькие зеркальца и т. д. В моде мушки: их вырезают из черного бархата или тафты самых разнообразных форм – звезд, цветов, кораблей и пр. Они могли быть крошечными или достигать нескольких сантиметров – объем и количество зависели от личного вкуса. Со второй половины XVII в. костюм теряет свою пышность. Корсет приобретает вытянутую форму, приподнимая грудь и сильно затягивая талию (40 см), линия которой несколько занижена. Рукава сужаются и становятся короче (до локтя), а снизу украшаются кружевными оборками. Создается впечатление «узкой», изящной фигуры. Особенность платья – декольте, его носят все. Среди модных деталей туалета – зонтики, кружевные фартуки, а также трубки для курения. Табак – новое явление моды, его курят (для чего используют длинные дамские трубки) или нюхают (используют изящные табакерки). XVIII в. – последний этап развития аристократического костюма. Лидерство в создании новых модных форм переходит от двора к аристократическим салонам. Вместо величественности и импозантности – изысканность, вместо представительности – несерьезная детскость, незрелость. Костюм и косметика не дифференцированы по возрасту: напудренные, накрашенные, в париках, – все одинаково моложавы. Господствующая гамма цветов – светлая, пастельная: розовый, голубой, лимонный. В XVIII в. появляется неглиже (фр. – небрежный) – одежда для дома, утренних прогулок и приемов. Прически меняются неоднократно. В первой половине века головка у женщин маленькая, изящная с небольшими локонами. Волосы обильно пудрят, на лицо накладывают макияж. Все также увлекаются мушками. Во второй половине века прическе стали уделять такое внимание, что она превращается в настоящее искусство. Особенно неестественна и вычурна она была в 1780-1790-х гг. – в так называемую эпоху Марии-Антуанетты. Используя сложные каркасы, взбивая, завивая волосы, на голове создают целые композиции: корабли, блюда с фруктами, садово-парковые пейзажи. Прическа делалась, естественно, не на один день. Отсюда задачей становятся обычный сон, гигиена. Обильные употребления румян, краски, гротескные прически вовсе не способствовали частому умыванию. Запах пота, вши, блохи, и прочие неприятные следствия неопрятности, сопровождающие самую аристократическую публику – отличительный признак того времени. В эпоху абсолютизма существует особая любовь, «любовь стала вопросом тщеславия. Иная женщина старается взять верх над другими женщинами числом своих возлюбленных». Мужчины и дамы ведут «мотыльковый» образ жизни, порхая от одной связи к другой. Первый совет, который давали молодой жене ее светские подруги – «взять себе любовника». Его надо было иметь, чтобы соответствовать требованиям света. Измена – даже необходимость. «Если он мне верен, значит, более никому не нужен! Как я ужасно ошиблась!» - может воскликнуть юная новобрачная, убедившись в верности супруга. Задача «галантного века» - изменять, но изменять так, чтобы это было красиво. Отсюда весь этот язык причёсок, букетов, вееров, мушек. От этого периода сохранилось множество дневников, мемуаров, писем, грамотность является обязательной для верхов общества, в том числе и для их прекрасной половины. Общество желало быть в курсе дел. Дух галантности требовал впечатлений все новых и новых. Отсюда такие перемены или, лучше сказать, «смены». В высших слоях женщины именно в браке получают максимальную свободу, ведут праздную жизнь. Но женщины свободны ровно настолько, насколько позволяют им мужчины. А когда наступает пресыщение… «Ах мадам, какой отвратительный день вы выбрали для столь дальней прогулки!» - вот и всё, что смог сказать король Людовик XV, увидев погребальную процессию мадам Помпадур – своей многолетней фаворитки, женщины, которую он когда-то страстно любил. «Век женщины» – феномен культурной, но не правовой сферы. Как автор уже отметил выше, в вопросах правовых, юридических, женщина была абсолютно бесправна. 2. Взгляд среднего класса (нарождающейся буржуазии). Рассмотрим на примере английских пуритан и французских гугенотов. Буржуазная и, прежде всего пуританская, мораль объявляла мужа главой семьи, а жену – хозяйкой дома. Супружество – товарищество по накоплению богатств и воспитанию детей. «Молись и работай!» - вот девиз, выдвинутый ещё Жаном Кальвином, одним из отцов-основателей протестантизма. «Жить бедным, чтобы умереть богатым» - вот ещё одно правило, которому следуют добропорядочные буржуа. Отсюда внешняя скромность – может быть, даже несколько показная – тёмные цвета одежды, почти полное отсутствие украшений (исключение составляли кресты и образки). Платья женщин – длинные, глухие, закрытые. Накрахмаленные белоснежные манжеты и воротники. «Чистота – лучшая красота». Обязателен головной убор, плотно облегающий голову и закрывающий волосы полностью. Выбившаяся из-под чепца прядь – дьявольский соблазн. Никакой косметики, никаких духов – всё от лукавого. В невесте важна не красивая внешность, хотя кто ж откажется, а хозяйственность, домовитость, способность вести некоторые дела в отсутствие мужа, грамотность, сметливость, богобоязненность. (Реплика тараканов: и как пуританки умудрялись совмещать несовместимое?) Хозяйка тщательно заботится о чистоте и порядке в своём доме. Обязательно ведёт специальную книгу, где учитывает все расходы, стараясь получить максимум экономии. Задача матери – воспитать дочерей в том же самом достойном духе. Получается такое ЗАО «Семья». Если женщина соответствует всем требованиям пуританской этики - она пользуется достаточно большим уважением. Нарушительниц же сурово наказывали. Ну, как сурово – пост, молитва, работа и возможность навсегда остаться старой девой и «бесплодной смоковницей». Кроме того, процессы по обвинению слишком свободно себя ведущей красотки в колдовстве ещё никто не отменял (см. предыдущая глава). Есть сведения о том, что муж мог подвергнуть жену публичному наказанию, например, порке за лень, сварливость и несоответствие светлым пуританским идеалам. Или, например, применить любопытное приспособление – «стул сварливых жён». Женщину привязывали к стулу, который сооружали специально для этой цели возле ближайшего пруда. Стул крепился к приспособлению напоминающему колодезный журавль. Привязанную женщину периодически погружали в воду с головой, дабы снизить градус сварливости. Тем не менее, именно протестанты первыми выдвигают идею о равенстве женщин в вере, что немаловажно. В североамериканских колониях среди протестантских общин встречаются возглавляемые пресвитерами-женщинами, которые пользуются огромным авторитетом у собратьев по вере. В эпоху Нового времени под влиянием успехов образования, распространения грамотности, промышленности, изменением правовых норм гендерное равенство возросло, подчас и положение женщин постепенно улучшается материально и духовно. Труд женщин оплачивается в основных сферах производства, женщины получили доступ к городским специальностям. Становится распространенным представление о равенстве женщин в вере, усиливается моральное право женщин на занятость в ряде отраслей хозяйства (требующих искусных мастериц швей, кружевниц и т.п.), считающихся неприемлемыми для мужчин. Продолжает развиваться женское предпринимательство. К XIX веку подготавливаются условия признания прав женщин на самостоятельное распоряжение собственностью, избирать и быть избранной, законодательно. Толчок этому движению придала победа североамериканских колоний Англии в XVIII веке, создание молодой американской республики в конце XVIII века. В Европе после победы Первой американской революции 1775 - 1783 годов женщины не получили этих прав. Не получили они их и в ходе буржуазных революций XVIII века. Но революционные события способствовали активной организации групп в защиту женщин. Так, во Франции в ходе революции 1789 - 1794 годов создавались женские клубы, которые стали местом собраний для женщин, в них разрабатывались политические программы, призывавшие к равноправию в деловой и политической жизни общества. Но об этом далее.
Станьте первым рецензентом!
|