Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Мы диалектику учили не по гендеру или трудности понимания
[ Добавить запись ]
← Часть первая. Глава восьмая. Гендер и Новое время. Дальнейшие изменения →
Автор: РавиШанкаР
|
Фандом: Статьи Жанр: Психология, Слэш, Гет, Философия Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Что касается традиционных гендерных отношений и традиционной семьи, то
кардинальные изменения в этом отношении происходят в конце XVIII века в
рабочей среде. Во время промышленного переворота работницами сначала на
мануфактурах, а затем и на фабриках нередко становятся женщины. Интерес
владельцев предприятий тут чисто шкурный – с появлением машин физическая
сила мужчины перестала играть в производстве решающую роль. Первые
станки достаточно примитивны и просты, обучить работе на них можно и
женщину, и ребёнка, причём за достаточно короткий период времени. А вот
платить таким работникам можно куда меньше – в среднем женщина получала
примерно половину жалованья работника-мужчины, подросток – примерно
треть, хотя объём работы и нормы выработки были практически такими же.
Вот и возникала парадоксальная ситуация – в погоне за прибылями новоиспечённые капиталисты увольняли мужчин и набирали работниц-женщин, а то и вовсе подростков и детей. Об охране труда соответственно, не было ещё никакого понятия, женщины и дети калечились, подрывали своё здоровье, погибали от увечий и болезней. Больничный лист? Выплаты с производства? Да что вы… до таких высот трудовое законодательство поднимется ещё не скоро. Женщина идёт работать, дом остаётся либо на старших детей, либо на мужа, который уволен и не может найти работу, так как женщина работает за меньшую плату. Общественное мнение на это реагирует однозначно: были времена, когда всё было правильно – мужчина работал, а женщина занималась домашним хозяйством. Начинает формироваться профсоюзное движение, прежде всего в Англии (знаменитые тред-юнионы) и одной из его задач становится недопущение женщин к работе на производстве – справедливости ради стоит отметить, что не столько по половому признаку, а как раз из-за меньшей оплаты одинакового труда. Около сотни лет уходит на создание неких единых расценок. В той же Англии, например, к середине XIX века сложилась система оплаты в соответствии с выполняемой работой. Руководство профсоюзов, соответственно чисто мужское, так представляло себе идеального рабочего: семейный мужчина 40-42 лет. На него прежде всего и ориентировалось. Каждый рабочий мечтал стать «респектабельным» рабочим, то есть иметь возможность содержать неработающую жену и детей. Удавалось это отнюдь не всем, ибо зарплаты были довольно высокими только у высококвалифицированных рабочих, составлявших верхушку класса. Во всех прочих случаях работали и отец, и мать, и дети-подростки. Что же касается правящих классов, то наиболее сильные изменения произошли в сфере семейных и гендерных отношений в двух странах – в США и в России. Правящие классы перестали быть воистину правящими. В США причиной этому была война Севера с Югом, в России – отмена крепостного права. Если брать в качестве примера Россию, то следует отметить, что многие дворянские семьи до реформы кое-как сводившие концы с концами за счёт бесплатного рабского труда (рекомендую в этом плане книгу «Пошехонская старина» М.Е. Салтыкова-Щедрина ), после 1861 года оказались окончательно и бесповоротно разорены. Соответственно, упали до нуля шансы многих девушек-дворянок выйти замуж. Возможно, это и было одной из причин всплеска интереса к женскому образованию в конце XIX века. В 1861 году женщины могли поступать в университеты, однако, уже в 1864 году это было запрещено. Единственным высшим учебным заведением с разрешённым совместным обучением осталась консерватория. Тем не менее, медленно, но верно, женщины получают доступ к высшему образованию. И в Европе, и в России формируется категория женщин, занятых интеллигентным трудом. Первой признанной женщиной- врачом в мире стала англичанка Элизабет Гаррет Андерсон (1865 г.) Стоит отметить, что в медицинскую школу её не принимали, и образование она получила частным образом. XIX век – время формирования идеологии феминизма. Началось это правда, гораздо раньше, с книги Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин» (1792 г.) Идеологами женского движения стали англичанка Эммелина Панкхкерст и две её дочери – Кристабель и Сильвия. Начинается целенаправленная борьба женщин за право избирать и быть избранной (движение суфражисток). Однако, эти попытки встречают сильное сопротивление. Например, некая группа «Антис» указывает на «неуравновешенный характер женщин и их слабый интеллект». Она описывала женщину как существо эмоциональное, слабое, склонное лишь к пустяковым домашним хлопотам и полностью лишённое логики. (Реплика тараканов: дежавю, блин!) Политика считалась делом не женским, она могла развратить женщину, а заодно погубить рыцарские чувства мужчин по отношению к ней. (Реплика тараканов: хе, сколько там тех чувств!) Однако были и другие причины, по которым члены английского парламента выступали против феминисток-суфражисток. Политики усмотрели связь между женским требованием избирательного права и уровнем рождаемости. Во время только что закончившейся англо-бурской войны погибло немало солдат, и в начале XX века женское население страны намного превышало мужское. (Правильно, в общем, беспокоились. Получив образование и равноправие, женщины не желают плодиться как кролики – в мире столько всего интересного.) Однако потом грянула Первая мировая война, мужчины ушли в армию и очень многие мужские роли на производстве и в сфере обслуживания стали играть женщины, и очень успешно с этим справлялись. Этот факт бросил вызов утвердившимся стереотипам и поставил женщин в более выгодное положение в борьбе за избирательное право. Кстати, в Новой Зеландии женщины получили избирательные права ещё в конце XIX века – в 1893 году, в 4 штатах США – Колорадо, Айдахо, Юте и Вайоминге – в 1896 году, в Финляндии (в то время входившей в состав России – вот вам и тюрьма народов!) - в 1906 году, в Норвегии – в 1907, в России – в 1917 году, в Англии (только с 30 лет и с определённым образованием) – в 1918 году, в Германии – в 1918 году, в Испании – в 1932 году, во Франции, Индии и Японии – в 1945, в Швейцарии – в 1971 (тараканы в шоке!), в Иордании - в 1974 году. В Саудовской Аравии король в 2009 официально провозгласил право женщины выбирать и быть избранной (правда, в силу данная поправка войдет не раньше 2015 года, но все же это прогресс для такого закрытого и консервативного государства). В Кувейте, согласно разным источникам, право голосовать у женщин было, но его отменили то ли в 1961, то ли в 1985. Однако суфражистское движение добилось своего, и с 2005 года женщины Кувейта могут участвовать в голосовании.(Спасибо Sheyla Sh за предоставленную информацию по Саудии и Кувейту) Но вернёмся же к ярым противникам равноправия. Примером такой антифеминистской литературы может служить книга Отто Вейнингера «Пол и характер». Суть её в следующем: в идеале есть мужчина и женщина, в теории – «теоретический мужчина» и «теоретическая женщина» , на практике – женские и мужские черты есть в каждом из живущих. «Физиологический мужчина» может стать «психологической женщиной», но «физиологическая женщина» никогда не станет «психологическим мужчиной». Почему? По Вейнингеру женщина обладает только сексуальностью, мужчина, помимо того, ещё и интеллектом и характером. Женщина приспособится к любому мужчине, для неё самоценен только один объект – её ребёнок. Ради этой ценности она может пойти на всё. При желании мужчина может развить ростки разума в женщине, но, делая это, он портит и извращает её природу, развивая в ней «психологического мужчину». Понятно дело, что вокруг этой книги в своё время было сломано немало копий, ныне же этот глобальный труд почти забыт, хотя и не окончательно. Если подытожить всё вышеизложенное, то получается примерно следующее. Современные исследования отечественных авторов (С.Айвазова 1998, И.В.Бестужев-Лада, О.В.Захарова, 2000) показали наметившиеся XIX веке изменения в подходах к женскому вопросу. Весь XIX век для женщины - это поиск ее социальной идентичности между признанием и отрицанием ее права быть личностью, гражданкой, полноценным членом общества. Доступ к политическим правам женщины стран Запада получают в ходе упорной, длительной общественной борьбы прогрессивной общественности в XIX - XX столетиях. Если первые женщины-феминистки появились в конце XVIII века, то феминистическое движение оформляется с середины XIX века.. С получением политических свобод женщины были бы активным социальным слоем, требующим к себе внимания депутатов и лидеров стран Европы и Соединенных Штатов. Но это происходит не сразу. Правящие круги стран Запада не позволили произойти этому даже в XIX веке. Однако к середине XIX века в Европе и в Соединенных Штатах значительно окрепло общественное движение женщин за освобождение, появляются суфражистки, борющиеся за избирательное право для женщин. Общество суфражисток появляется в Англии в 1867 году, оно известно обращениями с петициями в парламент, чтобы распространить избирательные права на женщин. Потребовался долгий путь реформ собственности, образования, утверждения демократических прав в России, Западной Европе и Соединенных Штатах, прежде чем это произошло в учреждениях этих стран. Проблема женского статуса в правовом аспекте решается долго и сложными путями. До ХIХ века женщина в Европе и США была экономически зависима от семьи и от мужа. Ее экономическое освобождение в ходе буржуазно-демократических преобразований ХIХ века является базовым в установлении более равноправного общества в странах Запада. Это касается установления отношений собственности: в 1870-е годы в ведущих странах Европы и в США женщины получили права собственности. Это стимулировало общественные движения женщин. В женском движении принято выделять основные этапы, в течение которых достигается прогресс в ее разрешении. Первый этап - с середины XIX века до 1960-х годов, и второй этап - с 1960-х годов до начала XXI века. В первый этап женщины боролись за "равенство полов", за равные права, в особенности за избирательные права женщин (суфражизм). Чему способствовали обстоятельства получения права женщин на собственность в европейских странах в последней трети XIX века, и возможности повышения образования для женщин в XIX веке. Усилилось феминистическое движение, и оно пополнялось грамотными и высокообразованными женщинами и их сторонниками. Эта эпоха - эпоха появления ростков социального государства. Но это было и время ростков становления подлинного равноправия между женщинами и мужчинами, а без политических прав гендерные отношения второй половины XIX века выглядели уродливыми и в базовых правовых и политических отношениях крайне дискриминационными. Например, получив права собственности во второй половине XIX века, женщины Франции долгое время не могли им воспользоваться (1893). Ситуацию в корне преломило предоставление им избирательных прав, но француженки смогли воспользоваться избирательным правом только в ХХ веке, как уже отмечалось выше. Но этап гендерных отношений по типу «господство-подчинение» уже сменился этапом «борьбы и противостояния». Народ, крепитесь, недолго осталось терпеть это занудство. – рассмотрю современность и перейду к творчеству. В целом ещё главы три, не больше.
Станьте первым рецензентом!
|