Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Мы диалектику учили не по гендеру или трудности понимания
[ Добавить запись ]
← Часть первая. Глава девятая. Гендер и Новейшее время. Что будет дальше? →
Автор: РавиШанкаР
|
Фандом: Статьи Жанр: Психология, Слэш, Гет, Философия Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
На современном этапе в большинстве стран мира узаконено равноправие мужчин и женщин.
В Австралии и Новой Зеландии, как уже упоминалось, женщины получили избирательные права раньше, чем где-либо – ещё в конце XIX века. Так же они получили право заниматься любой работой, получая заработную плату, равную зарплате мужчины. Однако первоначально этим правом пользовались очень немногие женщины. Срабатывал уже сложившийся гендерный стереотип: женщины сами воспринимали себя только как матерей семейств и домохозяек. Основная масса женщин Европы и США получила избирательные права после Первой мировой войны, однако некоторые Европейские страны умудрились с этим затянуть до 1945 г (Франция) или до 1974 г (Швейцария). Однако декларируемое равенство оказалось несоответствующим реальным нормам жизни. Суть общественных настроений была такова: если женщина НЕ может выйти замуж и иметь детей, то пусть работает и хотя бы этим приносит пользу обществу («маленький мужчина», «суррогатный мужчина»). Феминистки пытались объяснить, что женщины могут и работать, и иметь семью – это их выбор, и их человеческое право. Но к ним не прислушивались особо, впрочем, как и в большинстве случаев. Пресса заговорила о «свободе выбора женщины», т.е. о том, что для неё главное – семья и дети или работа. Если же женщина хотела всё это совмещать, то чаще всего получалось следующее. Ко второй половине XX века сложились две группы работ: 1. группа «А» - для мужчин и несемейных женщин – сложная, высокооплачиваемая, с возможностью карьерного роста, ведущего на самый верх социальной лестницы. 2. группа «Б» - в основном для семейных женщин – не слишком сложная, более низко оплачиваемая, без возможности карьерного роста. Разумеется, на работах группы «Б» заняты не только женщины, но и мужчины, но, тем не менее, при прочих равных условиях у мужчин больше возможностей для карьерного роста и саморазвития. Интересен опыт Швеции – шведы уравнивают мужа и жену именно в семье, поскольку именно там кроется корень истинного закрепощения. Супруги абсолютно равноправны. Всевозможные пособия и льготы полагаются не только жене, но и мужу. Муж и жена подписывают брачный контракт, который охватывает не только имущественные вопросы, но и сферы профессиональной и внутрисемейной деятельности супругов. Вплоть до того, кто и когда моет посуду, и сколько раз супруги занимаются сексом в месяц. Может это и звучит несколько странновато – но брачный контракт в этом случае дополнительная защита брака. Или хорошее объяснение развода, буде таковой случится. Именно из Швеции практика брачных контрактов распространилась в европейских странах и США. Что же касается России, то, пожалуй, стоит вернуться немного назад. В феврале 1917 года было провозглашено полное равноправие мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности. В октябре 1917 года большевики заявили, что в России женский вопрос решён, хотя на самом деле равноправие было только началом пути, который не пройден и поныне. В декабре 1917 года вводится закон «О браках», который объявляет браком либо регистрацию в органах ЗАГС, либо сожительство с ведением общего хозяйства. Одновременно идёт агитации о решении полового вопроса в форме свободной любви, т.е. право мужчин и женщин утолять половые инстинкты с той же лёгкостью, что выпить «стакан воды» в жару. Показательно в этом плане статья Александры Коллонтай «Дорогу крылатому Эросу!» (Реплика тараканов: а ведь будучи впоследствии послом в Швеции была такой приличной женщиной!) В 1926 году наступает новый виток дискуссии по закону «О браке и семье». Суть общественного мнения такова: 1. Деревня по-прежнему признаёт только церковный брак. 2. Город считает браком по меньшей мере гражданскую регистрацию в органах ЗАГС. 3. Сожительство в глазах большинства браком не является, хотя по закону – это брак. К середине 30-х годов в городской среде резко падает рождаемость, растёт количество венерических заболеваний. С этим борются обычным для России путём – запрещают аборты, ужесточают процедуру развода, перестают признавать сожительство браком, вводится уголовная ответственность за распространение венерических заболеваний. Однако, рождаемость в городах продолжает оставаться невысокой, относительно деревни, несмотря на вводимые для беременных, многодетных и кормящих матерей определённые льготы (декретный отпуск, дополнительные перерывы на кормление в течение рабочего дня, запрет привлечения беременных и кормящих матерей к вечерним и ночным сменам без их согласия, открытие сети детских «очагов» (позднее их стали называть детсадами), и т.п. Война 1941-1945 годов была для советского общества катастрофой во многом, в том числе и в гендерных отношениях. Основные гендерные проблемы послевоенного общества: 1. Проблема «боевых подруг» или ППЖ (походно-полевых жён). Дело в том, что во вспомогательных армейских частях, а часто и на передовой в действующей армии находилось большое количество женщин – прежде всего это врачи и медицинский персонал в госпиталях, радистки и связистки, лётчицы и зенитчицы, снайперы и разведчицы, стенографистки и машинистки в штабах. Список можно продолжить. Были женщины-шоферы, и даже женщины-танкисты. Понятное дело, что в условиях фронтового быта частенько завязывались романы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Законные жёны, оставшиеся в тылу, частенько оказывались перед фактом, когда муж, которого они вполне верно ждали всю войну, находил себе более молодую подругу жизни, что частенько формировало негативный образ женщины-фронтовика. 2. Огромное количество незамужних женщин и мужей-инвалидов. Была даже такая послевоенная циничная загадка «Без рук, без ног – на бабу скок!» с вполне понятной отгадкой. 3. Большое количество незаконнорожденных детей. В основном это были дети «боевых подруг» или девушек, завязывавших любовные отношения в тылу с заезжими офицерами. Появляется слово-клеймо «безотцовщина», и первоначально в виду имеется не ребёнок отца, погибшего на фронте, а ребёнок женщины, родившей вне брака. Отношение к этому явлению в обществе также было достаточно негативным. Хотя государство и вводит пособия и льготы для матерей-одиночек – понятное дело, слишком велика убыль мужского населения, её просто необходимо пополнять, но в общественном сознании негативное отношение к матерям-одиночкам сохраняется достаточно долго. Именно в это время появляется фраза «Плохонький, да мой», а замужество надолго застревает в качестве критерия жизненного успеха женщины. В этой ситуации и складывается тот гендерный стереотип, который во многом жив и до сих пор. Патриархальная советская, а сейчас и российская семья строится абсолютно на пустом месте, так как мы до сих пор находимся на перепутье. Старые нормы отвергаются, новые только складываются, западные стандарты на российской почве приживаются плохо, что в общем-то и понятно. Что же касается политической жизни СССР, то в ней женщины играли этакую роль символов-плакатов, не имея реального влияния. Были женщины-депутаты Верховного Совета СССР с обязательным выполнением национальной квоты – чтоб от каждой союзной республики, была женщина – член Политбюро ЦК КПСС – Екатерина Фурцева, единственная за всю историю СССР, были женщины послы – самая известная из них уже помянутая Александра Коллонтай. Космонавту Валентине Терешковой выпала та же роль, что и Юрию Гагарину – стать символом покорения космоса Страной Советов. И… И всё. Правда, в современной России политический вес женщин несколько выше, всё чаще появляются женские лица в высших эшелонах власти и на трибунах политических партий. Ирина Хакамада, Сажи Уммалатова, Валентина Матвиенко, Элла Памфилова и многие другие. Но увы, всё ещё слишком далеко от идеала. И в ближайшее время политический лидер масштаба Маргарет Тэтчер, Индиры Ганди или Беназир Пхутто России не грозит. Стоит сказать ещё пару слов о нетрадиционных отношениях в советском обществе. Закон, воспрещающий гомосексуальные отношения, был принят в 1934 году. Последняя редакция закона была в 1960 году. Гомосексуализм в стране советов представлялся врагом всего большевистского строя. По данным Солженицына, с 1934 г. по 80-е года ежегодно осуждалось по 1000 мужчин-гомосексуалистов, женщинами занимались психиатры. Наверное, это один из немногих случаев, когда половое неравенство, невосприятие женщины как полноправного и дееспособного человека, оказались женщинам на руку. В середине тридцатых тема гомосексуализма как-то ещё обсуждалась в прессе (в основном осуждением, гомосексуализм сравнивали с германским фашизмом). Интересен, кстати, и тот факт, что в самой фашистской Германии, гомосексуалистов преследовали также как и евреев, цыган и коммунистов – вплоть до заключения в концлагеря. С конца тридцатых в СССР на тему гомосексуализма было наложено табу, и о гомосексуализме можно было упоминать только в юридической и медицинской литературе, и то круг лиц, имеющих доступ к ней, был ограничен. Ситуация доходила до некоторой комичности, когда не только умалчивались некоторые факты известных исторических деятелей, но и заново переводились некоторые произведения (при переводе арабских поэтов стихи, адресованные юношам, становились посланиями к девушкам). Естественно, что о развитии историографии гомосексуализма с исторической точки зрения вопрос не стоял вообще.. Начало либерализации общественной мысли началось в СССР 70-х годах, когда впервые учёные-сексологи предложили, что гомосексуализм не опасен как общественное явление. Однако руководство страны никак не отреагировало на предложение учёных, несмотря не только на то, что значительное число западных стран ещё в 1967 году отменило уголовное преследование гомосексуалистов, но и на то, что преследования сохранялись только в двух странах соцлагеря – СССР и Румынии. Реальное изменение началось со времён Горбачёва и объявленной им политики гласности. Однако, в силу восприятия нового явления, никак не укладывавшегося в сознание людей, чьи мысли всегда диктовались сверху идеологией, правительством и консервативно настроенным старшим поколением. Общество оказалось неготовым воспринять гомосексуалистов как своих полноправных членов (реплика тараканов: сама хоть поняла, что напечатала?), и продолжало высказываться, в основном, крайне негативно по отношению к ним. Доходило до того, что на заводах, фабриках и пр. формировались стихийные группы, которые шли к ближайшему месту сбора гомосексуалистов и били их. (С точки зрения психологии, драка – форма снятия сексуального напряжения). Однако были и люди, которые считали подобные действия крайностью, и считали, что с гомосексуалистами можно общаться, но как с больными людьми. Ситуацию по отношению к гомосексуализму (как в СССР, так и за рубежом) сильно испортила эпидемия СПИДа. В печати, несмотря на ещё сохранившуюся статью, всё чаще обсуждалась тема гомосексуализма, иногда с письмами самих гомосексуалистов. Всё чаще учёные стали говорить о необходимости отменить уголовное наказание за гомосексуализм и пытаться вылечить его. В 1990 году появилась первая геевская газета "Тема” (Москва). Всё чаще стали появляться статьи и заметки о гомосексуализме, оценивавшие его с совершенно других позиций. С 28 по 30 мая 1990 года в Институте истории АН Эстонии проходила конференция "Сексуальные меньшинства и общество. Изменение оценок гомосексуальности в ХХ веке в Европе”. На ней была дана оценка положения сексуальных меньшинств в СССР. Украина – первая из республик бывшего СССР отменила статью за добровольные гомосексуальные отношения. Точнее сказать, не отменила, а уточнила. Преступной стала считаться связь по принуждению, где один человек становился виновным, а другой - потерпевшим. Изменения в закон были внесены вскоре после приобретения независимости – 12 декабря 1991 года. В России подобная статья была отменена лишь в 1993 году. Основной аргумент, который сыграл тут важнейшую роль – это профилактика СПИДа в среде гомосексуалистов, которым намного легче будет прийти к медикам, если они будут уверены в отсутствии дальнейших уголовных преследований. В 1993 году гомосексуализм исключили из всех медицинских справочников России. Но проблемы все равно остались, только из медицинских они стали социальными. Достаточно актуальной является проблема гомофобии. Американский психолог Ксавье Куантос выделил восемь признаков скрытого гомосексуализма, из которых самый показательный — агрессивная гомофобия. Так что тем, кто с пеной у рта доказывает, что «голубым» в нормальном обществе места нет, стоит над этим призадуматься. А теперь я попытаюсь подвести некий промежуточный итог. Можно сказать, что в своём развитии гендерные отношения прошли целый ряд этапов: 1. Первобытное равенство. 2. Господство-подчинение. 3. Противостояние. 4. Партнёрские отношения – западная модель. Естественно, что четвёртый этап прошли не все страны и народы. Ментальность, культура, религия, традиции – всё это играет в развитии гендерных отношений свою роль. Мировое сообщество развивается неоднородно, модель партнёрских отношений сможет прижиться далеко не везде – например, она пока полностью неприемлема для исламских стран. Значит, нужно меняться дальше. Или искать что-то другое. Однако женщины начинают играть всё большую роль в науке, культуре, мировой и российской политике, добиваясь для себя высших государственных должностей и доказывая, что ум, воля и талант не зависят от наличия или отсутствия Y-хромосомы. В принципе – по гендеру – это всё. В следующей, куда более короткой части, пойдёт речь о преломлении гендерного сознания через написание сетевой литературы. При подготовке этого раздела использованы материалы сайта http://gay-history.narod.ru/
Станьте первым рецензентом!
|