Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Мы диалектику учили не по гендеру или трудности понимания
[ Добавить запись ]
← Часть вторая. Гендер и сетевая литература. Глава первая. Особенности отражения →
Автор: РавиШанкаР
|
Фандом: Статьи Жанр: Психология, Слэш, Гет, Философия Статус: в работе
Копирование: с указанием ссылки
Литература вообще и сетевая в частности есть отражение реальной жизни.
Даже в самой, с точки зрения здравомыслящего человека, нереальной
ситуации можно найти то, что отражает реальную действительность. Как это
соотносится с гендером? Попробуем рассмотреть.
Автор предполагает, что вся мировая литература есть отражение гендера. Появившаяся совсем недавно сетература не стала в этом плане исключением. Однако у определённой части сетевой литературы, частенько называемой в просторечии фанфикшном (что не есть правильно, ибо ориджиналы по большому счёту фанфикшном не являются, но это отдельная песня), имеются некоторые особенности, известные всем и каждому. Особенность первая. Молодость авторов. Чрезвычайно молодой, чтобы не сказать юный, возраст большинства авторов. То есть, вроде бы, в силу молодости фикрайтеры должны быть более свободны от создававшихся веками гендерных стереотипов. Не тут-то было. Абсолютное большинство фанфиков посвящено любовным отношениям героя и героини (героя и героя, героини и героини – это непринципиально), которые в эти самые стереотипы легко укладываются. Точнее, это ложе – явно прокрустово, ибо всё, что не подходит под стереотип, под него успешно подгоняется, и абсолютно по барабану при этом, что зверь-Обоснуй начинает бить копытами и махать рогами, прося яду. Для тех, кто не понял, уточню – героиня должна непременно обрести Великую Любовь и раскиснуть в его(её) мужественных объятиях, даже если до этого она ела монстров на завтрак без соли и лука. То есть, срабатывает вбитый веками гендерный стереотип – женщине необходим мужчина, без него она не интересна, не полноценна, беззащитна и на фиг никому не нужна. Понятное дело, что каждая маленькая девочка мечтает о большой любви, но ведь себя, любимую, тоже пора начинать ценить и уважать – как-никак двадцать первый век на дворе. Конечно, дорогие дамы, если вы с детства мечтаете вступить в олимпийскую сборную по вытиранию пыли и намыванию полов, то флаг вам в руки. Однако вспомните древних греков, у которых сидели дома безответные и дико хозяйственные жёны, но основное время они предпочитали проводить, да и сексом заниматься – тоже, либо с образованными, умными и острыми на язык на гетерами, либо вообще с мальчиками. Так что, основной сюжет многих фанфиков написанных юными авторшами, неважно по какому фэндому – ах, я красавица, он меня встретил, полюбил на всю жизнь и теперь у меня небо в алмазах, розовое авто и белый котенок, а в ушах бриллианты с кулак величиной, есть ни что иное, как вредная и глупая сказочка, уж не взыщите. Для того, чтобы вас полюбил сильный, умный и самодостаточный мужчина, нужно самой представлять из себя кое-что, кроме красивой упаковки. Но обычно в юную головку, не отягощённую излишними знаниями, такие мысли попросту не забредают, вот и появляется очередной фанфик о любви Джастина Бибера или всего «One direction» разом к прекрасной Мери-Сьюхе. Никакого смысла данная сказочка не несёт, просто отражает тайные мечты самой авторши. Вывод из пункта первого: несмотря на юность многих сетевых авторов, они успешно освоили существующие в обществе гендерные стереотипы и, вольно или невольно, следуют им. Особенность вторая. Специфика жанров. Именно в сетевой литературе зародились, зацвели пышным цветом столь специфические жанры, как слэш и омегаверс. Что это за жанры, на Фикбуке не знает только тупой и ленивый, поэтому не буду останавливаться и лишний раз рассматривать их особенности. Однако стоит отметить следующее. Все знают, что слэш есть продолжение возникшего в Японии яоя, то есть целого пласта культуры, основанного на любовных отношениях между мужчинами. Точнее – мужчиной и юношей, поскольку в традиционном яое имеется чёткое подразделение на семе и уке. Все знают, что яой в Японии появился не в последнюю очередь из-за того, что в любовных отношениях женщина там играет подчинённую роль и не имеет права на какую бы то ни было инициативу. А отношения двух мужчин - это, какое-никакое, а всё-таки равноправие. Не верите? А посмотрите классическое яойное аниме, к примеру «Чистую романтику». Типичный укеша Мисаки во многих ситуациях ведет себя как девчонка – он экспрессивен, импульсивен, частенько сперва делает, а затем думает и очень охотно прислоняется к крепкому мужскому плечу семе Усаги. Хотя и ломается для виду – как без этого? Он ведь девушка честная. Ах, да, ещё и готовит прекрасно, и домашнюю работу делает безукоризненно. Две остальные пары в этом аниме имеют некоторые отличия от классических – например, в паре Хироки/Новаки семе именно младший Хироки, но старший по возрасту Камиджо тоже частенько ведёт себя как истеричная барышня, причём не только в личных отношениях. Чего стоит одна только привычка кидать мелом в чересчур разболтавшихся студентов. (Автор попытался представить себе одного из своих университетских преподавателей, ведущих себя подобным образом. Не вышло. Ситуация грозила взрывом мозга, и попытки пришлось оставить.) То есть, яой - это такое специфическое отражение гетных отношений с хитрым азиатским вывертом, к реальным геям имеющий такое же отношение, как конфеты «Кара-Кум» к одноимённой пустыне. И снова та же байда – без семе уке несчастен и неполноценен. Стоило огород городить? Попав из Японии в Европу и США, яой быстренько обрёл кучу поклонников и слегка изменился, став именоваться слэшем, хотя суть его осталась неизменной. Но некоторые отличия всё-таки имеются. Во-первых, в слэше нет чёткого деления на семе и уке, во-вторых, он всё-таки претендует на некоторую реальность изображения окружающей жизни. Далеко не всегда, далеко не везде, но претендует. В этом слэш пытается смыкаться с гей-прозой. Получается плохо, но чем чёрт не шутит, пока Бог спит. Но и в слэше гендерные стереотипы играют не последнюю роль. Всё дело в том, что никуда не делось мировоззрение юных авторш, продолжающих ассоциировать себя с одним из героев. Отсюда все эти розовые сопли, когда одного из двух парней упорно пытаются втиснуть в роль девушки, как в уже помянутое прокрустово ложе, забывая, что парень-гей - это парень, а не девочка с членом . Вряд ли парень будет часами упоённо таскаться по магазинам, примерять шмотки по три часа, крутясь перед зеркалом, устраивать любимому истерику по поводу и без повода и рыдать в три ручья. В морду дать в обратку – это да, но вот рыдать… Особенно умиляет тщательно прописываемая любовь к сладкому. Вообще-то, парни редко бывают жуткими сладкоежками и, проголодавшись, почти любой из них предпочтёт хороший кусок жареного мяса тортику со взбитыми сливками. Но дело даже не в этом. Оказывается, даже в таком, казалось бы, полностью равноправном жанре, как слэш, равноправие редко бывает истинным. Всё опять продолжает идти по классическим гендерным правилам и то, что частенько канва слэшного фанфика укладывается в перипетии классического любовного романа, только подтверждает это. Теперь об омегаверсе. То, что омеги – слегка замаскировавшиеся девушки, не подлежит никакому сомнению. Омегаверс – это такой психологический шаг назад по сравнению со слэшем, недаром многие правоверные слэшеры его на дух не переносят. И дело даже не в течных задницах и родах через оные же, хотя тут зверь-Обоснуй опять бежит за мылом и верёвкой. Дело в изначально подчинённом положении омег, которое большинством автором не ставится под сомнение. То есть отношение большинства слэшеров к омегаверсу напоминает чувства старого большевика после введения НЭПа:«А за что мы боролись и кровь проливали? Вот за ЭТО?» Однако есть спрос – есть и предложение. Вряд ли омегаверс появился бы как данность без спроса именно на подобные… эээ… творения. А какой вывод можно сделать из этого? Грустный вывод, господа и дамы. Создаётся впечатление, что никакое равноправие дамам не нужно, а нужно крепкое мужское плечо. Ничего плохого в этом нету, за одним только исключением – если положить жизнь на алтарь мужчины, пусть даже и безмерно любимого, как выжить, если мужская любовь кончится и каменная стена исчезнет? А за стеной, оказывается, целый мир, который нужно осваивать, чтобы как-то в нём выжить. Так может быть, не стоит сознательно от него отгораживаться, старательно строя замки на песке? Для тех, кто окончательно запутался в авторском словоблудии, делаю краткий промежуточный вывод: любой из жанров сетевой литературы, даже если в нём отсутствуют как данность женские персонажи, отражает реальные отношения и реальные стереотипы нашей действительности. В следующей, скорее всего последней, главе, автор всё-таки попытается разобраться с Великим Мифом о женской неполноценности и роли литературы, в том числе и сетевой, в его живучести и непотопляемости. Тараканы просят политического убежища где угодно.
Станьте первым рецензентом!
|