Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
Психология боя
Автор: Венгр
|
Фандом: Статьи Жанр: Экшн, Психология, Фэнтези, Детектив Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
Всем привет.
В своей предыдущей статье я рассказал о том, что нравится и не нравится мужчинам в женском творчестве, упомянул о реализме и грубых смысловых ошибках, и рассказал о своей любимой "боевой" теме. Да так увлёкся, что несколько авторов уже высказались по этому поводу, причём не совсем благожелательно (и это за каких-то несколько часов). Учитывая критику и пожелания уважаемых авторов, о "боевой теме" рассказываю в отдельной статье. Итак, поехали! Допустим, вам понадобилась боевая сцена. Да не простая, а "золотая". Такая, чтоб читатель как следует проникся и пережил всё то, о чем вы пишите. И вот он читает (да простит меня автор, Не ожидая опасности, на шум вышел Арн с голым торсом. Только не это! - О! Это твой новый фаворит? – оскалился Орнер, натягивая тетиву. – Хорош!.. Был. - НЕТ – закричала я, но стрела уже была выпущена в безоружного воина. Всё произошло так быстро, что никто не понял в чём дело. Молниеносным прыжком пантера взмыла воздух, и отлетела на землю, отброшенная мощным ударом, пробившим чёрную броню. Ещё в полёте тело животного начало меняться; на землю упала мёртвая эльфийка со стрелой в груди. Прежде, чем незнакомцы успели атаковать снова, в драку ввязалась Дин. Она выиграла несколько секунд, для Арна, успевшего схватить меч и надеть броню. Я тоже не осталась на месте, моей целью был лекарь. Если выведу его из строя, у нас появится хоть один шанс. Я сумела оглушить рыжего. Но оказалось, что эльф в магическом доспехе, тоже знает сильные целительные заклинания. Бугай с двуручником замахнулся. Хотела увернуться, но это мне не удалось. Под стальным лезвием металл брони со скрежетом прогнулся и впился в бок. Везёт же… Прочитали. Кого как, а меня впечатлил только диалог в самом начале, да и то только потому, что он касается любовных "разборок". "Почему?" - возможно, спросите вы. А потому, что это больше похоже на вырезку из газеты, чем на художественное описание. Этого стрелой проткнули, этого оглушили... Где эмоции, где чувства? Недоразумение, казалось бы - по части описания эмоций девушки обычно лидируют с очень и очень значительным отрывом. Мне кажется, автор просто не стала распространятся об эмоциях в бою из-за отсутствия подходящего опыта - оно и понятно, много вы знаете таких людей, что бились хоть раз насмерть, по-настоящему, да ещё в средневековом вооружении? Как следствие, она остереглась "сочинять", ведь придуманные эмоции почти гарантированно разойдутся с настоящими. Получаются непонятки - что выбрать, быстрое "проглатывание" боевой сцены или фальшь? И так плохо, и так тоже не очень хорошо. А писать-то хочется! И я девушек отлично понимаю и полностью сочувствую. Вот знаете, я понятия не имею, что ощущает девушка, которая любит. Вот вообще полный ноль. Свою девушку я, конечно, спрашивал, но описать этого она не может. Поэтому романтику я не пишу. А вам я подкину небольшой "чит", который поможет вам неплохо описать то, что чувствует в бою мужчина (что чувствует женщина, уже сами думайте). Согласитесь, реальный опыт хотя бы обычной уличной драки есть совсем у немногих. Поэтому достоверно описать, что чувствует человек в бою, трудновато. Остаётся придумывать. И вот тут начинается: 1. Новички боятся всего и вся, а суровые опытные вояки идут в бой легко и спокойно, чуть ли не с зевотой, как в магазин за пивом. 2. Главный герой как чувствует, что автор не позволит ему умереть до самого конца произведения, поэтому легко бросается в самую кучу и выходит оттуда лишь слегка поцарапанным. Опять-таки, ничего не ощущает, так, лёгкое возбуждение. 3. "Попаданец", который бьётся в новом для себя мире, хрен знает каким образом проявляет чудеса героизма, хотя до этого никому даже в глаз не давал. При этом после боя не чувствует совершенно ничего. 4. Или наоборот, человек убивает со слезами на глазах, ведь жалко же! При этом думает, какое же он дерьмо/палач с руками по локоть в крови. 5. Боец, который знает, как драться, но ещё ни разу не воевал по-настоящему, благодаря своей "боевой школе" в первом же бою укладывает врагов штабелями. Ну и тому подобное. А теперь разберёмся. Нормальный, адекватный человек (или похожее на него существо вроде эльфа или ещё кого) жить хочет? Хочет! Что дала нам природа, чтобы мы берегли свою жизнь? Правильно, страх, точнее, инстинкт самосохранения! Страх – это биологическое чувство, которое предупреждает человека об опасности, даёт своеобразный сигнал организму. И нет на земле человека, который бы не испытывал страх, когда его жизни что-то или кто-то угрожает. "Как же так?" - спросите вы, "ведь есть храбрые люди и герои, которые бросались грудью на пулемёт!". Правильно, есть. Но страх чувствуют все (не будем рассматривать тут психически больных людей и различные психоактивные вещества вроде алкоголя и наркотиков). Чувство страха испытывает и спецназовец «Альфы» при спецоперации, и простой школьник в преддверии дискотечной драки. Вот тут-то и есть основной момент. Опытный боец храбр потому, что умеет контролировать свой страх. Храбрость - это не отсутствие страха, это умение с ним справляться. Хотя бывало и так, что человек вовсе не боится смерти - верит, что после смерти попадёт к Богу (к Христу, к Аллаху, да хоть к скандинавскому Одину), или презирает её с детства, как японский самурай (но даже в этом случае человек не может остановить выброс адреналина). Только вот об этом авторы зачастую даже не заикаются: просто не боится человек, вот и всё, а почему - неясно. Вообще, степень страха бывает разной. Иногда страха вовсе нет - когда есть твёрдая уверенность в победе ("наших в 10 раз больше"), лёгкое возбуждение, небольшой мандраж, небольшой страх, средний, серьёзный, паника и т.д. Всё очень зависит от условий и вариантов, которых миллионы. Что чувствует человек перед боем, разобрались. Теперь про сам бой. Давайте сначала про ближний. Знайте же - в самом бою думать некогда. Драться надо. Никакие мысли вроде "не попали бы мне по башке" проскочить просто не успевают. Человек превращается в животное, которое не умеет думать, а только двигаться и бить (это уже личный опыт - балуюсь немного боями без правил). Тело и мысль собраны в одно целое для решительного действия, которое ведёт к победе. Древние говорили - "в бою нет ни отца, ни матери", и были совершенно правы. Мысли появляются только во время передышки. С дальним боем похожая ситуация. Если идёт активная перестрелка - состояние примерно такое же, как и в ближнем бою. Если бомбёжка или какое-то вялотекущее постреливание - тут уже есть время для "подумать". Не забывайте о том, что ярость и адреналин глушат, а то и вовсе блокируют боль, поэтому не придать значения нескольким не очень сильным пропущенным ударам - очень даже реально. Но выброс адреналина идёт не более 2-3 минут (хотя это довольно много). Что чувствует человек, когда убивает? Разное говорят. Как-то раз разговорился я с 27-летним знакомым по имени Лёша, который год отвоевал по контракту в Чечне. Он рассказал, как их колонну сначала обстреляли из гранатомётов, а потом завязалась стрельба. Набравшись храбрости и наглости, я спросил - "А что чувствуешь, когда это.. ну..". Он пожал плечами и ответил - "Да ничего.. не до того было". Логически объясняется очень просто - воин убивает совершенно незнакомых ему людей (или кого там), которые желают убить его самого. Тем более повторю - в бою думать некогда. Все моральные терзания - только после боя (тот самый Лёша алкоголь не пьёт, потому что в пьяном состоянии на него прошлое накатывает так, что смотреть страшно). Причём не нужно забывать их подстраивать под характер, прошлое и личные качества персонажа. С убийствами, в принципе, как и со всем прочим - чем дальше, тем легче переносить. Вкратце скажу о тренировках и реальном бою. Условия разные. В тренировочном зале чисто, тепло, сухо и светло, силу ограничивают, воздействие дозируют. Когда человек попадает в боевую ситуацию, нужно нешуточное самообладание, чтобы адреналин (подрагивают руки, слабеют ноги, дыхание учащается) и страх не вымыли из мозга всю "боевую школу". Бойцы спецназа тренируют свои навыки до автоматизма (!), а всё для того, чтобы мозг под воздействием адреналина продолжал управлять телом, и не успел задуматься и испугаться. Драка (если она настоящая и спонтанная, конечно) - штука грязная, там правил нет вообще. Никаких правил чести, благородства и прочего. Чем больше подлянок и уловок - тем лучше. Хороший боец делает так, чтобы противнику драться было неудобно и страшно. Удары в спину, по яйцам, выдавливание глаз и прочее. Поэтому нередки случаи, когда чистенький каратист или дзюдоист "огребает" от пары гопников, потому что гопники не ограничивают себя морально и бьют всерьёз и по-настоящему. Век и эпоха тут значительной роли не играют. Исключение - церемониальный поединок вроде хольмганга у викингов или дуэль. Но тут есть предварительная договорённость, тогда были кодексы и прочее, это уже другое. Советы по написанию: не пишите, не перечисляйте, не пересказывайте! Нужно создать у читателя образ. "Рисуйте" этот образ, создавайте атмосферу боя. Подключайте все органы чувств: 1. Зрение - кроме основной картины, "нарисуйте" внешний вид "своих" и "чужих", движения, кровь, выражения лиц. 2. Слух - крики, яростная ругань, рёв, шум, звон оружия, выстрелы, падение гильз на асфальт, грохот, свист пуль 3. Обоняние - запах крови, пороха, вонь (поясню - когда человек умирает, у него нередко бывает опорожнение кишечника) 4. Осязание - пропущенные удары (адреналин притупляет болевые ощущения, а то и вовсе блокирует), усталость, боль, тяжесть доспехов, одышка, пот, жара, жжение в горле и груди (от вдыхания морозного воздуха). 5. Вкус - кровь во рту, земля, песок (которые могли туда попасть, если человек упал вниз лицом). 5. Эмоции - ярость, восторг, страх, паника, сосредоточенность и т.д. Вот для примера кусочек из "Ведьмака" Анджея Сапковского: - Что ни ривянин, то ворюга, - продолжал рябой, от которого несло пивом, чесноком и злобой. - Слышь, что говорю, недоносок? - Не слышит он, уши-то дерьмом забил, - промямлил один из тех, что стояли позади. Второй захохотал. - Плати и выматывайся, - рявкнул рябой. Только теперь незнакомец взглянул на него. - Пиво допью. - Мы те подмогнем, - прошипел дылда. Он выбил у ривянина кружку и, одновременно схватив одной рукой плечо, впился пальцами другой в ремень, пересекающий наискось грудь чужака. Один из стоявших позади размахнулся, собираясь ударить. Чужак развернулся на месте, выбив рябого из равновесия. Меч свистнул в ножнах и коротко блеснул в свете каганцев. Пошла кутерьма. Поднялся крик. Кто-то из гостей кинулся к выходу. С грохотом упал стол, глухо шмякнулась об пол глиняная посуда. Трактирщик - губы у него тряслись - глядел на чудовищно рассеченное лицо рябого, а тот, вцепившись пальцами в край стойки, медленно оседал, исчезал из глаз, будто тонул. Двое других лежали на полу. Один не двигался, второй извивался и дергался в быстро расплывающейся темной луже. В воздухе дрожал, ввинчиваясь в мозг, тонкий, истошный крик женщины. Трактирщик затрясся, хватил воздуха, и его начало рвать. Незнакомец отступил к стене. Сжавшийся, собранный, чуткий. Меч он держал обеими руками, водя острием по воздуху. Никто не шевелился. Страх, как холодная грязь, облепил лица, связал члены, заткнул глотки. В трактир с шумом и лязгом ворвались трое стражников. Видимо, находились неподалеку. Обернутые ремнями палицы были наготове, но, увидев трупы, стражи тут же выхватили мечи. Ривянин прильнул спиной к стене, левой рукой вытащил из-за голенища кинжал. - Брось! - рявкнул один из стражников дрожащим голосом. - Брось, бандюга! С нами пойдешь! Второй толкнул стол, мешавший ему зайти ривянину сбоку. - Жми за людьми, Чубчик! - крикнул он тому, что стоял ближе к двери. - Не надо, - проговорил незнакомец, опуская меч. - Сам пойду. - Пойдешь, пойдешь, сучье племя, только на веревке! - заорал тот, у которого дрожал голос. - Кидай меч, не то башку развалю! Ривянин выпрямился. Быстро перехватил меч под левую руку, а правой, выставив ее в сторону стражников, начертил в воздухе сложный знак. Сверкнули набивки, которыми были густо покрыты длинные, по самые локти, манжеты кожаной куртки. Тут мы можем "видеть", что происходило в рассказе (и так ясно), можем "слышать" (меч свистнул, поднялся крик, с грохотом упал стол, также в диалоге слышится ругань), можем "чувствовать" (страх, как холодная грязь), можем "ощущать" (пальцы впились в ремень), даже "обонять" (от которого несло пивом, чесноком и злобой). Сцена трактирной драки представляется весьма живо. Вот пока и всё. Допишу, если ещё что-нибудь вспомню. Светлой мысли! :)
Станьте первым рецензентом!
|