Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
Cliché & StampfenВы готовы, дети? - Да, капитан!
Я не слышу! - Так точно, капитан! Не, не то.. Сегодня, дорогие читатели, будем разбирать такое удручающее и противное явление - штампы. На "Фикбуке" эту тему пару раз затрагивали, однако же слишком поверхностно и словно мимоходом. Штампы не в сюжете или героях, но в языке повествования. Прежде чем приступим, разберёмся с понятиями. Итак, кучка сухих фактов: Штамп Штампы - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Штампами становятся словосочетания и даже целые предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность. Однозначно, это плохо. Клише Клише - речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта, (все всё поняли) - являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют свою семантику. Клише используют в официально-деловых документах (но нам это не надо); в научном тексте (тем более); в публицистике (тут может быть); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи (а вот это уже всем знакомо), в художественной литературе (то, что нам нужно). В чём отличие? Смотрите внимательнее, выделено жирным шрифтом. Что подпадает под "клише"? Давайте-ка составим небольшую спискоту: 1. Фразеологизмы - однозначно. Кто не знает, что это такое, и смеет при этом выкладывать что-то на "Фикбук" - срочно к врачу, 2. Не фразеологизмы, но просто устойчивые сочетания, распространённые словосочетания, расхожие фразы. Чаще всего это вот такие конструкции: а) главное слово + служебное слово (или несколько): "через край", "пошёл вон", "не знаете ли Вы?", "без пяти полпятого", "знал бы ты" и т.д. б) слова-паразиты: "как бы", "это самое", "знаете ли", "так сказать". в) речевые этикетные формулы: "извините, пожалуйста", "извините за опоздание", "прошу садиться". 3. Общий безоттеночный слой лексики. То есть это те слова, которые просто обозначают понятие, без какой-либо дополнительной окраски. Сравните: "лицо", "личико" и "морда"; "машина", "тачка", "развалюха". Какое слово имеет окраску, а какое нет, думаю, сами найдёте. Так вот, такие слова без эмоциональной окраски часто тянут за собой по зависимостям дополнительные слова. Получаются вроде бы нормальные словосочетания, но мы слышим их каждый день, десятки, сотни раз. Примеры: "горячая поддержка", "требуется доказать", "встреча на высшем уровне", "тёплый приём", "неоспоримое преимущество", "значительный отрыв". Это всё клише. Несмотря на то, что эти конструкции используются часто, своего смысла и значения они не теряют, как не теряют своего смысла обычные слова, такие как "дом", "одежда", "еда", "телефон". А теперь о штампах. Штамп История болезни: Представьте: вот кто-то (назовём его Ведроидом, а поселим его, например, в Эстонии), написал серию мега-произведений. И настолько они получились "мега", что все тут же ломанулись в книжные магазины. Так как мы оптимисты (если нет - ну и неудачники), то верим, что книжные магазины остались в целости и сохранности (ещё одно клише, хе-хе). В Эстонии живёт 1,3 миллиона человек. Из них на эстонском языке как на родном (это важно) говорит как раз миллион или около того. Пусть будет ровно миллион. И нашлась из этого миллиона сотня авторов, которая решила писать фанфики по произведению Ведроида. Итак, что они будут делать? 60 авторов будут использовать обороты, эпитеты, примеры средств стилистической выразительности, цитаты, да вот только не свои, а ранее вычитанные откуда-то из книг, журналов, рассказов и прочих источников. Особо продвинутые возьмут постороннюю книгу и будут создавать текст "по образу и подобию своему". В общем, заниматься копированием и самокопированием. 20 авторов возьмут не одну книгу, а несколько, и будут создавать компиляцию. На новичков произведёт впечатление, но бывалые авторы и читатели 19 авторов сочинят что-то своё, добавят что-то из книги, потом примешают где-то услышанное на улице, снова добавят что-то своё, потом всё как следует перемешают, хорошенько переврут, что-то где-то допишут и выйдет вполне годное чтиво на четвёрочку. И лишь один создаст воистину оригинальную работу Не следует забывать, что каждый год (да что там год - месяц!) создаётся огромное количество работ. При таком диком количестве повторы неизбежны. Это раз. Второе - мы читаем, читаем, читаем эти работы, самые расхожие фразы оседают в памяти. Потом, когда начинаем писать, первым лезет из головы на экран с помощью пальцев и клавиатуры именно это осевшее. Это два. Штампы обладают одним не очень хорошим качеством. Их трудно классифицировать. Поэтому умение их находить (и степень нелюбви к ним) растёт только с опытом чтения и писательства. И как бы это не было неудобно, всё же придётся привести список самых противных, скучнейших, до ужаса надоевших и вызывающих Blue Water штампов. Спискота: "Усталые, но довольные", "мороз крепчал", "смущенно покраснеть", "распахнуть ---какие-то там--- глаза", "первые крупные капли дождя", "гулко раздавались шаги", "воцарилась тишина", "непокорные кудри", "ветер шумит в ушах", "туман стелется", "печаль/грусть/тоска в глазах", "колдовское снадобье", "лицо затуманилось/засветилось от счастья", "грани разумного", "праведное негодование", "оскорбленная невинность", "в бесплодных попытках", "доблестные стражи порядка", "усмехнуться в усы", "хитрый прищур глаз", "волосы/кудри разметались во сне", "грудь высоко/бурно вздымалась", "весь затрясся от негодования", "лицо исказилось от ненависти", "наброситься с поздравлениями", "внутри все похолодело/оборвалось", "жаркие объятия", "орлиный взгляд", "ледяной/холодный взгляд", "волевой подбородок", "непокорные вихры", "бездонные глаза", "тоненькая как тростинка", "усталые и добрые глаза", "цвета спелой пшеницы", "васильковые глаза", "с непоколебимой уверенностью", "задорно смеяться", "скрипеть зубами от досады", "вскочил, готовый к действиям", "непроглядная/кромешная тьма", "досадливо отмахнуться", "хрупкое белокурое ---что-то там---", "походка пантеры/мягкая кошачья походка", "на город --что-то там-- сумерки", "скупая мужская слеза", "нежный девичий взгляд", "весело щебетать", "как-то по-особенному взглянуть", "оставить после себя смутное ощущение чего-то радостного", "в воздухе пахло весной", "волосы рассыпались по ее плечам", "глаза красные, как угли", "сгорать от страсти", "прильнуть к губам (или еще к чему...)", "серебрится снег/лунный свет", "пышная растительность", "жертва страсти/любви", "ломкая психика", "мрачные глубины", "чуткая душа", "трепетное сердце", "пышное цветение/буйный цвет", "свет души", "чешуя как золото/медь", "мраморная кожа", "глаза как алмазы", "встал со скрипучего стула", "подошел к распахнутому окну", "скудный ужин", "наивное дитя", "благородный воин", "краснеть от едва сдерживаемой ярости", "упасть в объятия", "так хочется тепла и любви", "радушно приняли нас", "боль в душе", "храбро сражаться до самой смерти"... Список можно продолжать, это далеко не всё. Очень далеко не всё. Подобрались к самому главному. Вот скажут - "написал ты, Венгр, про штампы.. Это, конечно, хорошо, но что делать-то?". А делать следует вот что: 1. Уметь различать клише и штампы. Клише - это нормально, потому что хоть и используются они часто, но они не теряют своего смысла и оттенка. По сути, это обычные основные слова, только по разным причинам их несколько. А вот штампы - хуже намеренного вредительства, потому что у читателя теряется зрительный образ, "картинка", настолько уже эти выражения затёрты. 2. Не так страшен штамп, как его заметность. Два фактора: основной-второстепенный момент текста и количество штампов на страницу текста. С первым должно быть всё понятно, да и со вторым тоже - чем меньше, тем лучше. 3. Редактирование, редактирование, редактирование написанного! Некоторые советуют написать текст этакой "скорописью", а потом посидеть над ним как следует, заменить надоевшие всем фразы чем-то новым. 4. "Можно-нельзя". Понимание того, где штампы использовать можно, а где нет, приходит с опытом. Выпячу уж наружу кусочек своего опыта: допустимо использовать некоторые штампы в описании "мёртвой" природы, ибо в ней многое повторяется - солнце всегда встаёт на восходе, а заходит на западе, снег и вправду часто выглядит как серебро и искрится, закат или восход "окрашивают" всё в золотистый цвет и т.д. Вообще, если нужно описать какое-то стандартное, универсальное, всеобщее известное всем явление/предмет типа маршрутки или метро, то штамп использовать вполне допустимо. Но никак нельзя "штамповать" людей и персонажей, Ситуация на "Фикбуке": Катастрофическая. Рассказ, написанный сплошняком штампами - не исключение, а самое правильное правило. Однако же смею надеяться, что эта статья принесёт кому-то пользу или хотя бы заставить просматривать свой текст внимательнее. А сейчас я пойду, меня торт ждёт... и вообще.. Всем удачи! И проверяйте свой тееексст....
Рецензии:
|