Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики

Сочиняем свой язык. Методические рекомендации.

Автор: Adeptus Mechanicus | Источник
Фандом: Статьи
Жанр:
Фэнтези


Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора

Общее

Введение

Очень часто люди, пишущие в жанрах "фантастика" и "фэнтези", сталкиваются с потребностью в создании нового языка, а то и нескольких. Ещё бы! В фэнтезийном (в фантастике реже) произведении почти никогда не бывает одной расы-народности-нации-королевства-государства и так далее (давайте пока назовём это всё "социальной группой"), а практически всегда этих самых социальных групп несколько. Как правило, такие произведения делятся на такие типы:

1. Сколько бы социальных групп не было, все они будет говорить на одном общем/всеобщем языке. Не так уж часто встречается этот тип фэнтези/фантастики, обычно в таких произведениях мир не очень далёк от реальности и сильно "ограничен" в размерах. Пример - Метро-2033, "сталкерский" фэндом. Эту категорию мы трогать не будем по понятным причинам.

2а. Несколько социальных групп и несколько языков. Тут всё очень разнородно: у одной социальной группы (далее - СГ) может быть несколько языков (как, например, в Швейцарии - целых четыре), или несколько (но не все) СГ могут быть объединены одним языком (например, Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург - немецким). Довольно редкий тип произведений, ибо сложен в исполнении.

2б. Часто встречается и такое: для каждой СГ - строго один язык, общего языка при этом нет. В написании проще, чем тип 2а.

3. Смешанный вариант - обычно все говорят по-своему, но есть ещё и общий язык, который к тому же зачастую имеет больший вес и значимость над другими. Самые каноничные примеры - толкиеновский Властелин Колец, цикл рассказов о ведьме Вольхе от Ольги Громыко, серия рассказов о ведьмаке Геральте от Анджея Сапковского. Это своего рода классический, как бы не сказать - стандартный тип.

Статья будет касаться произведений типов 2а, 2б и 3, но разницы в составлении языков для каждого типа нет практически никакой. Как применять и вообще, какой тип выбрать - зависит целиком от воли автора.

Итак, пора начинать.

Договоримся так:

1. Первое и самое главное - в статье рассказывается о том, как создать максимально реалистичный и близкий к натуральному язык. В первую очередь язык - это инструмент общения, а не украшательство. Однако творчество - это творчество и вам решать, какую роль выделять другим языкам в произведении - будет ли это полноправный кирпич в мироздании или просто декорация.

2. Вам решать, что использовать из этого материала. В большинстве своём это голые факты, а личное мнение сведено к советам.


Ну, поехали!

Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание/написание. Другими словами - форма и содержание. Оболочка и смысл.
Во многих произведениях автор лепит, практически не думая, лишь форму. Пояснения, я думаю, тут не особо нужны. Если всё же нужны, то подробно об этом написано в статье Софии (ссылка в шапке), и немного у меня в статье "Дивное Наречие".
Значит, чтобы создать натуралистичный язык, нам нужны эти два компонента - форма и содержание. С содержанием нет проблем - оно едино для всех языков. Я скажу "шаг", швед скажет "стэг" - и мы будем иметь в виду одно и то же. А вот с формой у писателей начинает самая морока. Нужно выдумать слова. То, что будет видеть читатель. Этот пункт мы разберём ниже по ходу рассуждения.

Слово система (вон там ^, выше) жирным шрифтом выделено не зря, поскольку именно системность и структурность сделает ваш язык "идентичным натуральному".

Как известно, язык состоит из таких компонентов, как лексика (словарь языка, набор всех слов), морфология (свойства слов и их частей) и синтаксис (построение предложения). Форму (написание-звучание) здесь не трогаем, пусть автор пускает в ход своё воображение, на то он и автор, правда ведь?

Прежде чем приступать к сочинению слов, определитесь со структурой языка. Даю обширную шпаргалку (предупреждаю - сложный текст):

Языки можно поделить на:

А. Аналитические - грамматика регулируется отдельными служебными словами. Яркий и всем известный представитель - английский язык. Те самые чуждые и непонятные славянам вспомогательные глаголы и "тупые предлоги где не надо" (школота, привет!). "WITH fire".
Б. Синтетические - грамматические значения выражаются аффиксами в составе словоформы. Если "по-русски", то так: корень слова + аффикс, то есть приставка/суффикс/окончание на выбор (или всё сразу). Яркие представители - славянские языки. "огнЁМ".

Это классификация по типу выражения грамматических значений (все всё поняли, я знаю).

И тип морфологической структуры (не бойтесь, это не страшно заумно):

1. Флективные языки. Для них характерны многофункциональность грамматических морфем, наличие фонетических явлений на их стыках (беЗдарный-беСсмысленный), фонетически не обусловленные изменения корня (беГ-беЖать), большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения (можно сказать "держать" и "возить", не нельзя "держить" и "возать"). Чтобы понять, о чём речь, вспомните, как устроен русский/украинский/белорусский язык. Слова состоят из частей (флексий), к которым присоединяются другие части (они могут меняться), при этом получается новое слово. При этом в нашем языке полно необъяснимых исключений, правила несколько размыты.
Это славянские и балтийские (латышский и литовский) языки.

2. Агглютинативные языки. В таких языках слова тоже состоят из частей, которые могут соединяться, но эти части НЕ меняются. Например, венгерский язык:
munkas - рабочий (просто слово)
munkas-ok - рабочиЕ (слово+мн.ч.)
munkas-ok-nak - рабочиМ (слов+мн.ч+дательный падеж)
Такими частями выражается почти всё - падеж, лицо, число и т.д.
Это венгерский, финский, эстонский, а также тюркские языки (турецкий, казахский).

3. Изолирующие языки. В них слова не меняются вообще. Самый известный пример - китайский. Куча неизменяемых слогов-слов и иероглифов, из которых и строится язык, как из кубиков. "Мы вчера лес идти водка пить земля валяться"

4. Инкорпорирующие (полисинтетические) языки - в них все слова склеиваются в одно предложение. Пояснить без специальной терминологии трудно, поэтому возьмём готовый пример - в чукотском языке будет сказано не «дождь пошел», а «дождепошло». Во "Властелине Колец", например, Древень говорит Мерри и Пину: «Taurelilómëatumbalemorna Tumbaletaurëa Lómeanor», то есть «Есть тень Большой Темноты в глубоких долинах леса»), что буквально переводится «Лес-много-затенять-глубокий-долина-черный Глубокий-долина-лесной Мрак-земля».

Все эти четыре типа могут сочетаться в пределах одного языка.


Какой бы тип строения языка вы не выбрали, нужно будет придумать корни слов. Включаете своё воображение/хитрость/Google, берёте бумагу и начинаете записывать их напротив самых нужных вам слов. Потом создаёте постепенно структуру языка - тут уж выбирайте сами, что понравилось. Мне, например, нравится агглютинация, поэтому я придумаю для падежей такие суффиксы, для лица - такие, числа - такие и т.д.



Что следует учесть:

1. В языке могут быть заимствования из других языков.
2. Язык не создаётся специально грубым или специально изящным. В первую очередь на нём разговаривают, а не любуются. В одном языке почти всегда есть "красивые" и "некрасивые" слова, например, в немецком - "шпайхерн" и "мультикультурэлле", "айма" и "шванц".
3. Во многих языках есть свои особенности - например, в чешском ударение падает всегда на первый слог, в польском - на предпоследний, во французском - на последний. Почему не включить в ваш язык свою собственную изюминку? Можно убрать оттуда, например, все шипящие звуки или сделать все слова из трёх слогов.
4. Не забывайте - языки взаимодействуют друг с другом. Они могут развиться из одного языка, могут слиться в один, поглощать, становиться похожими со временем или наоборот, отдаляться друг от друга. Продумайте свой мир и свою историю!


Напоследок скажу, что совсем необязательно составлять словарь на 100500 страниц и грамматический справочник на столько же. Обычно бывает достаточно сочинить ровно столько, сколько вы планируете показать читателю. Пусть цель оправдывает средства.



Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?


Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус