Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
ГП и ТГ - пародия, стёб или плагиат?
Автор: Adeptus Mechanicus
|
Фандом: Статьи Жанр: , Джен Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
Преамбула
Начнём, пожалуй, с того, что тут не будет всякой истории, био- и библиографии обоих писателей. За сухими фактами - есть Google, есть Вики. Стоит лишь сказать, что первая книга в серии "Таня Гроттер" вышла в 2002 году, то есть почти сразу же после выхода первой книги о Гарри Поттере (2000 год в России). И С выходом последующих книг (а тут Емец училку французского переплюнул) Ниагарский водопад как-то иссяк. Сейчас разве что упадёт оттуда пара капель от недалёких читателей, которые судят по обложке.. Дело в том, что со второй книги (не включительно) сюжет и атмосфера начинают развиваться уж совсем в какие-то, казалось бы, дебри. Да вот только дебри эти пришлись многим весьма по нраву, в том числе и автору статьи. Но давайте-ка по порядку. Статья так или иначе предполагает свой тезис, так что удивим-ка читателей, модераторов и администрацию, покажем им каноничную статью. Тезис: "Таня Гроттер" - НЕ плагиат "Гарри Поттера", а качественный стёб и неплохая пародия. Теперь этот тезис нужно доказать. Докажем, сейчас всё докажем. Только вот с понятиями разберёмся. Плагиат - это что? Плагиат - умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений либо заимствование фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения, не считается плагиатом. То есть плагиат - это копирование и вставка чего-либо, без пропускания через своё сознание. Пародия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт другого, обычно широко известного, произведения в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Ну, что такое стёб, знают все. Кто не знает - тот плохой фикбуковец С понятиями разобрались, а теперь давайте попробуем найти наиболее значимые похожие места в ТГ и ГП, из-за которых весь сыр-бор. Общее 1. Родители ГП и ТГ были убиты злым и очень сильным волшебником. То есть теперь оба героя - сироты, а живут они у родственников, причём каких-то тоже злых. Само наличие злого и сильного мага, а также то, что оба персонажа остались живы, а злыдень практически исчез. Однако не полностью. 2. После такого у персонажей осталась отметина на теле. У ГП это шрам на лбу, а ТГ - родинка на носу. 3. Родственники не самого лучшего мнения о родителях героев - называют их хулиганами, тунеядцами, наркоманами и алкоголиками. Ну ладно, без наркомании. 4. Когда возраст персонажей начинает обозначаться двузначной цифрой (у ГП это 11, а у ТГ - 10), их приглашают учиться в школу магии и волшебства. Причём школа эта нехило запрятана. И существует уже лет под тысячу, а то и больше. 5. В школах ГП и ТГ обретают по два лучших друга каждый. 6. Как-то так получается, что и ГП и ТГ приходят к успеху в спортивной сфере. Сюда же саму идею магического спорта, где игра происходит в воздухе. 7. Схватка с вновь возродившемся антигероем. Причём возрождаются оба антигероя в весьма слабой форме. 8. Исчезающий Этаж и Тайная Комната, и крутящийся вокруг них ангст. В обеих школах паника и прочее. 9. Волшебные Тюрьмы - Азкабан и Дубодам, а также страшные стражи этих тюрем. Емец тут стебанул так стебанул - с его де-ментов я смеялся долго. 10. Министерство Магии и Магщество Продрыглых Магций. 11. Персонажи - особенно заметны Сарданапал и Медузия против Дамблдора и МакГонагалл. Добрый мудрый старый мужчина плюс строгая мудрая нестарая профессорша. Тарарах и Хагрид - no comments. 12. Привидения в школах, с которыми можно разговаривать. Пародия и стёб Вот из-за этих вот пунктов Д. Емец и подставился под Ниагарский говнопад. Однако плюются ли читатели, не плюются, а читают. И обнаруживают, что градус "плагиата" резко падает уже со второй книги включительно. Сюжеты каждой книги слишком объёмны, чтобы их пересказывать, но даже идеи Емца бурлят и фонтанируют. Помимо собственной "дикости" Тибидохса, проявляется славянская мифология (лешаки, Перун, водяные, русалки), параллельный мир, некромаги, восточные мотивы, божества... и всё это вписано в мир ТГ настолько атмосферно и детально, что мир ГП кажется чем-то вялым, скучным, унылым и однообразным. Ну, школа магии, ещё две школы магии, волшебная палочка, маглы, Министерство Магии, Пожиратели Смерти, Волан-де-Морт, Косой Переулок, Хогсмид, кусочек Лондона... и всё! Повторимся: Пародия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт другого, обычно широко известного, произведения в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Уникальные черты произведения выше. А какими же способами достигается комический эффект? Почесал я свою голову и вывел на свет вот такой вот список: 1. "Передразнивание". На хохот пробивает от одних лишь имён - Зубодёриха, Готфрид Бульонский**, названий - "Поцелуй Де-Мента под авторством Графа Манова" и заклинаний - "капут тынетут", "коронале мортале отбрыкус". Образ и само имя Гурия Пуппера вообще в комментариях не нуждается. 2. "Передразнивание-преувеличение" или гиперболизация. Это когда какие-то черты или реалии чего-либо сильно, до абсурда, акцентируются и/или многократно повторяются. Возьмём тот же квиддич и драконбол. Игра в воздухе? Отлично! Летающие мячики, ворота? Сейчас, сделаем вам и мячики, и ворота. В мячики мы накатим нехилый дозняк магии, а воротами сделаем драконов, да не таких, что сидят, раскрыв пасть, а таких, которые плюются огнём, бьют хвостом и вообще могут легко сожрать игрока. Заклинания? Да что нам заклинания смерти, мы и заклинание хаоса сделаем, и душу от тела отделим, и глобальное уничтожение даже устроим. 3. Своеобразные юмор, сатира и сарказм. Каждая страница серии о ТГ пропитана очень специфическим коктейлем, который хочется назвать "емцовщиной", да жалко - очень уж уникальное явление. Чего только стоит фраза: "И не смей думать обо мне плохо, а то домой на ластах зашлепаешь и суп будешь через уши есть!". Очень резкий контраст с серьёзностью стиля ГП. "Выпьешь горький дихлофос – кирпичом получишь в нос! Колдуй, леший, колдуй, дед, — пулеметов лишних нет!" Насколько ТГ пародирует ГП? Он же вывод. Думаю, все согласились, что "Таня Гроттер" - вовсе не плагиат. Стёб - да. Комичные ситуации, порой на грани издевательства (Гурий Пуппер и Дубодам), чёрный юмор, которого в ТГ ну очень много. Однако формально серия "ТГ" всё же считается пародией. Лично мне кажется, что Д. Емец не захотел оставаться в рамках пародии, а после создания своего магического мира решил развить сюжет, вложив в него весь свой талант. Не прерываться же, когда идеи так и прут, за словами в карман лезть не нужно, да к тому же на этом можно ещё и деньги делать. Получилось то, что получилось - уникальная, несмотря ни на что, своя Вселенная и тысячи фанатов. -------- "Фен" - амфетамин. Психоактивное вещество, стимулирующий эффект заключается в сильном повышении физической и психической активности. Готфрид Бульонский - такой человек существовал реально. Godefroi de Bouillon, один из предводителей 1-го крестового похода 1096—1099 на Восток, после захвата Иерусалима был провозглашен правителем Иерусалимского королевства (с 1099). Бульон (или Буйон) - город на юге Бельгии, а вовсе не овощной/мясной отвар.
Станьте первым рецензентом!
|