Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
Три секрета гениального произведения. Часть 1. Их нет, но они есть →Как говаривал один варвар из мультика, здавствуйте, товарищи!
Мы собрались сегодня по случаю... да, по случаю того, что объявлено в названии, ни больше ни меньше. Но начать следует с оговорки: Очень, конечно, хочется, чтобы действительно существовали такие три секрета, знание которых обеспечит и читательский интерес, и имя в веках, славу, вову, машу, деньги и прочее. Глупо этого не хотеть, согласитесь. Ну что же? Я верю в своих невидимых друзей, верю в ковры-самолеты, лесничего и Дженифер, но в существование простого способа достигнуть высот - увы... Сейчас скажу эту убийственную фразу, дайте только воли набраться! Его нет... Или даже так: ЕГО НЕТ!!! К счастью ли, к горю... Не подумайте только, что отпугиваю! И в мыслях не было! Тем более, для того, чтобы напугать, необходимо привести длинный и убедительный список причин, по которым писательство, оказывается, одна из сложнейших профессий. Профессий, да. Впрочем, коли трех секретов нет, то чего же мы собрались, спрашивается? Простите за противоречие, но раз уж в названии заявлено раскрытие трех секретов, то таковые будут раскрыты. Найджел Воттс пишет: "Чтобы написать удачную повесть, надо придерживаться трех правил. К сожалению, никто этих трех правил не знает." Это вроде как юмор прозаиков для прозаиков. Ситуация складывается невеселая, тем более, что он, похоже, не обманывает. Но вот у Джеймса Фрая в пособии "Как написать гениальный роман" одна из глав называется... Три золотых правила писателя: конфликт! конфликт! конфликт! Опять смахивает на юмор, но тут серьезнее: каждый из указанных золотых правил скрывает под собой... разное. И вот это вот разное мы и собираемся препарировать под микроскопом в нашей "секретной" статье. Начнем с обоснования. То есть давайте, наконец, для себя решим, что такого важного в конфликте, что авторы пособий пишут о нем большими буквами, наплевав на правила оформления текста. Собака зарыта где-то в районе особенностей человеческого восприятия, что, впрочем, касается всех литературных псин - ведь каждое слово, каждый символ должен воздействовать на читающего, и не просто так, а учитывая психологию оного. Забегая вперед, вспомним, что применение психологических штучек появилось не вчера. Их использовали еще с мезозойской эры, просто называлось иначе. Но факт фактом: тысячи лет приемы воздействия копятся, расширяются, объясняются с точки зрения психологии и применяются. Так вот конфликт - это центральнейший центр, то, с чего начинаются доисторическая сказка и современный роман про кибер-эльфов. А почему? Задач у искусства в целом и литературы в частности немало. Чаще звучат такие, как обучающая и развлекающая. Но если бы от романа про господина Васю требовались только они, то и романа бы не было, потому что проще сходить прочитать учебник с конкретными материалами и упражениями в конце глав, а потом покататься на карусели. Умно-весело, дешево-сердито, и романов никаких писать не нужно, все равно никто не станет читать. Так вот, одна из важнейших задач литературы - помогать вырываться из лап внутренних конфликтов, а также преодолевать внешние. Это я ща ничего не придумываю - так умные люди говорят. А как книга способна, допустим, помочь уладить семейные проблемы? Да очень просто - маленькими, но уверенными шажками в правильном направлении. Вместе с героем драмы читатель учится преодолевать, достигать цели, верить в себя и прочее вечное-доброе. Или вот, для раздумий: Вы видели когда-нибудь книгу (опубликованную), где у персонажей все отлично, мир и пряники? А можете себе ее представить? Самое время вспомнить Юрия Никитина: "Благополучный персонаж не интересен". Мы без зазрения совести пролистываем длинные описания местности (особенно если они неудачны), беспредметные разговоры и даже сцены с главными персонажами, если в них нет конфликта! Конечно, есть ценители слога, которым не важно ЧТО, а важно КАК, но я говорю от лица того, кто заснет на описании утреннего холма в пяти страницах. Впрочем, мне хватит и половины страницы, чтобы навегда утратить мотивацию читать. Ну не возбуждает! Можете закидывать! Тапок мне! Помидорей! Ииц тухлых! Все равно, если в сцене я не вижу конфликта - мысль не стремится в будущее книги, чтобы узнать, как главный герой решит проблему! А значит, она - мысль - неуверенно мнется у порога и ждет, когда можно будет выскользнуть за дверь. То есть я не имею в виду, что в каждом акте должны лететь на пол тарелки, происходить драки и скандалы! Конфликт способен образоваться даже в пустой комнате с одним-единственным человеком внутри, да хоть тем же господином Васей. Но одного намека на неустроенность персонажа хватит, чтобы картина ожила, стала динамичной, напряженной. Был бы только этот намек увесистым. Разные виды конфликтов отвечают за соответствующее напряжение и по-своему толкают сюжет вперед. К каждому из них есть требования, у каждого свои особенности. Рассмотрением оных и займемся.
Рецензии:
|