Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики

Три секрета гениального произведения. Часть 2. Конфликтология

Автор: Kinuli | Источник
Фандом: Статьи


Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Забавно, но вспомнился курс "Конфликтология" на факультете ИЗО пед.университета. Там нас учили гасить возникающие трения. Цивилизация и жизнь в целом учат бороться за мир так или иначе. А в литературе наоборот - писатели сами создают конфликт. Находят его! Выращивают на пустом месте!
Казалось бы... неблагодарное антиобщественное деяние! Но мы говорили в предыдущей главе, что литература учит конфликт преодолевать. Писателю приходится моделировать искусственный армагеддец, чтобы показать на его примере всесилие главного героя. Господин Вася и не подозревал в себе такой мощный стратегический гений, но его срочно пришлось найти, когда армия арахнидов вторглась на территорию Урюпинска.
То есть задача статьи - не только рассмотреть виды конфликтов, но и научиться их моделировать. Прежде рассмотрим предмет исследования:

Конфликт - это...
Естественно, берем не межличностный, а литературный, как же иначе? Большинство пособий по писательскому мастерству касаются темы конфликтов, некоторые ныряют в нее с головой с первых строк на несколько глав ввиду важности. Вот пример сущности, мнения по которой почти не расходятся у большинства авторов.
Так что же такое конфликт и начешуя он вообще-то нужен?
Конфликт олицетворяют со стержнем произведения, ниткой, на которую нанизываются события. Центральная линия - вокруг нее строится композиция романа, ей роман подчиняется. История начинается с конфликта и заканчивается на последних страницах его разрешением. А главное - это движущая сила, отрывающая господина Василия от созерцания Фудзи и заставляющая действовать, бороться, преодолевать.
То есть на первых страницах наш герой (допустим, Руст) живет спокойно в персональном замке на скале и никаких бед не знает. Если спокойствие и прочее комильфо продолжится дальше - читатель уснет! Открывая книгу, мы ждем секунды, когда с героем случится Событие. И не абы какое - здесь одного пореза бумагой недостаточно. Да! Жалко бедняжку Руста, но, кажется, придется серьезно вляпаться, чтобы читатель начал ему сопереживать. Персонаж, которому не сопереживают - бесполезен, а книга с его участием - скучна.
Но как же высчитать, сколько страданий на голову обрушить главному герою? В конце концов, литература - не математика, но формула имеется. Вот так, да.

Формула конфликта
Чтобы сварить конфликт, понадобятся ингредиенты, они же будут значениями в формуле:
1. Толковый персонаж. Или бестолковый - зависит от жанра. Вообще, главное требование - он должен чего-то хотеть. То есть иметь...
2. Цель. Какая у персонажа будет цель - зависит от автора, жанра, персонажа и прочего Замысла. Но конфликта не получится, коли между персонажем и целью не будут стоять...
3. Препятствия.
Руст хочет продать замок, но его никто не покупает. Руст хочет захватить окружающие земли, но земли не желают захватываться. Руст хочет изгнать привидение из спальни, но не имеет ингредиентов для обряда.
Итого получается:
ГГ+Ц+П=К
Или: главный герой (ГГ) хочет спокойно жить себе дальше (цель), но на его дом падает метеорит (препятствие на пути к спокойствию), и персонаж мечется, борется с обстоятельствами до конца книги (центральный конфликт).
Конечно, не все так просто. В процессе истории персонаж претерпевает изменения и если в начале хочет захватить власть, то к концу его единственной целью оказывается стремление остаться в живых. Конфликт меняется, сбрасывает маски: сначала главного героя не хотят брать в политическую элиту, но потом, когда он настойчиво продолжает лезть по лестнице, высылают киллера - урезонить выскочку.

Допустим, мы разобрались, как получить конфликт. Однако здесь важно не только наличие, но и качество. Общие требования к литературному конфликту можно найти у автора пособия Ивена Маршала:
Требования к К.
1. К. должен отражать жанр. Допустим, Руста угораздило стать персонажем любовной драмы (что заметно по обложке, аннотации и названию "Ржавый Роман"), но в первых же главах его берут в плен инопланетяне, а во второй пытают щекоткой. Или научно-фантастическая повесть про крейсеры, бороздящие просторы Галактики: в первых главах Руст встречает прекрасную незнакомку, грабит банк, получает наследство... и обманывает читателя, ждущего геройства среди звезд.
2. К. должен перевернуть жизнь героя. В худшую из сторон. Центральный конфликт книги продолжителен и решается только к концу романа-повести. А значит, должен быть достаточно серьезен. При особом мастерстве, конечно, можно и из покупки книги создать увлекательную историю (Бесконечную, если кто помнит фильм). Но шедевры требуют Героев, а герои требуют трагических событий. Даже если брать господина Васю, живущего простой человеческой жизнью, любящего жену, работу в офисе - если заставить его в один день потерять все, ему придется стать героем, чтобы удержать сюжет в руках и выяснить, почему произошло то, что произошло. В беде познается сущность человека, его выбор.
3. К. должен захватить воображение. В первую очередь ваше, дорогие писатели. Потому что если вам будет скучна проблема, то как же вы заставите героя решать ее? И уж тем более посторонних людей читать...
4. Последнее правило взято из книги Д.Фрэя: К. должен нарастать. То есть если в начале книги Сама Тьма грозит уничтожить Землю, то решение региональных проблем с троллями в канализации под конец выглядит блекло, неубедительно и не волнует.

Выстроить конфликт - добрая половина дела, но без второй она мало что значит.
Требования к цели
Что персонаж должен делать для преодоления препятствий и достижения цели?
1. Стремление к обладанию или избавлению. Речь идет не о предметном обладании, хотя и оно возможно (Фродо очень хотел избавить мир от Кольца, а Остап - приобрести вполне конкретный Стул). Обладать можно родственниками, спокойствием, работой, званием, счастьем. Смотря что украли.
2. Трагические последствия. Положим, у Руста есть цель - получить Денег! Но ему - о, ужас! - не дают и сотой доли нужной суммы. Если он пожмет плечами и забьет на свое желание, читатель разочаруется. Пусть от небольшой суммы зависит все! Пусть он задолжает мафиози (и пытается избежать страшной смерти), копит на операцию по смене пола (иначе останется несчастным навсегда), хочет купить дом для бездомных детишек (иначе попадет в ад по договору)... персонаж не должен бежать от конфликта. Он должен его решать.
3. Высокие побуждения. Если Руст решит уничтожить всех одноклассников, что издевались над ним в школе, скорее всего, у читателей он симпатии не вызовет. Не надо делать из персонажа святого - в этом случае у него вообще не будет прав сопротивляться, но что-то положительное в мотивах (чем больше, тем лучше) должно украсить главного героя. Благородство ли, чувство справедливости, сопереживание, альтруизм, принципы.
4. Непреодолимые препятствия. Как учат гуру, читатель должен быть уверен - препятствия непреодолимы для простых смертных. Почему? А чтобы сидел и гадал: и что придумает Руст, дабы переправиться через реку кипящей лавы?

Ну хорошо, допустим! Но вот сесть и прикинуть конфликт для неначатой повести... откуда они вообще берутся? На своих лекциях Н. Басов приводит целый список таких мест:
Откуда берется конфликт
1. Автобиография. Вот случилось вам попасть под дождь, к примеру. Ранняя весна, подруга говорит, первые дожди всегда самые ядовитые, фантазия рисует дождь, разъедающий лица прохожим... это если дальше от реальности. Почти полностью можно переписывать свои любовные истории, раз вы хорошо доносите эмоциональные переживания. Необыкновенные события, случившиеся вчера, раз уж "повезло" в них попасть.
2. Анекдоты и бытовые истории. Кажется, пункт годится только для легкой комедии, но упавшая с крыши теща - грустная сказка... или ее начало.
3. Газетные хроники, репортажи. Полгода назад в моей жизни появился телевизор. Признаюсь, долго плевался, не в силах убежать от исчадия, но... две нехилые истории родились по мотивам новостных хроник. Н. Воттс в своей книге предлагает вырезать из газет интересные статьи и складывать их в коробку. Не обязательно переписывать историю - можно взять только часть или суть, в любом случае, при просмотре заметок или новостей могут возникнуть волшебные ассоциативные цепочки. Они-то и приведут писателя к идее.
4. Художественная литература и фольклор. Не призываю к плагиату! Призываю к изучению классики - очень многие сюжеты и тем более конфликты бродячи.
5. Мифы. Тут, думаю, объяснять ничего не надо :-)
6. Прошлое человечества. Это и исторические события, и ходы полководцев, и жизнь великих, и интриги при дворе.

Условно конфликты делятся на три вида:
1. Личностный.
Жил-был Руст, однажды он встретил злодея Эдди (Саурона, Локи, Бориса). И началась война.
2. Со средой.
Жил-был Руст, однажды из райских садов он попал в пустыню (зону отчуждения). И началось выживание.
3. Внутренний.
Жил-был Руст, однажды он понял, что уничтожать целые Вселенные - очень плохо. И началась борьба с собой.
Это кратко. Причем лучше не ограничиваться одним видом. В данном случае количество дает объем, глубину истории. То есть будет лучше, если Руст встретит злодея Эдди, который отправит героя в свое темное-темное королевство, а Руст всю книгу будет стремиться попасть домой и бороться с желанием убить гаденыша.
Кроме того, у каждого из видов есть особенности и требования, о чем и поговорим далее.
Мира и спокойствия вам!



Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?


Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус