Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
← Три секрета гениального произведения. Часть 3. Виды и типы →
Чуден мир. Чтобы поддерживать порядок в реальности, нам требуется
сбрасывать напряжение в виртуальность. Но напряжение (читай, конфликт)
должно быть упорядочено, натурально и так далее. Только полное
погружение способно обеспечить замену реального конфликта вымышленным.
Что может помешать погружению? Если конфликт вялый, недостаточный, ненатуральный - читатель сомневается в компетентности автора, скучает, возмущается и вообще начинает смотреть на книгу с сарказмом. Так что надо многое знать и немало уметь (с), чтобы избежать ошибок. Для начала ограничимся азами =) =Классификация конфликтов= Три секрета Итак, конфликт протекает в трех плоскостях. Рассматриваем их под лупой средней выпуклости: 1. Межличностный Популярен в американских фильмах, где есть главный герой и главный злодей. Причем, существует такое заблуждение, что главный герой всегда прав, а злодей - напротив. В равной степени они могут быть оба правы и не правы - от подобного расклада драматичность только выиграет, а концовка может оказаться очень неожиданной. Заметно оживляет обстановку. Диалоги героя и антигероя всегда читаются на одном дыхании, потому что в любом случае они либо ссорятся, либо мирятся. И то, и то - славно. Межличностные конфликты помогают человеку, как ни странно, адаптироваться. Но не самими, простите, ругачками, а методами решения проблем. То есть, человек учится разруливать ситуации с другими людьми, когда герой выкручивается, действует. Но для этого ему нужен враг. Условие такого конфликта - антигерой должен быть соразмерен по силе с героем. Либо внешне сильнее, чтобы центральный персонаж не уделал врага на первых страницах... ненароком. 2. Со средой Сильный ход - загнать персонажа туда, где ему не выжить. В смысле, не в мясорубку, а в среду противоположную. Дочку олигарха - на зону отчуждения, странника - в инвалидную коляску, мечтателя - в сферу обслуживания, неформала - на гламурную тусовку. Конфликт со средой - это уже не столкновение с интересом одного человека, это - противостояние со всем окружающим миром. Фишка наших сериалов. В плохом смысле. Жена олигарха подметает дворы, ботаник оказывается в тюрьме (очень часто), врач в бегах и так далее. Криминал на криминале. Проблема, конечно, не в контрасте "добрый человек-тюрьма", а в том, что ничего другого, кажется, у нас не производят. По сути конфликта: читатель с напряжением следит за персонажем, потому что персонаж сам находится в постоянном стрессе. Целью героя может стать как уход из нежелательной среды, так и перекрой ее материи. Читатель преодолевает страх перед неожиданными переменами, уверяется в том, что любая проблема имеет решение... ну, конечно, в том случае, если господину Василию удается выбраться с тонущего корабля с его-то аквафобией. 3. Внутренний Обязательное условие больших драматических произведений. И не только драматических. Внутренний конфликт предполагает, что персонажу для его разрешения нужно измениться. Меняющийся персонаж - вообще лучшее, что можно найти в книге. Выражается в страхах, сомнениях, чувстве вины и так далее. То есть персонаж мучается чем-то неприятным, и это заставляет его действовать. Сомнения - искать истину, страх - бороться с собой и паникой, вина - пытаться искупить ее и так далее. Персонаж стремится к гармонии, внутреннему балансу. Конфликт кажется легким с первого взгляда, но чувства порой доводят до безумия. Внутренний конфликт - мощнейший рычаг, прямейший тоннель к сердцу читателя. А все почему? Если врагов мы получаем нечасто, а во враждебную среду попадаем и того реже (ттт!), то сомненьями и страхами мучаемся постоянно. Круглосуточно даже. Разрешение внутреннего конфликта - маленький шажок к сверхличности, путь совершенствования, становления, превращение из обезьяны в человека, из человека - в сверхчеловека. О чем нужно помнить: - Конфликт, замешанный на морали, ценнее. Убийца Раскольников со своими терзаниями принесет в мир намного больше пользы, чем добропорядочный человек, страдающий от того, что ему не дают девушки. - Все терзания должны быть разумно обоснованы. - Реакция героя должна быть выверена и размерена от малого беспокойства до паники или ярости. О последнем чуть подробнее: Протекание конфликта неоднородно в разных произведениях. Принято выделять три типа: 1. Статичный. Название происходит из особенности - такой конфликт не позволяет сюжету и персонажам двигаться. Например, ссора или спор, в котором герои просто отстаивают точки зрения, ни к чему не приходят и расходятся надутые, такими, какие были до сцены. 2. Скачкообразный. Секунду назад герой был спокоен, пил кофе или играл с собакой. А сейчас он в ярости, готов убивать и воротить горы. За секунду должно было произойти нечто серьезное, правда? Скачок из начального состояния в крайнее - не драматический прием, но частенько наличествует в фильмах-катастрофах. Может стрястись в первых строчках романа - герой впадает в праведную ярость, делает делов, которые расхлебывает оставшуюся книгу, исправляя ошибки и зализывая раны. 3. Медленный. Тут поведение и состояние персонажа плавно перетекает из одной стадии в другую. Когда к Русту подселяется неприятный сосед Эрма, появляется досада. Когда Эрма мелко пакостит - раздражение. Эрма оказывается сводным братом, опорочившим честь семьи - злоба. ...убившим отца в пьяном угаре - ярость. ...решивший убить заодно и Руста, чтобы получить весь дом в наследство - бешенство. По мнению Дж. Фрея, последний вариант развития конфликта - самый кошерный для любого романа. Когда герой накаляется по мере ухудшения ситуации, читатель успевает за ним со своими собственными эмоциями. С кем же может конфликтовать герой? Виды Человек, по своей сути конфликтует со всем. Потому что жизнь - борьба (с). А если говорить точнее: 1. С природой Как вышел с джунглей, так и не может успокоиться. Всю историю человечество пытается найти панацею от стихий, катастроф и болезней. Наедине с природой человек понимает, насколько он смертен, мал и беспомощен. 2. С обществом От природы мы спасаемся в обществе. Но - что ты будешь делать! - и тут не мед, не сахар. Общество и само готово уничтожить того, кто ищет защиты. Особенно если человек прет против общего потока или мыслит новаторски. Или маньяк. 3. С человеком См. начало главы. Все мы способны делить окружающих на "нравится - не нравится". Благодаря подобной стратегии, как ни странно, человечество выживало в дикой среде. В условиях нового мира, конечно, можно бы всех воспринимать братьями, но... тут рассуждений на три тома, так что прекратим дозволенные речи. 4. Естество Человек недалеко ушел от животных. Ему все еще хочется быть вожаком стаи, оплодотворять как можно больше, вынашивать только от лучших, есть до тех пор, пока еда не закончится, идти по пути наименьшего сопротивления. Частенько вышеуказанное выливается в настоящие пороки. Человек начинает бороться с внутренней обезьяной... а читатель с интересом наблюдает, как герой побеждает главного своего недруга - себя. 5. Судьба Любимая тема в греческих сказаниях, где полубоги и персонажи, озадаченные предсказанием, пытались изменить грядущее. Хрен у них что получалось. Сейчас, конечно, конфликт выглядит иначе, чаще иллюстрирует американскую мечту "из грязи в князи", Золушку... Читателю нужно доказать - и у него получится стать президентом, приложи он усилия. В следующей главе рассмотрим обязательное условие главного конфликта и приемы, которыми пользуются писатели для усиления накала страстей. =)
Станьте первым рецензентом!
|