Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики

Как самоубить своего персонажа. О неудачных попытках

Автор: Глиссуар | Источник
Фандом: Статьи
Жанр:
Психология, Юмор, Джен,


Статус: завершен
Копирование: разрешено
В этой части мы вспомним о том, что человек далеко не всегда способен достичь желаемого и иногда терпит поражение в лучших своих начинаниях. Поговорим о попытках самоубийства, благо, что данный прием используется авторами довольно часто, да и в реальной жизни на каждое удачное самоубийство приходится от пяти до шести бесплодных попыток. Этот прием служит для создания драматической, трагической или же юмористической атмосферы. Ну да, любая неудача может быть чем-то комична.

Почему происходят неудачи?

Разные способы имеют разную степень надежности, но, как и средства контрацепции, имеют определенную процентную погрешность. Стопроцентно надежных просто нет, всегда есть вероятность, что по воле автора что-то пойдет не так. И есть некоторые нюансы, связанные с тем, каким именно образом потенциальный суицидент спасается.
Первый вариант: средство просто не сработало. Не тот яд, не те таблетки, некачественно перерезанные вены, прыжок под машину водителя с хорошей реакцией и тд. В таких случаях первая помощь человеку либо не требуется вообще, либо он способен оказать себе ее сам. Причина – либо крайняя непродуманность исполнения задуманного, либо банальная случайность, от которых, как известно, никто не застрахован. Даже хорошее оружие иногда дает осечки, а собраться и выстрелить себе в голову второй раз способен далеко не каждый.
Вариант второй: человек начал осуществлять самоубийство, однако не выдержал, в последний момент передумал и начал бороться за жизнь. К слову сказать, самоубийцы почти всегда инстинктивно пытаются спастись, даже если решение было взвешенным и обдуманным, но не всегда получается – из петли, например, человек сам освободиться не может. Но может выбраться из воды, если пытался утопиться, может каким-то образом остановить удушение, принять противоядие, если оно есть.
Третий вариант: самоубийцу без его на то письменного согласия спасают окружающие люди. Самый распространенный вариант в литературе и искусстве, так что на нем имеет смысл остановиться подробнее. Авторы, собирающиеся об этом писать, не забудьте погуглить: почему то или иное средство подчас не срабатывает, как нужно; как оказывать первую помощь человеку, который пытался покончить с собой; какие последствия для здоровья могут ждать его впоследствии. И убедитесь, что спаситель вашего персонажа знает и умеет отказывать первую помощь. Если это врач, полицейский, служащий МЧС, словом профессионал, у которого это дело уже поставлено на рефлексы, то никаких проблем. А если обычный человек, случайно ставший свидетелем чьей-то попытки самоубийства? Поставьте себя на место этого свидетеля. Вы знаете, как надо вынимать человека из петли, чтобы не повредить ему шею, как делать искусственное дыхание, как перевязывать раны и останавливать кровь? Уверены, что ваш персонаж знает и справится с такой задачкой? Уверены, что вообще бросится помогать, а не полезет в карман за телефоном, чтобы заснять и выложить в интернет? Персонажи-то, разные бывают… А если еще и действие происходит не в нашем современном мире? Поищите, заодно, если получится, на каком уровне были медицинские знания в описываемое время в выбранной стране. Когда главный герой книги «Детство Темы» (действие происходило в России XIX века) отравился спичечными головками, первая помощь ограничилась тем, что ему дали молока и послали за врачом (молоко, кстати, не такое уж плохое средство, по мнению некоторых партийных работников, может вылечить и лучевую болезнь).

К частичным неудачам относятся ситуации, когда человек все-таки умирает от своих действий, но не так быстро, как бы ему хотелось. Например, главный герой рассказа Булгакова «Морфий» - доктор Поляков. Он застрелился, причем, будучи врачом, должен был попасть в сердце с одной верной попытки, но, то ли у него была ломка и руки дрожали, то ли еще какая-то проблема – он был ранен и умер несколько часов спустя, успев дать другому доктору несколько сюжетно важных указаний.
Особый случай – это ситуации, аналогичные той, которая приключилась с Вероникой, которая решила умереть (из уже упоминавшейся книги Коэльо). Решить-то, она решила, даже выпила приличное количество таблеток, но не умерла. Ее спасли, доставили в больницу, отправили на психотерапию, она научилась любить и ценить жизнь… Одна проблема: таблетки, которых она наглоталась, повредили сердце, и она все равно скоро умрет. Есть в трагедийности этой ситуации немного нездоровой циничной насмешки жизни за то, что ее хотели бросить...

Кстати, есть еще такая жестоко-забавная разновидность эпических неудач: когда человек делает вид, что хочет покончить с собой и случайно действительно убивается. Где-то мне попалась такая история: не слишком развитый умственно мальчик шестнадцати лет решил припугнуть свою возлюбленную (странно, обычно все наоборот) и требовал ответных чувств, стоя на краю обрыва. Конец немного предсказуем, да? Парень сорвался вниз и разбился насмерть. Девушка, к слову, данным событием не особо опечалилась, спокойно вышла замуж и жила относительно счастливо, справедливо рассудив, что это был несчастный случай, а не ее вина.

Отношение окружающих.

Как уже говорилось в прошлой части, все реагируют по-разному. Кроме всех прочих факторов, на отношение людей к попытке самоубийства влияет еще то, насколько серьезной эта попытка выглядела. В реальной жизни все сложно, но в литературе авторы обычно четко различают действительную попытку человека свести счеты с жизнью и пустую демонстрацию, призванную попугать людей и вызвать к себе сочувствие.
Был у Сапковского в «Ведьмаке» такой момент, когда одна малолетняя чародейка неудачно пыталась вскрыть себе вены, а вторая пришла ее навестить вскоре после этого: «Не получилось. Но не потому, что ты не старалась. Ты резала хорошо и глубоко. Поэтому я и сижу сейчас рядом. Если б это был всего лишь кукольный театрик, дурацкая и дурная демонстрация, то я могла бы лишь презирать тебя». Стоит отметить, что девочка действительно резала хорошо: на обеих руках, от запястий до локтей, перерезала даже не только вены, но и сухожилия. И все-таки не получилось – способ, как уже говорилось ранее, ненадежный сам по себе.
Второй пример из всем известного романа «Три мушкетера». Миледи в плену у лорда Винтера совершает мнимую попытку самоубийства именно демонстрации ради. Там было много пафоса, к которому дворяне того времени были весьма склонны и восприимчивы (серьезно, вы хоть раз видели дворянский суицид без предварительного монолога?), в итоге Миледи нанесла себе удар ножом, но (ловкость рук и никакого мошенничества!) лезвие скользнуло по стальным планшеткам корсета, и рана вышла пустяковой. Лорд Винтер, который люто ненавидел Миледи, ограничился язвительным смехом и весьма дельным советом: «Веревка, поверьте, надежнее ножа», а вот по уши влюбленный в нее Фельтон моментально уверовал в серьезность ее намерений.

Довольно распространен (главным образом в американском кинематографе) такой шаблон: человек стоит на крыше какого-то высокого здания или иной конструкции и угрожает, что убьет себя (хочет убить гражданина Америки – да он же террорист!), а рядом толпятся полицейские/наряд врачей-психотерапевтов/близкие родственники/просто левые люди и все уговаривают его не делать этого. Причем стоять, глядеть вниз и решаться прыгнуть человек может так же долго, как я на 3-х метровом трамплине в бассейне. В одном американском детективном сериале беременная женщина на крыше гостиницы несколько часов проторчала, отказываясь слезать, ей детективы даже принесли теплый клетчатый плед и кофе для успокоения нервов и создания уютной атмосферы. За это же время могли просто натянуть этажом ниже сетку, а потом снять ее с бортика силой, но, наверное, это было бы не слишком демократично и нарушило бы ее гражданские права. Женщина, кстати, оказалась притворщицей. Как мне кажется, у нас в России такие фокусы бы не сработали: народ бы собрался поглазеть, может, приехали бы менты полицаи господа полицейские и сняли бы несостоявшегося суицидента без лишних разговоров и без выслушиваний его. (Интересно, если бы Гитлер не застрелился, а попытался бы сброситься с крыши Рейхстага, его бы стали отговаривать?). Вообще, все подобные ситуации уже прокомментировал Леонардо Ди Каприо в «Титанике»: «Если бы хотела спрыгнуть, уже сделала бы это».

Отношение суицидента.

Реакция несостоявшегося самоубийцы на то, что его спасли может быть самой разной и напрямую зависит от его личности, психического состояния, степени серьезности намерений, а так же от того, кто его спас и почему. Довольно распространенная реакция: «Ах, зачем вы это сделали, вам следовало дать мне умереть!», причем, может быть как пафосно-показушной, так и вполне серьезной. Во втором случае, как правило, выражается более спокойными, жесткими словами и спустя какое-то время следует повторная попытка. Здесь многое зависит от того, есть ли возможность ликвидировать причину самоубийства. Если причина пустяковая, то скорее всего несостоявшийся суицидент раскается и одумается. Как гласит популярная в интернете цитата: «Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы, кроме одной - ты уже летишь с моста». Так вот, это далеко не всегда так. Есть проблемы, с которыми человеку не справиться и лучше вообще не жить. Мировые религии склонны с этим не соглашаться, но такие причины есть, и есть даже ситуации, когда окружающие понимают, что у человека нет иного выхода, но не у всех хватает такта не вмешиваться. В отдельных странах спасенный может потребовать от спасшего его денежной компенсации, а то и пожизненного содержания (вот и помогай после этого всяким бомжам и нищим). Более адекватные люди испытывают чувство благодарности, и у них может возникнуть даже некоторая привязанность к человеку, который их спас.

Последствия.

Ну и на последок напомню, что попытка самоубийства тоже имеет ряд последствий. За всякое свое действие свободный человек должен нести ответственность, в некоторых странах – уголовную. В нацистских концлагерях, если верить Википедии, попытка самоубийства наказывалась смертной казнью. Но это крайности, в наше время в развитых странах общественные санкции вполне ограничатся психиатрической клиникой на непродолжительный срок и парочкой добровольно-принудительных бесед с психологом. Чуть раньше за это бы наложили епитимью в виде молитв с поклонами, благословили бы Библией по лбу и отправили домой – судя по всему, этот способ работал в свое время ничуть не хуже помощи психолога. О том, что попытка себя убить может иметь долговременные неприятные последствия для здоровья, уже говорилось выше, да это и так понятно.

Авторам следует помнить о том, что раз уж они решили не самоубивать своего персонажа до конца, то они приняли на себя ответственность за решение его проблем. Это в жизни человек справляется со всем, как хочет, или не справляется вообще, а в литературе – если автор создал конфликт или противоречие любого рода, он их должен разрешить тем или иным способом. Смерть персонажа – разрешение само по себе, жизнь – далеко не всегда.

На этом я с вами прощаюсь, прощу прощения за затянутость статьи на 18 страниц, автор сам не ожидал, что столько выйдет. Всем спасибо за отзывы и оценки, удачи вам в литературных экспериментах и мое искреннее пожелание не сталкиваться с суицидами в реальной жизни.



Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?


Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус