Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
Десять ошибок, которые совершает автор вместе со своим героем. Ошибки с первой по пятую →«Я проснулась утром в 7 утра. Мама сказала мне вставать иначе я могу
опоздать в школу. Но я валялась еще 15 минут. Затем я встала и умылась.
Потом позавтракала, ела бутерброд с сыром и пила какао. Стала
собираться. В школу нам сегодня надо было к первому уроку, впрочем, как и
всегда. Я стала одеваться и краситься. Я одела светло-сиреневую
кофточку с коротким рукавом и обтягивающие попу джинсы. Затем подумала, и
переоделась в коротенькую обтягивающую красную лаковую миниюбку и
черную маечку в облипку. Выбрала из шкатулки свои любимые красные серьги
(Мне их Ленусик подарила, я их просто обожаю!).
В это время моя лучшая подружка Даша у себя дома красила ногти и размышляла, у кого бы ей успеть списать домашку по алгебре. Она ее вчера не сделала, так как опять провела весь вечер фапая на плакат с Джаредом Лето. Я вышла из подъезда, пришла в школу. Уроки у нас начинаются в девять утра ровно. Обычно их шесть. Математика бывает каждый день, и сегодня, к счастью, не было физры. Мы посидели с Дашкой на уроках, потупили, флиртовали с парнями из «б» на переменах. Я громко смеялась, пока они рассказывали нам матерные анекдоты, кокетливо улыбалась и сексуально поправляла волосы. Потом после уроков пошлялись два часа по магазинам, и я пошла домой. Переоделась, посмотрела телек. Поужинала. Три часа зависала в интернете. И тут, неожиданно, на наш балкон высадились инопланетяне…» По бескрайним просторам фикбука ползает множество фанфиков подобного плана. Ну, и ориджиналов, сильно смахивающих на записи в дневниках (если не принимать в расчет инопланетян, конечно). Я не собираюсь по этому поводу в гневе брызгать слюной и клеймить позором неумелых авторов. И тем более не собираюсь педантично минусовать каждую подобную работу, оставляя под ней полный ехидного самодовольства разгромный комментарий. Я просто хочу указать на некоторые ошибки и дать совет, как их можно исправить, причем постараюсь сделать это спокойно и тактично. Поэтому в этой статье не будет ни стеба, ни забавных матерных выражений. Кто хочет посмеяться - смотрите «камеди-клаб». Итак, первые пять ошибок: 1) Ошибка первая. Герой вне пространства и времени. Это ошибка очень простая и легко устранимая, однако чрезвычайно распространенная, поскольку сам-то автор прекрасно себе представляет в своей фантазии, где и когда происходит действие его произведения. Но читателю необходимо о таких вещах специально и целенаправленно сообщать. Например, в одном из первых абзацев обозначить время года/месяц/день недели/время суток (выбрать то, что нужно для раскрытия именно вашего сюжета). Также следует описать место действия, причем описать так, чтобы читатель смог сложить в своем представлении целостную четкую картинку. А затем уже запустить в эту картинку, получившую форму, краски и оси координат своего героя, как лабораторную мышку в лабиринт. Внимание! Я сейчас вовсе не имела в виду, что описание должно быть длинным и обстоятельным. Замечательные декорации к приключениям можно создать всего парой предложений. И, разумеется, описания не должны быть статичными и скучными. Лучше всего, конечно, включать описание места действия в сам ход событий и действия персонажей. Другая крайность данной ошибки – чрезмерно детальное расписывание и уточнение времени и места. Здесь лучше всего помнить, что если герой у вас делает что-то стандартное, знакомое всем, то лучше всего не включать кэпа, а опустить эти подробности. Тот, кто будет читать, их достроит для себя сам, не надо думать, что все ваши читатели родились и выросли на Южном полюсе, и их воспитали пингвины. «Я проснулась утром в 7 утра. Мама сказала мне вставать, опоздаешь в школу. Но я валялась еще 15 минут. Затем я встала и умылась. Потом позавтракала. Стала собираться. В школу нам сегодня надо было к первому уроку, впрочем, как и всегда». Если вы пишете, что герой проснулся утром и стал собираться в школу, и подразумеваете, что это был обычный учебный день, один из многих – не надо расписывать, что он проснулся у себя дома, в своей постели, во сколько именно проснулся. Все нормальные люди в курсе, примерно, во сколько начинаются школьные занятия. Достаточно слова «утром» или «рано утром». Время надо уточнять только, если это очень важно для сюжета – герой опоздал, или в восемь утра Главный Злодей задумал взорвать весь мир, а ваш герой проснулся в семь, и теперь читатели будут с напряжением ждать, успеет ли он спасти мир и не опоздать в школу… Также не надо разрисовывать в подробностях и саму школу – читатели тоже учились когда-то (или учатся сейчас), и сами смогут себе все представить. О том, что ваш герой проснулся у себя дома – тоже будут считать по умолчанию. Если же ваш герой проснулся в ином месте или у него школа какая-нибудь особенная (и это все повлияет на сюжет), вот тогда нужны как уточнения и описания. Тот же самый бутерброд с сыром (…Затем я встала и умылась. Потом позавтракала, ела бутерброд с сыром и пила какао. Стала собираться…) нужно указывать только, к примеру, в том случае, если ваша героиня целый месяц сидела на жесткой диете, а с этого несчастного бутерброда сорвалась… и кончилось все жуткой булимией и лечением в клинике. Это, допустим, если вы пишете что-нибудь злободневное о современных канонах красоты. Ну, или просто этот самый сыр имеет хоть какой-нибудь малейший смысл в повествовании, в характере героини или спровоцирует события сюжета, например, запах этого самого сыра и привлек инопланетян на балкон героя. 2) Ошибка вторая. Нарушение баланса экспозиции, завязки и начала действия. Это, прежде всего, те случаи, когда вначале на десять страниц идет нудное, скучное и совершенно неинтересное описание будней героя, и только на одиннадцатой странице на балкон приземляется летающая тарелка. Я имею в виду вот эти бесконечные перечисления: встала, умылась, накрасилась, вышла, зашла, поржала с подругами, потупила на уроках, показала под партой фак математичке, пошла домой, поела, легла спать. Блин. Надеюсь, вам было сейчас так же скучно читать, как и мне. И вы все осознали и никогда больше не станете мучить подобными опусами окружающих. Конечно, наши любимые русские классики вроде Толстого, Достоевского и иже с ними – грешили экспозициями длиной в несколько глав. И целыми страницами гнали описание внешности героев, их повседневных дел и развлечений, подробно изображали даже то, что герой ел в каждый из своих приемов пищи. Что могу на это сказать? Раньше было принято так писать. И времени и терпения у читателей было значительно больше, они могли позволить себе целыми вечерами продираться сквозь скучные бессобытийные описания, дабы добраться, наконец, хоть до какого-нибудь действия или решения героя. Ну, и все-таки читать про будни абсолютно отличающихся от нас людей из прошлой эпохи все же увлекательнее, чем про то, что мы и так видим каждый день в своей собственной жизни. Теперь же, читателю хочется как можно скорее перейти к главному. И не нужно ему отказывать в этом желании, ибо сетевая литература имеет обширные запасы чтива, предложение сейчас чуть ли не превышает спрос. Так что соскучившийся на первом абзаце читатель уйдет к другому автору и «переходить к главному» будет уже там. Самое классное, конечно, это начать сразу с завязки. С какого-нибудь рокового события, стечения обстоятельств, необдуманного (или наоборот) решения главного героя, после которых его жизнь изменится на сто восемьдесят градусов. И никогда уже не станет прежней, такой, какой она была в экспозиции. А уж как там герой жил всю свою скучную ничем не примечательную жизнь до этого знаменательного события можно по кусочкам распределить в воспоминания, разговоры с другими персонажами и т.д. Между прочим, Антон Палыч Чехов, хоть и жил в стародавние времена, чуть ли не с динозаврами за руку здоровался – а, однако, приемом этим пользовался с мастерством истинного гения. У него стоит поучиться умению завязывать действие, быстро переходить к самому главному и нагнетать напряжение так, что невозможно оторваться до самого конца. Возможно, это потому что он писал пьесы, а не романы в двух томах весом по килограмму. Драматургия предъявляет гораздо более жесткие требования к увлекательности действия на сцене, ведь совсем не здорово, если зрители в зале заснут, не дождавшись основных событий, или разбегутся. Время спектакля ограничено, и надо выбросить из него все лишнее, все, что не двигает сюжет. Только не понимайте, пожалуйста, этот совет утрированно. Я не имею в виду, что надо начать сразу же с «…И тут, неожиданно, на наш балкон высадились инопланетяне…». А потом судорожно объяснять к кому они прилетели, где находится этот балкон и т.д. Хотя… думаю, что искусный автор сможет вырулить повествование и ловко распихать по тексту кусочки экспозиции и в таком случае. 3) Ошибка третья. Герой – самовлюбленный идиот. …Мы посидели с Дашкой на уроках, потупили, флиртовали с парнями из «б» на переменах. Я громко смеялась, пока они рассказывали нам матерные анекдоты, кокетливо улыбалась и сексуально поправляла волосы… При написании от первого лица (POV), распространенной является следующая ошибка: герой, описывая все происходящее вокруг, свои и чужие действия и прочее, заодно описывает свое выражение лица, оценивает то, как он смотрится со стороны. Товарищи, герой не может видеть себя со стороны и оценивать свою внешность или действия! Нельзя написать «Я изящно откинулся на спинку кресла и томно приподнял бровь», если только ваш герой не самодовольный и самовлюбленный кретин (POV Гилдероя Локхарта, например, если вы пишете по «Гарри Поттеру»). Правда в таком случае, следует хорошо подумать, а стоит ли писать произведение от лица такого героя, и как его написать, чтобы читатели не испытывали раздражение от его глупости и нарциссизма, а сопереживали его злоключениям. Хвалить свою собственную внешность – дурной тон для героя! Можно (но очень редко) упоминать отдельные элементы мимики, когда надо подчеркнуть эмоции героя («я нахмурился»). Но злоупотреблять этим не стоит. Иногда, встречаются случаи, когда герой играет или притворяется или еще что-нибудь. И он описывает свое поведение со стороны («я изо всех сил старался выглядеть спокойным», «я скорчил кислую мину») - герой не уверен в результате, в том, достоверно ли у него получилось. Как уж у него получилось, успешно или нет – он увидит из реакции на него других персонажей. «Я изобразил изящное приземление в кресло, больно ударившись бедром о подлокотник» - прием хорошо сочетается с небольшой здоровой самоиронией персонажа, тогда герой ни в коей мере не превращается в нарцисса, а наоборот – ему сопереживают, читатель сочувствует его неуклюжести и посмеивается вместе с ним. В особо тяжких случаях, герои принимаются чуть ли не в каждом предложении напоминать читателю о том, какого цвета их глаза и волосы («я подняла на маркиза томный взгляд своих изумрудных глаз и тихо вздохнула, отведя за маленькое розовое ушко золотистый локон»). Товарищи, если уж маркиза, как бывалого и много чего повидавшего труженика ванильной индустрии, не стошнит розовыми слюнями, то читателям поплохеет обязательно. 4) Ошибка четвертая. Герой – телепат и пророк, Здесь все очень просто. Посреди своего POV герой вдруг принимается читать мысли других персонажей, угадывать их эмоции и намерения. (Причем он не только их читает, но и с энтузиазмом детсадовской ябеды-корябеды начинает делиться своими измышлениями и выводами с читателями). Еще одна разновидность телепатии – когда в описание своих действий, мыслей, чувств, наблюдений и всего прочего, что включает в себя POV, вклиниваются целые предложения и абзацы, в которых герой, неожиданно обретя способность видеть сквозь стены и пространства, спокойно излагает нам происходящее с персонажами, находящимися по сюжету в данный момент далеко от него. Например, описывает, что замышляют его враги, в тот момент пока он умывается утром, красится и по стопицот раз переодевается, пытаясь сообразить в каком же именно наряде, и на какой высоты шпильках будет их эффектнее всего мочить в сортире. Исключение – когда герой изначально ведет повествование как бы из будущего, в форме воспоминаний. 5) Ошибка пятая. Герой не только нарцисс. Он еще и Выбор стиля одежды для героя и, особенно, манеры ее ношения – важная составляющая персонажа. Она помогает автору полнее раскрыть его характер, она также может служить визитной карточкой героя, своеобразным маркером-напоминалкой о самых ярких чертах личности. Например, во многих фанфиках по «Гарри Поттеру», Северус Снейп всегда в черном. Прогрессивный и сексуальный Снейп – в черных рубашках и джинсах, Снейп-консерватор - в извечном, застегнутом на девятьсот девяносто девять пуговиц, старомодном сюртуке, подчеркивающем его замкнутость и недоступность для чувств. А также, как бэ намекающем, что бедный несчастный пятнадцатилетний Поттер сотрет себе в кровь все подушечки пальцев и успеет три раза обкончаться от нетерпения, пока весь этот ужас расстегнет. В зависимости от художественной цели, герой может быть одет эпатажно, оригинально или просто не так, как у всех. Тогда это привлекает внимание, помогает читателю прочнее запоминать образ героя – чтобы потом он легко всплывал в памяти по ходу чтения книги. (Например, необычные очки-полумесяцы у Дамблдора, сережки-редиски у Луны, одежда с чужого плеча у Гарри, фирменные свитера Молли Уизли). Также может быть наоборот – стандартный, даже стереотипный стиль, подчеркивает социальный статус или образ жизни (клерк всегда в костюме, девочка-подросток – в кедах и т.д.). Он сразу же отсылает нашего героя, одетого каким-то привычным, определенным образом к соответствующей социальной группе. Одежда всегда должна быть не сама по себе, а начинена вторым слоем смысла – характером. Поэтому она может его подчеркнуть, или контрастировать – тогда это имеет эффект стеба (Снейп, влюбившийся и вырядившийся по причине этого в светло-лиловую обтягивающую мантию). Стереотипность стиля одежды может быть утрирована – тогда это будет вызывать комический, иронический, саркастический эффект (все эти тетки в дутых китайских сапогах у Донцовой, мантии, облегающие как вторая кожа и т.д.) При первом представлении героя подробное описание его одежды уместно – как я уже сказала, это один из способов подчеркнуть черты характера героя. Но дальше – не стоит давать подробностей – когда и во что он переодевается. Вообще, еще раз напомню, что время, когда он завтракает, одевается, умывается, красится, бреется и т.д. следует ПРОПУСТИТЬ. Если только в эти моменты герой не принимает судьбоносного решения, или страдает от чувств, или… Или это необычный завтрак, и во время него прилетают инопланетяне. Большое спасибо всем, кто читал и кому это принесло пользу. Удачи вам и творческих успехов! продолжение следует… И еще - дополнение от Stef: "Кстати, про внешность. Если вы не пишете повесть или роман на over 50 страниц, то детальное описание внешности будет мягко говоря лишним и, скорее, вредным. Если всё же пишете большое по объему произведение, то, по совету ВБП, лучше раскидать его на пару страниц, причем замечать это между прочим, без лишней конкретики. К примеру, можно использовать в описании внешности сравнение с другим персонажем: "Она была такая миниатюрная и изящная, что я себя рядом с ней чувствовала неотесанной дылдой", "Мы были настолько похожи, что часто нас принимали за сестер - обе высокие, худощавые, с рыжими волосами", ну и прочее. Так же черты героя тоже должны быть оправданны. Например, высокий рост может быть и предметом гордости, и причиной комплекса. Ещё одной болезнью POV можно назвать склонность к исключительно чувственному описанию (что очень часто встречается в романтике: "Мы купались на волнах блаженства, каждое прикосновение - как разряд молнии...") или, как противоположность, исключительно действия. "Пришел, увидел, победил", так сказать. Как, что я думал, что видел? Тю, это неинтересно. Бывает сплошной, бессмысленный и беспощадный поток сознания героя, или же, что ещё страшнее, разделение: в этой главе герой страдает, в следующей - сражается с чудой-юдой, безжалостно и без рефлексий."
Станьте первым рецензентом!
|