Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики

Маленькие хитрости для большого дела

Автор: Lost Not Found | Источник
Фандом: Статьи
Жанр:
Джен, Слэш, Гет


Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
Вместо предисловия

Это изначально задумывалось как статья о том, как писать слэш. Но в процессе я так увлеклась, что начала с довольно общих положений, которые распространяются не только на фики типа мальчик/мальчик. О слэше я обязательно напишу, причём, немедля, но пока вашему вниманию предлагается статья о том, как можно ликвидировать свои ошибки в фанфикшене (само собой, если они есть) и поднять уровень написания фиков (если, конечно, в этом есть необходимость).

И начать статью мне придётся с упоминания некой дамы. Эта дама обладает специфической, не для всех одинаково приятной внешностью, но твёрдым, железным характером. Она открыта для каждого, но её нельзя назвать шлюхой, потому что она ни под кого не прогибается, оставаясь верна лишь себе. Она позволит вам многое, но стоит вам однажды переступить черту, как её изящная, но крепкая рука хлёстко ударит вас по щеке, заставив покраснеть не столько от удара, сколько от стыда.

Эта дама очень уважаема в определённых кругах. Если вы отнесётесь к ней с должным уважением, то она станет вашим ближайшим, вернейшим другом, и не останется уже для вас ничего невозможного. Но если вы рассоритесь с этой дамой, то со дна вам уже не подняться, пока вы снова не заслужите её прощение. Она не злопамятна, но единожды потеряв её уважение, вы будете вынуждены очень долго добиваться его вновь.

Без этой дамы не обходится ни одно сборище, а если её вдруг не приглашают, то вечеринка обречена на провал. И при всей своей важности эта дама невероятно скромна и непритязательна: она не кичится, не давит, не требует – она просто есть. И если вы примете это, то вам будет легко и хорошо. Если же вы станете отрицать её существование, она не станет навязываться и просто уйдёт, но не надейтесь, что без неё у вас выйдет что-либо путное.

Об этой даме можно было бы говорить вечно, но сама она обходится без лишних слов и переливаний из пустого в порожнее, поэтому последуем её примеру и представим её сразу: эту даму зовут Логика.

Без Мадам Логики вы можете даже не садиться за фик, потому что любое ваше начинание будет обречено на провал. Да, безусловно, читатели найдутся для всего, и даже самый скверный фик может похвалить определенное (и немалое) количество людей. Если вы желаете довольствоваться малым, то можете не слушать ничьих советов, включая моих. Но я уверена, что вы не такие. Потому что вы здесь. И если вы решили, что для вас в этой статье может найтись нечто интересное, значит, вы готовы для познания нового и упорядочивания старого.

Итак, приступим же!

С чего начать?

Давайте я не буду говорить, что начинать надо с идеи. Я думаю, если вы решили написать фик, то идея у вас уже есть, так что не будем заострять внимание на этом вопросе. Кроме того, уж что-что, а идеи подкидывать я точно не собираюсь: я за креатив и самостоятельность авторов.

Итак, с чего обычно начинается фанфик. С шапки. И даже если вы, как автор, пишете шапку в последнюю очередь, то для читателя это всё равно первое, что он видит. Не буду сообщать вам прописные истины о том, что кратким содержанием (саммари) надо заинтересовать, а авторская графа должна включать в себя то, что вы хотите сказать читателю до начала чтения, – это и так ясно.

Нет, самым важным в шапке является «серединка» – то, что идёт после пунктов «Автор», «Бета», «Фэндом», но до собственно описания и авторских заметок. Рассмотрим же их по очереди.

Рейтинг. Ни за что не поверила бы, скажи мне кто, что с этим могут возникнуть проблемы, однако мне доводилось видеть своими глазами растерявшихся людей, недооценивавших или переоценивавших свои фики в плане содержания. Поэтому я хотела бы вкратце пробежаться по каждому.

G – фик содержит темы, приемлемые для любого возраста. Слэш и фемслэш, как правило, этим рейтингом не представлены, но допускаются намёки, понятные лишь специфически настроенной публике.

PG-13 – с этого рейтинга стартуют все явно слэшные или фемслэшные фики. Физическая близость между партнёрами, если присутствует, не прописана, персонажи обходятся поцелуями и/или намёками на состоявшийся половой акт без прямых указаний. Насилие в фике данного рейтинга представлено на уровне «да, героя ударили, но нет, кусочки лёгких он не выхаркивал». Если упоминаются цензурируемые темы, то лишь намёками либо вскользь.

R – все фики, содержащие нецензурную лексику, должны обозначаться минимум этим рейтингом, даже если больше ничего особенного в тексте нет. Также рейтинг предполагает неграфическое описание секса, насилие физическое и психологическое и большинство тем, рассчитанных на ограниченную аудиторию.

NC-17 – предполагает фактически всё то же, что и предыдущий рейтинг, но с подробными и графичными описаниями.

NC-21 – рейтинг, используемый для разного рода кинков с их подробным смачным описанием. По сути, кинки вроде БДСМ, инцеста, мужской беременности и даже педофилии вполне могут не выходить за рамки NC-17, но для NC-21 характерна особенная детализация, а также более экзотичные виды кинков: некрофилия, зоофилия и тому подобное.

В сущности, рейтинги фикам нужны лишь для галочки: дескать, вы предупреждены, поэтому не жалуйтесь, если вдруг что. Но, я думаю, многие согласятся, что там, где отсутствует родительский контроль, смысл существования рейтингов теряется, и функцию уведомления читателя о том, что его может ждать в фике, несут совершенно другие пункты шапки.

Жанры. Это очень важный пункт, которому многие не уделяют должного внимания либо же путают некоторые вещи, смешивая несмешиваемое. Для того чтобы расписывать особенности жанров, потребовалась бы отдельная статья, и я, собственно, уже взяла на себя труд и написала подобную статью, с которой можно ознакомиться в списке моих фиков. Надеюсь, она окажется (или уже оказалась) полезной.

Предупреждения. Они нужны для того, чтобы оградить читателя от каких-то потенциально неприятных для него тем. В своей статье «Жанры: чего мы ждём и почему обламываемся» я затронула тему предупреждений, но лишь вскользь, поэтому сейчас, имея такую возможность, я расскажу о них подробнее. Во имя экономии времени я опишу лишь те предупреждения, которые, по моему мнению, нуждаются в комментариях.

BDSM. Многие ошибочно принимают за БДСМ принуждение и насилие в контексте или вне контекста полового акта. Иными словами, если один герой унижает другого, заставляя, к примеру, носить ошейник или терпеть удары плёткой, то это уже БДСМ. Вовсе нет. В основе БДСМ действительно лежит доминирование/подчинение, но важной особенностью, о которой многие забывают, является то, что это приемлемо для обоих участников процесса. То есть всё принуждение происходит по предварительной договорённости между партнёрами и является фактически одной большой ролевой игрой. Иначе говоря, активный партнёр получает удовольствие, причиняя боль и унижая пассивного, которому, в свою очередь, нравится испытывать боль и унижение. Как только пропадает элемент обоюдного согласия и обоюдного удовольствия, это перестаёт быть БДСМ и превращается в насилие.

Насилие. В эту категорию включается всё, что является принуждением и/или нанесением ущерба, но при этом не связано с сексом. Насилие обычное и сексуальное могут идти бок о бок, но так как это совершенно разные вещи, в фанфикшене о них предупреждают по отдельности, ведь бывает, что читатель не против драки или даже группового избиения, но не приемлет принуждения к сексу. Или наоборот.

Изнасилование – принуждение к любому типу секса, включая те, что не предполагают обязательного проникновения.

ООС (Out of Character) – характеры персонажей канона в той или иной степени подверглись изменениям, поэтому герои ведут себя в фике не так, как от них ожидают. ООС – весьма субъективное понятие, но на определённом этапе оно может стать объективным. Здесь можно дать лишь один совет: воспринимайте героев как живых людей, которые могли бы жить с вами по соседству или даже быть вами, и тогда вам удастся избежать неадекватности в описывании их поведения.

ОЖП/ОМП. Наличие такого предупреждения означает, что в фике есть оригинальные персонажи, которых нет в каноне и которых создали лично вы для конкретного фика или серии фиков. Разумеется, это явление отсутствует в ориджиналах. Я бы даже не заостряла на этом внимание, если бы не один неожиданный факт: весьма приличное число авторов забывает указать в предупреждениях оригинального персонажа, причём, даже если этот самый ОП упоминается в графе «Пейринг». ОП можно не указывать, если они появляются в фике эпизодически, но если они играют определённую роль в сюжете, о них обязательно нужно предупреждать, иначе многие читатели, которые не приемлют неканонических персонажей в фиках или просто не настроены о них читать в данный момент, могут испытать раздражение и в лучшем случае закрыть фик сразу, а в худшем – оставить недовольный комментарий.

Секс с несовершеннолетними и ченслэш. Оба предупреждения предполагают наличие одного несовершеннолетнего партнёра. Причём, несовершеннолетие разнится в зависимости от реальности, о которой вы пишете. Например, в России оно заканчивается в 18 лет, зато в Хоббитании – в 33. Так что если вы описываете сексуальную сцену с участием двадцатипятилетнего хоббита, можете смело ставить флажок в соответствующем месте. В чём же разница между двумя этими предупреждениями? Всё просто. Ченслэш предполагает романтические и/или сексуальные отношения несовершеннолетнего с кем-то, кто является гораздо старше его. Условно это «гораздо старше» начинается с десяти лет: партнёров с такой разницей можно смело относить к разным поколениям. При предупреждении «секс с несовершеннолетними» партнёром несовершеннолетнего может быть кто угодно, включая такого же несовершеннолетнего. Эти два предупреждения разграничивают потому, что некоторым людям не нравится лишь большая разница в возрасте между партнёрами, а иные не приемлют рейтинговых фиков с подростками в принципе.

Кинк. Это понятие включает в себя почти всё, что указано на Фикбуке в предупреждениях, кроме ООС, смерти персонажа, нецензурной лексики и наличия оригинальных героев. Однако дан пункт «кинк» отдельно потому, что все возможные кинки администраторы ресурса просто не в состоянии предусмотреть, и от автора требуется при необходимости указывать наличие оного в предупреждениях и уточнять его в графе «Комментарий автора». Это будет проявлением уважения к читателям. Например, если в вашем фике наличествует некрофилия, вы не должны отмечать «кинк» в предупреждениях, достаточно отметить саму «некрофилию». Однако если в вашем фике герой трахает пятилетнего мальчика, а потом съедает его, то следует поставить в предупреждениях «кинк», а в комментарии указать педофилию и каннибализм.

И ещё. Я уверена, что кто-нибудь обязательно задал бы этот вопрос в комментариях, поэтому я лучше отвечу на него сразу. Почему в предыдущем примере необходимо ставить предупреждение о педофилии, если есть «секс с несовершеннолетними»? Рассмотрим этот вопрос.

Совершеннолетие в разных странах и мирах наступает в разном возрасте, но давайте возьмём 18 лет как средний показатель. От рождения и до 18 лет с телом и сознанием человека происходит уйма изменений, в том числе и любимый нами всеми пубертат. Согласно сексологическим справочникам, влечение к несовершеннолетним делится на три категории в зависимости от половозрелости объекта вожделения: педофилия (до 11 лет), гебефилия (11-14 лет) и эфебофилия (14-17 лет). Эфебофилия свойственна немалому числу женщин и большинству мужчин, что, в принципе, и понятно: когда девушка уже физически созрела, округлилась, где надо, то вполне естественно воспринимать её как объект влечения. Эфебофилия сама по себе не позиционируется как сексуальное отклонение, если только не влияет всерьёз на поведение человека. Грубо говоря: с точки зрения общества хотеть маленьких детей – плохо, а хотеть половозрелых подростков – нормально, если только ты не распускаешь руки.

Но у нас с вами фанфикшен, и мы вольны делать в его рамках всё, что хотим. И если выше мы обсуждали некрофилию и каннибализм, то нам уже без разницы, о детях какого возраста идёт речь и кто что об этом думает. Но! Нам не наплевать на мнение наших читателей, ведь так? А статистика показывает: большинство писателей и читателей фиков не имеют ничего против сексуальных сцен с участием старшеклассников, но очень сильно возражают против секса с детьми. Поэтому, ставя предупреждение «секс с несовершеннолетними», мы предупреждаем лишь тех, кто предпочитает читать о взрослых людях и не любит тему подростков. Тех же, кто не против шалостей шестнадцатилетних, мы, наоборот, завлекаем этим предупреждением. Однако же каково будет изумление и отвращение наших невинных эфебофилов, если вместо мальчиков с проступающими на торсе и руках мускулами и девушек с красивой округлой грудью они получат какого-нибудь местного Гумберта, лапающего за зад десятилетнего ребёнка. Сомневаюсь, что это именно то, чего они ожидали, выставляя в поиске флажок напротив «секса с несовершеннолетними».

Конечно, Фикбук не может предусмотреть всё: все жанры, все кинки, все подводные камни. Сайт совершенствуется, варианты расширяются, но есть вероятность, что предупреждение о педофилии не появится никогда. Поэтому в интересах читателей и из уважения к ним автору стоит указать педофилию в шапке вручную, в комментариях автора. На мой взгляд, это весьма желательно. Если у вас другое мнение, поспешите поделиться им в комментариях.

Помимо предупреждений есть ещё одна важная графа – размер. Иронично, что именно на Фикбуке, где в правилах чётко прописано требование к приличным по размеру главам, хранится больше всего работ, разбитых на крошечные отрывочки. В связи с тем, что многие действительно испытывают трудности в этом вопросе (порой сами того не замечая), я не могла пройти мимо.

Итак, для начала рассмотрим понятие драббл. Канонично драббл содержал в себе не больше ста слов, и его целью было показать талант автора в лаконичном изложении какой-нибудь одной интересной мысли или идеи. Именно это и ничто другое можно назвать драбблом. С появлением и развитием фанфикшена драббл стали часто путать с зарисовкой (виньеткой). Как следует из её названия, виньетка «зарисовывает» какую-то одну конкретную сцену или персонажа, и в этом её главное отличие от драббла, который не изображает сцены или героев, а лишь описывает мысль. За неимением на Фикбуке виньетки как в разделе «размер», так и в разделе «жанр», любая коротенькая зарисовка должна обозначаться как мини.

Теперь, собственно главы. Немногие задумывались, но глава, как и весь фик, тоже должна иметь свою структуру. Канонично глава, как и полноценное произведение, имела завязку, развитие, кульминацию и развязку. С развитием литературы и её жанров глава тоже начала претерпевать изменения, однако сохранила одно важное свойство: законченность мысли. Да, вы можете оборвать повествование на самом интересном месте, но до тех пор вся глава должна быть подчинена тому, чтобы герои или обстоятельства дошли до этого самого места.

Допустим, вашего героя по имени Макс сильно расстроило некое обстоятельство в его жизни, и он решил пойти в бар и напиться. Там он встретил другого героя, Дэна, являющегося завсегдатаем этого бара. Герои выпивают вместе, перебирают, слово за слово – и вот они уже в койке. А наутро Макс просыпается с жутким похмельем и мыслью: «Твою мать, что же я наделал?»

При написании этой главы её структура будет примерно такой:

– завязка – идея пойти в бар;
– развитие – поход в бар, знакомство/встреча с Дэном, совместный кутёж;
– кульминация – Макс и Дэн переспали;
– развязка – Макс просыпается и реагирует на произошедшее.

И разбивать главу с такой структурой крайне нежелательно. Даже если вы выложите продолжение вот буквально завтра, это не повод кромсать текст. И дело не в том, что вы заставите читателей изнывать от любопытства и ждать продолжения, а в том, что тот кусок, который вы скормите читателю сначала, совершенно его не насытит. Лучше не дать читателю ничего сегодня, зато от души накормить его завтра, чем раз в день кидать ему какие-то объедки, вызывая недоумение.

Безусловно, вы как автор вольны экспериментировать, как вам угодно, но вы должны помнить: глава заканчивается не там, где вам надоело писать, а там где считает нужным Мадам Логика. В целом адекватность главы можно легко проверить: абстрагируйтесь от всех предыдущих и последующих и прочитайте выбранную главу как отдельный, самостоятельный фик. Помимо того, что история будет вырвана из контекста общего сюжета, никаких других неудобств испытать вы не должны. Если же вам при прочтении покажется, что текст по большому счёту не несёт в себе никакой идеи и является лишь описанием каких-то бессмысленных действий или мыслей, значит, вам нужно срочно развивать главу или склеивать её с другими.

И напоследок: очень, очень странно и ненормально выглядит вот такая запись в шапке:

Размер: Макси, 77 страниц.
Кол-во частей: 28.

Что это за главы, которые успевают изложить всё необходимое всего в двух-трёх страничках? В общем, будьте внимательны к идеям, которые несут ваши главы, и к правилам ресурса, на котором публикуетесь.

Ну а теперь, когда с азами теории покончено, и мы с вами достаточно разогрелись, можно приступать к главному.

Как писать, чтобы хотелось читать?

Прежде чем начать наконец-то эту тему, необходимо уточнить ещё один важный момент. Чтобы было проще донести свою мысль, я прибегну к помощи цитаты:

«Самое главное – запомнить детали. Детали – соль всей истории. В данном случае всё происходит в мужском туалете, и ты должен знать об этом туалете всё: электросушилка там или бумажные полотенца, есть ли у кабинок дверцы, мыло жидкое или та розовая гранулированная дрянь, как в школе. Есть ли там горячая вода, воняет ли там или, может, какой-нибудь урод забрызгал один из унитазов своим поносом. Ты должен знать все необходимые подробности об этом сортире. Всё, что от тебя требуется, – взять все детали и поверить в них. И помни: эта история – о тебе и о том, как ты сам на неё реагируешь».

– «Бешеные псы»



То, что пытается донести до нас здесь Квентин Тарантино, можно уложить в одно предложение: чтобы другие поверили в твою историю, ты должен поверить в неё сам и продумать все её детали, чтобы история выглядела реалистично. В фильме герой рассказывал о событии, которое якобы произошло с ним, но которое на самом деле никогда не имело место в его жизни, и, как по мне, это весьма похоже на написание литературного произведения: вы берёте то, чего никогда не было, и описываете это так, словно это случилось в действительности. Как этого добиться? Трудно представить что-либо проще.

Если вы пишете фанфик по уже созданному кем-то до вас канону, то вам необходимо знать этот канон так, словно его создали вы. Допустим, это серия книг в жанре фэнтези, события которой происходят в выдуманной вселенной. Карта этой вселенной должна всё время находиться перед вашим мысленным (или реальным) взором, особенно если в своём фике вы описываете путешествие героев. Если автор не нарисовал карту, то вы должны извлечь максимум информации из текста. Отношения между героями, включая те, на которые автор лишь намекал, политика государств, родственные связи – всё это должно быть вам досконально известно. Если вам при написании фанфика потребовалась информация, которой нет в книге и вообще в каноне, то вы можете додумать её сами, но, разумеется, согласовав всё с Мадам Логикой. Например, в книге герои ни разу не останавливались на ночлег в замке, а вам позарез нужно его описать. Если вы точно знаете, что реальность канона очень похожа на средневековую Европу, то смело описывайте любой европейский замок, построенный в средневековье. Но при одном условии: если вы точно знаете, как этот замок устроен: какая там вентиляция, канализация, где служебные помещения, где большая зала, в которой проводят пиры, где спальни, сколько башен, что находится в башнях и так далее. Разумеется, не нужно вместо ожидаемой главы расписывать устройство архитектурного объекта. Этого мы нахлебались в «Соборе Парижской богоматери», спасибо большое. Но если ваша героиня-кастелянша совершает путь от бельевой комнаты до спальни принца, чтобы принести ему сменную постель, то вы должны либо чётко представлять себе этот путь, либо не описывать его вообще.

Я не заклинаю вас писать больше, чем необходимо для вашей истории, но я решительно не рекомендую писать меньше необходимого только потому, что вы в чём-то не уверены. Лучше потратить больше времени, навести справки, поискать в интернете и почитать дополнительную литературу, чем выполнить некачественную работу, будь то недостаток описаний или в корне неверные описания.

Если вы пишете RPF (фанфики о реальных людях), то предполагается, что вы знаете о своих героях всё, что может знать фанат. Если это музыканты, и вы описываете их рабочие будни (в макси-фике у вас иначе не получится), то вы должны иметь представление о том, чем занимаются в студии или в туре. Если это актёры, то вы должны понимать, как проходит съёмочный процесс, а если вы описываете не съёмки, а перерыв между ними, то постарайтесь втиснуть это в реальную биографию ваших объектов. Если вы описываете, к примеру, сериального актёра по имени Билл Кларкс (которого я только что выдумала, но представим, что он существует) и то, чем он занимался во время отпуска между сезонами, то вы должны быть точно уверены, что в это время он не занимался чем-то другим, о чём всем может быть известно. А то напишете что-то вроде «мы с Алисией провели самое чудесное лето», а ваш актёр в это время в трёх фильмах успел засветиться.

Также человека, который знает всё о своём объекте, легко узнать: он упоминает не самые важные факты из жизни своего кумира, знает точно, сколько у того братьев, сестёр и племянников, может поимённо назвать всех известных друзей героя и даже где они познакомились. В этом нет ничего страшного, но важно не перестараться с фактами. Естественнее такие вещи выглядят упомянутыми вскользь. Например:

«Съёмки должны начаться на юге Франции в конце лета, как раз после моего дня рождения. Я безумно счастлив, что нам с Томом снова удастся поработать вместе, – он, наверное, единственный человек, от которого я никогда не устаю. Наверное, голливудская пресса нас уже поженила: в последнее время мы постоянно оказываемся задействованы в одних и тех же проектах».

Ваш текст не должен содержать ненужную информацию вроде вторых и третьих имён, дат рождения и девичьих фамилий матерей, вызывая тем самым ощущение, что автор перед написанием фика долго ковырялся в Википедии. Но и чувства, будто вы представления не имеете, кто все эти люди, быть не должно. Ищите золотую середину и внимайте Мадам Логике.

Если же вы пишете ориджинал, то вам одновременно и легче, и труднее. С одной стороны, у вас перед глазами – чистый лист, в голове только идея и больше ничего: ни вселенной, ни персонажей, ни законов. Но с другой стороны, так круто, что можно всё создавать самостоятельно. Но независимо от того, предпочтёте вы буквально выдумывать миры или просто поместите героев в свою реальность, помните, что Мадам Логика не дремлет. Вы должны точно знать всё, что может вам пригодиться в фике в условиях данных декораций. Например, если ваши герои (два парня) пойдут в ночной клуб или в бар, вам должно быть известно, пропустит ли их фэйс-контроль и потребуют ли у них удостоверение личности, чтобы случайно не продать алкоголь несовершеннолетним. И если эти проблемы могут встретиться на пути героев, то над тем, как они с ними справятся, вы тоже должны подумать. Например, если у мальчиков есть фальшивые удостоверения личности, то объяснение, откуда они взялись, должно быть покрепче, чем «друг одного из мальчиков сделал фальшивки за час, хотя никогда в жизни не видел второго парня, а фотографий у него и подавно нет».

С не меньшей внимательностью надо относиться не только к декорациям, но и к самому сюжету, событиям и общей логике повествования. Ваш сюжет должен быть крепким и неприступным для осады недоброжелателей, даже если он рассказывает просто о любви между двумя людьми. События в фике не могут происходить просто «потому что» – каждое должно иметь под собой почву или логически вытекать из предыдущего. Например, есть герой по имени Макс – останемся верными этому имени. Отец Макса узнаёт, что тот гей, лишает сына наследства и выгоняет из дома. Макс от природы нелюдимый, за всю жизнь нажил только одного друга, да и тот переспал с его девушкой. Поэтому Максу – одинокому, без друга и без девушки – ничего не остаётся, кроме как попросить приюта у Дэна. В принципе вся тема с изгнанием отцом задумывалась автором для того, чтобы Макс и Дэн начали жить вместе. Если характер и образ жизни Дэна не противоречит этому сюжетному ходу, то всё нормально, претензий нет. Но вдруг, спустя десять глав, когда мы уже и думать забыли о произошедшем, отец Макса внезапно умирает и… что бы вы думали? Макс наследует всё немаленькое состояние своего отца! Забегая вперёд, уточним: автор ввёл этот поворот для того, чтобы Макс и Дэн испытали трудности в совместной жизни. Макс, занятый внезапно свалившимися на него делами, отдалился от Дэна, а Дэн начал подозревать, что богатство, власть и влияние испортят Макса. К этому тоже нет претензий, но! Почему Макс – наследник, если отец его изгнал и вычеркнул из завещания? Объяснение 1: на самом деле отец любил Макса и не лишил его наследства. Тогда почему выгнал изначально? И почему не вернул его потом? Слабо верится в такую любовь, особенно если отец знал, что сыну идти некуда. Не прокатило. Объяснение 2: у отца больше никого нет, а Макс – единственный наследник. Ну, это вообще никакой критики не выдерживает: имущество умершего, не оставившего наследников, забирает государство. Либо же в завещании указывается, куда умирающий хотел деть все свои богатства, раз уж не желал, чтобы они достались сыну. А если у отца остался бизнес, так это и вовсе не проблема: его пакет акций могли раздербанить между собой партнёры по бизнесу, не спрашивая какого-то там сына и даже не ставя его в известность.

Обычно подобные ошибки допускают авторы, которые в процессе письма ещё не знают, что будет дальше. То есть у них в голове приблизительная схема, но детали они не продумывают и сочиняют их уже в тот самый момент, когда это нужно, – то есть при написании конкретной главы или эпизода. Если вы так пишете, не нужно себя менять, перестраивать и ломать. Но, тем не менее, необходимо удерживать в голове такие вот подробности, которые потом могут сыграть с вами злую шутку. Вам ведь не хочется, чтобы ваш фик считали надуманным и притянутым за уши?

Зачастую избежать логических ошибок в сюжете помогает понимание реальности, в которой существуют герои. Какая это страна, какая эпоха, какая вселенная, какая планета – всё принципиально. Внимание к деталям – это то, что отличает писателя от графомана. Покоряют ли ваши герои космические просторы, сидят ли в тюрьме, сражаются ли против орков, пекут ли булочки в кондитерской, а может, являются адвокатами-противниками в суде на слушании одного дела – это не имеет значения. Что бы это ни было, вы должны как можно лучше изучить вопрос, чтобы вас нельзя было упрекнуть в безалаберности по отношению к фику.

Также ещё одним важным для миди и макси вопросом, не поднимаемым в мини, является разветвлённость сюжета. Допустим, у вас идея простая: два парня поступили в обычный московский вуз, стали одногруппниками и с первого взгляда невзлюбили друг друга. Затем началось их соперничество, которое позже перерастёт в одержимость, из одержимости – в страсть, а там уже и до любви рукой подать. Идея замечательная, декорации продумали, характеры и биографии придумали – всё, можно писать! А вот и нет, погодите-ка. Это, конечно, прекрасный сюжет, но для мини. Или для миди, но очень скромного, не больше двадцати пяти страниц, и то фикбуковских. Но если вы хотите раскрутить идею, развить её и сделать полноценный макси, то одной только этой сюжетной линии будет мало.

Вспомните, что всегда наличествует в литературных произведениях, помимо основной линии? Правильно, побочная, она же второстепенная сюжетная линия. Вводя второстепенных персонажей и расписывая им собственные сюжетные уголки, вы обогащаете свой фик и добавляете разнообразия. Только не увлекайтесь: второстепенная линия – она на то и второстепенная, что не должна перекрывать основную.

Сколько должно быть второстепенных линий? Трудно сказать. В зависимости от размера вашего фика и его нагромождённости событиями, сюжетных ответвлений может быть от двух до бесконечности. Главные правила при этом:

1. Не переборщить с количеством персонажей. Их должно быть ровно столько, сколько не трудно будет уместить в голове.

2. Не с каждым появляющимся «в кадре» персонажем стоит мутить отдельный сюжет. Если какой-то из героев очень приглянулся, то можно потом замутить спин-офф с его участием, где этот персонаж будет уже на первых ролях.

3. Если вы пишете не детективную историю, то все сюжеты в вашем фике не должны сбивать с толку и вводить в ступор. Их стоит делать лёгкими для осознания и понятными.

4. Чем интереснее между собой пересекаются разные сюжетные ветви, тем лучше.

5. Чтобы разные сюжетные линии было интересно читать, они должны быть разными. Причём, важно не только не дублировать их, но и вводить в них персонажей, которые не будут клонами друг друга.

Кстати о птичках. Не меньше, чем обстановка и сюжет, в фике важны персонажи. В отличие от той же байки с туалетом, в своём фанфике вы описываете историю не со своей точки зрения, а через призму совершенно разных персонажей, и если речь идёт о макси-фике, то этих персонажей, как правило, немало. И даже если вы пишете POV, мотивация и обоснование поступков абсолютно всех героев, а не только рассказчика, не должны вызывать нареканий.

Как этого добиться? Пропустить персонажей через себя, разумеется. Это не значит, что все герои должны быть вашими моральными и психологическими клонами, но каждого из них вы должны чувствовать. При этом авторские чувства должны отличаться от чувств читателя. Читатель волен испытывать к персонажу симпатию или отвращение, но для автора каждый его герой – как дитя. Если вы пишете не ориджинал, а фанфик и работаете при этом с уже придуманными до вас персонажами, то во время написания фика все личные мотивы должны исчезнуть. Ненавидите вы героя или обожаете – неважно: вы ставите себя на его место, пытаетесь его понять и только после этого вписываете его в ваш рассказ. Например, вы пишете фик по «Гарри Поттеру», в котором фигурирует Люциус Малфой. Независимо от вашего отношения к этому герою, вы должны сохранять здравость суждений. Если в фике затрагивается тема отношений Люциуса с его хозяином, то вы должны понимать: Люциус служит Тёмному Лорду из идеологических убеждений, ради выгоды или потому, что идиот? чего он желает в итоге добиться, выступая в войне на стороне Волдеморта? как Люциус поступит, если запахнет жаренным и появится возможность предать господина? И такие вопросы будут появляться в большом количестве, если вы пишете более-менее объёмную и развёрнутую работу. Если в фике Люциус фигурирует как отец, то вы должны понимать, какие у него отношения с семьёй в целом и сыном в частности. Чем обусловлена его строгость и требовательность по отношению к Драко? Всегда ли Люциус обращается с сыном так же, как на людях, или когда они вдвоём, отношения у них иные? И так далее. Некоторые расхождения с каноном, разумеется, допускаются, но персонаж должен быть таким, чтобы в него верилось. Если Люциус внезапно начнёт вести себя, как Дамблдор, то весь фик потеряет смысл.

В случае с RPF было бы желательно иметь за плечами крепкие знания о характерах тех людей, что станут вашими объектами. К примеру, если ваш герой – упомянутый ранее актёр Билл Кларкс, то было бы хорошо, если бы вы знали о нём не только то, что пишут на Википедии, а и то, что он сам о себе говорит. Посмотреть или прочитать интервью с известными людьми, о которых собираетесь писать, – это очень важно хотя бы для того, чтобы понять, как человек мыслит, как говорит, как сам себя оценивает. Если Билл Кларкс окончил Гарвард и прослыл в прессе крайне интеллигентным, интеллектуальным джентльменом и вообще вторым Кларком Гейблом, то будет очень странно в фике из его уст услышать слово «охренительно». В разговоре с очень близкими людьми – куда ни шло, но вот с кем-либо другим, даже если этот кто-либо не журналист, это недопустимо.

Если вы пишете ориджинал, то характер каждого персонажа вы возводите с нуля, поэтому потрудитесь описать ситуации, в которых герой раскрывался бы с той или иной стороны, причём, ситуации эти должны вписываться в общий сюжет, а не выглядеть неумелой аппликацией.

С темы первонажей плавно перейдём на тему отношений. Отношения между героями могут быть совершенно разными: любовь, дружба, ненависть, обожание, соперничество, взаимное презрение, отношения кумир – фанат и так далее. Чем интереснее и разнообразнее отношения, тем интереснее за ними наблюдать.

Самое увлекательное в отношениях – их трансформация, но не внезапная, потому что так срочно требуется по сюжету, а куда более сложная. Например, двое героев – заклятые враги, но для общего дела им пришлось объединиться и на время забыть о своих разногласиях. Если у обоих героев есть своеобразный кодекс чести, то они могут принять свой временный альянс так близко к сердцу, что перестанут восприниматься как враги и начнут видеться почти друзьями: примутся выручать друг друга, рискуя едва ли не жизнью, и идти ради успеха предприятия на большие жертвы. И вот дело сделано. И когда мы уже совсем забыли о том, что эти двое когда-то враждовали, герои жмут друг другу руки, произносят что-то вроде: «Ты не только достойный противник, но и верный союзник. Но это ничего между нами не меняет», – и расходятся. И за таким наблюдать куда интереснее, чем за ситуацией а-ля «я ненавидел тебя всю жизнь, но ты спас мою сестру, поэтому теперь ты мне брат». Намного реалистичнее, когда за спасение сестры герой испытывает не столько благодарность, сколько груз невозвращённого долга. Важно помнить правило: чем сложнее отношения, тем больше они завлекают.

Вместо послесловия

Автор постарался подключить все свои резервы и вспомнить все необходимые составляющие для хорошего макси-фика. Некоторые читатели могли заметить, что в этой статье не упоминаются чисто технические характеристики, как то хороший слог, разного рода грамотность и умение складно выражать свои мысли. Я не вписала сюда эти пункты по двум причинам. Во-первых, по моему мнению, это является такой же основой, как и наличие идеи. Во-вторых, что важнее, прочитав эту статью и вняв перечисленным подсказкам, человек вполне может исправить ошибки, которые у него уже были, но если человек изначально не умеет писать и не обладает чувством языка, то указание на это ему не поможет. Целью данной статьи было не научить писать тех, кто не умеет, а подсказать тем, кто на что-то способен, как писать ещё лучше.

Я надеюсь, что статья была для вас полезной. Пожалуйста, непременно сообщите мне в комментариях, что вы об этом думаете и не забыла ли я, по-вашему, чего-то важного.



Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?


Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус