Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики

Элементарно, Ватсон или детектив обыкновенный средней пушистости

Автор: РавиШанкаР
Фандом: Статьи
Жанр:
Психология, Юмор, Детектив


Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора

Часть первая. Детектив вообще или краткий обзор.

Необходимое вступление:
1. Автор любит детективы. Автор читает детективы. Автор пишет детективы.
2. Автор попытается в данной статье сформулировать некие общие правила, без выполнения которых ориджинал или фанфик детективом не являются.
3. Автор считает, что этот заслуженный и великолепный жанр на Фикбуке безнадёжно провисает, да простят меня все те, кто искренне считает свои произведения детективами. Автор попытается объяснить свою точку зрения.
4. Тем более, что это мои тараканы и я с ними сосуществую.

Итак, наступила весна, прошёл женский праздничек, авторские тараканы вздребезнулись, запритюкнулись и решили в очередной раз осчастливить всех желающих плевком в вечность. На сей раз речь пойдёт о жанре «детектив», который на Фикбуке имеет свои специфические особенности, как и все прочие жанры, но не надо печалиться, ибо всё могло быть и хуже.

Часть первая. Детектив вообще.

Итак, что же такое детектив? Детектив – это произведение, в основе которого лежит некое загадочное преступление, а так же расследование оного, желательно с последующим раскрытием. Преступление может быть любым – от кражи горшка с плетня до тройного убийства с расчленёнкой – главное, чтобы написано было интересно, и интрига держалась как можно дольше.
Понимаете? Есть произведения, в сюжет которых включена детективная линия, но назвать их детективами никак нельзя. Для примера приведу «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Есть здесь детективная сюжетная линия? Безусловно. Знакомое всем нам убийство старухи-процентщицы и её сестры. Есть расследование. Есть очень интересно выписанные фигуры преступника и следователя, т.е. Раскольникова и Порфирия Петровича. Детектив ли это? Нет.
Читатель изначально знает, кто совершил преступление, то есть, этой загадки нет. Нет детективной интриги – есть интрига совершенно другая, ибо другой была цель писателя. Проиграл от этого роман или выиграл – сложно судить, ибо классиков вообще не судят, да и статья немного не об этом.

Истоки классического детектива находятся в XIX веке. Родоначальниками этого жанра считаются сразу несколько писателей – американец Эдгар Алан По с его «Убийством на улице Морг» и прекрасно выписанным образом сыщика-любителя Огюста Дюпена, а так же англичанин Чарлз Диккенс с его незаконченной и до сих пор будоражащей умы литературоведов «Тайной Эдвина Друда». Туда же можно добавить и Роберта Льюиса Стивенсона с его «Приключениями принца Флоризеля». Эти произведения закладывают основы будущего жанра – преступление – загадочное и таинственное убийство или исчезновение, расследование и разгадка. И это основная линия сюжета. Произведение посвящено именно преступлению и его разгадке, а если у Диккенса и есть масса побочных сюжетных линий – то они именно побочные. Кстати, Диккенс разгадку оставить так и не успел, за него это попытались сделать другие, но прелесть «Тайны Эдвина Друда» во многом - именно в её незаконченности. Диккенс был великолепным писателем, но «Тайна» была его первым опытом, так сказать, чистого детектива, и нельзя сказать, что слишком уж удачным. Хотя детективные сюжетные линии присутствуют и в других произведениях Диккенса – «Приключениях Оливера Твиста», «Николасе Никльби», «Повести о двух городах» и других.
Затем признанными классиками детектива являются Артур Конан Дойл (автор безумно рад, что он давно в могиле, и не видит, что сотворил с его героем телеканал ВВС), Агата Кристи, Джеймс Хедли Чейз, Найо Марш, Эрл Стенли Гарднер и многие другие. Но все эти имена – зарубежные. В российской литературе столь известных имён нет. Возможно потому, что детектив долгое время считался «низким» жанром. Хотя ещё в начале двадцатого века издавались рассказы, к примеру, о сыщике Путилине, и народом потреблялись с удовольствием.
В советский период истории России появились и отечественные писатели детективного жанра. Прежде всего – это Леонид Овалов с его «Куклой госпожи Барк» и рассказами о майоре Пронине, затем знаменитые братья Вайнеры с их «Эрой милосердия», блестяще поставленной режиссёром Станиславом Говорухиным, как мини-сериал «Место встречи изменить нельзя». Здесь же можно назвать и Бориса Пронина, и Станислава Родионова и многих других, чьи имена ничего, увы, не скажут абсолютному большинству современных читателей.
Не скажут – а зря. Произведения были добротные, интрига довольно закрученная и уж во всяком случае, таких ляпов, как «барабан пистолета» у них просто быть не могло. Да и писали они грамотно, у каждого был свой неплохо узнаваемый стиль. Кстати, именно в СССР имелся такой специфический жанр, как «политический детектив», признанным мастером которого был Юлиан Семёнов. Аналогом подобных романов за рубежом являются Фредерик Форсайт с его «Днём Шакала», Мартин Круз Смит с «Парком Горького» и Том Клэнси с «Играми патриотов».
Дамы, как ни странно эту область литературы обходили стороной, не желая снискивать себе лавры Агаты Кристи и Дороти Сейерс. Всё изменилось в конце девяностых годов XX века. Сейчас российских дам-детективщиц очень много, и не сказать, чтобы жанр от этого так уж сильно выиграл. Справедливости ради отмечу, что большинство современных детективов написанных авторами-мужчинами ещё хуже, но это уж моё личное мнение.
Но немного о дамах. В современную пятёрку лучших, то есть самых продаваемых и известных входят: Александра Маринина, Татьяна Устинова, Марина Серова, Татьяна Полякова и Дарья Донцова, родоначальница российского иронического детектива, хотя пальма первенства в данном жанре изначально принадлежит польке Иоанне Хмелевской. Мастером политического детектива можно с некоторой натяжкой назвать Полину Дашкову («Источник счастья»), и приближается к самым известным Татьяна Степанова («Большое зло и мелкие пакости», «Хроника гнусных времён» и др.). У последней есть один главный недостаток – пишет медленнее своих основных конкуренток.

Из всех перечисленных писательниц «чистые» детективы не пишет никто. Наиболее близки к этому произведения Марининой, плюс автор имеет опыт работы в милиции, посему ляпов там меньше всего. У Устиновой, Серовой и Поляковой рядом с криминальной обязательно имеется любовная линия, но главное – всё-таки детектив. Что же касается многострадальной Дарьи Донцовой, то её, по-моему, не критиковал только тупой и ленивый, но книги она ваяет быстро, квадратно-гнездовым способом и народ их покупает и читает. Что же касается автора статьи, то он к Донцовой относится без фанатизма, но и без истерики. А что? Преступление налицо, интрига закрученная, трупы обычно гроздьями, плюс лёгкий ненавязчивый юмор и парочка побочных линий, созданных чисто для развлечения. Плюс странноватое, но привлекающее название, плюс непременный хэппи-энд. Для чтения перед сном с последующей прочисткой мозгов и перезагрузкой – то, что надо. Для больничного чтения – просто идеально. Прочитал – на тумбочке при выписке оставил – пусть ещё кто-нибудь от уколов с кардиограммами отвлечётся.
Из современных дектективщиков-мужчин хочу отметить Бориса Акунина с его прекрасным образом Эраста Фандорина и Чингиза Абдуллаева с не менее интересным Дронго. Андрей Кивинов, по глубокому разумению автора – это такая Дарья Донцова мужского пола, правда, не столь плодовитая. Хотя юмор автора местами очень даже неплох, чего уж спорить.

Таким образом, автор заканчивает краткий обзор жанра детектив вообще, а в следующей части намеревается перейти к детективу в частности. В особенности – к детективу фикбуковскому.


Часть вторая. Детектив в частности или правила игры.

Чтобы понять, что на Фикбуке жанр детектив …ммм… слегка специфичен, достаточно открыть «Популярное» по этому жанру и полюбоваться. А если в «Популярное» заходить вы категорически не желаете, и автор вас понимает, как никто другой, то можно попробовать открыть такие известные фэндомы как «След» и «Шерлок ВВС». Автор честно открывал и то, и другое и сделала следующие выводы:
1.Подавляющее большинство произведений, заявленных как детективы, на самом деле таковыми не являются. Ибо пальма первенства в них отдана совершенно другим жанрам – слэшу, гету, ангсту, драме, флаффу и т.п.
Ибо если, к примеру, девять десятых фанфика занимает сцена, в которой герои занимаются сексом, то это и не детектив вовсе. Или если героиня становится свидетелем преступления, когда, будучи в глубокой печали от отвергнутой любви забредает не туда, а всё последующее эфирное время занимают её попытки понравиться симпатичному следователю, а детективная линия существует где-то сама по себе, а в конце совершенно непонятным образом разрешается.
2. В тех же редких случаях, когда детектив действительно является детективом, авторы частенько совершают две ошибки:
а) они считают всех читателей идиотами и рассыпают по тексту настолько очевидные подсказки, что не догадается только тупой и ленивый. (Да-да, автор избалован хорошей классической литературой и до сих пор помнит, как пищал от восторга, прочитав один из романов Агаты Кристи, где убийцей оказался рассказчик).
б) они настолько сильно закручивают сюжет, рассыпая по нему намёки, полунамёки и побочные сюжетные линии, что смысл поневоле начинает теряться. При всей моей любви к тайнам, хочу отметить, что двух-трёх побочных сюжетных линий вполне достаточно, да ещё и желательно их потом увязать с главной, придумавши железный обоснуй.

Таким образом, увы, во всей красе выплывает неприятная и печальная истина – детектив, как жанр на Фикбуке практически отсутствует. Грустно, но это так. И если после прочтения этих строк у кого-нибудь возникнет желание исправить положение, то автор готов попробовать дать несколько советов по правильному написанию правильного детектива, опираясь в том числе, и на свой собственный опыт, как бы напыщенно это не звучало.
Итак, советы:
1. Определитесь с тем, что вы пишете именно детектив и именно детективная сюжетная линия в вашем творении главная. Разумеется, это не значит, что ваш детектив непременно должен быть дженовым. Нет, вы вполне можете добавить все жанры, к которым лежит ваша душа – хоть слэш, хоть юри, хоть даркфик, да хоть омегаверс… Но вы должны чётко помнить одно – детективная сюжетная линия главная – и точка!
2. Придумайте сначала главного положительного героя – того, кто будет ваше преступление раскрывать. Придумайте ему биографию, даже если не собираетесь делиться ею с читателями. Так ваш герой будет живым человеком, а не картонной куклой с пудовыми кулаками и «Люггером» под мышкой.
3. Придумайте своему главному герою соответствующее окружение. Одно дело, если он работает в полиции или является частным детективом и раскрывает преступления по долгу службы и зову кошелька, и совсем другое – если это обычный человек. Как правило, обычные люди не рвутся раскрывать жуткие преступления без веской причины и окружение ГГ должно, по крайней мере, принимать его действия.
4. Придумайте само преступление. Интереснее всего раскрывать убийства, поэтому львиная доля всех детективов посвящена именно им, но например, похищение чего-нибудь особо ценного и значимого тоже сойдёт. Причём, преступление должно быть запоминающимся. Привлекающим внимание. Увы, но читателям будет не особо интересно убийство дворника дяди Васи упавшим с крыши кирпичом. А вот (утрирую) найденный на свалке труп красивой девушки в костюме Жизели с торчащим в груди хирургическим стилетом по крайней мере запомнится. У читателя возникнут вопросы, и он будет читать дальше, дабы их разрешить.
5. Придумайте главного злодея. Пусть он будет появляться нечасто, но именно его появление будет нагонять жути. Причём не надо делать злодея злодеем с пелёнок. Злодеи тоже люди. Они становятся маньяками, преступниками и гадами (нужное подчеркнуть) не просто так, а в силу неких обстоятельств, которые желательно бы всё-таки раскрыть. Хотя это не обязательно, достаточно порой и нескольких намёков.
6. Придумайте пару-тройку побочных сюжетных линий – друзья, семья, проблемы, любовь – всё, что угодно. Без этих линий детектив может получиться слишком концентрированным и жёстким, а герои – слишком картонными. Из жанров можно добавить, как автор уже отмечал выше, что угодно. Главное - помнить, что побочная сюжетная линия – именно побочная.
7. Учите матчасть. Конечно, «барабан пистолета» - ошибка классическая, но и других можно понасажать немало. Если ваш главный герой - полицейский – не поленитесь и поищите в Сети, как и чем занимаются отдельные подразделения полиции. И что полиция, суд и прокуратура занимаются совершенно разными вещами. А уж если дело происходит за рубежом – то будьте добры познакомиться с нравами, обычаями и национальными особенностями той страны, которую описываете. Если ваш герой страдает психическим расстройством – к примеру, шизофренией или паранойей – не поленитесь, ознакомьтесь с симптомами оного. Я надеюсь, общая тенденция понятна?
8. И самое главное – интрига. Её очень важно держать до последних страниц вашего творения. И вообще – вы должны любить своё произведение, своих героев и свой мир – тогда вы сможете передать свою любовь читателю, и вас будут читать – а это для любого писателя самое главное – неважно, фикрайтер он или не фикрайтер.
И это важно не только для написания детективов.
Лучи любви вам.

P.S. Реплика тараканов: мы надеемся, что всем понятно, что большая часть статьи написана нами и только нами? Автор только на клавиши нажимал! Так что все пинки - автору, а комменты и печеньки – нам!!!



ComForm">
avatar

Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?


Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус