Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
Легко ли вести рассказ от лица мужчины?
Автор: Myrmidon
|
Фандом: Статьи Жанр: , Психология Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
Трудно писать за всех сразу, так что речь пойдёт о типичных представителях своего пола. Gut? Ну тогда
Поехали Легко ли писать от лица мужчины? Казалось бы, мужчины — существа несложные и простые (это женщины все такие сложные да многогранные), достаточно лишь создать нечто, дать этому «нечту» мужское имя, внешность, склонности и писать «сделал» вместо «сделала» и дело в шляпе! Тем более читать всё равно такие же девушки будут. Однако случается и так (причём довольно часто), что ваше творение читает какой-нибудь парень и узнаёт о мужском поле много "нового". Хорошо ещё, если он никак на это не среагирует. Многие девушки задаются вопросом: нет ли сильных отличий между мужскими и женскими описанием POV от мужского лица? Какие при этом встречаются ошибки? Воспользуюсь словами одного неплохого парня — все ошибки проистекают из самого различия женского и мужского взгляда на мир. Однако чтобы расписать более-менее подробно все различия, никакой книги не хватит. Поэтому пройдёмся по самому основному. Ошибка номер раз Излишняя рефлексия, самокопание и слишком много мыслей об отношениях (философия сюда не относится, это другое). Мужчины о себе и отношениях с другими думают намного реже женщин. Никто не говорит о том, что мужчины физиологически неспособны рефлексировать, однако часто девушки-писательницы забываются и уделяют слишком уж много места в своём рассказе системе отношений. Я хорошо вижу подобные вещи. Рейн готова была идти до конца, и на какой-то миг я испугался. Не за неё, за других. Признаюсь, от девчонок такой жестокости я не ожидал. Хотя, я слишком плохо их знаю, чтобы судить. Многие из них пытались со мной сблизиться, но я слишком дорожу своей репутацией ледяного истукана, чтобы впустить кого-то в свое сердце. Это, как говорится, «палево». НО: никто не говорит о том, что писать об этом совсем нельзя. Нужно, конечно же, но слегка в другой форме. Впрочем, нужно оговориться — очень многое зависит от жанра и основной мысли произведения. В детективе, драме и поэме "уровни допуска" будут различаться. Ошибка номер два и сразу же три Ещё меньше мужчины думают о том, как они выглядят со стороны и как их видят окружающие. НО! Тут дело не столько в заботе о внешности, сколько в заинтересованности девушек и женщин в том, как их воспринимают другие люди. Желание взглянуть на себя другими глазами. Опять же стоит оговориться — тема любви и романтики пролетает мимо этого "правила". Тут уж хочешь не хочешь, а занервничаешь — как выглядишь, каким девушка тебя видит и пр. Неправильное отношение к проблемам (особенно к тем, что связаны с людьми). Средняя женщина будет печалиться, грустить, копаться в себе, крутить это всё в голове раз за разом, в общем, уйдёт в эмоции. Средний мужчина попробует что-то сделать для решения проблемы, в случае неудачи перестанет о ней думать или попробует отвлечься посторонними делами. Это, напоминаю, разговор не обо всех, а о большинстве. Ошибка номер четыре ГГ шляется без определённой цели, просто плывёт по течению. У мужчины должен быть свой профиль. Занятие. Основное. Мир мужчины — это не внутренний мир (дом, семья), это мир внешний, то есть его, так сказать, Направление. Он обязательно должен быть чем-то занят. Даже не просто "занят", тут скорее подойдёт выражение "крутиться в чем-либо". Неважно, будь то фермер или военачальник. Фермер будет думать о расширении и улучшении своего хозяйства и прочих таких делах, военачальник, естественно, будет крутиться где-то около грядущей военной кампании. Причём оба, скорее всего, будут отводить под свои дела очень значительную часть своего времени. Если же у мужчины нет своего дела, то для него жизнь становится серой и унылой. Примеров из жизни можно привести массу. Но даже и в этом случае мужчине свойственно находить себя в увлечениях (рыбалка, охота, гараж с любимой машиной). И это нужно в рассказе не пропускать и пересказывать в трёх предложениях, а регулярно отражать в мыслях героя. Если нет основного дела - наверняка есть задумки, мечты, мысли о нём. Пример привести трудно, так как этот недостаток можно заметить, прочитав не меньше трети произведения. Примеров самих произведений тысячи, как среди классиков, так и современников. "Тарас Бульба", "Властелин Колец", "Метро-2033", процентов 80 книг Бориса Акунина, "Приключения Шерлока Холмса", "Затерянный мир"... список можно продолжать и продолжать. Поэтому, когда прорисовываете героя, сразу, чётко и конкретно ответьте на вопросы: 1. Чем он будет по жизни заниматься? 2. Какие у него планы и мечты? Пока ответов на эти вопросы у вас не будет, вводить персонажа в действие нельзя. Не будет лишним упомянуть о самом стиле и языке повествования. Главным правилом тут будет «прилагательных поменьше, а глаголов побольше». Мужчины-писатели изъясняются в основном глаголами и отглагольными частями речи (взрыв, бег, рассвет, закат), и даже описания часто строятся именно на них. Представить это не так просто, поэтому для наглядности кусочек из книги «Змея» под авторством Анджея Сапковского. Сколько здесь глаголов, посчитаете сами: Рассвет над Гиндукушем похож на мощный взрыв света. Непроглядная темень ночи бледнеет только на секунду, потом мгновенно вспыхивают облака, а за ними зажигается и горит ослепительным огнем снег на вершинах гор. Вдруг создается впечатление, будто где-то там, далеко, за горным хребтом, изнутри земли через открывшийся кратер хлынула, вздымаясь и кипя, жидкая масса бурлящей лавы. Словно где-то там, далеко, за ломаной линией вершин, широко распростерши свои огненные крылья, стремительно взлетает ввысь огромная Жар-птица. Жар-птица взлетает, свет заполняет весь горизонт, вздымающийся светящийся шар заполняет небо над вершинами, сияние с головокружительной скоростью устремляется вниз, по крутым скалам и склонам, бороздчатым от расселин. Склоны подножия Гиндукуша, днем неимоверно серо-буро-пепельные, в минуты рассвета облагораживаются ослепительным золотом. В эти краткие мгновения рассвета, только в эти краткие мгновения Афганистан становится красивым. Анджей Сапковский, Змея. Примерно в таком же стиле ГГ-мужчина будет воспринимать окружающий мир — в основном через глаголы. Больше конкретики, "воды" меньше. Предложения нужно сделать конкретными, короткими, чуть грубоватыми и/или суховатыми, серьёзными. Меньше радостного позитива, а если позитив планируется, то он должен быть таким же грубоватым, мужским. Зависимость от жанра сохраняется и здесь. Поэзия и "экшн" пишутся слегка по-разному, не так ли? А теперь самая серьёзная и опасная проблема даже, казалось бы, опытных авторш (да и авторов тоже, только при немного других обстоятельствах). Это фактическая бесполость героя. То есть женских признаков (и внешних, и даже внутренних) мы его успешно лишили, а вот в то, что получилось, забыли добавить мужские. Или не смогли/не захотели/не получилось, не суть важно. Важен результат. ГГ не имеет пола, он абсолютно нейтрален. Ко всем событиям это существо относится как-то слишком обобщённо, может быть, эдак заинтересовано-вежливо. Его мотивы, интересы и реакция какие-то общечеловеческие, как у андрогина. Иногда такое ощущение не исчезает, даже если автор сто раз скажет, что его ГГ — мега-качок, рыцарь и вообще труЪ. Примеры и признаки такого бесполого существа: 1. Говорит и думает слишком по-общему, использует нейтральный слой лексики. Место, где он живёт — это «дом», а не «хата», «хибара» или «логово». Те люди, от которых он родился — «родители», но не «мама/папа» (предпочтительный женский вариант) или «мать/отец» (строгий мужской) или «мамка/батя» (разговорный мужской). Этот пункт может быть как локальным (то есть бесполый только один-два персонажа, в остальном всё ОК), либо глобальным (когда вся работа сделана картонно). Но это общая авторская беда, тут следует винить примитивный стиль изложения и штампы. Штампы особенно вредны, подробнее о них можно почитать в отдельной статье. 2. Эмоции без последующих внутренних комментариев. Многие из нас, увидев или узнав о каком-то событии, помимо эмоциональной реакции комментируют это событие внутри себя (например, при виде аварии многие парни подумают так — «видать, водила бухой был»). Некоторые авторши не рисуют эмоции, а пересказывают их ("Трололо предположил, что водитель был пьяным") или же с комментариями, но путём слов выше. 3. Мало или совсем не упоминаются различные мужские атрибуты (бритва, кожаная куртка, широкий ремень, мужские часы). Автор-мужчина наверняка хоть раз, да обмолвится о том, как бреется главный герой, какая у него машина или оружие. Вторая опасная проблема. Характерно для авторш, которых мне хочется назвать в восточном стиле — «Авторша, продирающаяся сквозь джунгли». То есть такая авторша активно и с довольно живой реакцией читателя учится писать незнакомые прежде стили. Эту проблему, точнее, группу проблем можно назвать «перебор». Всем известно, немалая часть парней (даже нормально воспитанных) между собой говорит на жаргоне или сленге, предпочитают более грубые синонимы обычным словам. Ну, например, «череп» или «башка» вместо «голова». Часто возникает такой случай: авторша об этом знает, но она не слишком хорошо знает жаргонные и вульгарные слова, затрудняется выбрать из известных слов наиболее подходящие к ситуации. Поэтому иногда получаются вот такие вот тексты: Не буду я прыгать. Найдите другого дурака, - отрезал я. Пару минут они меня поуговаривали, но вяло, поскольку знали, что если я уперся, то бесполезно. Вовка Сурков, думая, что я не слышу, обозвал меня поганым воображалистым трусом. Я хотел подойти и смазать ему по роже, но вспомнил, что Вовка долго занимался борьбой, значит, он меня покалечить может. Такой ненатуральный сам по себе текст становится ещё более ненатуральным. И последним идёт пункт мелкий, но очень важный. Это восприятие девушек и женщин. Когда я вылез из съемочного павильона, тут же увидел девушку, которая старательно делала вид, что она просто гуляет. Ага, конечно: в сапогах на огромном каблуке и нарядном платье, накрашенная и надушенная так, что у меня дыхание перехватило уже за десять метров до нее. Парни редко упоминают и сразу же отмечают про себя такие детали, как каблуки, нарядность платья, украшения, чёлка и бижутерия (тем более когда девушка незнакомая). Для мужчин характерно восприятие целиком, а затем внимание к деталям. В качестве примера рассмотрим отрывок из книги Бориса Акунина "Алмазная Колесница". Титулярный советник видел перед собой молодую японку – редкостную красавицу, но всё же не мираж, а живую женщину, из плоти и крови. Она была высокой для туземки, с гибкой шеей и белыми обнажёнными плечами. — сначала идёт охват как бы целиком и плавный переход к самым основным деталям. Нос с небольшой горбинкой, необычный разрез вытянутых к вискам глаз, маленький пухлогубый рот. — детали помельче. Вот красавица улыбнулась в ответ на какую-то реплику своего кавалера, и обнажились зубы – по счастью, совершенно ровные. Единственное, что, с точки зрения европейского канона, могло быть сочтено серьёзным дефектом, – очаровательные, но явственно оттопыренные уши, беззаботно выставленные напоказ высокой причёской. Однако эта досадная шалость природы нисколько не портила общего впечатления. Фандорин вспомнил слова Доронина о том, что лопоушие почитается в Японии признаком чувственности, и не мог не признать: японцы правы. — ну и под конец следуют частности и особенности. Примерно так. Вывод А вывод напрашивается следующий. Со стороны персонажа своего пола писать легко, мы это делаем в значительной степени опираясь на самих же себя. Даже если характеры автора и персонажа сильно расходятся, то проблемы тоже как таковой нет — достаточно сменить персонажу склонности и вкусы, тогда при наличии воображения можно легко будет прорисовать взгляды на жизнь и линии поведения. С персонажем противоположного пола всё намного труднее. На основе себя писать по понятным причинам не выйдет — дело даже не в склонностях и вкусах (любимых занятиях и прочем), а в разных, даже противоположных взглядов на жизнь. У мужчин и женщин разные приоритеты и ценности, совершенно разная картина мира. Поэтому персонаж другого пола должен быть очень чётко прорисован. Очень тщательно, подробно и прозрачно. И заранее, что самое главное. Обычные наброски-штрихи, как с персонажем-девушкой, не подойдут. Следует стереть из памяти фразы вроде «ну так наметила, потом по мере рассказа добросаю». Можно составить на ГГ даже нечто вроде личного дела, в котором будет подробно изложено всё, что только можно Ну и совсем не лишним будет найти себе кого-то, кому можно всё это показать перед публикацией. Мужского пола, конечно. Всё.
Рецензии:
|