Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
Экшн: типичные ошибки, неудачные ходы, советы по написанию. Предисловие. Собственно штампы и ляпы →
Автор: Myrmidon
|
Фандом: Статьи Жанр: Экшн, Джен Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
ПредисловиеЧто мы понимаем под словом "экшн"? Формально такого жанра в литературе нет. В играх и фильмах экшеном часто (практически всегда) называется боевик, то есть фильм/игра, практически целиком состоящий(ая) из мордобоя, рубилова, пальбы и езды не по ПДД.
На "Книге Фанфиков" есть определение экшну — фанфик, насыщенный действиями, битвами, погонями. Акцент на действиях, не на диалогах и отношениях. Как видим, понятие трактуется в широком смысле — в масштабе всей работы. Но автор статьи, то есть я, этим не вполне доволен, поскольку трудно навесить определяющий ярлык "экшн" на, допустим, работу страниц на сто, где в равной степени присутствуют и боевые сцены, и романтика, и чувства, и любовь, и драма с ангстом. Любой жанр здесь следует рассматривать в узком смысле, то есть как часть текста, где элементы сего жанра присутствуют. Экшн (в узком смысле) — описание активных действий (часто боевых сцен) внутри любой работы, независимо от её основного жанра. Примеров употребления в живой речи множество. Все, думаю, слышали фразы наподобие "ну там до пятой главы всякое-разное идёт, а потом начинается самый экшн". Для написания экшна во всех смыслах требуется не так уж много. Собственно говоря, не больше, чем для написания работы в любом другом жанре. Всех дел — знание того, что и как писать. Иначе говоря, вопрос делится на две составляющие — техническая сторона вопроса и "писательская". Вот с технической и начнём. Собственно штампы и ляпыСмысла нет давать советы по тому, что писать, потому что творческий процесс вряд ли выживет в каких бы то ни было рамках. Лучше вместо этого составим этакий списочек ляпов, штампов и явно неудачных ходов, которых по возможности следует избегать. Как-то классифицировать эти пункты очень трудно (да и нужно ли?), поэтому распределил я их как придётся.
Внимание, стёб! 1. Ножедрочерство Всякие фэнтези-средневековья брать не будем по понятным причинам. Возьмём нашу любимую реальность или иной мир на аналогичной стадии развития. Что мы видим? а) В золотой век огнестрельного оружия у всякого уважающего себя героя (чаще даже героини) имеется в наличии НожЪ (обычно целая коЛЛекция). Не просто какой-то там нож общего назначения, а именно НожЪ — непростой формы, из какой-то адово твёрдой стали, покрытый узорами, блестящий, зубастый, с изгибами, кровостоком и мономолекулярной заточкой. Хорошим тоном считается происхождение ножа из Японии, Непала, Явы и других островов. Зачастую описание ножа во всех позах занимает больше места, чем описание того, как он по назначению использовался. А на самом деле нож современному воину нужен затем же, зачем и туристу — хлебушек порезать да банку с тушёнкой открыть, ну там ещё колышек для палатки заточить и верёвочку разрезать. Всё! б) Метание ножей С этим вообще беда. Ножи у нас бросают все и во всех случаях. Бросают и обязательно попадают. Да что там попадают, убивают сразу наповал. Не имеет даже значения — в грудь попали, в спину, в руку, ногу, голову, жопу. Тут же — навзничь, лапки кверху без малейшего звука. Ну а так, исключительно технического любопытства ради, давайте прикинем шансы. Сложите вероятности попадания ножа, метров минимум с пяти, остриём в круг размером хотя бы пять сантиметров, и проникновения на нужную глубину. Вычтите из полученного числа ещё фактор случайности — ну там попадание ножа в кожаный ремень, пуговицу, рацию, магазин в разгрузочном жилете. И ещё учтите, помимо шансов успеха, время- и трудозатраты на обучение такого метателя. Не лучше ли потратить это время на что-нибудь другое? в) Снятие часового Плёвое дело. Производится либо как в пункте "б", либо с помощью каноничного перезания глотки, либо с помощью не менее каноничного сворачивания шеи. Часовые, которые находятся в пределах досягаемости ГГ, резко слепнут, глохнут, теряют интеллект и вообще способности к какому-либо адекватному поведению. В особо упоротых случаях часовой может сидеть лицом к охраняемому периметру. Даже если ГГ спалится и решит пойти в открытый рукопашный бой, то часовой проявит благородство и будет драться с ним по правилам, при этом не издав ни звука. 2. Пластиковые пули Или пластилиновые. "Остин начал стрелять в Джастина, но тот укрылся за перевёрнутым столом..." В страйкбол играли, видимо. Тут Кэпчик приходит на помощь и говорит, что в земных условиях даже стандартный пистолетный патрон 9х19 обладает достаточной силой, чтобы пробить автомобильную дверцу (даже две). У автоматов пробиваемость куда выше, у винтовок с пулемётами — и подавно. 3. Волшебный боезапас Тут, по идее, ситуация давно должна исправиться — бесконечные патроны в фильмах вроде бы обстёбаны вдоль и поперёк. Однако одну беду стёбщики искоренить так и не смогли — запасные магазины из воздуха. Вот у нас в фанфике или оридже бегает этакая Мила Йовович — короткая стрижка, лёгкая одежда в обтяжечку и пистолет на голом бедре. Ну это ладно, хер с ним. Стреляет она, стреляет... при этом автор исправно упоминает запасные магазины и перезарядку оружия. Всё вроде идёт хорошо, но блин, ОТКУДА она их достаёт?! Что ж, давайте не будем пошлыми и спишем всё на магию. В текстах фикрайтеров очень, очень редко упоминаются разгрузочные жилеты, ременно-поясные системы, "почи" и подсумки. Да и нахуй они нужны, невидимый карман — наше всё! 4. Удар в пах Как определить, что экшн написала девушка? Да очень просто — почти наверняка где-нибудь в тексте вы найдёте эпизод, где какого-нибудь парня бьют коленом по йайцам. Фрейд доволен, автор статьи — не очень. Бедного парня как будто на верёвках подвесили в виде буквы "Х", потому что попадают героини куда надо ну практически всегда. При этом рост парня этак метр девяносто (любят у нас высоких, щито паделать), а девушка — рыжая зеленоглазка стандартного размера метр пятьдесят. 5. Снайперство О, это тема, достойная отдельной главы. Но такой роскоши мы позволить себе не можем, поэтому вкратце и на конкретных примерах: а) Риккарда расплылась в улыбке, поудобнее закидывая на плечо снайперскую винтовку с лазерным прицелом. И похуй, что такой штуки не существует в принципе, а то, о чём вы подумали, правильно называется ЛЦУ — лазерный целеуказатель то есть. Но дело даже не в этом. Во-первых, если ваш герой смог увидеть точку размером один сантиметр с расстояния пятьсот метров — то я ему очень сильно завидую. Во-вторых, о точности прицеливания на таком расстоянии и речи быть не может. В-третьих, тупо возрастает шанс демаскировки позиции. А вот куда ЛЦУ вешать можно и нужно — на оружие ближнего боя, сиречь на пистолеты, дробовики и ПП, так как скорость прицеливания возрастает моментально, а скальпельной точности на такой дистанции не требуется. б) Будьте внимательнее, смотрите по сторонам! Один из самых распространенных демаскирующих признаков снайпера — блики линз прицела. Чем дальше от сороковых годов (где явление уместно), тем глупее выглядит. Давно уже существуют антибликовые насадки и колпачки-фильтры, которые решают проблему. Да и подручные средства никто не отменял. в) Снайперская винтовка почему-то торжественно вручается девушке, мол, самая подходящая для тебя работа. Бери винтовку да стреляй, что там сложного — только крестик наводи на голову на Это нихера не так. Как минимум нужно твёрдо знать своё оружие (до последнего винтика, и это не фигура речи) и баллистическую таблицу для своей системы ствол/патрон. Помимо этого, снайперу нужно иметь хорошую физическую выносливость и силу, хладнокровие, граничащее с полным отсутствием эмоций, устойчивость к внешним воздействиям, способность пролежать полдня без движения и возможности сходить в толчок, в то время как по тебе бегает всякая живность — пауки, муравьи, гусеницы, клещи... Конечно, женщина может быть снайпером, кто спорит? В Великой Отечественной "их было", и не в единичном экземпляре, надо заметить. Но сравните тех женщин и современных. Раньше женщины с детства были привычны к рутинному и/или тяжёлому физическому труду. А к тому же будущие снайперы и снайперши проходили подготовку, причём часто ещё за 6. Тупость врагов, "эффект штурмовика" Косые и корявые, безрукие и безногие враги-инвалиды. Если они вооружены чем-то стреляющим — то стреляют, как будто не целясь, глупо подставляются под пули положительных персонажей, бегают толпой и перекрывают друг другу сектора обстрела. Если холодным — бьют плохо, мало, слабо и как будто вообще не по герою. Когда враги нападают на героя толпой, то один-два из них собственно сражаются с героем, остальные же вежливо ждут своей очереди (в фильмах они ещё при этом совершают какие-то церемониальные телодвижения и волнообразные взмахи оружием). Вывод: либо врагов должно быть меньше, либо обоснуй того, зачем злодей натравил на героя седьмой-бэ из соседней школы. 7. Удар тупым тяжёлым предметом по голове без последствий Дамы и господа, если удар был такой силы, что человек надолго потерял сознание, то вряд ли это просто так. Это наверняка сотрясение или даже вовсе ушиб мозга, что как бы предписывает постельный режим хотя бы дня на три. А лучше — на неделю. После потери сознания от удара тошнота с рвотой подкатывают, в глазах двоится, руки дрожат, равновесия нет, а ГГ идёт себе спокойно разыскивать обидчиков. Вывод: сотрясения мозга не произошло по причине отсутствия предмета сотрясения. Причём предмет сотрясения, видимо, отсутствует и у автора тоже. 8. Показушная стрельба из пистолета Выглядит она так: герой стоит в позе Пушкина на дуэли — боком к цели, пистолет держится одной рукой, один глаз закрыт (или один глаз открыт?). А между тем те, кто знаком хотя бы с основами стрельбы, знают, что стоять нужно, развернувшись лицом и грудью к мишени, пистолет держать двумя руками и целиться двумя глазами. Впрочем, для картинно-показательного расстрела неугодного лица и "поза Пушкина" подойдёт. Толкать пистолет за пояс крайне нежелательно. Он там будет как минимум плохо закреплён. А вдруг выпадет в самый неподходящий момент? Или украдёт его кто-нибудь? Да, и отстрелить себе можно что-нибудь. Случаи бывали. 9. Неправильное употребление терминов Магазин ошибочно зовётся обоймой, а спусковой крючок — курком. Особо гениальные товарищи ещё и пулю с патроном путают. Вывод: учите терминологию. Многого не надо, поверьте. Ещё к списку самых распространённых ошибок: а) "Базука" вместо "гранатомёт". "Базука" — строго определённая модель гранатомёта. Называть "Базукой" любой гранатомёт — это как называть "Волгой" любую машину. б) АК-47. Простительно только НАТОвцам, у которых любое АК-подобное оружие называется "АК-47". А вообще нет такого автомата, первый АК был принят на вооружение в 49 году и носил наименование "7,62 мм автомат Калашникова", без всяких цифр. На данный момент есть пока ещё АКМ, самый массовый образец — АК-74 и АК-74М, АКС-74У (укороченный), не так давно стали выпускать "сотую серию" — АК-101, 102, 103 и так до 108. Ещё АК-12 на подходе, который вообще вещь. в) Раз уж затронули: курок — это такая штука, которая воздействует на капсюль в патроне (непосредственно или через ударник). Жать на него не нужно, это всё равно, что кнопку звонка дёргать, аки Винни-Пух. Зато нажать можно на спусковой крючок (не крючЁк, блядь!), если оружие готово к стрельбе, то оно выстрелит. А вообще лучше не жать, а тянуть, но это мелочи. г) Каска. Каска у строителей, а всё, что в армии — шлем! Ага, даже у солдат Красной Армии в Великой Отечественной эта серо-зелёная штука на голове имела название "СШ-40" и означала, что это стальной шлем образца 40-го года. 10. Избирательность пуль и колюще-режущих предметов Как правило, они втыкаются героям исключительно в бедро или плечо. Редко когда главный герой получает куда-нибудь в кишки, в лёгкое, печень, позвоночник, таз или суставы. Автор хочет и рыбку съесть, и в воду не лезть — точнее, показать страдания и несьюизм ГГ и вместе с тем приберечь его для дальнейших свершений. Такой приём понятен и простителен, но слишком уж очевиден. 11. Беззаботная стрельба без последствий для ушей Даже на открытом воздухе от близких выстрелов закладывает уши. А если ваши герои собрались долго и в несколько стволов палить в закрытом помещении, то пусть лучше язык жестов учат заранее — он им вскоре пригодится. 12. "Глок", "Беретта", "Дезерт Игл"... Другие пистолеты (кроме разве что отечественного ПМа) в любительском творчестве почему-то почти не встречаются. Редко-редко можно найти Colt M1911. Будьте вы прокляты, чёртовы игры, почему в вас почти нет таких легенд, как "CZ", "H&K" и "Sig Sauer"? а) Перед тем, как с понтами и в красках расписывать оружие героя, очень заебись хотя бы в Википедию заглядывать, штоле. Попался как-то на глаза оридж, где герой, вооружённый "Глоком", на полном серьёзе взводит курок и щёлкает предохранителем. На самом деле открытого курка там нет. И видимого предохранителя — тоже. б) "Дезерт Игл" — карманная артиллерия, хуле. А на то, что он прихотлив и капризен, неудобен, адово тяжёл для пистолета и вышибает барабанные перепонки у самого стрелка, всем похуй, пафос же. А ещё он штаны оттягивает (да не в паху же, а снизу вверх и через пояс!), это очень неудобно. 13. Таверна Ты пролил моё пиво! Драка, занавес. 14. Женщины-учёные Специалистки по [вставить нужный профиль] молоды, красивы, милы и одиноки. Не ляп, законам реальности ничего не противоречит, но чисто в читательском плане оскомину уже многим набило. 15. Блин, хорошо, что на мне был бронежилет, иначе не уйти мне живым оттуда! Ну ладно, устоял бронежилет против пули-дуры, для того и предназначен, в конце концов... А кинетическая энергия пули куда делась? 800 м/с — не шуточки, без сломанных рёбер обойтись будет трудновато. 16. Стрельба по-македонски Два пистолета — по одному в каждой руке. А зачем? Стрельба с двух рук — это, по сути, один из способов излечить коренную проблему револьверов — хуеватый боезапас. Шесть выстрелов в одной руке, шесть в другой, итого двенадцать — выигрываем в боезапасе, пусть даже теряем возможность быстро произвести точный выстрел. Но в двухрядном магазине современного пистолета патронов не меньше двенадцати, а как бы даже и больше, причём иногда в полтора раза. Смысл оружейного гамбита теряется. А ведь есть ещё ПП, где их вообще тридцать. 17. Структура средневековых и фэнтезийных армий Почему-то сильно распространено такое видение средневековой войны — все без исключения воины собираются в маленькие отряды, маленькие отряды — в большие отряды, большие отряды — в полки и т.д. А что нам говорит курс истории? А он говорит — феодальная раздробленность. А это значит, что каждый феодал приходил на большое месилово со своими собственными людьми. И все люди феодала держались рядом с ним и его знаменем. Исключения, конечно, были, и не так мало, но всё равно нельзя полностью уподоблять средневековое воинство/его прототип римским легионам или фалангам Сани Македонского. Французы, кстати, просрали битву при Креси не только из-за разницы в вооружении, но и из-за своей гордыни и индивидуализма, а следовательно, и плохой организованности. Многие историки считают битву при Креси точкой, с которой начинается закат рыцарства. 18. Двухлезвийные топоры и секиры Интересно, зачем топору два лезвия, если рубить можно только одним за раз? Наверное, для дополнительного утяжеления оружия, ну, чтобы у героя было ощущение, что не в сказку попал. 19. Взрывающиеся машины "Они продолжают стрелять, и меня вдруг неприятно осеняет: если они сейчас попадут в бензобак, машина взорвется". А вот и нихуя. Было не так мало желающих проверить, взорвётся ли машина от попадания пули в бензобак, взять тех же "Разрушителей Мифов". Не взорвалась ни разу. Да и в той же Великой Отечественной машины с опасного места или просто приезжали дырявыми, или останавливались по разным причинам там, где их настиг обстрел. 20. Дробовик разрывает в клочья двух-трёх вражин за раз Дробь и картечь с усилением рассеивания теряют свою убойную силу, с пятидесяти метров и утку-то не положишь так просто. А ещё из гладкоствольного оружия можно стрелять не только дробью, но и пулей. Да-да, одной-единственной пулей! Правда, она очень тяжёлая и толстая, подставляться под неё крайне нежелательно. Резюмируя данную тему, замечу, что далеко не всё, что выглядит круто, на деле является таковым. Если в фильмах достоверностью весьма выгодно жертвовать ради зрелища (Звёздные Войны, привет!), то в книге эта затея смысл почти во всех случаях теряет, и доверие к автору, как к по умолчанию умному и знающему человеку, неуклонно подрывается. Что добавить? Банальнейший совет: гуглите, яндексьте, википедствуйте, не ленитесь! Техническая сторона экшна — самая лёгкая, потому что на дворе век XXI вроде как, тупо найти и усвоить информацию такой человек, как фикрайтер, наверняка должен уметь. В следующей части статьи мы коснёмся словесной и писательской стороны вопроса.
Станьте первым рецензентом!
|