Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики

Как писать аннотации. Часть 3. Мини

Автор: Шенайя | Источник
Фандом: Статьи


Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Наконец-то я добралась до полноценной прозы. Что-то статьи у меня все длиннее и длиннее, я уже боюсь, какая же выйдет последняя.
Под мини я буду рассматривать рассказы, под миди - повести, под макси - романы. Миди и макси скорее всего рассмотрю вместе, так как у них очень много общего. Если вы знаете какие-то другие различия между миди и макси, кроме размера, скажите в комментариях, я рассмотрю и их.
Повторю два главных момента:
- в аннотации должна быть интрига, чтобы читателю стало любопытно;
- аннотация должна отражать ЧТО читателю предстоит прочесть. Это касается как темы, идеи рассказа, так и жанра. Согласитесь, аннотация к стебному юмористическому рассказу будет отличаться от романтического фэнтези, даже если события происходят одни и те же.
Это актуально для любого размера прозы.

Итак, виды аннотаций для рассказа. Разделение условно для удобства анализа, на деле аннотация может включать в себя черты сразу нескольких видов.

1. Аннотация-вопрос.
Осторожнее с вопросами. В большинстве случаев вопрос, обращенный непосредственно к читателю, воспринимается хуже, чем вопрос, просто произнесенный вслух. Ибо выглядит дешевым заигрыванием. Например:
"Очередная девушка, желающая поговорить со мной по душам. Очередная история, рассказанная из первых уст и произошедшая в жизни. Любопытно, не правда ли...?" - нет, увы, совсем не любопытно.

"Мальчик ищет приключения и находит, но немного не в том контексте. Мальчик попадает в лапы маньяков, которые хотят его изнасиловать. А изнасиловать ли? Действительно ли не хочет этого тот самый мальчик? А маньяки ли это вообще?" - описывает банальный на фикбуке сюжет, но занятна за счет вопросов, переворачивающих весь смысл. НО! В жанрах не заявлен стеб или юмор, а впечатление аннотация оставляет именно такое. Поэтому велика вероятность, что пройдя по ссылке читатель будет разочарован ангстом, он ведь ожидал другого.

"До чего может довести бессонница?" - вроде и вопрос, а желания отвечать никакого. Автору бы чуть-чуть продолжить мысль, а так слишком мало информации, чтобы заинтересовать.

Название "Дарящие жизнь", аннотация "Кто такие вороны... отбирающие жизнь или дарящие ее?" Аннотация хороша за счет необычных вариантов ответа на банальный, казалось бы, вопрос.

"Прошлое, для чего оно приходит в настоящее? Может отдать долг, а может... спросить его с тебя?!" - пройдет ли читатель по ссылке, зависит от того, интересна ли ему заявленная тема. А еще впечатление портит "?!" в конце. Зачем кричать-то?

"Что происходит с деятелями кино после смерти?" - аннотация не столько на художественный рассказ, сколько на исследовательскую статью о паранормальных явлениях.

2. Аннотация-цитата. Привожу только самые удачные из встретившихся.
"Ты хоть понимаешь, что настоящие искренние извинения произнести в действительности ничуть не проще, чем признаться в любви? А ты своими "прости" раскидываешься направо и налево, делая, таким образом, свои извинения пустым звуком, тем, что, скорее всего, через какое-то время попросту перестают слышать." Здравую мысль и хорошую идею портит обилие слов-паразитов. Иначе говоря, цитата выбрана удачно, но автору найти бы хорошую гамму...

-Ты сейчас голый? -Да. -В моей постели? -Да. -ТАК КАКОГО ХУЯ ТЫ ТАМ ЗАБЫЛ? Завязку описывает, жанр передает. А большего тут и не надо.

"Будет тебе война, асгардец. Но если проиграешь, если Тессеракт окажется потерян для нас, не найдется такого царства, такой бесплодной планеты, такой щели, в которой ты сможешь укрыться! Думаешь, ты познал боль? В руках у Него ты будешь мечтать о той сладкой боли!" Не уверена, что это цитата, но воспринимается именно ею. Наверно, единственная, где пафос я восприняла как уместный.

Сюда же можно отнести цитаты не из рассказа. К примеру, берете известное изречение,афоризм или цитату и переделываете под свои нужды. Тут главное, чтобы результат соответствовал теме рассказа и был оригинально-неожидан-необычен. Уместен такой ход чаще всего в юмористическо-пародийном жанре. В качестве примера приведу выдуманные аннотации: "Быть или не быть? Да не вопрос!", "О бедный, Йор... что? Ты жив?", "Голод не тетка, Голод - это парень из моей школы. Странное имя, правда?". Первые два примера, конечно, на роль аннотации не годятся (ибо из них совершенно не понятно, о чем будет речь в рассказе), привожу их только для того, чтобы вы поняли мысль.

3. Завязка истории.
Не надо пихать в аннотацию много деталей и сюжетных ходов. Такая аннотация может быть хороша для макси или миди, у вас же короткий рассказ. То, что для них будет лишь завязкой истории, для вас, скорее всего, окажется пересказом половины, а то и больше, сюжета. К примеру, возьмем скелет аннотации, предлагаемый к книгам (т.е. макси):
• Декорации: где и когда происходит действие?
• Представляем героя: кто он такой? Почему его судьба должна заботить читателя?
• Показываем проблему, с которой сталкивается герой. Что герой теряет или может потерять? Это «что-то» должно быть крайне важным для него.
• Задаем вопрос (сумеет или не сумеет герой решить проблему?), дразним читателя или приводим решение.
Если вы воспользуетесь такой схемой для рассказа, аннотация в большинстве случаев получится слишком громоздка. К примеру:
"У Снежноусой, целительницы племени Мрака, пропадает брат. Она отправляется на его поиски. Тем временем Рысьего Взгляда обнаружили бродяги. Они знали, что он - брат Снежноусой, которая чем-то им не угодила и они захотели её "убрать". Рысий Взгляд отказался говорить, где сестра и набросился на вожака. Озлобленный вожак пообещал, что уничтожит всю их семью. И мать, и отца, и сестру тоже..." - слишком много подробностей и действующих героев. Это больше похоже на краткий пересказ предыдущих частей, но не на аннотацию.

На мой взгляд, лучше определиться, что самое привлекательное в вашем рассказе: вы хотели раскрыть характер героя; герой обычный, но помещен в нестандартную ситуацию; сюжет привычный, но вы вкладываете в нее необычный смысл (или еще чего-нибудь, вам, как автору, виднее). И на этом делать акцент.
"Сир - гроза школы, хулиган и просто бесшабашный тип, которого держат в школе только из-за крупных пожертвований его отца. Разумеется, он совсем не ожидал, что на день Святого Валентина получит валентинку." Пример хорошей аннотации: довольно стандартный персонаж в не совсем стандартной ситуации. Первое предложение создает декорации (ничего необычного, картина всем знакомая, представляется легко), второе - добавляет изюминку и интригу.

"Драконья жизнь в кратком курсе однодневки, насыщенно-плодотворно проводимый день!)" Вроде краткая характеристика рассказа, и в то же время ни о чем.

4. Конец истории. Не популярный на фикбуке вид аннотаций, а между тем так тоже можно делать. Хорошо подходит, если изюминка вашего рассказа не в том, что произошло, а в том, из-за чего это произошло. Пара выдуманных историй:
"Вокруг суетились санитары. Пульс едва прощупывался. Мертвенно бледная кожа девушки отливала синим в свете ультрафиолетовых ламп. Если бы в тот день, поссорившись с подругой, она не вышла из дома на 5 минут раньше, этого никогда бы не произошло".
"Майкл пристально вглядывался в хрустальный шар, в котором мелькали детали его жизни: вот Девид разбивается, вот они еще соревнуются с ним за звание первого, вот садятся в машины, вот спорят вчера в кафе. Стоп! С этого места поподробнее..."

5. Мысли главного героя.
"...Этого просто не может быть. Я не могу любить парня!.. И что теперь делать? Не бежать же к нему с признаниями? Чёрт!..." для начала тут черти что со знаками препинания: слишком много многоточий, да и после восклицательных знаков они смотрятся странно. Я в курсе, что "!.." писать можно, но перебарщивать не стоит.

"Вот уже мне надо работу, а я страшно нервничаю. Как-никак мне поручили выпускной класс. А что если они меня не примут? А что если я им не понравлюсь? А вдруг я с ними не подружусь?!" складывается впечатление, что ГГ неуверенный в себе закомплексованный интроверт, напрягает обилие вопросов. Если в жанрах значится юмор - еще куда ни шло, а если нет, то скучно, уважаемые.

"Каждый день я вижу сотни, тысячи людей в метро, которых больше не увижу никогда, так же, как и этого парня. Жаль, но этого не изменить. Люди вообще довольно редко знакомятся на улице или в общественном транспорте, особенно в современном мире, напичканном десятками социальных сетей и сотнями сайтов знакомств." - это не аннотация, а начало статьи о нравах современного мира.

6. Идея, главная мысль рассказа.
"Он - тот, кто по-настоящему свободен. Он бросает вызов сложившимся порядкам. Он - покоритель асфальта..." - и почему я подумала об асфальтоукладчике? Слишком много пафоса и неудачное слово. "Покоритель дорог" было бы лучше.

"Одна ошибка разрушит годы крепкой дружбы. Один случай перевернёт всю жизнь. Одно слово расставит все по местам." Для драмы - очень хорошо. И о чем рассказ понятно, и интрига есть, и напряжение создано.

"Не стоит злить своего бойфренда. Иначе результаты могут и понравиться..." аннотация с юмором, тоже цепляет, классическая игра в "горячий снег", "невозможное возможно" и т.д.

"пафосно, нереально, но зацепило. Одна строка в книге зажгла меня. И вот..." - моей знакомой эта аннотация понравилась вложенными в нее чувствами. У меня же вызывает недоумение, так и хочется поместить эти слова не в "описания", а в "комментарий автора". Потому что ну вообще никак не понятно, что предстоит увидеть в рассказе.

"Порою, что бы тот, кто дорог тебе – был счастлив, мы, лишаем счастья себя – расставаясь с ним. И иногда, судьба делает нам подарок, возвращая его в нашу жизнь. Но становится ли она от этого счастливее, вот в чем вопрос." Кто - она? Судьба? При условии, что в предыдущем предложении слово "судьба" употребляется скорее в значении фортуны или мироздания, говорить, что она станет счастливее по меньшей мере странно. Для любителей романтичных страданий пойдет, но для для меня здесь слишком много пафоса.

7. Комментарии автора. Как уже упоминала - не одобряю. Для примера вот вам три аннотации без комментариев, посмотрите со стороны и решите, заинтересовало бы вас подобное или нет. Авторские пунктуация и орфография соблюдены.

"Всем уже надоело читать эти скучные истории по аниме и т.д Так что я решила написать фик по ужасам.Надеюсь понравится"

"Этот фанфик для людей фантазирующих,представляющих себе,что где то есть другие планеты,миры,галактики.Фанфик интересный,интригующий.Ждать от персонажей можно чего угодно.Приятного чтения!"

"Думаю,всем-бы хотелось такого счстья)"


По просьбе читателя отдельно коснусь рассказов, где главное не оригинальная идея или сюжет, а чувства и\или атмосфера. Понятное дело, что аннотации типа "Мальчик влюбляется в молоденького любовника своей матери", "Ориджинал об совсем не профессиональных отношениях между ученицей и учителем.", "Ее зовут Агата. Ей восемнадцать. Она студентка. Живет в общаге. И она никогда не влюблялась. но не это главное. Главное то, что однажды незнакомый парень предложил ей просто заняться сексом." привлекут только поклонников подобных ситуаций, но вряд ли человека, ищущего именно романтичную историю. Потому что звучат они ну совсем не романтично, а даже как-то буднично.
В аннотации можно попробовать передать чувства одного из героев, главное не переборщить с пафосом. Если уж рассказываете завязку сюжета, не делайте ее перечислением фактов. И пара примеров:

"Что есть любовь? Нежность сердец и вечная верность? Неискоренимое безумие? Горячая страсть в сплетении двух тел? Может быть… А возможно, любовь это просто любовь, и не стоит искать ей определения.
Сейчас, по прошествии долгого времени я понимаю, как жестока она бывает, если хватает и мимолётного взгляда, чтобы попасться в её сети, тогда же… пожалуй, я даже не осознавал, что это. Просто совершил спонтанный и совершенно безбашенный поступок, который в тот момент считал единственно правильным."
Пример того, когда автор перебарщивает с вопросительными предложениями. В принципе нормально, но такое пуляние философскими идеями в воздух скорее грузит, чем заинтересовывает.

"Ты всхлипываешь и вновь начинаешь дрожать в моих руках. Из-под белой ленты, завязанной на твоих глазах, опять текут слезы. Я слишком люблю тебя, чтоб видеть тебя настолько страдающим." - все эмоции переданы (влечение, секс, БДСМ, херт/комфорт). Сразу можно представить о чем этот фик, что в нем главное и какими будут герои.

Те, кто читал предыдущие части статьи наверняка заметили, что основной принцип составления аннотаций везде один и тот же, я лишь стараюсь отыскать нюансы для каждого размера. Если статья была вам полезна или просто любопытна, оставьте, пожалуйста, комментарий, чтобы автор знал - время потрачено не зря! За уточнения и поправки тоже буду благодарна.



ComForm">
avatar

Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?

Шенайя, Как писать аннотации
Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус