Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Я не хочу быть плагиатором!

Я не хочу быть плагиатором! Переосмысление. Часть 1

Автор: Kinuli | Источник
Фандом: Статьи
Жанр:
Джен


Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора

Механизм созидания

Ну вот такой вопрос вам:
А бывало ли с вами, что вы смотрите ролик/читаете книгу/слушаете песню, округлив глаза и приоткрыв рот, отключившись от мира, с колотящимся сердцем и думаете, что умереть от прекрасного совершенно не сложно?
И даже так: теперь только умирать и остается. Потому что...

Руст: Что с тобой?
Автор: Посмотрел один мультфильм. Наверное, я брошу рисовать.
Руст: Что еще? Почему?
Автор: Потому что создать что-то более прекрасное невозможно, а копировать я не желаю.

Это был реальный разговор. Тогда я думал, что жизнь моя кончена. Очарованный искусственным художественным образом, уже не отличая сны от яви, я все больше погружался в пучину отчаянья. Но мы с мозгом выкрутились.

Автор: Тема нашего сегодняшнего доклада - Переосмысление.
Руст: Прямо так? С большой буквы?
Автор: Ыменно!

Для примера берем трех прямоходящих подопытных и погружаем их в процесс переосмысления, состоящего из трех периодов: "впечатление-переживание-переработка".

Руст, делая шаг вперед: Я мясо! Я! Я!
Автор: С тобой потом разберемся, а сейчас мне нужны писатели.

Впечатление
Писатель за номером "первый" глянул одним глазком на мир Вархаммера. Глаз чуть не лопнул от восторга, и наш герой, как человек сдержанный и серьезный, старается не прыгать по комнате с первобытными воплями. Но энергия его просится наружу, не спросив ни у кого разрешения, и наш первый подопытный берется за перо.
Он долго пыжится над первой строчкой, временами поглядывая на цветную распечатку из интернет-издания, после чего рождает примерно следующее:
"Этот мир - (вырезано цензурой)!"
Содержательно, не так ли? Фактически он просто пересказал то, что увидел (и КАК он это увидел). Согласитесь, недостаточно, чтобы кого-то удивить, если только не пишешь рецензию. Но рецензии-то создаются для тех, кто еще не видел первоисточника!
А писанина нашего впечатленного направлена на ознакомленных с каноном. Все верно? Я не ошибся? Ну где-то так.

Писатель второй пытается захлопнуть рот и прийти в себя после прочтения гениального произведения "Цветы для Элджернона". Он понимает, что главная история его жизни рассказана и делать ему на этой планете больше нечего.
Он хочет повторить, кричит: "Дайте две!" и садится за Ворд.
На выходе рецензия с эмоциями. То, что поможет еще не читавшим, но явно не то, что надо.

Третье наше солнышко пырится на дампира Ди и впадает в глубокую депрессию - лучшего персонажа уже не выдумать (и молчит, и шутит, и все умеет одновременно).
Наша лапочка за номером три тянется к ручке... Ситуация у нее та же.

По правде говоря, на этом этапе даже фанфика не напишешь... да чего уж там! Даже сделать хоть сколько-нибудь достойного описания невозможно!

Руст: Звучит спорно...
Автор: Тут не надо забывать, что период этот длится у всех по-разному. У кого-то с месяц, у кого-то с минуту. А потом наступает фаза переживания.

Переживание
Наши маленькие друзья откинулись на спинку кресла и закрыли глаза, глубоко переживая свое потрясение. Собственно, это и есть тот момент, когда вы резко хватаете музу за рога и требуете у нее сил и знаний на дальнейшее творчество. И муза такая вам: "Чо, браток, вдохновился?", а вы в ответ только мычите бессвязно, стараясь напустить на себя грозный вид... Ну... по крайней мере, я так делаю.
И что же происходит в этот период? Крепкая мыслительная деятельность, при которой мы расчленяем впечатление на составляющие, перемалывая ее через мясорубку нашего опыта, подсыпая туда специей солянку из всего, что есть в закромах воображения. Получившуюся массу пропускаем через призму мироощущений и философии, после чего складываем заново, но уже наполненное собственными переживаниями.
На выходе совершенно новый продукт.
Так, первая наша мышка, закрыв глаза, бредет по чудесному миру, в котором (как она считает) ей стоило родиться. Пытается понять его законы, ищет там приключений, гармонии, синхронизации. Додумывает то, что сделает ее пребывание в нем комфортнее, логичнее и интереснее.
Вторая мышка прибавляет и убавляет события, переживает их заново, меняет состав персонажей, сливает истории в одну, ищет причины и следствия поступков героев.
Третья говорит с персонажем, влезает в его шкуру, требует от него ответы на вопросы, сочиняет ему биографию.
С каждым разом, с каждой операцией, с каждой мыслью идея все больше и больше отражает впечатленного подопытного, изменяется и становится самобытной. Длиться это может бесконечно долго и протекать по-разному, доходя до рыданий в ночи, кружений по кухне и отключения от всех земных проблем.
В этом месте неплохо стимулировать свои чувства всем, что лежит рядом - углублять впечатление, рефлексировать и релаксировать. Тут помогает музыка, размышления в темноте, прогулки в одиночестве, просмотр материалов по предмету вдохновения.
У всех нас рецепты разные.

Руст: Редакция объявляет набор приемов по углублению впечатления!
Автор: Пишите по адресу: Книга фанфиков, Кинулю до востребования.
Руст: Так что? Уже можно садиться и творить?
Автор: А вот и не! Мы только подготовили почву.

Переработка
Прежде чем топать дальше, твердо запомним одно правило:
- переживание - процесс. Так вот, к моменту исполнения работы он должен быть закончен.
К чему бы вы ни приступали - рассказ, музыкальная композиция, картина маслом - эмоции, предшествующие ей, должны быть пережиты и переосмыслены до конца. Вот вам пример из книги по культуроведению:
Одна театральная деятельница, актриса из романа, внезапно оказывается брошенной. Кидает ее, естественно, любимый человек, да еще накануне премьеры. Отправляясь в театр, она утешает себя тем, что играет точно такую же брошенную девушку. Героиня полагает, что сегодня ее игра будет гениальной. Ведь она прекрасно понимает своего персонажа!
Играла актриса хуже некуда.
То есть, чтобы напоить читателя вином своей страсти, его нужно для начала выдержать до полной готовности. Сырым мясом читателя кормить тоже не следует.
Дальнейшая деятельность, направленная на идею, уже осмысленна. Наши чувства сделали все, что смогли, автоматически. Теперь пора закатывать рукава и включать логику.

Работа с идеей

Руст крутит в руках идею: И что же мне с тобой делать?
Автор крутит в руках Руста: И правда, что мне с тобой делать?

Кажется мне или пришло время осмысленных шагов и настоящих советов? Теперь, когда воспаленное подсознание сделало за нас половину работы, важно не ударить в грязь лицом и доточить идею.
Можно, конечно, перетерпеть, подождать, пока страдания по фандому/идее/персонажу пройдут, нервишки успокоятся, актуальность не будет такой уж актуальной. Тогда и трястись не стоит, что до планки не дотянешь и таки скажут тебе: "Эй! Дежавю!"
Но безумно чешется мозг и все время кажется, что голова вот-вот лопнет... а кто знает, вдруг она и в самом деле лопнет? Нет уж! Лучше постараться, скрипнуть извилиной, тем более, что теперь у нас есть пара козырей в рукаве. И первый из них - полная уверенность в том, что все, от мала до велика, делают именно так.
Не все из них, правда, об этом знают.

Неизвестный/известный автор: Я придумал это сам! Из своей головы!
Руст, скептически: Для этого тебе понадобилось бы расти в пустыне, без книг и людей... тогда бы да-а-а-а, целиком и совершенно САМ. Без чьей-либо помощи!
Автор: Ну вот, уже и Руст начал что-то понимать.
Руст: Ты не забывай, я и обидеться могу!

Уже на пятьдесят процентов наш драгоценный позаимствованный элемент пережит нами. А значит, перекрашен и в какой-то мере отражает внутренний мир автора. Но переосмысление - это осознанный процесс, в котором мы делаем первоисточник еще более актуальным для себя. Если хотите, это та отвертка, которой мы вворачиваем свою психику в бытие. Для полной синхронизации нашу отвертку надо подточить. Сделать ее грани еще более точными и волнующими лично для вашего шурупа-подсознания.
Это и вытворяется нами во время переработки-переосмысления сюжета. Это и есть секрет Всемирного Заимствования.
Люди воруют друг у друга сюжеты не от скуки. А для того, чтобы в собственной лаборатории сознания вывести новый лекарственный препарат, более индивидуальный и личностно направленный.
Так вот из четырех панацей изготавливаются сказки с сильным эффектом... и это же, кстати, та причина, по которой то, что доводит до экстаза одних, другим кажется первосортной дрянью.
Но, чтобы сотворить из первоосновы именно новое, непохожее, необходимое, нам понадобятся инструменты и знания. Мы говорили о них в предыдущих главах. Итак, дамы и господа, закатаем рукава, берем скальпель, механизмы фантазии и...

***Общие механизмы***
1. Расчленение
Он же - анализ. Постарайтесь понять, чем так привлек первоисточник. Да не убоимся же заглянуть как можно глубже! При этом идею можно потрошить, разглядывать ее отдельные составляющие, оценивая каждую в отдельности. Прямо тут на операционном столе, формируем кучки деталей по степени приятности, логичности, актуальности.
2. Вычитание
Теперь расслабляемся и выкидываем нахрен то, что не нравится. Проще некуда, правда? Вероятно, сознание наше уже сделало это за нас еще на этапе переживания. Пора понять, почему оно это сделало. Занятие полезное - это как с собой заново знакомиться.

Руст: Сэкс?! Кров?! Насилиэ?!
Автор: Буэно!
Руст: Ах, вот ты какой?!
Автор: Буэно, в смысле - БУЭ!
Руст: Ни капли толерантности в тебе!!!
Автор: Да что ты пристал-то?!

3. Сложение
Теперь добавляем к нашему расчлененному салату из мира, идеи и персонажа специй... из других миров, идей и персонажей. Все, что творится на столе, должно быть выверено, как в дорогом блюде, и одобрено лично вами! Иначе на кой чорт вы вообще взялись готовить это блюдо из лука, если на дух не переносите лук?!
4. Умножение
Также неплохо просчитать дозировку из элементов. Кажется мало крови? Лейте кровь! Любви недостаточно? У вас ее целые закрома! Когда нужно остановиться - решать вам и вашему личному писательскому опыту.

Руст: Все это очень хорошо, конечно, но уж больно абстрактно! Ты может, забыл, но подобные статьи читают гуманитарии, а не математики.
Автор: До конца дослушай! (с)

Откуда же берутся лишние детали, грим и костюмы для сюжета? Вот он стоит перед нами раздетый, уже пережил пластическую операцию, чуть вытянут аппаратом Елизарова, подстрижен или наряжен в парик. Работы еще - уйма. И добежать до магазина ткань подобрать, и фасон смастрячить, и сшить, и аксессуары подобрать. И это только с платьем.
Я уже не говорю про обувь, макияж и манеру волосы зачесывать.

Руст: Тут только одной беготни по "магазинам" нашей памяти сколько! Конечности можно стереть до самой талии!
Автор: Да! Поэтому важно знать, где эти самые магазины находятся... ну, или где их лучше всего искать:

***свой личный опыт***
Зная, как на свете бывает, как судьбы складываются и как, допустим, отреагирует папа, если на него в полночь ведро ледяной воды вылить...
Личный опыт, собственные ассоциации и переживания - это, пожалуй, главное. С них все начиналось и ими кончится. Все сюжеты, как бы фантастично это ни звучало, были подсмотрены из жизни. Это потом уже действия перенесли в тридесятое царство, а главными героями стали животные.
Но что, если я, допустим, мал, по странам не езжу, сверстников не люблю.

Руст: Чо, правда не любишь?!
Автор: Повторяю: ДОПУСТИМ.

Тут совет один! Больше слушать. Очень полезно в этом плане попадать на профессиональные отдыхалки. Жаря шашлык на природе да под гитару в компании медиков, вы не только приятно проведете время, но и такой дряни наслушаетесь, что на десять серий "Хауса" хватит.

***Чужие книжки***
И тут голос из первого ряда озвучивает злободневный вопрос: "Что делать, если не удается задержаться на одном явлении?"
Так это же потрясающе! Если впечатление от одного сюжета/мира/персонажа непостоянно и перекрывается другими произведениями, то с этим можно только поздравить. Потому что при таком раскладе сюжеты смешиваются в голове, как краски на палитре. Знаете, как художники говорят? "Больше грязи - больше связи!"
В нашем случае - чем больше разноименных впечатлений, тем меньше шансов создать клон. Другое дело - как правильно смешать наши цвета...
Совет один - читать-смотреть-слушать.
Для того, чтобы написать самобытный рассказ или роман, не нужно ограничиваться книжными впечатлениями - цепляйте из искусства все. Мелодии, арт, архитектуру! Атмосферу фильмов, ходы режиссеров, структуру мышечной ткани из девиантных работ! Понравился голос солиста? Почему бы не представить, как персонаж разговаривает точно таким же? Любимый актер? Пусть играет в вашем фильме! Это поможет добавить объема характеру и еще плюс сто тыщщ граней!

***на примере других писателей***
Как говорил наш восхитительный Леонардо - ежели хочешь научиться достойно рисовать, пиши с натуры и копируй известных художников.

Руст: Так и говорил?
Автор: Ну... что-то типа того.
Руст: И как это тут применимо?

Если в изобразительном искусстве мы вполне можем сделать репродукцию и вывесить ее на стену (и радоваться), то переписывать "Войну и мир", согласитесь, бессмысленно. Так что речь ни в коем случае не о копировании текста. Но вот копирование приемов - дело полезное. При прочтении классики обратите внимание на усиленные образы, задайтесь вопросами:
1. Похоже ли это на что-либо?
2. Что автор сделал, чтобы увести читателя от первоисточника?
Анализируйте чужие работы - это позволит запастись целым набором хирургических инструментов для преображения идей и фабул. Некоторые мы рассмотрим на примерах.

Руст: Ну наконец-то что-то конкретное!
Автор: Для этого нам понадобятся рыжие подопытные кролики.
Руст: (вырезано)!

Но для начала подойдем ближе к замечательному приему, совмещающему в себе и эффект преображения, и блеск новизны, и гору сюрпризов. Мы будем учиться рвать паттерн.
Об этом - в следующей серии.

______________________________________________
За актуальный и своевременный вопрос выражаю благодарность и признательность Lady Note!




ComForm">
avatar

Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?



Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус