Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Я не хочу быть плагиатором!
[ Добавить запись ]
← Я не хочу быть плагиатором! Переосмысление. Часть 2 →
Автор: Kinuli
|
Фандом: Статьи Жанр: Джен Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Рви паттерн!
Почему так важна эта тема?
Почему мы вообще к ней обращаемся? В ранних главах был освещен вопрос перетекания архетипа в шаблон. Одно дело, когда мы работаем с мировым сюжетом - тут все понятно. Паттернов надо избегать всеми способами, но если мы работаем с заведомо чужой идеей, то что же? В такой ситуации порча картона нам тоже пригодится. И с точки зрения внесения новизны, и при толкании истории подальше от первоисточника. Но для этого нужно потренироваться... да блин, о чем я! Ведь даже тренинг существует, чтобы выработать у себя рефлекс! Руст, вынимая блокнот: Так-так! Автор: Сначала теория! Руст, разочарованно: Да ну бли-ин! Помнится, в академической столовой, когда мы со Светкой перемалывали корм с примесями глутамата и битого стекла, она посмотрела на меня своими круглыми глазами и спросила: "Ты вот знаешь, что такое паттерн?" А откуда мне - маленькому лаборашке - знать, что такое паттерн?! Английское слово, означающее "узор", как подсказывает мне Пара_Дигма. Но и этого я не знал! Поэтому и особо усердствовать, чтобы сделать глупую рожу, не требовалось - она получилась сама собой. Итак, мы-то с вами уже сами понимаем, что такое паттерн, где встречается и с чем его едят. И, главное КТО ест. Согласитесь, не сдалась нам такая диета. Так вот, оказывается, рвать шаблоны можно натренироваться и даже стать в этом деле мастером. Руст, пойди сюда! Автор: Итак, я предлагаю тебе задачу, а ты пытаешься найти совершенно нестандартное решение. Понятно? Руст: Пока понятно. Автор: Тебе нужно перебраться через лавовую реку на крышке от кастрюли. Руст: Чо? Ну вот и у меня была примерно такая же реакция. Вообще, фраза "рви паттерн" означает, что ты можешь делать совершенно все, что душе заблагорассудится. И секрет тут вот в чем: Когда мы слышим слова, то ориентируемся на уже созданные паттерном матрицы. То есть идем по накатанным опытом путями. Очень часто это мешает нам видеть более удобные и короткие дорожки. Таким образом, лавовая река для нас - действительно поток лавы. А вдруг это поток любви? А вдруг это нарисованная река? А вдруг это крышка от кастрюли Гаргантюа? На ней что угодно переплыть можно! Я уже не говорю про то, что река может быть размером с... перешагни, да и все! Руст: Давай пример! Автор: Мери Сью! Итак, мы имеем зазнавшуюся девчушку с горой умений, знаний и фанатов! Сделаем же ее интереснее! 1. Внешность Классическая Сью, бесспорно, красива! Это не мешает нам сделать лицо асимметричным (ах, какими прекрасными бывают такие лица!), добавить шрамов, нанесенных пьяной рукой акушера. Глаза пусть будут обычного цвета, но с соматической мутацией - цветным пятном, видимым только при ближнем рассмотрении. 2. Супер-способности Конечно, она умна и сильна. Прямо как Руст! Руст, краснея: Спасибо... Но какими жертвами досталась ей эта сила? А что если ей пришлось расплатиться конечностями за магические способности? Или маленьким отделом мозга, отвечающим за страх? Так и получается противоречие - бесстрашная и всемогущая, но ни то ни другое не идет ей на пользу. У нее нет чувства самосохранения, она может погибнуть от любой глупости. 3. Мерзкий характер Всякий мерзкий характер можно сделать приятным для читателя. Для это достаточно пары пустяков - пусть она сама страдает по этому поводу, и пусть она борется с собой. Положим, наша Мэри мучается от психического расстройства. Она хочет спасать людей и страны, но при этом не может с ними общаться - ее гложет одиночество и ей приходится прилагать усилия, чтобы держать себя в руках с союзниками. 4. Одежда Наша Мэри не обошлась без бронелифчика. А чо? Отличный аксессуар, плюс он ей действительно нужен. Так если очередной сочувствующий полезет к ней в напарники, она покажет наманикюренным ногтем себе на грудь и скажет: "Ты идиот? Угол рельефа видишь? Если будут стрелять, тебя убьет рикошетом!" И гордо пойдет рисковать самостоятельно. 5. Поклонники Вот они все лезут к ней, а она нос воротит. Ничего менять не будем. У нашей Мэри боязнь прикосновений! Так что естественно, она будет чураться молодых людей и всяческих прочих особей! Детская травма, все дела. Руст: И чего же они к ней лезут? Автор: А она в детстве в чан с феромонами упала... И что мы получаем? Да, это уже мало похоже на классическую Мэри. Зато больше похоже на самобытный персонаж При работе с миром фэнтези, допустим, неплохо добавить вместо эльфов какие-нибудь новые противоречивые расы. На своем опыте знаю, что хорошо продуманная раса воспринимается очень хорошо! Так со всем - от мироздания вашего мира до обрядов местных жрецов. Чем больше выбивающихся деталей, тем новее выглядит сюжет. Единственное - каждый такой ход должен быть обоснованным, если ваша работа не оформлена в стиле "логика сна". Но чтобы делать ходы неожиданными, вернемся к нашему тренингу. Ставя себя мысленно в безвыходные ситуации, находите невозможные выходы - этим способом пользуются и ученые во время мозгового штурма, так что... как говорится - проверено временем и опытными специалистами! Руст: Отлично. А дальше-то что? Автор: Самое время рассмотреть ошибки, ляпы и проблему узнаваемости. Мы впечатлились идеей, пережили и переосмыслили ее, вылили на бумагу и тут... - Эй, это чего за ерундовина тут у тебя?! Вот об этом мы и поговорим дальше! ________________________________________________________ Спасибо Дигме за еще одно значение слова паттерн! Спасибо Хамору за информацию о женских бронежилетах Промахи и борьба с ними
Пережили. Написали. Успокоились. А не рано ли? Я держу в своих дрожащих лапках труд целого месяца, над которым страдал, думал, подгонял персонажей и события. Вроде все выверено, все точно, самобытно, ни на что не похоже. Возгордившись своими стараниями, толкаю "нетленку" на ближайший ресурс. Руст, читая выложенный "шедевр": М-м-м... где-то я это уже видел! Ты, часом, не пересмотрел "Аватара"? Автор, негодуя и беснуясь: (вырезано)! Ты, малолетняя пигалица, (вырезано) что-то бы еще понимал! "Аватар"! Да не смотрел я твоего "Аватара"! Ага! Бывает, что даже не смотрел, а похоже. Бывает, что смотрел/читал, но не думал, а все равно похоже! Бывает, что смотрел/читал/думал, но уводил, как мог, но и это не спасло ситуацию! Как так происходит и что же с этим делать?! Вот вам несколько причин и методов борьбы: Недобор Это как раз тот случай, когда мы с вами дружно берем идею, но не дотягиваем ее до статуса "самостоятельная". То есть перекроить-то перекроили, а форма все равно та же остается. И может быть, не хватает всего-то одной детали или какая-то деталь лишняя затесалась - убери мы ее и полностью меняется атмосфера повествования. Недобор также может быть причиной некачественного переосмысления идеи/мира/персонажа. Вот, опять же, на примере аватара. Уже не кэмероновского, а моего... ну вот тот, который в комментах на вас лыбится. Рисовался он, как иллюстрация к рассказу моей подруги - так уж зацепил меня Барахольщик, что образ его сразу появился перед глазами и полился на бумагу... вернее, на пластиковую панель, но это уже мелочи. Во время рисования мелькала мысль, что-де а не возникнут ли ассоциации с охотником на вампиров Ди? Его передать и двумя штрихами не составит труда - достаточно нарисовать широкополую шляпу, скрывающую хмурые глазки и пушистые волосы. Ну, думаю, и что? Барахольщик на моем холсте широко улыбается - Ди так не умеет, а волосы у него не каштановые, а самые что ни на есть блондинистые. Я уже не говорю о том, что характер у него по сказке ни к каким Ди не подводит. Оказалось, что не казалось. Улыбки и альбиносности недостаточно, чтобы перекрыть форму шляпы и длину волос. Как это следует исправить? Заменить каноническую шляпу на что-нибудь менее широкополое, а волосы слегка подкромсать (так он будет ближе к оригиналу в сказке). И все дела! Перебор Перебор возникает в тех местах, где в погоне за рваными шаблонами мы рвем их на субатомы. Казалось бы - чем мельче, тем оно лучшее! Ан нет! Порой доходит до алогизмов и конкретного маразма. Мне вспоминается одна ранняя и не очень известная версия истории "Беовульф", где политкорректные американцы на территорию легенды второго века до н.э. ввели персонажа афроамериканца в монокле. Еще у него была подзорная труба и слуга... кажется, врать уж не буду. Сказка - она, конечно, сказка. Но мой детский разум был свергнут событиями фильма. Помнится, негр там был не самым диким элементом. Зато есть что вспомнить. Правда... и на серьезное произведение уже не тянет, увы. Так вот, в таких случаях нужно помнить - разрывая паттерны, можно случайно укатиться в треш. Хороший жанр, не спорю, но только тогда когда он предполагался заранее, а не вышел из-под пера без ведома писавшего. Как бороться: спросите у тех, кому доверяете. Не зря на свете есть бэта-ридеры (пользуясь случаем, кланяюсь своим) Неосведомленность Ну или вот такой сценарий. Выкладываем мы наш шедевр, и нам тут же говорят, что идея полностью скоммунизжена у... тут следует незнакомое имя и незнакомое название. Что поделать, если пишут сейчас больше, чем есть возможность прочесть! Но обезопасить себя надо и с этой стороны. Помним две вещи: 1. Читайте классику! В особенности классику своего жанра - так вы подстрахуетесь от слизывания известных на весь мир идей, а заодно почерпнете нового для своей детальной переработки. 2. Будьте просто к этому готовы! И ни в коем случае не расстраивайтесь! Идеи витают в облаках - прямо над нашими головами. Порой неизбежно приходится пользоваться чем-то, что уже есть у других. От этого не страдают - этим наслаждаются! Ведь идея - это всего лишь маленькая часть произведения, покрытая слоем языка, характеров, морали, фабулы: только если свести все это воедино, идея начинает играть. И если она отлично играет, кто вспомнит, что какой-то графоман уже писал об этом? Так что же делать? Читать и тренироваться! Читать и тренироваться! Подсознательное заимствование Очень часто, показывая новую работу, приходилось слышать и такое: Руст: Вот не зря же ты фанат таких-то таких-то писателей! Узнаю стиль/мир/героев. Автор: Ну зашибись, блин! (тут обиженный смайл, автор плачет) Да! Я обожаю этих писателей (имен не называю) и их романы! Но когда я ваял свой расчудесный рассказ, то ни разу не думал ни о чем таком! Оно само так вышло! Вот потом и носишься по потолку, воя дурным голосом, проклиная все, редя на голове волосы. Автор: Это же натуральнейший плагиат! И - о ужас! - на любимого своего писателя! Ах, он мне этого не простит! Руст, наблюдая: Дак о чем ты думал-то, когда писал?! Забавно то, что ни о чем. Ну же! Зал, с кем это бывало, поднимите руку! Утешьте, скажите, что я не один такой! Как же бороться против своего собственного сознания, которое иногда так лихо обманывает нас в жизненно важных вопросах? Боюсь, что не скажу вам ничего нового. Подходим к друзьям и родственникам, протягиваем рукопись и спрашиваем серьезным голосом: "Ничего знакомого в тексте не видишь?" Остальное зависит от их начитанности и вашей способности переносить плохие вести... На худой конец, можно и самому попробовать обойти сознание бочком, крепко подумать над работой и попытаться выявить - а не плагиат ли это? Не помню, чтобы у меня это получалось после написания работы... так что успеха не гарантирую! Для закрепления всех описанных явлений и событий предлагаю перейти в следующую главу и закрепить знания на практике. Чужой и своей.
Станьте первым рецензентом!
|