Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики

"Следы неведомых зверей", или как придумать свою фэнтезийную или фантастическую расу.

Автор: София | Источник
Фандом: Статьи
Жанр:
Юмор


Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
Ввиду большого перерыва в написании статей, вы, наверное, подумали, что у Софьюшки иссякли идеи. Отчасти это было так – ибо отсутствовали заказы. Но вот Софьюшке дали новый заказ, и она воспряла, точно феникс из пепла, и, подобно уже другой птичке – а именно, дятлу клавиатуры, – кинулась писать свеженькую статью. Ныне представляю её на ваш суд.
Тема сей статьи весьма и весьма своеобразна и, скорей всего, будет интересна лишь авторам фантастики и фэнтези. Первым, наверное, даже больше, т.к. примеров из фантастических рассказов я приведу достаточно. Ну, и из фантастических игр тоже. Ибо тема – «создание собственных видов». Нет, стойте, куда же вы, я не собираюсь рассказывать вам про биологические методы, селекцию и естественный отбор! Я всё-таки скромный литератор, пусть и с пятёрочкой по биологии. Поэтому всего лишь расскажу вам, как правильно продумать свою новенькую фэнтезийную или фантастическую расу, причём так, чтобы она не выглядела взятой совсем уж с потолка.
Итак, как я люблю говорить, приступим!

На правах вступления.

Для начала, будем смотреть на фэнтези, т.к., в отличие от фантастики, тут всё же имеется стандартный набор рас (хотя, возможно, я просто не знакома с достаточным количеством фантастики). Откуда вообще взялись стандартные фэнтези-расы? Да-да, я про столь любимых, привычных всем орков, эльфов, гномов и им подобных созданий. А взялись они… ну, вообще-то, по-хорошему, из мифов (эльфы, например, из ирландских сказаний, если мне память не изменяет), но широко известны эти типажи стали благодаря трилогии «Властелин Колец», а также приквелу к этой серии «Хоббит, или туда и обратно» и «Сильмариллиону». А если по-русски совсем уж, то благодаря творчеству Джона Рональда Руэла Толкиена. После него уже многие писатели фэнтези подхватили эту тенденцию, и сейчас очень редкое фэнтези отличается наличием только человеческой расы. Потом к ним примешались взятые из тех же мифов божества, духи, ангелы, демоны… В общем, полный языческий пантеон (кстати, я знаю, что это не по теме статьи, но свои собственные языческие религии придумывать весьма и весьма занятно – по пути сама так в это поверишь, что хоть сторонников собирай).
Кроме того, в последнее время популярны стали драконы. Да что там, по-моему, они везде. Причём они могут быть разными – от мудрых божественных драконов Востока до лишённых даже зачатков мозга чудовищ, вписанных в повествование для того, чтобы рыцарю было из чьей черепушки пить вино во время пиров в его замке. Тут я скромно промолчу в тряпочку, ибо драконов люблю, и томлюсь ожиданием в преддверии выхода эпичной компьютерной игры о наследнике драконов («Skyrim», если кто не знает). Но вот писать книги о таком не советую, всё же сюжет компьютерной игрушки и сюжет книги – немного разные вещи.
В общем, наш конструктор фэнтези состоит из следующих деталек-рас: ангелы, демоны (соответственно, светлые и тёмные божества), эльфы, гномы, иногда орки. Ну и люди – самая, как правило, хорошо проработанная из всех рас, ибо своё ближе и понятнее. И это активно используется авторами фэнтези. Так как же сделать так, чтобы впихнуть в этот самый конструктор свою новенькую детальку, да так, чтоб подошла и не отваливалась? А это рассмотрим поподробней далее. Советы для авторов фантастики, если что, будут во второй половине статьи.

Пара слов о плагиате.

Для начала, я хочу пояснить, что я подразумеваю под «новыми фэнтезийными расами». А подразумеваю я, пардон за тавтологию, расу, действительно выдуманную вами. И поймите, дорогие мои начинающие авторы: если вы назвали эльфов «альвэ-анр’денай», это совсем не значит, что они разом превратились в авторскую расу.
То же и к оркам: хоть кем вы назовите своих выползших из-под земли жутких, уродливых, проклятых созданий, но от этого они не перестанут быть всё теми же орками, а низкий подземный народец из-за названия «дворфен» из гномов ни в кого не превратится. Существуют определённые сложившиеся типажи рас, и, если уж ваша собственная раса заимствует больше половины типажей от уже существующей – не кажется ли вам, что это неплохой повод задуматься? В конце концов, людей интересует не название расы, а её культура, представления о ней, сложившиеся в ином фэнтези-мире. И, если вы просто обозвали расу по-другому и слегка подкорректировали внешность – злобные читатели и критики всё равно узнают отфотошопленных гномов, эльфов и иже с ними. Так что, если у вас нет оригинальных – действительно своих или же позаимствованных из мифов, откуда они ранее заимствованы не были – идей, то лучше оставьте расе её оригинальное, так сказать, название. Вот переписать её историю – легко! Но переписывать тоже надо с умом. Итак, сначала о корректировке истории и типажах.

Фэнтези-типажи и как от них избавиться.

Итак, эльфы все – небесно-красивые создания. Это факт, воспетый Толкиеном. И у читателей сложился тот же типаж – эльфы обладают неземной красотой, а орки уродливы. Гномы маленького роста, у ангелов есть белоснежные крылья и неземное сияние, у демонов – рога и хвост. И, если вы напишете, что эльфы – уродливые создания с горбами, а гномы – пятиметровые громилы, сомневаюсь, что это оценят, поскольку в погоне за оригинальностью утрачивается суть.
Конечно, как я уже сказала, никто не мешает переписывать историю народа. У Толкиена эльфы – возвышенные существа, у Сапковского – либо городские нищие, либо прячущиеся по лесам террористы. Прямо противоположные типажи, верно? Но почему-то ни те, ни те (у меня лично) не вызывают отторжения. Наверное, потому, что всё логически обоснованно. Тема эльфов как угнетённого народа мне видится закономерным продолжением слов во «Властелине Колец»: «Эпоха эльфов близится к концу, и настаёт время людей». Простите за неточную цитату (да что там, я даже не помню, принадлежали эти слова Элронду, Галадриэли или Айровэн), но суть такова. Поэтому вам достаточно логично вписать в эльфийскую историю вашего личного мирка о падении эльфов под ударами людской/ещё чьей-нибудь империи, и всё обосновано.
Но иногда бывает, что в голове крутятся совсем не те типажи. Вот тогда и возникает ситуация, когда в сюжет нужно впихнуть что-то своё – ибо ни одна из имеющихся рас под описание не подходит, а запихивать её в эти рамки – в корне ломать сложившийся стереотип. Конечно, если вы уверенны в себе – удачи вам, но лучше всё-таки не настолько рисковать. Как показывает практика, люди экспериментов не любит.
Итак, берём пилу, запчасти тел, повязываем фартучек с оборочками и начинаем увлечённо лепить по пунктикам свою собственную расу.

Откуда взять идеи, если плагиатить нельзя?

Нет, это не самый страшный вопрос студентов, пишущих курсовую со сломанным инетом. Хотя и он тоже. Помните, чуть выше я писала про Толкиена? Среднестатистический писатель фэнтези, конечно, совсем не Толкиен, но, думаю, вполне может перенять у него частичку опыта. А именно – откуда дорогой Профессор позаимствовал свои расы? Всё из тех же грамотно переработанных мифов. Так что вас смущает? Знаете, некоторые мифы – неисчерпаемая кладезь идей, я вам как студент, сдававший мифологию древних славян, говорю (один из немногих интересных предметов был на первом курсе). Вот у вас есть государство. Фэнтезийное. На его территории должны обитать некие новые расы. Какие? Тут в первую очередь стоит подумать, какое государство (или хотя бы какой материк) вы брали за основу, создавая свой мирок. Если у вас суровый север – то к вашим услугам вся скандинавская мифология со своим пантеоном, если островное государство на Востоке с цветущими по углам сакурами – читаем мифы древней Японии. И тихо фигеем от того, что, оказывается, на севере не только бородатые гномы и грудастые валькирии, а в Японии – не только девочка из «Звонка».
Дриады, наяды, феи… Нет, не феечки Винкс, а мифические лесные феи. Сирены, русалки, гарпии, великаны, тролли и огры… Они все к вашим услугам и готовы сыграть роль массовки, а то и главных героев, в вашем произведении. И не надо тут радостно писать пародию на «Шрэка».
В общем, думаю, вы поняли суть. Теперь перейдём непосредственно к созданию новой расы.

Внешность.

Если вы читали мои предыдущие статьи, вы, наверное, удивлены, что я начала с этого пункта. Однако в случае с новой расой стоит изначально придумать – чем она будет отличаться от уже существующих? Тут можно брать почти любые признаки и сочетать между собой – в разумных пределах, не противоречащих хотя бы одной-единственной вещи. Анатомии.
Кстати, об анатомии. Если вы создаёте расу, способную выращивать снаружи себя экзоскелет, как у некоторых жуков, смиритесь – под костным панцирем они будут мягонькими и нежными. Буквально. Настолько мягонькими, что неосторожным тычком пальца им можно будет нанести смертельное ранение. Иначе бы им попросту не понадобился экзоскелет, для красоты эту штуку никто выращивать не будет. Если у вашей новой расы есть крылья (например, в экзотическом количестве, штук шесть-восемь приветствуется), то будьте добры хотя бы держать в голове, каким макаром они летают. В общем, не теряйтесь, господа, пусть это и фэнтези, каплю реализма никто не отменял. Хоть на него и не надо опираться столь же сильно, как и в фантастике.
Нужно учитывать, что некоторые признаки придают персонажу новой расы характерные особенности других. Так уж водится, что рога и хвост связывают с демонами, а следовательно, с агрессией, так же как и чрезмерно высокий рост. Ноги, как у животного (вспомним сатиров) заставляют людей воспринимать эту существо как зверя или, на худой конец, варвара. Заострённые уши придают «бесовщинку» облику, также как раскосые лукавые глаза. Чем больше в облике «человечности», тем более цивилизованной, как ни странно, воспринимается раса. Звериная осанка тоже почёта не сделает.
Довольно популярно, оглядываясь на языческих божеств, лепить на человеческие тела головы животных – тигров, волков, медведей… Тут советую посмотреть, что символизирует определённое животное, посмотреть на его повадки, так сказать, в реальности, и запомнить/записать в блокнотик. Это нам понадобится потом. Когда будем придумывать культуру новой фэнтези-расы.
Вот о ней и будет наш следующий раздел.

Культура.

Может, это станет для некоторых откровением (после некоторых-то современных фэнтези-книг, где государства и расы только названиями и отличаются), но у каждой расы есть своя культура. И она почти наверняка будет отличаться от привычно-человеческой – иначе это не другая раса, а лишь стилизованная поделка на тему.
Тут можно поиграться как раз-таки с придумыванием местных божеств, обычаев, традиций. В этом случае нам опять придётся читать, и читать много. Но уже не мифы, а учебники или статьи по истории. Желательно посвящённые верованиям и обычаям взятого за основу при создании расы народа. Стоп, я об этом ещё не сказала? Блин. Ударьте, кто-нибудь, по голове, чтобы начала в кои-то веки следовать планам своих статей. Итак, взяв какую-то расу, не пытайтесь создать её культуру совсем уж с нуля. Что-то вам всё же придётся брать за основу – хотя бы как точку отправления для своей фантазии. Иначе будет, как говорил наш ректор: «Нет, вы, конечно, можете написать про приключения ходящей по потолку губки с клыками, но сомневаюсь, что это найдёт свою аудиторию».
Лёгкий путь, как я уже сказала – взять за основу существующую и/или существовавшую когда-то народность. Ладно, про Древний Египет знают все. А как насчёт государства Урарту, или Элама? Различных племён Междуречья, Индии, Африки? В конце концов, варварски-фэнтезийную культуру сочинить легко – благо примеров, которые можно откопать, лишь порывшись в специализированных книгах, очень много. А уж если читать пополам с мифологией, так вообще настоящий клад.
При придумывании своих, нигде ранее не существовавших традиций, проверьте всё-таки ещё пару раз, являются ли они логичными. Например, ваша неведомая народность ни с того ни с сего считает красный цветом траура? Объясните, почему. Например, напишите, что это цвет крови, и, в понимании этих созданий, смерть заключена в крови. Вот тут ,кстати, мелькает очередная проблема, над которой стоит поработать.

Иной уровень восприятия.

Если представитель иной расы – главный герой произведения, то будьте готовы писать от лица чего-то чуждого и не всегда понятного читателям. Например, у вашей расы нормальны убийства новорождённых детей, если те родились слабыми (здравствуй, Спарта). В остальном мире это вызывает недоумение, отвращение, что угодно, кроме понимания. Но фишка в том, что у вас, как у автора, пишущего от лица героя, этого чувства возникать в принципе не должно.
Нет, Софьюшка не агитирует вас писать от лица маньяков или становиться такими в реальности. Просто я считаю, что, не понимая героя, никогда не раскроешь его полностью. Впрочем, если главный герой – обычный человек/эльф/гном, а с иной расой сталкивается лишь по ходу сюжета, и повествование не ведётся от лица кого-то из её представителей – напротив, не стоит раскрывать эту культуру без определённых условий. Например, представитель этой расы рассказывает об их обычаях главному герою. Он не должен их объяснять с логической точки зрения – для него это единственно возможный взгляд на жизнь, воспитанный многовековым опытом. Это как, например, отличия в восприятии у индейца, выросшего в лесах, и у жителя, скажем, Берлина. Думаю, чем отличается в этом случае восприятие, объяснять не надо. Всецело надеюсь на то, что вы поняли, что я хотела сказать.
И, наконец, предпредпоследний пункт моей статьи.

Вырабатываем свои стереотипы.

Запомните – это для читателя введенная в повествование раса новая и неведомая. А для вас, авторов, и для ваших героев, живущих в этом мире, раса привычна и абсолютно нормальна. Ну, если, конечно, они действительно живут бок о бок, и ваша свежеиспечённая раса не живёт в изоляции, не выползая со своей территории. Но, так или иначе, об этой расе в мире, скорей всего, известно. Если неизвестно – всё равно на всякий случай ознакомьтесь с этим пунктом.
Итак, у людей в нашем мире есть замечательные стереотипы: русские все пьют, французы отличные любовники, украинцы поголовно лопают сало. Естественно, это не правда и не относится ко всем и сразу, но некие национальные черты у вашей расы должны прослеживаться. Кем их считают представители других рас? Глупыми дикарями, не способными ни на что? Опасными противниками, так как у них самые сильные в мире маги? Представителями божественной мудрости, сошедшими с неба? Желательно, чтобы отношение у разных рас было разным. Всё прямо как в нашем мире, видите?
Сюда же отнесу то, что ваша раса не возникла из воздуха. У неё должна быть история. Пусть и не подробная в десяти томах, но хоть что-то о былых веках вы должны держать у себя в голове. А если раса возникает из ниоткуда, никогда ни с кем не контактировала, не воевала и т.п., то создастся впечатление, что она в этом мире явно пришита белыми нитками.
В общем, не боимся экспериментировать. Смело наделяем расу чертами любой реально существовавшей народности (главное, чтоб между собой эти черты не конфликтовали), внешностью, историей. Главное – самим верить в то, что такое теоретически – пусть даже в фэнтези – возможно.

О фантастике бедной замолвите слово.

А вот при создании фантастической инопланетной расы дела обстоят гораздо хуже. К справочнику по истории и книгам по мифологии теперь добавляется ещё и парочка книг по биологии, астрономии и географии. Для начала – не советую вам прикручивать обитаемые планеты к неким именным, уже открытым звёздам – смиритесь. Часть из них попросту не имеет возможности, поддерживать жизнь в своей системе, т.к. греет слишком слабо (и даже ближайшие планеты замерзают), или слишком сильно.
И здесь в основах придётся копать гораздо глубже. Например, у меня в одном рассказе (не выложенном на фикбуке) фигурировала раса астийцев: высокие, минимум два метра, с серовато-синей кожей и строением ног как у пантеры, со светящимися глазами и блеклыми цветами волос. И уже из их описания выросло описание их планеты – крутится вокруг постепенно холодной звезды, из-за чего самая жаркая температура на планете приближается к -10 градусам. Из-за промерзания почвы (и, как следствие, отсутствия высоких растений из-за невозможности глубоко пустить корни, и невозможности на них скрыться от опасности) предки астийцев – местные животные – вынуждены были спасаться от хищников исключительно за счёт скорости или отпугивания их своими размерами (отсюда рост и строение ног). Из-за того, что у них светящиеся глаза, я сделала звезду холодной и дающей мало света – а иначе нет никакого смысла в их светящихся глазах, они ведь не пытались бы разглядеть что-то в темноте. Пример понятен? В фантастике лучше иметь биологическое обоснование того, каким образом ваша раса дошла до нынешнего состояния.
И, кстати, под влиянием фансервиса появилась в фантастике такая вещь, как однополые инопланетные расы (азари из Mass Effect). Т.е. они выглядят (абсолютно все) либо как мужчины, либо как женщины. Нет, конечно, гиногенез и андрогенез никто не отменял, но, всё же, вы хоть почитайте, что называется этими страшными словами, прежде чем вклеивать такую расу в произведение. Вообще, фантастика требует большей проработки деталей, чем фэнтези. Тут уже не объяснишь абсолютно всё словами «это магия!».
Представьте, такой расе тоже нужно размножаться. Хоть как-то. И тут вам придётся долго читать на тему. Да-да, Софьюшка мерзкая, Софьюшка не любит необоснованную фантастику. А на самом деле, мучительно хочет, чтобы все поняли её страдания, когда она изучала, есть ли теоретическая возможность андрогенеза у гуманоидных существ. Но это уже детали.
Вроде бы всё, что нужно, я сказала.

Послесловие.

К сожалению, статья получилась маленькой, но я смею надеяться, что всё же помогла – пусть и немного. И, о птичках: вы там творите? А то что-то розовый слон мой куда-то запропастился, не иначе как по гостям ходит…
В общем – творите! Успехов вам!



Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?

статьи, София
Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус