Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
"Где я?!", или как написать грамотное фэнтези про попаданцев.
Автор: София
|
Фандом: Статьи Жанр: Юмор, Джен Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
Здравствуйте! По традиции, я, так же известная как дятел клавиатуры,
которому к тому же не так давно свалилась на голову книга, приветствую
вас в своей очередной статье. Как обычно, предупреждаю всех читателей,
что статья далеко не профессиональная, написана исключительно в форме
своеобразной шпаргалочки: некоторым её советам можно следовать, а на
некоторые счастливо забить. Не претендую на объективность – благо имею
только своё мнение, чужие, к сожалению, разбежались верхом на тараканах
из моей головы.
Один из читателей моих статей попросил меня написать статью о том, как описать типичных «попаданцев». Как сделать так, чтобы не создавалось ощущения, что они в этом мире лишние, и при этом не скатиться в Мери-Сьюизм? И как вообще добиться ощущения, что они действительно попали в другой мир? Об этом и будет моя статья. Итак, приступим! Где чаще всего водятся попаданцы. Как бы это ни было прискорбно, но сейчас, открыв профиль почти любого начинающего автора, можно увидеть фанфик с названием типа: «Я в мире аниме», «Как я попала в мир аниме», «Я в [вставить название фэндома]? Ну, всем хана!», и прочие извращения на тему. Я понимаю, что это – самый простой сюжет: вот героиня (чаще всего списанная с автора) оказалась в любимом аниме, спасла любимого персонажа автора от проблем или даже от неминуемой смерти, а затем вышла за него замуж, попутно став самой сильной в этом мире. Обычно на девяносто девять процентов таких фанфиков можно налепить ярлычок «Мери-Сью». Впрочем, не стоит думать, что попаданцы бывают только, так сказать, фэндомные. Иногда случается такое, что автор отправляет обычную девушку из нашего мира в придуманный им фэнтезийный мирок, а далее уже по привычному шаблону: «Ты избранная, тебе надо мир спасать, бла-бла-бла». Чаще всего попаданцы, попав в иной мир, преображаются. У них стремительно возникают некие магические способности, они заведомо умеют сражаться каким-нибудь видом оружия, а если уж их впихивают в мир компьютерной игрушки, то они сто пудов появятся на месте главного героя или героини, а не мимо пробегавшего мальчика (девочки). Читала только один фанфик, где этот стереотип поломали – и до сих пор от него в кайфе, честно. Итак, что следует сделать с попавшей в другой мир героиней (буду всё-таки разбирать на примере героини, так как это встречается чаще), чтобы она не мутировала в Мери-Сью? Чего не следует делать при «переносе» персонажа из мира в мир. Во-первых, если уж вы решились сменить героине тело, то будьте оригинальны. Господи, да всем уже оскомину набили эти «невероятно прекрасные, воздушные, точно парящие в воздухе с грацией лани» эльфийки, дриады и прочая ерунда. Почему бы героине не проснуться в теле обычной крестьянской девицы (нос картошкой, веснушки и немытые волосы прилагаются), или вообще живущей под землёй гномки? Поверьте, это будет гораздо более оригинально, чем перенос её в некую «идеальную» в понимании автора форму – мы всё-таки стараемся избежать Мери-Сьюизма. Если же ваша героиня по замыслу должна быть эльфийкой, то будем оригинальны! А верней, помянем добрым словом всех, кто в своих произведениях пишет об эльфах как о вымирающей и угнетённой расе, и отправим главную героиню шлюхой в бордель, прислугой к какой-нибудь капризной леди (ни в коем случае не к надменному аристократу, ведь тогда он, по закону жанра, в неё влюбится!), или партизанкой-террористкой в зелёные леса. Поверьте, это будет гораздо оригинальнее, чем сделать её некой «Избранной». Вот, кстати, «избранность» мы и рассмотрим подробнее в следующем пункте, так же как и возникающие, что называется, из воздуха навыки. «Ты пришла, чтобы спасти наш мир!» (с) Увы, эту фразу чаще всего слышат попаданцы в свои первые двенадцать часов в новом мире. Чаще всего слышат они эту фразу от безумного пророка или доброго волшебника, который радостно (и совершенно бесплатно!) предоставляет героине немного местных денег, которые скопил со своей пенсии, местную одежду и знание Всеобщего языка вкупе с владением клинком. В общем, награждает её СНСМ (Нет, это не то, о чём вы подумали, а всего лишь «Стандартный Набор Спасителя Мира», также известен, как «Комплект Избранного»). Скорей всего, навеян этот стандартный набор теми самыми ролевыми компьютерными играми, в которых главный герой начинает именно в таком положении – с самой жуткой экипировкой, с плохим оружием, зачаточными навыками и дохлой вошью в кошельке. Но мы отвлеклись. Итак, что же плохого в подобном повороте событий? Во-первых, как я уже писала выше – банальность. Да-да, хотите вы того или нет, но это жутко банально. Про это уже написаны сотни, тысячи произведений. Если вы уверенны, впрочем, что после этого сюжет будет развиваться оригинально – что ж, пишите так. Однако почему бы хоть раз не выкинуть героиню в иной мир неподготовленной? Почему бы ей не броситься в бой с рыцарями, а пытаться уйти прочь вместе с бегущими прочь от войны, бросив свои дома, селянами? Вы считаете, что этот сюжет не интересен? О, поверьте, при желании его можно повернуть гораздо более круто, чем проторённую дорожку со спасением мира. Во-вторых, не знаю, хотите вы это признавать или нет, но ваша героиня… всем безразлична. Да-да, её не должны на выходе из портала в иной мир ждать с цветами, оркестром и так далее. И уж тем более на неё не должны обращать внимания совершенно посторонние люди. Смиритесь и поймите – в этом мире она чужая, эдакая заплатка на дырке мироздания. Представьте такую ситуацию: в фэнтези-мире грядёт война со злобными чудовищами, лезущими из-под земли (это я разбираю на примере отнюдь не самой реалистичной игры «Dragon Age», а не какого-нибудь более грубого «Ведьмака», заметьте, так что это далеко не «суровая правда жизни»). Люди в ужасе хватают свои пожитки и пытаются сбежать, в то время как орда чудовищ наступает им на пятки. Как думаете, будет людям (каким бы то ни было!) в такой ситуации дело до чужой девицы, которую они видят впервые в жизни? Будь она хоть сто раз в странной одежде, её примут за иностранку или что-то в этом роде, приехавшую откуда-нибудь издалека, где такая одежда, может быть, уже в ходу. Многие авторы, понимая это, перестраховываются и награждают героиню крайне приметной внешностью – волосами вырвиглазного цвета, разноцветными глазами, необычными татуировками на лице или ещё чем-то, что непременно должно привлечь внимание толпы. Так вот – не надо. Выделяться за счёт внешности – удел Мери-Сью. Почему не стоит сходу выдавать героине доспехи и меч? Потому что сейчас я вас очень сильно разочарую, но доспехи нужно уметь носить. Это не просто защитные пластинки, а ещё и несколько кило лишнего веса. Увы, любители лёгкой брони начинают изворачиваться и говорят, что броня из кожи действительно лёгкая. Тут я отвлекусь и процитирую Википедию: «Кираса из кожи весила более 4 кг, а полный доспех — 15 кг». Не правда ли, сама лёгкость? Повесьте у себя на плечах три пятикилограммовых гантели и попробуйте в таком положении размахивать железной палкой, которая весит минимум два килограмма, и окованной железом деревяшкой, весящей четыре-пять кило. Это я ещё взяла самый минимум. А любителей луков спешу огорчить – чтобы натянуть тетиву, нужно не меньше силы, чем для того, чтобы поднять меч. Я знаю. Пробовала. И то это был лук на шутливом соревновании по стрельбе среди жильцов нашего отеля – то есть, далеко не боевой. А ещё всем почему-то кажется, что если хватило сил натянуть тетиву, то всё – стрела точно попадёт в цель. Снова огорчу, но без должного умения скорей всего выйдет совсем иной результат – стрела просто грохнется под ноги незадачливому стрелку, который неаккуратно спустил тетиву, неправильно держал стрелу и тому подобное. А теперь я добралась до самого сладенького. До магии, которой перестраховщики частенько награждают попаданцев. Ещё бы – в этом случае не придётся объяснять, как героиня научилась носить тяжёлые доспехи и фехтовать. Ей это не надо – она ведь может стоять в одном платье посреди поля боя и не пораниться, её будут защищать некие магические щиты! А теперь отвлечёмся и подумаем. Магия – это сосредоточение воли, умение воплотить в жизнь мысленный образ. Иными словами, превратить мысль в действие. Грубо говоря, нужна феноменальная вера в то, что всё получится – и при этом феноменальный самоконтроль. Как вы думаете, почему в сказках маги изначально чаще всего были старыми, бородатыми дедушками наподобие Гэндальфа? Потому, что у них уходили годы на то, чтобы достичь вершин мастерства, годы упорного обучения и тренировок. Это для играющего в компьютерные игры человека метнуть файербол – значит нажать одну кнопочку на клавиатуре или мышке, а вот для мага хотя бы отдалённо реалистичного (мы же всё-таки стараемся писать про более-менее реалистическое фэнтези, так?) это напряжение воли. И напряжение порой неимоверное. Физически нельзя за пять минут научиться так напрягать волю, особенно если учесть, что потом героиня будет ныть и ужасаться. Вот, кстати, про нытьё, испуг и прочие вещи. Вы всерьёз думаете, что героиня, поныв для приличия минуту-две, радостно воскликнет: «Ура, я в другом мире!» и пойдёт по нему гулять? Ни страха (искреннего, а не показушного «Ах, дайте мне валерьянки!»), ни мысли, что это сон, она не испытает, а вот так начнёт радостно бросаться на всё подряд, как на экскурсии? Сейчас я не хочу обидеть авторов, пишущих про героинь в мире любимого аниме (да-да, я вернулась к фэндомным попаданцам), но чаще всего такие работы выглядят так, словно героиня попала в огромный тематический парк, где вместо героев аниме бегают очень похожие на них косплееры. Косплееры для приличия говорят: «У-у, меня зовут вот так-то, я персонаж из аниме!», а потом начинают вести себя так, словно весь сюжет аниме нафиг забыт, а всё происходящее – просто постановочная съёмка. Очень редко в таких работах герои искренне сохраняют свой характер, а происходящее – серьёзность. Такое встречается, я не говорю, что таковы абсолютно все работы, но тем не менее. Возникает ощущение, что все персонажи просто решили устроить героине-попаданцу экскурсию по её любимому миру. Вот честно – не удивилась бы, если бы в конце какой-нибудь из таких работ написали бы речь со стороны родителей героини, в духе: «А мы тебя разыграли, с Первым Апреля! Мы просто построили съёмочный павильон и наняли артистов, а потом перетащили тебя сюда, пока ты спала. Но ты же довольна, доченька?». Конечно, розыгрыш это дорогостоящий, но тем не менее остаётся именно ощущение розыгрыша. Наверное, поэтому по более тяжёлым аниме и играм (по типу, например, игры «Ведьмак 2: Убийцы Королей») почти что не пишут работ с попаданцами. Слишком высок риск скатиться в ту самую экскурсию по миру. Не нужно думать, что скитаться по декорациям в виде любимой вселенной – удел лишь фэндомных попаданцев. В оригинальных мирах девочки часто мечтают стать волшебницами – и попадают внезапно в магический мир, где это возможно, мечтают с бластером стрелять по инопланетянам – и просыпаются на борту корабля какого-нибудь местного космического флота. Как правило, суть произведений проста: героиня (или герой) в своём обыденном мире не счастлив(а), но, оказавшись в ином мире, разом понимает свою близость с этим прекрасным миром и осознаёт, что ему место здесь. Знаете, вот честно – у меня никогда не было желания вписать свою историю в действительно любимое аниме. Да, я писала про героинь, не присутствующих в каноне, как это делают все, но всё-таки постарайтесь взять на вооружение установку: ни один из ваших героев – это не вы. И даже если вы пишете про девушку-попаданца – это не вы. К тому же, аниме и книги бывают разные. Некоторые оставляют простор для фантазии («Гарри Поттер» с Хогвартсом и его тысячами учеников, D.Gray-Man с его Чёрным Орденом из сотен Искателей и экзорцистов), а некоторые являются камерными историями, где вписать персонажа в основную ткань чисто технически очень трудно, если не хочешь эту самую ткань повредить («Сага о Гуине», «Кровь +»). Так вот, совет вам, читатели: ни в коем случае не впихивайте своих попаданцев в камерные истории. Слишком высок риск того, что ваш персонаж будет просто не к месту. Ведь со всем замечательно разобрались и без неё – зачем тогда нужна новая героиня? Впрочем, справедливости ради замечу, что проведала раздел «Кровь +», и с большим удовольствием не нашла в нём ни одного фанфика с Мери-Сью, а ОЖП нашла всего четыре штуки, что не критично. И да – почему, если попаданец попал в любимый мир, то отчего он должен попадать в центр сюжета, который все итак знают – благо смотрели аниме? Зачем пристраивать его или её под бок к главным героям? У них и без этой новой личности всё вполне неплохо. Почему бы не взять просто вселенную, а сюжет – раз уж в его центре всё равно будет другой герой или другая героиня – придумать свой, параллельный сюжету аниме? В общем, думаю, вы поняли, что я пытаюсь сказать. Ещё пара слов о реализме. Запомните: если даже ваша героиня должна по ходу дела научиться хоть чему-то, то пытайтесь хоть примерно описать процесс обучения. И, главное – пусть в кои-то веки у её «учителя» будет хоть какая-то мотивация, кроме: «Всю жизнь мечтал учить чему-нибудь странную девушку, свалившуюся мне на голову с неба!». А если уж он по замыслу об этом мечтал, то не из-за избранности героини, а, возможно, ввиду того, что очень религиозен, и счёл свалившуюся с неба девушку какой-нибудь перерождённой богиней или чем-то типа местного ангела. В общем, не забываем о моей любимой логике, которая уже долгое время мной не упоминалась. Внешность героине лучше не менять, и навыки новые ей давать исключительно после действительно длительного обучения, а не «Вот прям сейчас». И сюжет с её участием строить оригинальный, а не завязанный исключительно на «И она влюбилась в героя аниме, книги или придуманного автором эльфийского принца». Вот, кстати, о прекрасных эльфийских принцах. Знаете, сейчас я нехило так подмочу себе репутацию, но процитирую вам реплики персонажей из одного слегка матерного комикса. Примерный диалог парня и девушки. «Девушка: Мне нужен парень, чтоб был ростом метр девяносто, блондин, с голубыми глазами, сильный, богатый, обязательно с виллой на берегу моря, не старше тридцати, чтоб за всё прощал и постоянно подарки дарил и цветы! Парень: А ты-то, шалава, на хрена ему нужна будешь?» Вот именно такие реплики мне хочется адресовать всем, кто пишет, что «Он полюбил её просто так, потому что она показалась ему той самой, единственной и неповторимой, которую он ждал всю свою жизнь». Не бывает так. Не бы-ва-ет. Отметьте в главной героине хоть какое-то положительное качество – то самое, что понравилось в ней «эльфийскому принцу» и действительно отличило её от сотен принцесс, которые могли бы стать его жёнами до этого. И ещё немного о логике вкупе с психологией. Простите, где хоть немного моральных терзаний по поводу «Я убила человека», даже если это был абсолютно левый разбойник? Я к тому, что героиня, смею надеяться, человек без психических отклонений, попав в иной мир, очень часто вынуждена сражаться, а, значит, и убивать. Нормально не испытывать по поводу убийства врага угрызений совести лишь для девицы, изначально воспитанной в этом мире. Но не для девушки, пришедшей из нашего мира. Будьте объективны: скорей всего, первое убийство (как минимум) вызовет у неё истерику, какого плохого человека она ни лишила бы жизни. Заключение. Надеюсь, вы уловили суть моих рассуждений, и постараетесь принять к сведению хотя бы часть сказанного выше. Правда-правда, я на это очень надеюсь. Может, вам и показалось что-то нелогичным. Если так – сообщите, никогда не поздно исправить статью. Удачи вам в творчестве!
Станьте первым рецензентом!
|