Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики

Что такое атмосфера?

Автор: София | Источник
Фандом: Статьи
Жанр:
Юмор, Джен,


Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
Здравствуйте, дорогие читатели! Не прошло и полгода, как я снова начала строчить статьи со скоростью бешенного дятла, решившего устроить себе гнездо в фонарном столбе. А что поделаешь, нужно же поторопиться, чтобы успеть и статьи заказанные написать, и к своим произведениям новые главы добавить.
Традиционно предупреждаю перед началом статьи, что моё мнение – это лишь одно из существующих, и я ни в коем разе не претендую на объективность. Возможно, с какими-то вещами, описанными в статье, вы не согласны. Если так – я готова выслушать любую позицию по данному вопросу, за исключением, пожалуй, позиции «Я поставлю минус и свалю». Это, дорогие мои, некрасиво и по-детски. А мы же с вами уже взрослые (ну, хотя бы относительно) люди, верно?
В этой статье речь пойдёт об атмосфере. Нет, не о той, что окружает планету Земля и так далее. А об атмосфере в литературном произведении. Фикрайтеры, а ну стоять, фанфик тоже к литературным произведениям относится! Да-да, теперь продолжим. Что же за зверь такой – атмосфера? И почему она важна?
Что ж, как я люблю говорить, приступим!

Что я подразумеваю под атмосферой.

Сразу говорю, что атмосфера в произведении – штука эфемерная. Есть она или нет, понять самому автору порой сложно – в этом плане всё-таки стоит слушать читателей. И, если читатели говорят, что написано плоско и не атмосферно – значит, очень высока вероятность, что так оно и есть.
Помнится, впервые увидев к одной из своих первых работ на беоне такой комментарий, я была искренне озадачена, и попыталась расспросить критика о том, что он имел в виду. К счастью, мне попался адекватный человек, который объяснил мне суть достаточно ясно.
Атмосфера в произведении – это то, какие ощущения вызывает текст у читателя, душа текста. Если у вас в произведении вызванные у читателей ощущения совпадают с самим смыслом текста – это отлично. Если нет – что ж, остаётся пожелать вам поработать над собой.
Тексты бывают разными. Сравните, к примеру, какой-нибудь короткий фэнтезийный рассказ пишущего едва ли не полностью на молодёжном сленге автора, с кучей современных словечек и всего такого, и текст, написанный со стилизацией под древнюю летопись. Именно со стилизацией! Полностью писать в стиле древней летописи категорически не рекомендуется, всякие там старославянские словечки с «ятями» добавлять тоже не стоит. А если уж добавляете (у меня в такой стилизации, кстати, пишется работа «Семь шагов к вечности»), то не забывайте перевести на современный русский язык. Думаю, людям, которые ищут в литературном произведении атмосферу, будет интересен всё же стилизованный текст.
Итак, из чего, в общем-то, складывается атмосфера?

Компоненты атмосферы для разных жанров.

Как я уже упоминала, в фэнтези и исторических жанрах можно использовать стилизацию – умеренную, разумеется. Старайтесь делать так, чтобы текст был написан ровным стилем, без скачков, и при этом его можно было понять с первого прочтения. Ключевое слово – с первого. Ни в коем разе не пытайтесь махнуть рукой и сказать «А, ладно, читатели сами разберутся!». Чрезмерно перегруженный стиль ни в каком жанре не приветствуется. Вот отрывок в качестве примера (простите за то, что примеры взяты из моих работ):

Никто не обращал внимания на сидящего на лавке у стены подростка, старшего брата Мэвы. Не так давно шестнадцать зим миновало с того дня, как он увидел этот свет, но до сего дня не доводилось ему своими глазами видеть смерть так близко. От того нынче горд за него был отец, Арнбьорн, что ни единой слезы не пролилось из пронзительно-синих глаз юноши. Иной бы, впервые увидав чужую погибель, страхом и слезами своими опозорил бы семью.
(«Семь шагов к вечности»)


Что делать с фантастикой? Тут можно слегка добавить в речь сухости, официальности, возможно, капельку терминологии (с пояснением для читателей, разумеется, так как без оного ваш текст не будет восприниматься в принципе). Главное – со всей этой официальностью не переборщить, если, конечно, вы не ведёте повествование от лица робота. Всё-таки даже в фантастике у героев есть полное право на эмоции. Пример:

- Итак, как прошёл эксперимент? – поинтересовался мистер Верингтон. Вопрос был обращён к Шейле – худенькой, бестелесной девочке, взятой в группу проекта исключительно ради проверки одной из важнейших характеристик моего творения.
- Ну… - девочка смущённо закашлялась. Миссис Вэйлон без следа сочувствия заявила:
- Мы спрашиваем не из праздного любопытства. Нам необходимы подробности.
(«Совершенный: Новая мессия»)


Как один из поджанров фантастики, можно разобрать постапокалиптику. Иными словами, произведения, повествующие о жизни людей после столь любимого в последнее время конца света. Тут могу порекомендовать лишь одно: вам нужно передать тоску по ушедшему, сожаление о том, что не вернёшь (конечно, это зависит от персонажа, некоторые персонажи предпочитают смотреть в будущее, но чаще встречаются именно такие мотивы). Что же более всего ассоциируется с тоской? Сами подумайте. У меня это – молчание, тишина. Вот вам отрывок текста, повествующего о постапокалипсисе. Отрывок достаточно длинный, но всё же:

- Что здесь происходит?! Куда мне идти?! – выкрикнул Эйрен и прислушался. Ответом ему было лишь подхваченное ветром эхо.
Не зная, чего от него ждут, юноша медленно побрёл по разбитой дороге. Всё те же возвышающиеся над дорогой высотные дома, те же опустевшие улицы. Этот город умер. У него не было своего ритма. Его сердце остановилось, и его время замерло. Всё застыло, точно на картине неведомого художника, любящего серые, безжизненные тона. Кругом всё было мертво: кафе с разбитыми стёклами и опрокинутыми столами, пустынные дома, супермаркет со сломанной вывеской и выломанными дверями. Ниоткуда не доносилось ни звука: здесь, в этом пугающем месте, правила бал тишина.
И в этой тишине слышны были лишь шаги и учащённое биение человеческого сердца. Казалось, на какие-то мгновения умер весь мир, а Эйрен остался единственным живым существом, способным хоть немного разогнать тишину.
(«Периметр-312»)


Итак, что же сделано для лучшей атмосферы? Использованы в описании приглушённые, серые тона. Сами подумайте – какая картина вызовет у вас отрицательные эмоции, тоску? У большинства людей солнечная, яркая картина с насыщенными красками вызывает приятные эмоции, а обесцвеченная – неясное ощущение грусти, тревоги. То есть, в основном атмосфера набивается за счёт описаний, «картинки», которую вы должны словами показать читателю. Именно поэтому позвольте обратиться ко всем начинающим авторам, выкладывающим «костяки» произведений из одних действий и диалогов, с минимумом описаний: при отсутствии описаний ваши работы так же не атмосферны, как при несоответствии лексики времени, о котором вы пишете.
Вот, кстати, про лексику. Конечно, я не говорю, что вы должны писать непременно без единого современного слова, всё-таки, чтобы ваша речь была понятна, говорить стоит на нормальном языке. Я к тому, что не стоит, к примеру, использовать в фэнтезийном рассказе слова по типу: «прикид», «тусовка», «классный», «клёвый» и иже с ними, если, конечно, это не стёб, где подобное простительно. Итого – если вы взяли какой-то стиль, выдерживайте его до конца, не прыгайте от стиля к стилю посреди повествования. Поверьте, читатели не одобрят.

Чем плохи не атмосферные тексты и почему лучше всё-таки следить за ощущениями, которые вызывает текст.

Конечно, я не собираюсь дрессировать всех начинающих авторов – вы сами решаете, как вы пишете. Но поверьте – текст, написанный с соответствующей случаю атмосферой, гораздо приятнее читать. Да и оценивается он гораздо выше, чем вымученный огрызок диалогов с действиями.
Впрочем, часть атмосферы можно передать и через диалоги: главное – следите за речью персонажей, чтобы она была у каждого из них индивидуальной, и притом не выходила за рамки общего стиля.
И, уже к завершению статьи (которая получилась крайне маленькой), позвольте сказать пару слов о такой вещи, как национальный колорит. Да-да, от того, в какой стране происходит действие, атмосфера тоже зависит. Не нужно писать про японских мальчиков, если они на проверку будут, как их российские собратья, бродить по улицам, подозрительно похожим на московские, пить водку и курить за гаражами. Не надо. Если вы не учитываете того, в какой стране и в какую эпоху происходит действие – пишите реализм про дворик за окном, пожалуйста. Как я когда-то говорила, нужно разбираться в том, о чём пишешь, а если не разбираешься, то нужно почитать книги по теме, но так или иначе восполнить пробелы в знаниях.
В общем, надеюсь, понятно выразилась.

Заключение.

Получилось крайне мало, и, возможно, сумбурно. Простите, но больше я ничем вам помочь не могу. Атмосфера в произведении – вещь интуитивная, и в основном о её наличии можно только догадываться.
Удачи вам, и надеюсь, что эта коротенькая статейка вам поможет! И ещё разок удачи вам!



ComForm">
avatar

Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?

статьи, София
Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус