Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Учебник стихосложения
[ Добавить запись ]
← Учебник стихосложения. Глава 2. Размер и слог. Часть 1 →Технически слог соблюсти несложно, но только вот почему-то почти все
поэты, особенно начинающие, этим пренебрегают, расставляя слоги и
ударения как попало, а потом тупо аргументируя это тем, что самое
главное — смысл. Повторяюсь: смысл, конечно, главенствует. Но если
вкусную шоколадку завернуть в газету «Советская Киргизия» 1967 года
выпуска, в которую прежде была завёрнута рыба третьей свежести, то
шоколадка теряет всяческую привлекательность. Точно так же и со стихами.
Несколько общих правил. А) Считайте стопы, сильные места, ударения, в конце концов, если вы не чувствуете правильности размера! Стихотворение должно быть подчинено какому-то внутреннему ритму, даже номинально безразмерное. Количество стоп в зарифмованных строках должно либо совпадать, либо соответствовать. Как определить соответствие, будет описано ниже. Б) Желательно не смешивать размеры, не умеючи. Может получиться бред! 2.1. Виды стихосложения. Первым на Руси типом стихосложения, преобладавшим в XVII-XVIII веках, было силлабическое стихосложение. То есть основным правилом его было равенство ударных слогов в стихотворных строках. Рифмы, в основном, использовались женские, после 5-7 стопы ставилась цезура. Такой тип стихосложения мирно отмер после появления понятия тонического стихосложения. Чистое тоническое стихосложение в русской литературе не получило распространения. В тоническом стихосложении ритмичность создаётся упорядоченностью расположения ударений в стихотворной строке. Это так называемый акцентный стих. Количество слогов тут неважно. И, наконец, мы приходим к типу стихосложения, который преобладает в русской поэзии и к которому нужно стремиться для того, чтобы стать более или менее неплохим поэтом — это силлабо-тонический тип. Все русские поэтические размеры построены именно на силлабо-тонике. Именно их мы теперь и рассмотрим. 2.2. Основные поэтические размеры. Итак, существует пять основных метров и целая куча вспомогательных. Основные — хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Рассмотрим каждый по отдельности, а потом будем разбираться, как их грамотно совместить или модифицировать. (P.S. Стопа — это собственно ударный слог плюс сопутствующие ему безударные, дальше часто будет встречаться). ВНИМАНИЕ! Есть, безусловно, более широкая классификация. Её обязательно нужно знать, чтобы понимать, как получаются размеры. Это позволит вам свободно придумывать собственные правильные размеры, не отклоняясь от канонов стихосложения. Правильные русские размеры можно поделить на: - однодольники (брахиколон); редчайшая и неудобная разновидность, каждый слог ударный; - двудольники (хорей и ямб): в них на каждые два слога приходится одно ударение; - трёхдольники (дактиль, амфибрахий, анапест); в них одно ударение приходится на каждые три слога; - четырёхдольники (хорей, ямб, пэон I, II, III, IV); одно ударение на каждые два (четыре) слога; - пятидольники; классический народный тип, одно ударение на каждые пять слогов; - шестидольники (включают как хорей и ямб, так и многие другие размеры); в русской поэзии малопотребимы, широко использовались в античном стихосложении; одно (или два) ударения на каждые шесть слогов. В русском стихосложении наиболее употребимы (в порядке убывания): четырёхдольники, трёхдольники, двудольники, шестидольники, пятидольники. Однодольники используются редко, чаще в качестве лингвистических упражнений. И вам не рекомендую, если вы не достигли пределов совершенства в стихосложении. Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.). Классический хорей: Листья падают в саду… В этот старый сад, бывало, Ранним утром я уйду И блуждаю, где попало. (И.Бунин) Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. У Бунина, расставив ударения, мы можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием. Вот ещё хорей (тоже из Бунина): Яблони и сизые дорожки, Изумрудно-яркая трава, На берёзах — серые серёжки И ветвей плакучих кружева. Тут пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее. То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений. В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко). Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей. Так бей, не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека — Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок) Это был пример 4-стопного ямба. Пиррихии не менее часто встречаются в ямбе, чем в хорее. Опять же, это связано с тем, что размер «короткий», двусложный. На примере Блока введу понятие анакрузы. Анакруза — это безударный слог в начале строки, перед первым ударным («так», «пусть», «ал» и «дро»). В хорее анакруза нулевая, в ямбе — односложная. Я обещал не перегружать терминологией, но немножечко всё же позволительно. Обратное анакрузе понятие — клаузула. Клаузула — это последний ударный слог и следующие за ним безударные, сколько бы их не было. Например, «венья», «ка», «менья». А вот пример смешанного ямба (1-3 строки — пятистопный ямб, 2-4 — двустопный): Над этим островом какие выси, Какой туман! И Апокалипсис был здесь написан, И Умер Пан. (Н.Гумилёв) Дактиль — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Но наиболее применителен и эффектен смешанный дактиль, например, первая строка — четырёхстопный, вторая — трёхстопный. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела; В два ряда свет — и таинственным трепетом Чудно горят зеркала. (А. Фет) Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп. Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма, В ней, бессистемной творятся безумные вещи. Мчится она то направо, то влево, то прямо, Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет. — пример пятистопного дактиля. А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами: В жёлтой гости'ной, из серого клё'на, с обивкою шё'лковой, Ваше Сия'тельство любит по вто'рникам томный журфи'кс В желтой венге'рке комичного цве'та, коричнево-бе'лковой, Вы предлага'ете тонкому о'бществу ирисный ке'кс, Нежно вдыха'я сигары эрцге'рцога абрис фиа'лковый. (И. Северянин) Амфибрахий — трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольная строфа с однодольной анакрузой: | | | . Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: Я долее слушать безумца не мог, Я поднял сверкающий меч, Певцу подарил я кровавый цветок В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв) Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным: Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом, Под этаким небом невольно художником станешь. Природа и люди здесь будто другие, как будто картины Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков) Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольник с двудольной анакрузой | | | . Наиболее распространён трёхстопный анапест. Мой любимый, мой князь, мой жених, Ты печален в цветистом лугу. Повиликой средь нив золотых Завилась я на том берегу. (А. Блок) Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный: Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевский остров Я приду умирать. (И. Бродский) Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную двусложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога. Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя… Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие. 2.3. Дополнительные поэтические размеры. Пэоны. Это так называемые четырёхсложные размеры, их четыре: пэон I, пэон II, пэон III и пэон IV. Получаются они просто. Берём двусложный размер (ямб или хорей) и выкидываем из него каждое второе ударение. Получается система пиррихиев. Так как они систематизированы, получается новый размер, где ударение может падать так: пэон I: 1, 5, 9 и т.д. слоги, пэон II: 2, 6, 10 и т.д. слоги, пэон III: 3, 7,11 и т.д. слоги, пэон IV: 4, 8, 12 и т.д. слоги. Просто приведу примеры. Пэон I. Спите полумёртвые увядшие цветы, Так и не узнавшие расцвета красоты, Близ путей заезженных взращённые творцом, Смятые невидевшим тяжёлым колесом. (К.Д. Бальмонт) Пэон II. Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймёшь, наверное, — Свистят они, как пули у виска, Мгновения, мгновения, мгновения. (Р. Рождественский) Пэон III. Входит Пушкин в лётном шлеме, в тонких пальцах — папироса. В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром. И нарезанные косо, как полтавская, колёса С выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жиром Оживляют скатерть снега, полустанки и развилки Обдавая содержимым опрокинутой бутылки. (И. Бродский) В данном примере пэон III тесно переплетается с обыкновенным хореем, что, впрочем, встречается довольно часто, потому что изначально пэон требует очень длинных, не менее чем четырёхсложных слов для построения правильной поэтической строки. А вот трёхстопный пэон III, он встречается у Александра Галича: Вьюга листья на крыльцо намела, Глупый ворон прилетел под окно И выкаркивает мне номера Телефонов, что умолкли давно. Пэон IV. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. (А. Пушкин) Пэон I и III не только допустимо, но даже и довольно интересно мешать с хореем, а пэон II и IV — с ямбом. Пентон (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Относится к слассу пятидольников. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Не шуми ты, рожь, Спелым колосом! Ты не пой, косарь, Про широку степь! (А.В. Кольцов) Четырехдольник в русской поэзии является самой употребительной из ритмических групп. Четырёхдольник несет главный метрический акцент на первой доле и побочный акцент на третьей доле Он имеет четыре видовые формы: Четырехдольник 1-й || Четырехдольник 2-й | Четырехдольник 3-й | Четырехдольник 4-й | Общепринятая теория стиха относит первый и третий виды к хореическим размерам, а второй и четвертый — к ямбическим. Стихотворений четырехдольного строя — неимоверное количество. Русские поэты выработали множество видовых и типовых моделей трехкратного, четырехкратного, пятикратного и шестикратного объема. Трехкратный четырехдольник первый различных форм (сюда входит и пятистопный хорей); контрольный ряд ||||: | Выхожу о|дин я на до|рогу; /\ /\ | | Сквозь туман крем|нистый путь бле|стит; /\ /\ /\ | | Ночь тиха. Пус|тыня внемлет | богу, /\ /\ | | И звезда с звез|дою гово|рит. /\ /\ /\ | (М. Лермонтов) Трехкратный четырехдольник второй (сюда входит и пятистопный ямб); контрольный ряд |||: Мы | молоды. У | нас чулки со |штопками. Нам | трудно. Это | молодость ви|ной. /\ /\ Но | пляшет за де|шевенькими | шторками Бес|платный воздух, | пахнущий вес|ной. /\ /\ (Р. Казакова) Трехкратный четырехдольник третий (сюда относятся и стихи типа «камаринской»); контрольный ряд | | |: Холод, | тело тайно | сковываю|щий, /\ Холод, | душу оча|ровываю|щий... /\ От лу|ны лучи про|тягивают|ся, /\ К сердцу | иглами при|трагивают|ся. /\ (В. Брюсов) Трехкратный четырехдольник четвертый, к которому относится и четырехстопный ямб всех моделей, со всевозможными клаузулами; контрольный ряд | | |: Ракеты | возникают | рыжие, /\ | /\ И голу|бые и о|ранжевые. | /\ Они цве|тут над всеми | крышами, /\ | /\ Меня, как в | детстве, заво|раживая. | /\ (Е. Евтушенко) Пятидольник. Потрясающие, весомые, сильные стихи можно создать, пользуясь таким исконно русским размером, как пятидольник. Истоки его — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера, сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части:|. Как и пэон, пятидольник имеет несколько (пять) видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы: Пятидольник 1-й ||| Пятидольник 2-й || Пятидольник 3-й || Пятидольник 4-й || Пятидольник 5-й || В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены в русском народном стихе. Вот пример трехкратного пятидольника третьего вида: Жаворо'ночек на прога'линке распева'ет. Он зовё'т весну, радость кра'сную вызыва'ет. (Н. Цыганов) Или: Как привя'жется, как приле'пится К уму-ра'зуму думка пра'здная, Мысль доку'шная в мозг твой вце'пится И клюёт его, неотвя'зная. (В. Бенедиктов) То же с двудольной паузой: Не слышны' в саду даже шо'рохи, Все здесь за'мерло до утра'. Если б зна'ли вы, как мне до'роги Подмоско'вные вечера'. (М. Матусовский) Четвертый вид встречается в нашей поэзии довольно часто. Дымится по'ле, рассвет беле'ет, В степи тума'нной кричат орлы'. И дико зво'нок их плач голо'дный Среди холо'дной плывущей мглы'. (И. Бунин) Четвертым же пятидольником написана «Песня о Соколе» М. Горького. Наиболее эффектен и необычайно красив, хотя и весьма редок пятидольник второй, в данном примере допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов в 6 и 7-ой строках): Безво'дные золоти'стые пересы'пчатые барха'ны Стремя'тся в полусожжё'нную неизве'данную страну', Где пра'вят в уедине'нии златоли'цые богдыха'ны, Вдыха'я тяжелоды'мную златоо'пийную волну'. Где в на'бережных фарфо'ровых импера'торские кана'лы Поблё'скивают, переплё'скивают кори'чневой чешуе'й, Где в бе'лых обсервато'риях и библио'теках опаха'лы Над ру'кописями ве'тхими, точно ве'тер берегово'й. (Г. Шенгели) Традиционная теория стиха игнорирует пятидольник как самостоятельную меру метрического стиха. Я считаю пятидольник самостоятельным своеобразным размером и рекомендую иной раз обращаться к нему, как к техническому средству выражения ваших мыслей. Шестидольник — самая сложная из ритмических групп. Шестидольник состоит из сочетания четырехдольника с двудольником; главный метрический акцент приходится на первую долю четырехдольной части, а побочный акцент — на первую долю двудольной части:||Имеет шесть видовых форм: Шестидольник 1-й ||| Шестидольник 2-й || Шестидольник 3-й || Шестидольник 4-й || Шестидольник 5-й | Шестидольник 6-й || Все эти формы образуют собой класс шестидольников. В русской поэзии наиболее разработаны первый, второй и четвертый виды. Пятый часто совмещается с первым. По традиционной теории стиха первый, третий и пятый шестидольники относятся к хореическим размерам, а второй, четвертый и шестой шестидольники к ямбическим. Шестидольник первый: О'блаком вол|нистым | | Пы'ль встает вда|ли; /\ | Ко'нный или | пеший — | | Не вида'ть в пы|ли! /\ | (А. Фет) Шестидольник второй, который обычно применяется в шестистопном ямбе: Люб|лю' твой слабый | све'т в не|бе'сной выши|не': Он | ду'мы пробуди'л, у|сну'вшие во | мне'. (А. Пушкин) Шестидольник третий: | Если б | су'мерками | | Звёзды | вы'бежали | | Пере|ми'гиваться | | У пру|да', /\ /\ /\ | | Мы фо|на'риками | | Элек|три'ческими | | Им под|све'чивали | | бы тог|да'. /\ /\ /\ | (А. Квятковский) Отсутствие в поэтической практике стихотворений в форме шестидольника третьего объясняется, видимо, сравнительно небольшим количеством в русском языке слов с четырехсложными окончаниями; поэтому так редко встречаются вообще стихи с четырехсложной рифмой или четырехсложной клаузулой. Шестидольник четвертый: Си|неет | па'луба — до|рога | ско'льзкая, Ка|чает | здо'рово на | кораб|ле', /\ /\ Но | юность | лё'гкая и | комсо|мо'льская И|дёт по | па'лубе как | по зем|ле'. /\ /\ (Б. Корнилов) Шестидольник пятый (трехкратный): На пи|рах ве|сёлых, В дерев|нях и | сёлах Прово|дили | дни'. /\ Я в ле|су си|де'ла Да в ок|но гля|де'ла На кус|ты и | пни'. /\ (И. Бунин) Шестидольник шестой: Обыкно|венный | де'нь, обыкно|венный | са'д. Но поче|му кру|го'м колоко|ла зве|ня'т? (Г. Иванов) Брахиколон — очень своеобразный экспериментальный размер-односложник, в котором все слоги ударные. Каждая строка брахиколона всегда состоит из одного односложного слова. Является скорее поэтическим упражнением, чем полноценным размером. Бей тех, чей смех, вей, рей сей снег! (Н. Асеев) К разряду брахиколонических стихов можно отнести начало стихотворения Н. Асеева «Собачий поезд», где перемежаются односложные и двусложные слова: Стынь, Стужа, Стынь, Стужа, Стынь, Стынь, Стынь... День — Ужас, День — Ужас, День, Динь, Динь. Следует отметить, что как элемент поэтической системы брахиколон появился в русской поэзии сравнительно недавно, у современных поэтов. Александрийский стих — это шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. Рифмовка парная. Надменный временщик, || и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец || и друг неблагодарный, Неистовый тиран || родной страны своей, Взнесённый в важный сан || пронырствами злодей! (К. Рылеев) Это, конечно, не самостоятельный размер, но зато получивший собственное название вид ямба. Название он получил ввиду чрезмерной распространённости в конце 18 — начале 19 века. Холиямб — пришедший из античности размер стиха, где последняя стопа шестистопного ямба заменена хореем. Вот силлабо-тоническая имитация холиямба: Богатства бог, чье имя Плутос, — зна'ть, сле'п он! Под кров певца ни разу не заше'л в го'сти. (Гиппонакт, пер. Вяч. Иванова) Холиямбическим можно назвать размер следующих стихов: В огромном городе моём — ночь. Из дома сонного иду — прочь. И люди думают: жена, дочь, — А я запомнила одно: ночь. (М. Цветаева) Одиннадцатисложник — одна из наиболее употребительных и устойчивых форм стиха в русской силлабической поэзии 17 и 18 вв. — строка из 11 слогов с паузной цезурой после пятого слога. Ритмическая структура является вариантом двойного шестидольника первого, с контрольным рядом ||||||. | Ой стоги, сто|ги, /\ || на лугу ши|роком, | | Вас не пере|честь, /\ || не окинуть | оком! | | Ой, стоги, сто|ги /\ || в зеленом бо|лоте, | | Стоя на ча|сах, /\ || что вы стере|жёте? | (А. Толстой) Четверостишие Толстого служит прекрасной метрической моделью для понимания ритмической структуры одиннадцатисложных русских виршевиков: это паузированный вариант двенадцатидольника, вернее сдвоенного шестидольника первого. Вот беспаузный двенадцатисложник: | Да благосло|вит тя || господь от Си|она | | на высоко|честнем || месте царя | фрона. | | Да благосло|вит же || венчанную | главу | | на премноги | лета || соблюдати | здраву. | А вот одиннадцатисложник Симеона Полоцкого с однодольной паузой в конце первого полустишия, ритм инверсирован: |По темной но|щи /\ || день светлый бы|вает, | | солнца луча|ми /\ || всю тьму истреб|ляет. | | Вся веселят|ся, /\ || егда осве|щенна| | солнцем быва|ют /\ || преукра|шенна. | Или у А. Кантемира: | Тщетную муд|рость /\ || мира вы ос|тавьте, | | Злы богобор|цы! /\ || обратив кор|мило, | | Корабль свой | к бре|гу /\ || истины на|правьте, | | Теченье вы|ше /\ || досель блудно | было. | | Что дал Гора|ций, /\ || занял у фран|цуза. | | О, коль собо|ю /\ || бедна моя | муза! | | Да верна; у|ма /\ || хоть пределы | узки, | | Что взял по-галь|ски — /\ || заплатил по-|русски. | Тринадцатисложник — общепринятое название самого популярного и устойчивого стихового размера в поэзии русских виршевиков 16-18 вв. Подавляющее большинство стихотворений силлабистов написано этим размером, который является исконной формой русского народного стиха, встречающейся и теперь в частушках. Метрическая модель тринадцатисложника имеет два варианта: при наличии мужской цезуры ||/\|||/\/\| и при трехсложной цезуре ||/\|||/\/\|. В первом полустишии 8 долей, из них 7 долей занимают 7 слогов и одну долю — однодольная цезурная пауза; во втором полустишии — тоже 8 долей, из них первые 6 долей занимают 6 слогов, а на две концевые доли приходится двудольная пауза. Стихи виршевиков нужно читать речитативом. | Уме недо|зрелый, плод /\ | недолгой на|уки! /\ /\ | | Покойся, не | понуждай /\ | к перу мои | руки: /\ /\ | | He писав, ле|тящи дни, /\ | века прово|дити /\ /\ | | Можно и сла|ву достать, /\ | хоть творцом не |слыти. /\ /\ | | Ведут к ней нетрудные /\ | в наш век пути | многи. /\ /\ | | На которых | смелые /\ | не запнутся | ноги. /\ /\ | (А. Кантемир) Перед нами классический пример 13-сложного силлабического стиха, в котором представлены и константные, и инверсированные строки, и цезура мужская (первые четыре стиха), и цезура «дактилическая» (два последних стиха). При сочинении своих стихов виршевики отсчитывали слоги по два на один удар. У Симеона Полоцкого стих тяжелее, чем у Кантемира, он допускал некоторые неправильности в строении стиха, например: женскую цезуру посредине стиха (вторая строка): | Чин купецкий | без греха /\ | едва может | быти, /\ /\ | | На многи бо | я злобы /\ | враг обыче | лстити. /\ /\ | Стихотворение Симеона Полоцкого «Клевета» заканчивается строками, ясными по мысли и по метрической конструкции четырехдольника с константным ритмом: | Паче нетер|пимую /\ | смерть себе из|брати, /\ /\ | | Неже осквер|ненную /\ | плоть свою пре|дати. /\ /\ | Белым тринадцатисложником написал Кантемир стихотворение «Екатерине Первой». Вот начало: | Тебе ж, само|держице, /\ | посвятить труд | новый /\ /\ | | И должность со|ветует /\ | и самое | дело. /\ /\ | | Извинят о|ни ж мою /\ | смелость пред то|бою. /\ /\ | «Выпрямленный» Тредиаковским тринадцатисложник с постоянным ритмом вошел в арсенал русских поэтов наравне с другими стиховыми размерами. Им пользовались многие поэты: | Раз в крещенский | вечерок /\ | девушки га|дали: /\ /\ | | За ворота | башмачок, /\ | сняв с ноги, бро|сали. /\ /\ | (В. Жуковский) | Дайте в руки | мне гармонь, /\ | золотые | планки. /\ /\ | | Парень девуш|ку домой /\ | провожал с гу|лянки. /\ /\ | (М. Исаковский) Таким образом, можно сказать, что тринадцатисложник, выйдя из недр народной поэзии, в течение двух веков служил нашим виршевикам верой и правдой, чтобы затем уже в реформированном виде работать в русской поэзии еще два столетия. Объективно говоря, никто уже не пишет одиннадцатисложниками и тринадцатисложниками, потому что поэзия совершенствуется, и силлабические стихотворения уходят в Лету. Не рекомендую и вам. Но знать, что такое старорусская поэзия, никому не вредно.
Станьте первым рецензентом!
|