Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Учебник стихосложения

Учебник стихосложения. Глава 3. Рифмовка. Часть 2

Автор: Тим Скоренко | Источник
Фандом: Статьи


Статус: в работе
Копирование: с указанием ссылки
  3.2. Восточные формы строф.

    Кроме рубаи, описанного выше, существует ещё несколько специфических восточных разновидностей строф.
    Газель (газелла) — вид моноримического лирического стихотворения в восточной поэзии. Состоит обычно из 5-12 бейтов (двустиший). Схема рифмовки: aa ba ca da….От газели получили развитие другие традиционные формы персидского стиха.

                Хмельная, опьяненная, луной озарена,
                В шелках полурасстёгнутых и с чашею вина.
                Лихой задор в глазах ее, тоска в изгибе губ,
                Хохочущая, шумная, пришла ко мне она.
                Пришла и села, милая, у ложа моего:
                «Ты спишь, о мой возлюбленный? Взгляни-ка: я пьяна!»
                Да будет век отвергнутым самой любовью тот,
                Кто этот кубок пенистый не осушит до дна. (Хафиз, перевод И.Сельвинского)

    В переднем бейте часто упоминается поэтическое имя (тахаллус) автора. Количество строк в газели всегда четное. Эта форма, как и другие формы восточной лирической поэзии, не привилась на русской почве и является лишь опытом поэтической стилизации.
    В другой трактовке газель представляется как трёхстишие, где два равных отрезка имеют одну рифму, затем вдвое больший отрезок имеет ту же рифму (трактовка Валерия Брюсова). В таком виде газель весьма похожа на рубаи.

                В моей песне ревнивый страх.
                Испугалась газель в горах.
                Два прыжка, разбег, а потом будто крылья на легких ногах.

    Разновидностью газели является тарджибанд, широко распространённый в восточной поэзии. Схемы рифмовки аа, ва, са…хх. Тарджибанд завершается связывающим бейтом с парной рифмой
    Касыда (кассида) — тоже разновидность газели, длинное моноримическое стихотворение, в котором рифмуются первые две строки, а дальше — через строку. По системе рифмовки касыда похожа на газель, но газель — короткое стихотворение. В трактовке Валерия Брюсова касыда имеет на всём протяжении одну рифму, но лично я с этим не согласен.
    Муссадас — стихотворная форма в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока, состоящая из 4-10 шестистишных строф и применяемая обычно в стихотворениях философского характера. Строфа делится на две неравные части в четыре и в два стиха; каждый стих делится цезурой на полустишия, причем первые полустишия имеют общую внутристрофную рифму, вторые же — заканчиваются редифом. В первой строфе — один и тот же редиф во всех шести стихах, в последующих строфах он стоит только в заключительном двустишии, обычно повторяющем последнее двустишие первой строфы (дословно или с некоторыми вариациями). Четверостишия же второй и следующих строф имеют свою внутреннюю рифму и свой редиф.

                Не думай о нашем страданьи, всему наступит конец.
                В груди удержи рыданья, слезам наступит конец,
                Придет пора увяданья, цветам наступит конец.
                В душе не храни ожиданья — душе наступит конец.
                Мне чашу подай, виночерпий, всему наступит конец.
                Нас сгложут могильные черви — всему наступит конец.
                    (Видади Молла, пер. К. Симонова)

    Сродни муссадасу такой тип, как мусамман. По сути, это тот же муссадас, но состоящий не из шестистиший, а из восьмистиший.
    Мухаммас — строфическая форма в поэзии Ближнего и Среднего Востока. В каждой строфе 5 стихов. Стихи первой строфы имеют общую рифму или общий редиф. Вторая и последующие строфы имеют свою рифму или редиф для всех строк, кроме конечной, которая обязательно завершается рифмой или редифом первой строфы (а иногда — повторяет последний стих первой строфы целиком).

                Сон видала: плыл рекою в клетке тесной молодец.
                С чудной речью соловьиной неизвестный молодец.
                Ах, откуда он, тот стройный, тот прелестный молодец?
                Чтобы сжечь меня, явился в поднебесной молодец.
                Захватил мою он душу, тот чудесный молодец!
                С плеч его бегрес спадает: кто он — бек или султан?
                Он отшельник иль безумец, или страстью обуян?
                Он волшебник ли, Юсуп ли, что покинул Ханаан?
                Все слова его как жемчуг — так и просятся в дастан.
                Даже пери не приснился б тот чудесный молодец.
                    (Молла Непес, пер. Н. Коровенко)

    В общем, экспериментируйте на здоровье!

    3.3. Ещё несколько слов о построении.

    У построения стиха есть несколько негласных правил, которые можно не соблюдать, но которыми нужно пользоваться в своих целях.
    Комбинируйте стихотворные формы! Опять же, вспоминаю «Евгения Онегина», где катрены разной рифмовки переплетаются с двустишиями. И так далее. Уникальные комбинации форм можно найти в произведениях Михаила Щербакова. Например:

            Предположим, герой, молодой человек, холостой кавалер
            Должен ехать в провинцию, дней эдак на десять, делать дела.
            Расставаясь с избранницей, он орошает слезой интерьер
            И, пожалуй, не врёт, говоря, что разлука ему не мила.
            Заклинает богами земли и морей
            Без него не подмигивать здесь никому,
            В сотый раз, напоследок, уже у дверей,
            Умоляет писать ему, что бы там ни было, в день по письму,
            Рисовать голубка на конверте и слать непременно скорей,
            И красавица тем же вполне от души отвечает ему.
            Обещает писать, ободряет кивком,
            Одаряет цветком, наконец, отпускает
                        и в десять минут забывает о нём.
            А герой, повелев ямщику не зевать,
            Через сутки пути прибывает на место, въезжает в гостиницу
            И принимается существовать.

    В этой уникальной строфе мы видим потрясающие переплетения как формы, так и размера. Схема стихотворной строфы такова: ababcdcdcdeeff. Но первые четыре строки — шестистопный анапест, следующие три — четырёхстопный, затем снова шестистопный в трёх строках, четырёхстопный, восьмистопный, четырёхстопный и десятистопный напоследок. Причём расстановка цезур тоже очень необычная.
    Ещё одним моментом, который следует упомянуть, говоря о построении стихотворения, является рефрен. В песне рефрен обыкновенно именуется припевом и призван хорошо запоминаться, особенно в произведениях, исполняемых нашей родной и любимой попсой. Но мы же поэты! Поэтому рефрен надо употреблять с чувством, толком и расстановкой.
    Рефрен, как правило, отличается от основного стихотворения чем-нибудь: размером, ритмом, рифмой, чем угодно. Но может и не отличаться. Рефрен может быть всегда одинаковым либо меняться — частично или полностью, от куплета к куплету. В случае если рефрен меняется со смысловой точки зрения, его необходимо отделять от остального стихотворения изменением ритма. Чаще всего меняется длина строки.
    В общем, рефрен — это элемент всё же песенный, в стихотворениях встречается редко. Но помните, если вы пишете песню, каким требованиям должен удовлетворять рефрен. Он должен быть характерен и закончен, то есть в нём должна выражаться законченная мысль, подытоживающая запев. Он не должен повторяться слишком часто (например, четырёхстрочный рефрен после каждого двустишия — это бред сивой кобылы). Ну и, конечно, его повторение должно быть оправдано. Потому что в большинстве современных песен припев — это просто набор слов, призванный повысить популярность песни.
    Отмечу здесь ещё один стиль стихосложения, часто применявшийся Владимиром Маяковским: так называемые эхо-рифмы. В таких стихотворениях с попарной рифмовкой aabbcc вторая строка состоит всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

      Где земля, и где закон, чтобы землю выдать к лету? —
                Нету!
      Что же дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов
                                      не бежишь? —
                Шиш! (В. Маяковский)

    По сути, это тоже трюковое стихосложение.
    Напоследок расскажу об одном из трюковых видов стихосложения: о моноримах. Все строки в монориме заканчиваются одной и той же рифмой:

                Огни — как нити золотых бус,
                Ночного листика во рту — вкус.
                Освободите от дневных уз,
                Друзья, поймите, что я вам — снюсь. (М. Цветаева)

    Как правило, монорим редко имеет художественное значение, это чаще всего именно стихотворный трюк.



ComForm">
avatar

Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?



Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус