Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Учебник стихосложения
[ Добавить запись ]
← Учебник стихосложения. Глава 5. Занимательное стихосложение →В этом разделе я использовал несколько замечательных
идей из книги «Занимательное стихосложение» Николая Шульговского (М.
1926). Не могу сказать, что Шульговский был гениальным поэтом. Но он был
великолепным учёным-литературоведом; его книги о стихосложении могут
послужить учебниками, которые помогут как начинающему поэту, так и
сложившемуся автору. Раздел «Занимательное стихосложение» посвящён
стихотворениям, которые не имеют высокой художественной ценности, но
зато представляют собой интереснейшие образчики поэтических развлечений.
Стихи загадочной формы. К таким стихотворениям относятся акростих, месостих, телестих и тавтограмма. Акростих (краестишие, краегранесие, краестрочие, началестрочие, иместишие) — это стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-нибудь слово или выражение. Если они образуют имя, то акростих называется номограммой. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах: то есть подобные поэтические экзерсисы являются посвящениями. Вот пример акростиха-номограммы, в котором зашифровано имя и фамилия девушки: А вам, божественная леди, Никто перечить не посмеет! Актёрствует весёлый ветер, Сбивая в гроздь воздушных змеев, Тревожит шумные вершины. Алеют флаги над скалою, Сурово щурятся мужчины, Искатели ковчега Ноя. Я — не искатель, я — алхимик, Глиссандо алчущий на струнах. О, как прекрасно Ваше имя, Рисуемое новой руной, Ещё никем не повторённой, Лишь мною брошенной на ветер И незаметно принесённой К ногам моей прекрасной леди. Естественно, содержание стихотворения должно соответствовать образу того, кому оно посвящено. Акростихи писать непросто. Но, с другой стороны, они имеют жёсткие ограничения по начальным буквам, которые несколько успокаивают полёт фантазии. Вот пример более простого акростиха, посвящённого поэзии: Пишу о чем-то вдохновенно, О Боже! снова в раж вошёл — Экстаз творения нетленный Зачем-то вновь меня нашёл. И что б там ни было вокруг, Я весь во власти дивных мук! (А. Бердников) Бывает акростих и пословным (Герману Лукомникову): Готическая Ересь: Розенкранц, Минхерц — Авторитет Немецкий Узок. Ликует Ум! Как Обухом, Миманс На Исповеди, Как Охотник В Уток!.. (Г.Седельников) Не увлекайтесь акростихами. Всего должно быть в меру. Месостих (мезостих) — это стихотворение, в котором буквы, образующие «загадочное» слово, располагаются не в начале, а выстроены посередине стихотворения. Оригинальной формой является так называемый стих-лабиринт, в котором буквы «шифра» образуют какую-нибудь фигуру, расположены по диагонали или ещё по какому-либо закону. Попробуем зашифровать, к примеру, слово «любовь»: Лишённые последнего приюта, Поющие величественно гимны, Параболой мы движемся на юг, но На юге холода, и иже с ними. Вершится Валтассаров скорый пир… …Осудит нас львиноголовый мир. По содержанию получается дурь дурью (потому как экспромт), но зато наискось читается слово «любовь». Оно составлено из 1-ой буквы 1-ой строки, 3-ей буквы 2-ой строки, далее 5, 7, 9, 11 буквы соответственно. В некоторых месостихах буквами считаются и пробелы. Кроме того, слова можно шифровать лесенкой, просто линией (например, 3-я буква каждой строки), и так далее. Кстати, разные источники по-разному трактуют понятие месостиха. Классический словарь Квятковского трактует месостих, как стихотворение, в котором буквы, образующие «загадочное слово», могут располагаться только вертикально, то есть оно образовано только вторыми, или третьими, или десятыми буквами каждой строки. Стихи же, написанные, как вышеприведённый, называются в такой трактовке именно стихами-лабиринтами. Пример более классического месостиха можно прочитать ниже («Алеет закат...») Телестих — это стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов. Произнося чудесный чистый звуК, Вишу на колокольне. ВысокО! Неоднократно сам звенеть хотеЛ, Разлиться песней сердца далекО, Но мой язык во власти чьих-то руК. Вздохнул бы я свободно и легкО, Когда бы сам, не по заказу, пеЛ. (И. Чудасов, «Колокол») Смешивая месостихи и акростихи, можно получить, к примеру, такую форму (сонет, кстати): Алеет Закат. КрасоТою пленён: Колор, ОтблеСк, линИи, тени. Рисую С сомнЕнием Вечное тленье: ОткрыТо ли зНанье Античных времён? СравнИтся лИ с жизНью моё рисованье? Такие ШтрихИ ль? А гАрмония есть? ИспачКаны хОлст в Чём попало и честь. ХандрА. На риСунке — Убожество. Дрянь я. ИспраВить нЕльзя Дурака — и опять Творю: Очень Надо. ЗАкатов штук пять РазмеТил и сНова иСтратил. Играю Всё… КсЕния, мОжешь, прости, Мне с дЕтскоЙ любоВью сплести мезостих, (ЕстесТвеннО, не о зАкате)? (И. Чудасов) Собственно, вариантов зашифровки различных слов и имён множество. Бывают стихи-лабиринты, в которых наискось как справа-налево-сверху-вниз, так и слева-направо-сверху вниз читается одна и та же фраза; зашифрованные слова выстраиваются лесенками, квадратами, треугольниками, звёздами в середине стихотворения, в общем, как угодно. Например, четырёхкратный акросонет Седельникова, посвящённый Марине Цветаевой: Медовым эхом,золочёным сноМ АгАтовая даль,без дна трАвА... РаспРавлено крыло напеРекоР... ИзвестИю о пагубностИ жизнИ! Невесты Неземные сНы и стоН — Ангар концА,поэмА без поэтА!.. Целующее блиЦ Церковных ниЦ, Воюющих дароВ Воздушный зоВ, ЕжеминутноЕ бровЕй броженьЕ!.. Течёт арТерии отвеТный свеТ — АртистА вызывает векА веткА: Ещё,Ещё,евангельское сЕрдцЕ, В Венке терновом, эру заяВиВ, Аорты от Христова РождествА!.. А бывают и шестикратные, и десятикратные! Ещё встречаются акростихи, где первыми словами, а не буквами каждой строки образуется какая-либо фраза. Своеобразной разновидностью акростиха является абецедарий (алфавитный стих). В нём первые буквы всех слов или строк последовательно составляют алфавит в обычном или обратном порядке. Азъ словом симь молюся Богу Боже вьсея твари и зиждителю Видимыимъ и невидимыимъ! Господа духа посъли живущаго Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово Еже будетъ на успехъ вьсемъ... (азбучная молитва, X в.) Абецедарий может быть как построчный (приведен выше), так и пословный: Архангельск. Бури Воют Глухи. Деревья Еле Живы. Зло Их Крутят Ледяные Мухи. На Окнах Пятна. Рассвело. Сердито Тучи Улетели. Февраль — Холодная Цена. Чердачные Шуршите Щели! Эскадра Южная Ясна. (А. Котов) Очень редко встречается обратный абецедарий, в котором первые буквы представляют собой алфавит не от А до Я, а наоборот, от Я до А: Я Ящерка Ютящейся Эпохи, Щемящий Шелест Чувственных Цикад, Хлопушка Фокусов Убогих, Тревожный Свист, Рывок Поверх Оград. Наитие, Минута Ликованья, Келейника Исповедальня. Земная Жизнь Ещё Дарит, Горя, Высокое Блаженство Алтаря. (Д.Авалиани) Более подробно о буквенных и слоговых акростихах, телестихах, месостихах, стихах-лабиринтах, построчных, пословных и обратных абецедариях можно прочитать в лекции №7 Т.Б.Бонч-Осмоловской по курсу комбинаторной поэзии «Последовательности. Буквенные последовательности: абецедарии и акростихи. Мезостихи и телестихи. Фонетические последовательности. Усложненные и множественные акростихи. Лабиринты», а также в статьях Ивана Чудасова «Акростих в русской поэзии конца XX века» и «Акростих в творчестве В.Хлебникова». Тавтограмма — это стихотворение, где все слова начинаются с одной и той же буквы. Например: Ленивых лет легко ласканье, Луга лиловые люблю, Ловлю левкоев ликованье, Легенды ломкие ловлю. Лучистый лён любовно лепит Лазурь ласкающих лесов. Люблю лукавых лилий лепет, Летящий ладан лепестков. (В. Смиренский) Российский поэт Иван Чудасов написал целый цикл тавтограмм почти на каждую букву алфавита, тем самым доказав, что это вполне возможно. Одной из самых монументальных тавтограмм считается грандиозная латинская поэма монаха-доминиканца Плацениуса «Pugna porcorum» («Битва свиней»), все слова в которой начинались на букву «p» (1530-й год). Тавтограммы также бывают концевые (все слова заканчиваются на одну букву) и начально-концевые (все слова и начинаются, и заканчиваются на одну букву). Вот пример начально-концевой тавтограммы: Мельчаем мельком, мудрствуем, мудрим. Моргаем мозгом, мыслим — мягким местом. Мычим мессиям, мимоходом — месим. Мстим мастерам, мешаем молодым. Манкируем миром, мытарствуем, мучим... Маразм маскируем молчаньем могучим. (Б.Гринберг) Ещё одним видом трюковой поэзии является липограмма — стихотворение, в котором начисто отсутствует один или несколько звуков (например, «Соловей» Г.Н. Державина написан без звука «р»). Наиболее сложным типом липограмм является гиперлипограмма или моновокализм — стихотворение, в котором употребляются только определённые гласные. Например, гипрерлипограмма «О»: Молодость — словно сон: Только вот рос, рос — Скоро срок похорон, Скоро погост, снос. Плохо, хоть волком вой. Но, поборов боль, Вновь той дорогой в свой Город, хоть он — ноль. Молодость – столько снов!: В космос!, в поход в ночь!, Бодрой тропой слонов Гордо точь-в-точь мочь!.. Долог сон? Скромно стон, Скорбно-больной вздох… Короток… Что потом? Только Господь Бог… (И. Чудасов) В другой разновидности гиперлипограммы (моноконсантизм) автор оставляет только одну согласную (Л). Алла, алло! Аллеи Алое лили еле. Лилии ли алели? Или алели ели? Оле ли еле-еле Лили елеи ало? Лиле ли? Лии? Леле? Алое лило Алле! (И. Чудасов) В конце концов, разные типы можно и смешивать. Вот, к примеру, тавтограммная гиперлипограмма: Сто сорок солнц. Сплошь соль со склонов. Ссох скос. СволОчь с соломой стог? Со сгонов скот сполз сворой сонной, Сполз скопом, сольно — сколько смог… Смолк сбор со стоголосой склокой, Сноровкой спорой, скоростной… Со стоном сдох совхоз стоокой Совой. Совковость — смог сплошной. Совхоз – с Содомом стойко сродство, Со смоквой. Соткой слободской (Собор со стойлом) — спорно сходство — Со скользкой сошкой, со скобой. (И. Чудасов) Потрясающим опытом комбинаторной поэзии являются так называемые анагрифы. Анагриф — это стихотворение, полностью составленное из определённых букв, взятых из какого-либо слова или фразы. Прекрасным примером подобного стихотворения является анагриф «Харитонову», написанный Борисом Гринбергом (посвящение поэту Евгению Харитонову): ХАРИТОНОВУ НОВАТОР: Утро — ворота в аорту Харона. Ворон у трона, ворона — на трон. Ворон хранит, а ворона хоронит... В ухо отраву. Тиару, хитон и на траву. Ни вина, ни овина. Тихо. Но варит оторва отвар, хвори, вину, рану, норов отринув... Воину — урна, а вору — товар... ТИРАН: Хоти, но в тон, А-то... урон! ХОР: Трохи рун, а хитов — вороха. Ох и врун, а руно-то труха! Как видим, Гринберг использует исключительно буквы, содержащиеся в заглавии «Харитонову». Вообще, Гринберг является одним из ведущих поэтов, пишущих в жанре комбинаторики; он является изобретателем нескольких новых форм комбинаторной поэзии. Например, меня лично просто потряс такой опыт, как метаметаграмма. Сам Гринберг признался, что это один из наиболее сложных его стихотворных опытов.
Два стихотворения, образующиеся одно из другого путём замены буквы «р» на «л», причём данные буквы встречаются в каждом слове стихотворения. Если вы сумеете написать что-то подобное, я попрошусь к вам в ученики. Своеобразный метод липограммного ограничения — это так называемое ограничение узника. Оно состоит в том, что в стихотворении нельзя использовать слова с «хвостиками», выбивающиеся из ровного ряда строки (то есть у, щ, ф, р, д, б) Это чисто визуальное ограничение, так как в разных шрифтах «хвостики» приобретают разные буквы. Более подробно о тавтограммах, липограммах, панграммах и других алфавитных ограничениях можно прочитать в лекции №12 Т.Б.Бонч-Осмоловской по курсу комбинаторной поэзии: «Пределы: ограничения алфавита. Тавтограммы, липограмма. Панграмма и липограмматическая панграмма. Гетерограмматические и изограмматические стихотворения Ж.Перека». Есть и более сложные формы загадочных стихов. Например, крипты. Крипта — это стихотворение, имеющее в каждой строке точно посередине цезуру. Причём его можно читать и справа налево, и сверху вниз. К примеру:
Такое стихотворение, когда оно читается справа налево, обязательно
требует сквозных рифм перед цезурой. Заметьте, что смысл стихотворения, в
зависимости от того, как его читаешь, совершенно противоположный!
Далее эпомонион продолжается и вертикально вниз, и горизонтально по схеме:
Ещё одна трюковая форма стихосложения — палиндром. Палиндромы читаются одинаково с одним и тем же смыслом с обеих сторон.
эротикараэротикараэротикараэротикараэ ротикараэротикараэротикараэротикараэро эрот Икара – эротика Ра – аэротика Ра – эротика Икара Ра Икара (Е.В.Харитоновъ) невритеневритеневритеневРите не врите Рите вритеневритевритеневрите врите не врите дело невритеневритеневритеневрите не в Рите вритевритевритевритевритеврите в Рите! в Рите! (Е.В.Харитоновъ)
Первое из этих двух стихотворений («Икар») относится не к «чистым» волноходам, а к так называемым змеевикам.
Змеевики, в отличие от волноходов, могут включать в себя несколько
других поджанров комбинаторики, в том числе омограмму и логогриф (в
данном случае). Лично я не отношу волноходы к поэзии, тем более к
высокой. Но это, опять же, отличное упражнение для тренировки. Особенно
волноходы полезны для практики в игре слов.
Светившие нам столько долгих лет? От их огней в туманной дали Чуть виден слабый свет… И те пропали, Их нет.
Более подробно о фигурных стихотворениях, снежных комах,
ропалических стихах и других визуально-поэтических опытах можно
прочитать в лекции №8 Т.Б.Бонч-Осмоловской по курсу комбинаторной поэзии:
«Последовательности количества элементов текста меньшего порядка в
элементе текста большего порядка. Ропалические тексты: буквенный ком,
слоговой ком (Авсоний, Брюсов), словесный ком. Лавина. Фигурные
стихотворения».
Станьте первым рецензентом!
|