Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Учебник стихосложения

Учебник стихосложения. Глава 2. Размер и слог. Часть 2

Автор: Тим Скоренко | Источник
Фандом: Статьи


Статус: в работе
Копирование: с указанием ссылки
2.4. Античное стихосложение.

    ВНИМАНИЕ! ЭТУ ГЛАВУ ЧИТАТЬ СОВСЕМ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО! Она представляет собой нечто вроде экскурса в историю, потому что 90% описываемых здесь размеров и строф неупотребимы в русскоязычной поэзии никоим образом.
    Античному стихосложению, а точнее, античным размерам я решил посвятить целый раздел по нескольким причинам. Во-первых, эллины и римляне изобрели большое количество своеобразных поэтических размеров, малоупотребимых в современной поэзии, но достойных упоминания. Во-вторых, не будь стихосложения античного, неизвестно, что бы было с нашим, родным и близким. Но отмечу: не рекомендую использовать все нижеописанные размеры часто. В настоящее время методы античного стихосложения являются не более чем упражнением либо источником подражаний и пародий.
    Греки создали несколько своеобразных разновидностей стихов, которые перемежали в строфах, получая сложные, составные размеры, требовавшие выского искусства чтеца.
    Гекзаметр — античный стихотворный размер, шестистопный дактиль с женским окончанием. Античный гекзаметр считается совершенной формой стихового ритма: самая емкая по своему ритмическому объему четырехдольная дактилическая стопа , заменяемая четырехдольным же спондеем (последний не употребляется только в первой и шестой стопах), дает 32 комбинации.
    Наиболее употребительные цезуры в гекзаметре: цезура после третьей стопы, разделяющая стих на два равных полустишия
    |||||||/\|,
    и двойная цезура, разделяющая стих на три части
    ||||||||/\|.
    Словесное ударение может падать на любую долю дактилической или спондеической стопы, вследствие чего ритм стиха здесь неровный. Чтение античных четырехдольных гекзаметров должно проходить в форме четкого скандирования, с соблюдением двудольного протяжения долгих слогов в дактиле и спондее.
    Русский имитированный гекзаметр имеет 18-дольный объем, каждая стопа его трехдольна (3x6=18). Русский гекзаметр можно обратить и в 24-дольный, протягивая первый в стопе слог. Контрольный ряд русского имитированного гекзаметра такой: |||||||/\.
    Цезура может быть мужская, женская и дактилическая, что видно из следующего примера:

            |Встала из| мрака мла|дая с перс|тами пур|пурными | Эос, /\ |
            |Ложе по|кинул тог|да и воз|любленный| сын Одис|еев. /\ |
            |Платье на|дев, изощ|рённый свой|меч на пле|чо он по|весил; /\ |
            |После по|дошвы кра|сивые| к светлым но|гам подвя|завши, /\ |
            |Вышел из| спальни...
(«Одиссея», пер. В. Жуковского)

    Вот опытный пример четырехдольного гекзаметра, в котором к античным модификациям добавлен ряд других:

      |В пу-урпуре, | бле-еске и| ды-ымах, ле|са разрисо|вав /\ позо|ло-отой, /\ |
      |Озаряя| ро-озовым| све-етом /\ |стру-унную| рожь /\ и пше|ни-ицу, /\ |
      |В ви-изге стри|жей /\ огол|телых и в мель|ка-ании| ла-асточек| бы-ыстрых, /\ |
      |Вниз /\ голо|вой /\ бе-ез|шу-умно /\ |падало тя|жё-олое| со-олнце. /\ |

          (А.Квятковский)
Здесь встречаются последовательно следующие пять ритмических модификаций четырёхдольника:, , /\, /\, .

    Пентаметр — в античной метрике пятистопный дактиль. Замена дактилей спондеями возможна лишь в первых двух стопах, до цезуры. Метрическая модель античного четырехдольного пентаметра такая:
    ||
    Русский трехдольный пентаметр строится по схеме:
    |||/\/\||||/\/\.
    Вот пример русского элегического дистиха, в котором второй стих имитирует античный пентаметр:

                Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;
                Старца великого тень чую смущенной душой.
(А. Пушкин)

    Тетраметр — античный стихотворный размер. Схема хореического тетраметра такая: |||||, то есть четыре хореических диподии равнялись восьми простым хореическим стопам, а весь объем равнялся 24 долям Пространство стиха в 24 доли разделено в гекзаметре и в тетраметре по-разному:
    Гекзаметр: |||||||
    Тетраметр: |||||
    Русская имитация тетраметра короче античного на 8 долей (24-16=8 долей). Вот «Призыв к мужеству» древнегреческого поэта Архилоха, написанный тетраметром, в переводе В. Вересаева:

                Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой.
                Ободрись и встреть их грудью, и ударом на врагов!
                Пусть везде кругом засады, — твердо стой, не трепещи!
                Победишь — своей победы на показ не выставляй.
                Победят — не огорчайся, запершись в дому не плачь!
                В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй!
                Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.


    Ионик — в античной метрике шестидольная стопа о четырех слогах, из них два кратких и два долгих. Различаются два типа: восходящий и нисходящий ионик; теоретически возможен третий тип: .
    Спондей — четырехдольная стопа о двух долгих слогах . Спондей употреблялся в античном гекзаметре, который состоит в основном из дактилических стоп. В применении к русскому силлаботоническому стиху спондеем называется такой ритмический ход в ямбе, когда рядом стоят два или более ударных слога. Например:

                Куницыну да'нь се'рдца и вина!
                Он создал нас, он воспитал наш пламень.
(А. Пушкин)

    В. Брюсов в последний период своего творчества нередко перенасыщал спондеическими ходами ямбические стихи, что воспринималось современниками как нововведение:

                Дуй, дуй, Дувун! Стон тьмы по трубам,
                Стон, плач, о чем? по ком? Здесь, там —
                По ржавым травам, ах! по трупам
                Дрем, тминов, мят, по всем цветам.


    Диспондей — античная сдвоенная (восьмидольная) стопа о четырех долгих слогах . Встречается редко, только в дактилических размерах. Аналогия диспондея в русском стихе, имитирующем диспондеические ходы, где место долгих слогов занимают слоги с ударением, может быть проиллюстрирована стихом, составленным исключительно из односложных слов (брахиколон). Диямб — двойной ямб, шестидольная диподия о четырех слогах: . Дихорей — двойной хорей, шестидольная диподия о четырех слогах: . Дохмий — восьмидольная стопа о пяти слогах .
    Трибрахий — античная трехдольная стопа о трех кратких слогах . В русской метрике трибрахием называется безударная стопа в трехдольных размерах, например:

                Слёзы людские, слёзы людские,
                Льётесь вы ранней и поздней порой,
                Льётесь безвестные, льётесь незримые,
                Неистощимые, неисчислимые.
(Ф. Тютчев)

    Пентабрахий — пятисложная стопа, состоящая из пяти неударных слогов. Схема: . В русском стихосложении самостоятельно употребляться не может.
    Молосс (тримакр) — античная шестидольная стопа о трех долгих слогах . В теории силлабо-тонического стиха некоторые стиховеды называют молоссом такой ритмический ход в трехдольном размере, когда подряд стоят три односложных ударяемых слова, например:

                Вал есть вал, шкив есть шкив,
                Бессемер — он всегда бессемер.
(Г. Шенгели)

    Адонический стих — античный дактилический усеченный диметр. Такой стих являлся заключительной строкой в строфе, он встречается в сапфической строфе. Его метрическая схема |/\.
    Алкеев стих — античный стихотворный размер, десятисложный стих, составленный из двух дактилических и двух хореических стоп. Его схема: |||.
    Алкманов стих — античный одиннадцатисложный стих, усеченный четырехстопный дактиль, в котором допускается замена дактиля спондеем, имеющим одинаковое с дактилем количество долей.
    Аристофанов стих — античный десятидольный стих о семи слогах следующего ритмического строения: ||, то есть соединение одной дактилической и двух хореических стоп.
    Архилохов стих — античный стих, изобретенный Архилохом. Схема этого стиха такая: малый архилохов стих представляет собой дактилический усеченный триметр ||/\/\; большой — является сочетанием четырех дактилических и трех хореических стоп ||||||. Вот вольная имитация архилоховой строфы на русском языке:

                Снег покидает поля,
                Зеленеют кудрявые травы,
                В буйном цвету дерева.
                Облик меняет земля,
                Что ни день, то спокойнее в руслах
                Шумные воды бегут.
                Грация стала смелей,
                Повела в хороводе — нагая —
                Нимф и сестер близнецов.
                Что нам бессмертия ждать?
                Похищает летучее время
                Наши блаженные дни...
(Гораций, пер. А. Тарковского)

    Асклепиадов стих — античный стих, изобретенный древнегреческим поэтом Асклепиадом Самосским. Различают две формы: малый асклепиадов стих с одной цезурой и большой с двумя цезурами. Вот имитация асклепиадова стиха:

                Крепче меди себе | создал я памятник;
                Взял над царскими верх | он пирамидами,
                Дождь не смоет его, | вихрем не сломится,
                Цельным выдержит он | годы бесчисленны.
(А. Востоков)

    Антибакхий — античная пятидольная стопа о трех слогах:; имеет другое название — палимбакхий.
    Амфимакр — античная пятидольная стопа, противоположная амфибрахию, о трех слогах, краткий слог находится среди двух долгих:. В общеевропейскую метрику амфимакр не вошел. Однако некоторые стиховеды считают возможным применение этого термина для названия особого ритмического хода в трехсложном размере, когда в стопе содержатся два словесных ударения — на первом и на третьем слогах:

                | Ленты да | радуги, | ярче и | жарче дня... |
                | Что ж'.. обер|нись, погля|ди!.. /\ /\ | /\ /\ /\ |
                |Суженный! | Золото, | серебро!.. Чур меня, |
                | Чур меня — | сгинь, пропа|ди! /\ /\ | /\ /\ /\ |
(А. Фет)

    Антиспаст — античная шестидольная стопа о четырех слогах , комбинация ямбической и хореической стоп (ямбохорей). Имитированный антиспаст в русской поэзии встречается редко:

                Верста' сле'ва, | верста' спра'ва,
                Верста' в бро'ви, | верста' в ты'л.
                Тому' пе'сня, | тому' сла'ва,
                Кто дорогу породил.
(М. Цветаева)

    Имитированный антиспаст встречается в русских частушках и в украинской народной поэзии, поскольку их ритмика свободно пользуется ходами ритмической инверсии, которая запрещена теорией силлаботонического стихосложения, канонизирующей лишь постоянные ритмы.

                Прише'л не'мец, | прише'л па'н,
                Дай, украинец, жупан!
                Прода'й, дя'дько, | свою' ха'тку,
                Купи', дя'дька, | немцу шапку.
(пер. с укр. А. Глобы)

    Эпитрит — семидольная античная стопа, в которой три слога долгие и один краткий. Различаются четыре вида эпитрита в зависимости от местоположения краткого слога среди долгих: первый , второй , третий , четвертый .
    Алкеева строфа — античная четырехстишная строфа, изобретенная Алкеем; состоит из стихов трех видов:
    1) девятисложный ямбический стих ||||/\/\
    2) десятисложный стих |||
    3) одиннадцатисложный стих |||.
    В следующем отрывке В. Брюсов имитировал на русском языке ритм алкеевой строфы, причем первые две строки соответствуют третьему виду, третья строка — первому виду и четвертая строка — второму виду:

                Не тем горжусь я, Фебом отмеченный,
                Что стих мой звонкий римские юноши
                На шумном пире повторяют,
                Ритм выбивая узорной чашей.


    Алкманова строфа — античная двустишная строфа, в которой первый стих является гекзаметром, а второй — алкмановым стихом.
    Бакхий — в античной метрике название пятидольной стопы о трех слогах следующего строения . В русской метрике не употребителен, но некоторые теоретики стиха считают возможным называть бакхием амфибрахическую стопу с дополнительным акцентом , например:

                В глаза'х ве'р|но, сват, у | тебя по|темнело.
                ... Хвати'л о'|земь шапку, | подперся | в бока...
                ...«Ну, что', бра'т' | успели | ли с медом | убраться?»

                      (И. Никитин)

    Сапфическая строфа — строфа логаэдического строения. Различаются большая и малая сапфические строфы. В русской литературе форму малой сапфической строфы имитировали многие классики. Например:

                Будет день — и к вам, молодые девы,
                Старость подойдет нежеланной гостьей,
                С дрожью членов дряблых, поблекшей кожей,
                Чревом отвислым, —
                Страшный призрак! Эрос, его завидя,
                Прочь летит — туда, где играет юность:
                Он — ее ловец. Пой же, лира, негу
                Персей цветущих.
(Сафо, пер. Вяч. Иванова)

    В русской поэзии данные слоги практически не применяются, разве что в подражаниях грекам. Чередованием гекзаметра и пентаметра написана, в частности, «Илиада» Гомера.
    Общим выводом может быть лишь такой: это не более чем энциклопедические древности, полезные ныне только выборочно, в виде упражнений.
   
   



ComForm">
avatar

Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?



Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус