Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Учебник стихосложения | [ Добавить запись ] |
В категории материалов: 14 Показано материалов: 1-14 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Напоследок попробуем взять какое-нибудь стихотворение и разобрать
его по косточкам. То есть так, как обыкновенно разбирают стихи члены
жюри различных фестивалей, литературоведы и критики.
|
Однажды я вспомнил, что знаю английский язык. Я учил его в
школе целых одиннадцать лет — имею ли я право его забыть? Нет, конечно.
Но отсутствие практики превратило мой английский из языка в
воспоминание. Нужно было как-то восстанавливать навыки. Конечно, первой
попыткой стало чтение неадаптированной литературы на английском языке.
Но что я запоминал из этого? Лезть в словарь за каждым незнакомым словом
было лень, а слов таких встречалось множество.
|
А бывает так: поэт написал замечательное стихотворение, совершенное
технически, читает его с выражением, а все вокруг покатываются со смеху.
Дело в том, что можно совершенно неосознанно допустить артикуляционные
ошибки.
|
В этом разделе я использовал несколько замечательных
идей из книги «Занимательное стихосложение» Николая Шульговского (М.
1926). Не могу сказать, что Шульговский был гениальным поэтом. Но он был
великолепным учёным-литературоведом; его книги о стихосложении могут
послужить учебниками, которые помогут как начинающему поэту, так и
сложившемуся автору. Раздел «Занимательное стихосложение» посвящён
стихотворениям, которые не имеют высокой художественной ценности, но
зато представляют собой интереснейшие образчики поэтических развлечений.
|
В этом разделе будет немало повторений, потому что часть этой
информации я уже изложил в разделе, посвящённом рифме. В частности, я
рассказывал про муфтолингвы, имена собственные и иностранные слова. Но
теперь я остановлюсь на каждой из этих тем гораздо подробнее.
|
Безусловно, каким бы замечательным не было содержание и каким бы
совершенным не был слог, без художественных средств «украшения»
стихотворения хорошим оно не получится. Нужно придать ему «эффектность»,
что-то, что зацепит публику, слушающую либо читающую.
|
В общем-то, этот раздел следовало бы поместить в главу о рифмах
либо сразу после неё, но я подумал, что сначала неплохо бы разобраться
со стихотворными размерами, что мы и сделали. Под «построением
стихотворения» в данном случае я понимаю расположение рифм в строках
стихотворения, то есть рифмовку.
|
Перегрузив всякой теорией и терминологией, приступлю к краткому
изложению простейших методов получения красивых и нестандартных ритмов и
размеров. Естественно, на примерах.
|
ВНИМАНИЕ! ЭТУ ГЛАВУ ЧИТАТЬ СОВСЕМ
НЕОБЯЗАТЕЛЬНО! Она представляет собой нечто вроде экскурса в историю,
потому что 90% описываемых здесь размеров и строф неупотребимы в
русскоязычной поэзии никоим образом.
|
Технически слог соблюсти несложно, но только вот почему-то почти все
поэты, особенно начинающие, этим пренебрегают, расставляя слоги и
ударения как попало, а потом тупо аргументируя это тем, что самое
главное — смысл. Повторяюсь: смысл, конечно, главенствует. Но если
вкусную шоколадку завернуть в газету «Советская Киргизия» 1967 года
выпуска, в которую прежде была завёрнута рыба третьей свежести, то
шоколадка теряет всяческую привлекательность. Точно так же и со стихами.
|
Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает
стихотворение. Плохие рифмы, к сожалению, встречаются тут и там в
работах современных поэтов, практически всё время приходится зажимать
руками уши, чтобы не слышать подобных опусов. На различных фестивалях
порой до абсурда доходит уверенность того или иного поэта в
замечательности своего стихотворения, а между тем, рифмы там примитивны
до крайности.
|
Безусловно, одним из важнейших факторов в стихосложении является рифма. К
слову, это я могу утверждать только говоря о славянских языках:
например, древнегреческие поэмы или даже современные англоязычные стихи
рифмы чаще всего не имеют. Что ж, это дело вкуса автора или развития
культуры. Славянская языковая культура подразумевает наличие рифмы.
|
Однажды у меня появилось желание написать нечто вроде небольшого учебника, который может дать что-то новое как начинающим поэтам, так и поэтам профессиональным. Результат перед вами. |
Кроме рубаи, описанного выше, существует ещё несколько специфических восточных разновидностей строф.
|