Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Мы диалектику учили не по гендеру или трудности понимания
[ Добавить запись ]
← Часть первая. Глава первая. Гендер и первобытность →
Автор: РавиШанкаР
|
Фандом: Статьи Жанр: Психология, Слэш, Гет Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Начнём с самого начала.
Самым отдалённым предком человека является обезьяна дриопитек (ок. 5 млн. лет назад). Археологические данные говорят о том, что примерно 4,5 млн лет назад это милое создание стало вести наземный образ жизни. Не по своей воле, конечно. Связывают это с изменением климата колыбели человечества – Африки и исчезновения там большей части лесов. Хочешь – не хочешь, а на ноги вставать надо. И главным условием выживания становится спаянный коллектив – хищников, желающих полакомиться нашими отдалёнными предками, было предостаточно, а противопоставить им можно было мало что, кроме зарождающейся искры разума. И тут происходит нечто непонятное. Омегаверсеры, радостно вернувшие течку разумным существам возможно и не подозревают, что когда-то у наших обезьяноподобных предков существовал период «эструса», то есть той самой течки. У самок современных приматов он имеется до сих пор. А вот у людей – нет. Почему? Попробую объяснить. Соотношение мужских и женских особей в человеческом стаде было примерно следующим – одна самка на троих самцов, что вовсе не весело и для тех и для других. Во время эструса самка способна к спариванию и зачатию, но это лишь несколько дней в году. То есть, в состоянии эструса находились одновременно одна-две из всех самок в стаде. И доставались они, ясен пень, сильнейшим. И это очень даже не способствовало улучшению отношений между самцами. Спаянность коллектива, как и само существование вида были под угрозой. И эструс исчез, сменившись тем, что нынче так радует всех производителей «Оби» и «Олвейс». Произошло это примерно 1,5 миллиона лет назад, женщины фертильного возраста стали способными к зачатию практически постоянно. Так был сделан шаг от самцов и самок к мужчинам и женщинам. Далее идёт постепенное разделение обязанностей на мужские и женские. Рассмотрим это на примере неандертальцев. Естественно, мужчины, как более сильные физически, становятся добытчиками и охотниками. Женскими занятиями становятся собирательство, приготовление пищи, выделка шкур и присмотр за детьми. Это связано с тем, что женщины почти постоянно либо беременны, либо кормят детей – а в таком состоянии по лесу с копьём не побегаешь. Снова возникает проблема напряжённых отношений в коллективе, ибо взрослых женщин по-прежнему меньше, чем взрослых мужчин – роды, знаете ли, процесс весьма травматичный, а уж ранние роды… Начинает возникать система половых табу – то есть в определённое время идут запреты на половые контакты, мужчины и женщины одного рода могут вообще большую часть года жить отдельно друг от друга. (У австралийских аборигенов, например, такой запрет достигал десяти месяцев в году!) Но ведь все же живые и всем хочется, так что, вероятно, эта проблема решалась двумя способами: гомосексуальные контакты и групповые изнасилования «чужих». Для «чужих», понятное дело, всё заканчивалось весьма плачевно, а вот генофонд рода мог и обогатиться в случае группового изнасилования женщинами «чужого» мужчины. Тем не менее, узость половых контактов приводит к вырождению, многие племена в результате исчезают вообще. Примерно 100 тысяч лет назад появляется человек современного типа – кроманьонец. Кстати, современные учёные считают, что вопреки ранее распространённому мнению неандертальцы не являются предками кроманьонцев, это были два абсолютно разных человеческих вида, неспособных скрещиваться и давать плодовитое потомство. Так что, когда неандертальцы начинают вымирать, кроманьонцы расселяются весьма широко и происходит это примерно 40 тысяч лет назад, в эпоху, называемую верхним палеолитом. В этот период культуры первобытных людей развиваются по двум направлениям: 1. Основанные на равенстве в коллективе. 2. Предполагающие неравные позиции. В первом случае, в момент рождения одинаково ценны и мальчики, и девочки. До определённого момента – инициации – они имеют равные права. Инициация – обряд взросления – обычно довольно лёгкий для девочек и достаточно тяжёлый для мальчиков. Обряды для мальчиков были куда более длительны по времени и физически крайне неприятны (нанесение татуировок, специальное шрамирование, причинение физической боли и т.д.). Если молодой человек не проходил обряд инициации, он оставался ребёнком вне зависимости от того, сколько ему было лет. И это было большим позором, куда более худшим чем несдача ЕГЭ. После инициации наступал период взросления. И мужчины, и женщины были равны в социальном плане, однако только в этот период люди осознали, что мир, собственно говоря, делится на мужчин и женщин. В племенах появляются особые тайные дома («Мужской дом», «Женский дом»), посещение которых было табу для непосвящённых, в особенности для лиц противоположного пола. В подавляющем большинстве культур с точки зрения психологической, женщина была куда более ценна, чем мужчина (но следует помнить, что это не отношения по типу: «господство – подчинение»!). Логика была совершенно ясная – если женщина рожает ребёнка, значит, весь мир рождён женским божеством. Следовательно, женщина ближе к богам, чем мужчина. Рождение ребёнка воспринималось как милость свыше, связь между сексом и зачатием долго не понималась. То есть – чем больше детей у женщины, тем больше благоволят к ней боги. Что касается брака и семьи – то в тот период это два разных понятия. Брак – половые контакты, семья – экономическая единица рода. Браки возможны двух типов: 1. Дуальные отношения. Мужчина и женщина живут каждый в своём роду, два рода кочуют поблизости, чтобы облегчить возможность такого рода отношений. 2. Мужчина уходит в род женщины. Случалось редко, ибо отношение к чужакам всё ещё оставалось настороженным. Семья же – это женщина и её дети, а так же брат женщины, который обеспечивает семью пищей. Если женщина жила с мужем из другого рода, то её всё равно обеспечивал едой брат, а муж заботился о сестре, живущей в своём роду. У второй группы культур больший авторитет изначально имеют мужчины, хотя верховное божество так же продолжает оставаться женским. Подобные культуры изучены на примере аборигенов Австралии. У австралийских аборигенов чётко выражено преимущество мужчины. «Быть мужчиной хорошо, потому что он имеет право стрелять из лука и разводить огонь». В течение десяти месяцев в году мужчины не охотятся, а женщины-собирательницы обеспечивают пищей себя, детей и мужчин (Реплика тараканов: какая-то до боли знакомая ситуация…). Около девяти тысяч лет назад, в период, называемый «неолитической революцией» происходит процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему, проще говоря, от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию. Первоначально, когда земледелие было мотыжным, роль женщины в земледельческом хозяйстве была очень большой. В этот период создаются крупные неолитические образования – протогосударства (IV-V тыс. до н.э.). Протогосударства существовали и в Азии, и в Европе. В степных районах образуются коллективы другого типа, ибо там преобладает скотоводство, а не мотыжное земледелие. Скотоводческое хозяйство не может быть хозяйством с приоритетной ролью женщины. Особенности жизни скотоводов – кочевой образ жизни, например, - приводят к более высокой женской смертности, чем в земледельческих культурах. Соотношение мужчин и женщин явно не в пользу последних. Женщин мало, поэтому их наличие становится элементом престижа, возникает многожёнство, а затем и обычай «умыкания» невест. О равенстве отношений уже не может быть и речи. В IV тыс. до н.э. кочевники начинают поход на запад, уничтожая либо подчиняя земледельческие культуры и, частично, ассимилируясь. Победители и побеждённые взаимно перенимают некоторые обычаи друг друга. Внутри новых, симбиозных культур начинают складываться государства. Это уже сугубо мужские образования, к тому же, возникает пашенное(плужное) земледелие, так же ставшее сугубо мужским занятием. В итоге происходит следующее – обычай умыкания невест приводит к тому, что нелюбовь к «чужим» вообще становится настороженным отношением к женщинам конкретно («невеста» - «не весть откуда», чужая, неизвестная). К тому же, женщина не работает в поле так много и тяжело, как мужчина – ей физически невозможно управиться с быками и плугом и её главным занятием окончательно становится домашнее хозяйство и рождение детей. Все дети теперь – дети конкретного отца и наследуют его имущество, так как появилась частная собственность. Как не ошибиться и не оставить всё отпрыску не своей крови? Добивались этого двумя способами: 1. Очень большое внимание уделяется девственности невесты – то есть гарантии отсутствия добрачных половых контактов. 2. Сведение к минимуму контактов женщины с другими мужчинами, кроме мужа и других родственников. Создаётся новая половая мораль, которая гарантирует подчинение жены мужу. В этой ситуации брак становится покупным (отработочным), особенно это характерно для кочевников. То есть жена превращается в товар, приобретаемый с определённым гарантийным сроком и набором функциональных умений и навыков. В следующей главе автор намерен потоптаться по Древнему Востоку и Античности. Если есть предложения, мнения и дополнения – прошу комментировать и писать в личку. Следующая глава появится где-то через неделю, ибо автор намерен поработать с источниками, дабы не позориться окончательно. Список источников приложу по окончании работы.
Рецензии:
|