Необходимое заявление:
1. Автор уважает чужое словесное творчество, ежели оно, конечно, творчеством является.
2. Автор предупреждает, что ежели вам не по нраву попаданцы, то стоит закрыть эту статью сразу, не тревожа хрустальных струн своей души.
3. Автор лишний раз напоминает, что даже лютые штампы можно подать с чувством, толком и расстановкой.
4. В конце концов, это мои тараканы, и я с ними сосуществую!
Вот и отплясал Новый год, отскакалась по нашим хребтам Синяя Лошадка, дабы перейти с бешеного галопа на более размеренную рысь, народ повыковыривал из волос остатки новогодних фейерверков, снял с ушей лапшу, отскрёб от лиц засохшие остатки салата оливье и решил, что пора творить дальше.
Почему бы и нет?
Автор вместе с тараканами только «за», если речь идёт именно о творчестве, а не о бездарных, кое-как сляпанных поделках, при виде коих у всех вменяемых читателей и критиков приключается родимчик вкупе с нервной почесухой.
Однако речь не только, и не столько об этом, сколько о весьма распространенном в фэнтэзи поджанре попаданец, который одни обожают, а другие ненавидят до скрежета зубовного за обилие штампов. И свои эмоции по этому поводу не считают нужным сдерживать. Что ж, всякий имеет право на собственное мнение, в том числе автор этих строк. А посему попробует кратко проанализировать попаданцев, чем они могут раздражать, и почему, несмотря на это, всё же остаются неизменно популярными. Автор имеет некоторый опыт как в написании попаданческих макси, так и в прочтении примерно трёх километров подобных ориджей. Надеюсь, этого хватит, чтобы утверждения его не были голословными.
Итак, с чего обычного начинается попаданец?
С самого факта попадания главного героя/героини в дальнейшем скромно именуемого ГГ) в другой мир.
(Реплика тараканов: ай, малацца, открыла Америку!
Ответ автора: уймитесь, членистоногие, а то мы так весь смысл потеряем навеки!)
Так вот, ГГ попадает в другой мир.
Возможные штампы:
1. ГГ попадает в другой мир после смерти в своём (смертельная болезнь/попадание под машину/групповое изнасилование с последующим убиением/возможны варианты)
2. ГГ переносится в другой мир в минуту смертельной опасности, желая оказаться где-нибудь подальше.
3. К ГГ попадает в руки некий артефакт, который он совершенно по неведению активирует.
4. За ГГ приходят из другого мира.
5. ГГ любит лазить где не положено и случайно проваливается в Переход/Разлом/находит иную дорогу в другой мир.
В принципе, вариациями этих пяти пунктов завязка и исчерпывается. Что-либо абсолютно и принципиально новое придумать сложно, но возможно. Однако даже хорошо известные штампы можно обыграть так, что будет либо очень грустно, либо смешно до колик. Вспомним известное аниме «Мао, король демонов», где Шибуя Юури сливается в другой мир в самом прямом смысле. Через унитаз.
Причина использования штампа: придумать что-либо принципиально новое очень сложно, а при талантливо написанном вступлении и некоторой вариативности всё ещё неплохо кушается.
Итак, наш несчастный (счастливый) ГГ оказался в другом мире. Мир может быть как абсолютно незнакомым, так и не слишком отличаться от знакомого нам. Но тут вступают в действие штампы второй группы:
1. ГГ обретает нехилую такую магическую силу. Чаще всего это боевая магия, но возможны варианты. Часто встречается, например, такой вариант, как магия целительская.
2. ГГ обретает новую внешность. Частенько это очень привлекательная или необычная внешность, из-за которой его хочет тра… полюбить много-много раз каждый встречный. Тут помогают нежданно пробудившиеся магические способности, как правило, ГГ от нежданных-негаданных ухажёров отбивается успешно, с криком: «Уйдите, праативные!!!» Иногда ГГ отбиться не удаётся, и он попадает в гарем/рабство (само собой, сексуальное, а как же. Это Фикбук, детка!), но потом либо приходит магия, либо объявляется Любовь Всей Жизни, готовая как Тузик грелку всех порвать за свою пару.
3. Даже если ГГ лишён магии, хотя бы на первых порах, он имеет ценность сам по себе – как источник магии, как носитель ценных свойств крови, как единственная пара для местного правителя. А может, его печень, съеденная в полнолуние на перекрёстке четырёх дорог с одновременным исполнением танца и песнопений, даст возможность съевшему её, к примеру, обрести власть над миром (реплика тараканов: ну да, а чего мелочиться-то!) То есть, ГГ частенько превращается в ценный приз, за которым идёт охота.
Опять-таки, это наиболее частые варианты последующих событий. Крайне редко, точнее почти никогда, попаданец остаётся без магии, необычной внешности или свойств и не оказывается в центре событий, способных изменить мир.
Причина использования штампа: а смысл отправлять ГГ в другой мир, если он и там окажется обычной серой мышкой? Нет уж, пусть пому… то есть славных подвигов посовершает. Или хотя бы лишится девственности и обретёт свою Истинную Пару. Есть одна, но нешуточная опасность – автору изменит чувство меры и ГГ скатится в непроходимую Мери(Марти)-Сьюшность. Так что автору следует быть бдительным и помнить – непобедимый и неуязвимый герой не особо интересен, а его забавные слабости придают образу выпуклость и живость.
Итак, у нас есть ГГ, теперь, как водится, нужна сверхзадача.
Возможные штампы в этой ситуации:
1. Антигерой, он же Главный Злодей, мечтающий о захвате мира, мести за испорченную жизнь, поруганную любовь, смерть близких… Да за что угодно, хоть за петушка на палочке, отобранного в младшей группе детского сада. Антигероя может победить только ГГ, о чём его радостно предупреждают какие-нибудь мудрые люди/нелюди, прежде чем пинком выкинуть в неизвестность с боевыми граблями в руке и мешком коржиков за спиной. Антигерой злобен, беспринципен и мерзок, поэтому его смерть вызывает у большинства персонажей, читателей, да и самого автора сугубо положительные чувства. Как вариант – антигероя можно тра… то есть перевоспитать при помощи личного обаяния ГГ. Если процесс перевоспитания описан с достаточной долей знания матчасти и юмора, а Антигерой – не совсем сволочь – такое окончание истории тоже смотрится неплохо.
2. Вещь, напрямую связанная с Антигероем, ГГ и их борьбой – Великое Предсказание, согласно которому ГГ и выпинывают в далёкий, полный опасностей путь.
3. Спутники ГГ, которые появляются вроде бы сами по себе, но строго в рамках Предсказания. Спутники могут погибнуть по дороге или оказать ГГ неоценимую помощь, когда он ослабеет в схватке с Антигероем.
4. Великая Любовь ГГ. Иногда ею становится затра… перевоспитавшийся Антигерой, иногда – кто-нибудь из Спутников, причём чаще всего будущая Любовь ГГ неприятна с самого начала. Прозрение приходит позже и частенько обходится Великой Любви как минимум в одно смертельное ранение.
Вышеописанные штампы, по крайней мере, хотя бы парочка из них, встречаются практически во всех попаданцах.
Причина использования: объяснение, зачем ГГ нужен миру, в который он попал.
И предпоследний момент: финал.
Варианты концовок:
1. ГГ остаётся в живых и долго и счастливо живёт в любви и согласии со своей парой в новом мире. Наиболее распространённый, задолбавший критиков и желаемый читателями вариант концовки.
2. ГГ остаётся в живых, но возвращается в свой мир, всю жизнь тоскуя об утраченной Любви.
3. ГГ остаётся в живых, но Антигерой, умирая, забрасывает его в какой-то ещё мир, и на его выручку отправляются Спутники или сам ГГ отчаянно стремится вернуться. Этот вариант хорош для бесконечных сиквелов.
4. ГГ остаётся в живых, но впадает в магический сон лет этак на полтысячи. Может получиться хороший сиквел, если не вовремя проснувшийся начнёт восстанавливать справедливость в мире, который «испортился» за время его долгого сна.
5. ГГ умирает, ценой своей жизни исполнив пророчество. Все рыдают и устанавливают памятник, куда регулярно ходят оставшиеся в живых спутники, вспомнить минувшие дни.
6. ГГ умирает, Антигерой ускользает в параллельный мир, Спутники отправляются мстить и устраивают Большой Капец уже в соседнем мире. Плюс Любовь ГГ оказывается беременной вне зависимости от пола, что даёт надежду на его возрождение в потомках.
7. ГГ умирает, а через века возрождается в каком-либо из миров и всё это безобра… то есть великое приключение начинается сначала.
Можно, конечно, извратиться и придумать что-то совсем уж особенное, но это, опять-таки, сложно.
И ещё одни момент: виды разумных существ..
Предоставляем вашему вниманию список видов разумных существ, более всего пострадавших в историях про попаданцев:
1. Эльфы. Попаданец нередко оказывается в теле эльфа – светлого или тёмного, частенько, ещё и прекрасного принца, владеющего магией. Понятно, что эльфы, отличающиеся красотой, долгой жизнью и прочими способностями в виде бонусов привлекают многих. Искренне их жаль.
2. Вампиры. «Сумерки» сделали всё, чтобы вампиры стали популярными. И теперь какими только свойствами не наделяют несчастных вампиров авторы. Они живые существа, способные к размножению и скрещиванию с другими биологическими видами, очень привлекательные внешне и способные к особой магии – магии крови. Влюбляют в себя любое живое существо с полпинка. Хотя изначально – вампиры – нежить, размножаться не способная, а создающая подобных себе путём укусов. Тем не менее, попаданец может и в тело вампира залететь. Эх, грусть-тоска.
3. Демоны. Здесь привлекает могущество, способность менять облик и прочие примочки. То, что демоны – слуги Тьмы, неспособные к любви и состраданию, как-то нивелируется.
4. Менее страдают от авторского произвола драконы, кентавры, русалки/тритоны, гномы, орки, саламандры, сильфы, феи и элементали. Хотя и им тоже мало не кажется.
А вообще, всегда лучше выдумать собственные виды живых существ. Оно как-то интереснее, что ли…
Кстати, есть весьма распространённая ошибка в описании видов живых существ. Их часто именуют расами. Это не совсем правильно.
Расы принадлежат к одному биологическому виду. Например, Тёмные и Светлые эльфы – это две расы биологического вида «эльфы».
Подводя итоги, Автор и его тараканы заявляют следующее:
1. Попаданец имеет место быть, и с этим ничего не поделаешь. Легко пишется, легко читается, особенно в сочетании с долей юмора. Не стоит воспринимать этот жанр, как нечто глобально-серьёзное, да он на это и не претендует, изначально являясь развлекательным.
2. Автор сам создаёт мир, куда попадает ГГ и несёт за это полную ответственность. И ежели этот мир чересчур уж заштампован, автор накажет сам себя. Его просто перестанут читать. Так что, создавая мир, стоит не только полагаться на собственную фантазию, но и представлять себе мелкие детали на основе полученных вами знаний. А чтобы знать, представлять и фантазировать, нужно ещё и читать. И не только чужие фанфики. Учите матчасть, и будет вам счастье.
3. Не стоит ваять откровенную халтуру. Вас быстро раскусят, и будут называть всякими обидными словами типа ЙА, а оно вам надо? И вообще, не вкладывая в своё творение частичку души, как это ни банально звучит, успеха добиться очень сложно. А если вы и добьётесь его – такой успех будет подобен фальшивым ёлочным игрушкам – вроде и блестят, как настоящие, а радости от них - никакой.