Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Руководство по написанию исторических произведений
[ Добавить запись ]
Руководство по написанию исторических произведений. Введение →
Автор: Глиссуар
|
Фандом: Статьи Жанр: Джен Статус: в работе
Копирование: с указанием ссылки
Введение в терминологию. Ниже представлена не единственно верная характеристика, а условно принятая автором статьи для упрощения понимания, дабы не возникало путаницы и десятков трактовок и определений. В основу типологизации положено отношение литературы к исторической науке. 1. Историографические работы Классифицировать все виды историографических исследований нет никакой надобности, достаточно понять принцип: историография создается специалистами-историками на основе первичных исторических источников или исследованиях других специалистов по этим же источникам. ( 2. Исторические произведения 3. Околоисторические тексты Отличительная особенность этого типа текстов — атмосферность, а не конкретизация. Время и место действия обычно определяются крайне размыто («однажды, много тысяч лет назад», «когда-то на мусульманском Востоке», «где-то в средневековой Европе» и тд). Основное отличие от собственно исторического произведения — нет конкретных событий или персонажей, которые указывали бы на точную дату, с географией тоже, как правило, намеренные пробелы. Действие происходит в контексте исторической повседневности, но никак не соотносятся с известными событиями. Здесь допустимы любые вольности, выдумывания фактов и терминологии из головы, ошибки и неточности: основной акцент делается не на историчность, а на что-то иное. Писать околоисторические тексты в целом легче, потому что для этого не требуется проводить длительную кропотливую работу с серьезными источниками, которые дают факты, достаточно иметь богатое воображение и представить себе во всех деталях картину из условного, гипотетического прошлого, в той форме, в какой оно существует в представлении автора, и описать ее. Это не значит, что околоисторические тексты всегда будут хуже исторических. В плане соответствия фактам и привлечения достоверной информации — хуже, но это не является в данном случае принципиальным. По всем прочим характеристикам — от сюжета и характеров персонажей до грамотности и средств художественной выразительности — околоисторическое произведение может, как уступать, так и превосходить исторический текст, зависит от таланта и навыков автора. Так же нужно помнить, что околоисторические произведения не претендуют на историчность, они сознательно отходят от нее в иные аспекты литературного творчества. (Кстати, к этому же типу относятся фэнтезийные вселенные псевдоевропейского средневековья, реальность мифов и легенд, параллельные миры и прочее). 4. Мистификации/стилизации Хотя мистификации и стилизации вовсе не тождественны друг другу и создаются по совершенно разным причинам и для различных целей, принцип их создания один, поэтому имеет смысл рассматривать оба явления в одном пункте. Стилизация в данном случае — намеренная имитация стиля, характерного для определенного периода или эпохи. Мистификация — это тоже самое действие, осуществляемое с целью ввести в заблуждение. Обычно в результате исторических мистификаций получаются какие-то спекулятивные ужасы вроде «Велесовой книги», «Славяно-Арийских вед», «Дневников Гитлера» и прочая ересь (кто еще не знал, что это подделки?). К стилизации же большинство опытных и разносторонних авторов прибегали не раз и не два, когда им требовалось написать балладу, сказку или легенду, как самостоятельное произведение или, например, для вставки фрагментов в роман. Строго говоря, в любом серьезном историческом тексте прямая речь персонажа или его мысли должны подвергнуться стилизации, чтобы не бросаться в глаза читателям. На самом деле, стилизация — это вопрос уже не только истории, а еще и лингвистики, что значительно усложняет дело. Стилизация имеет свои достоинства и недостатки, с одной стороны, она добавляет атмосферности, помогает прочувствовать суть эпохи, с другой стороны, ограничивает автора в его творчестве — в первую очередь тем, что не дает возможности выйти за границы данного времени и свойственных ему эстетики и мировоззрения. Однако придется смириться, что написание исторических текстов невозможно без стилизации. 5. Альтернативная история Весьма специфический поджанр, который традиционно принято относить к фантастике. Не стоит путать с попытками фальсификации истории, так как в основе «альтернативки» лежит не ревизионизм, а моделирование. Все наверняка не раз слышали фразу: «История не знает сослагательного наклонения»; скажу по секрету, что праздные рассуждения на тему «а что, если бы…» — любимое хобби историков. Этот же вопрос лежит в основе альтернативной истории. К альтернативной истории близко примыкает футурология, утопии и антиутопии, но эти направления в данной статье рассматриваться не будут. Альтернативная история использует исторические источники, научные методы исследования, но не для восстановления реального хода событий и их последствий, а для моделирования новой исторической конъюнктуры. Писатель сам выбирает, какие факты сохранить, какие отринуть или изменить их интерпретацию. Любимый прием «альтернативщиков» — взять глобальное по своему значению, переломное историческое событие (чье-то противостояние) и изменить его исход. Самая популярная тема — это победа стран Оси (Гитлер и компания) во Второй Мировой войне. Автору этой статьи однажды довелось читать двухсотстраничное произведение, что-то вроде кремлевских хроник, если бы правители СССР после Ленина шли в обратном порядке, начиная с Горбачева и заканчивая Сталиным; и все это с привлечением реальных архивных документов, монографий и социологических данных. Книга эта так и не увидела свет и была безжалостно удалена раскаявшимся в своих заблуждениях автором, однако с его помощью был продемонстрирован масштаб работы, которую необходимо проделать, чтобы написать мало–мальски приличную «альтеранативку». Не стоит рассматривать этот жанр как удачную отмазку, которой можно оправдать банальную необразованность. Примечание автора. В Википедии есть статья под названием «фолк-хистори» (она же псевдоистория, параистория, анти-история, лже-история). Очень рекомендую ее прочитать и соотнести с написанным здесь, чтобы не было конфликта терминов. Да и для общего развития полезно. Очень коротко об источниках. После того как вы ознакомились с вышеприведенными типами исторических текстов, нужно выбрать тот, в котором собираетесь творить (про первый и последний можете сразу забыть, так что реально остается три). Каждому варианту соответствуют источники, которые реально может использовать не-историк в своем литературном творчестве. О работе с первичными источниками и речь идти не будет, так как этому учат не в статье на литературном сайте, а на соответствующем факультете. Для того, чтобы писать (около)исторические тексты не обязательно иметь специальное образование и владеть научным методом исследования, вполне достаточно иметь Интернет и владеть Гуглом. Источниками для написания околоисторических текстов может служить все, что поможет автору сформировать общее представление об описываемой эпохе. Исторические фильмы, снятые с нормальным бюджетом и привлечением консультантов (даже советские подойдут, они обычно делались с большим знанием дела), сериалы, экранизации известных исторических романов и сами эти романы, все виды исторической литературы, произведения искусства того времени и современные иллюстрации, тематические научно-популярные статьи — подойдет все, что угодно. Для создания стилизованных под старину текстов можно порекомендовать только одно: ознакомиться с собственно старинными текстами — их не нужно анализировать и ломать себе мозг, пытаясь осмыслить, просто прочитать и попытаться сымитировать, предварительно накопав дополнительной информации, например, по философии того времени и символам; так же в вашем распоряжении примеры удачных мистификаций и художественных стилизаций. Для написания исторических текстов прописано все вышеперечисленное и, как ни странно, Википедия, плюс все, что удастся найти полезного в Интернете. Чтение историографии никакого толка в контексте написания рассказа не принесет, разве что имеет смысл освежить в памяти пару соответствующих глав из школьного учебника.
Рецензии:
|