Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Руководство по написанию исторических произведений
[ Добавить запись ]
← Руководство по написанию исторических произведений. Средневековье. Часть 1 →
Автор: Глиссуар
|
Фандом: Статьи Жанр: Джен Статус: в работе
Копирование: с указанием ссылки
О Средневековье Западной Европы пишут много и часто. Но прежде чем пойдем дальше, определимся с периодизацией, тем более, что с ней в историографии традиционно проблемы, ибо четких границ нет. Средневековье условно разделяется на несколько периодов: — Раннее Средневековье (примерно 500–1000 гг.) — распад Римской империи, Великое переселение народов, варварские королевства, «темные века». Часто бытует мнение, что Средневековье было временем невероятно жестоким. Было, но до раннего Нового ему далеко. Весь сферический пиздец жестокости, беззакония, террора и геноцида сконцентрировался в этих двух столетиях. Один старенький профессор-марксист говорил, что хуже периода первичного накопления капитала ничего быть не может; собственно, прав был. Прибавим к этому постоянный рост населения при прежнем уровне производственных мощностей (до начала промышленного переворота) — получим жесткую внутреннюю конкуренцию всех и вся за ресурсы. В России был Сталин, который все это преобразовал в индустриальное общество за какие-то 30 лет, в Европе процесс занял несколько столетий. Но зато: каждый правитель — сплошь личность, что ни год — то событие; веселее люди только после прихода марксизма жили. Источники. Итак, о периоде Средневековья писали и пишут много, больше о позднем, меньше о раннем. Обычно по инерции — под впечатлением от прочитанного или просмотренного. Благодаря классической литературе романтизма (Дюма, Вальтер Скотт, Стивенсон) возник своего рода канон изображения той эпохи. Мягкий реализм, красота описаний с обилием деталей, драматизм, персонажи все сплошь благородные, нередко четко делятся на хороших и плохих, все кругом возвышенно и стерильно. Этому же канону затем следует целая толпа более поздних авторов (Сабатини, Хаггард, Сенкевич и другие). Все эти произведения нам хорошо знакомы, потому как охотно пропускались советской цензурой ввиду своей безобидности. (Хотя, казалось бы — вызывают у молодежи восхищение аристократией и прочими представителями эксплуатирующих классов, но все лучше, чем эти ваши джазы и рок-н-роллы). Сейчас не в тему замечание, но вспомните, какие потрясающие исторические фильмы снимались в СССР, особенно экранизации того же Дюма (и я не только про музыкальную трехсерийную комедию, а про многие другие качественные и серьезные экранизации, к которым можно даже отнести «Мушкетеры двадцать лет спустя» 90-х). Эти фильмы категорически рекомендуются к просмотру, так как отражают реалии и атмосферу того времени куда лучше, чем популярные сейчас западные исторические сериалы (хотя картинка в последних ярче + обязательно в программе есть сиськи). Например, советский двухсерийный фильм «Филипп Траум» отлично передает дух схоластической эпохи и демонстрирует познания авторов в теологии и тогдашних правовых аспектах, и это несмотря на то, что главный положительный персонаж — никто иной как Дьявол. Где-то со второй половины ХХ века жесткий реализм наконец-то добрался и до исторических произведений, и писатели массово перешли на сторону достоверности и аутентичности, пускай и в ущерб традициям романтизма. Поскольку за дело брались знающие люди, они понимали (в отличие от некоторых современных творцов), что просто напихать всюду «кровищу и грязищу», как выражается камрад Гоблин, недостаточно для создания аутентичной картинки происходящего. Как средство достижения нужного эффекта — пожалуйста, никакой стыдливости, никакого лицемерия и сокрытия; но ни в коем случае не самоцель. Благородные герои стали, наконец-то, представляться людьми, «в кадр» начали попадать простолюдины, фальшивый авторский морализм уступил место пониманию социо-психологической конъюнктуры того времени. Последний пункт, на мой взгляд, является определяющим для всех исторических произведений, так как именно от него зависят атмосфера, психология и мотивация героев, логика сюжета и многое другое. В этой связи обязательными к прочтению являются: сага «Проклятые короли» Мориса Дрюона о большой политике европейских держав на протяжении нескольких десятилетий и роман «Кристин, дочь Лавранса» Сигрид Унсет о жизни в средневековой Норвегии и судьбе женщины. Средневековая психология. 1) С возникновением феодализма (по Марксу — с переходом от рабовладения к феодализму) связано формирование феодального сознания и феодальной этики. Носителями этой парадигмы выступает рыцарство. До того, по всей видимости, сознание было еще родо-племенным. Например, в греко-римской традиции часто встречается мотив мести жены своему мужу за вред, нанесенный ее кровным родственникам. Римская вариация известного греческого мифа: царь Терей изнасиловал сестру своей жены и отрезал ей язык, чтобы не могла об этом рассказать. Но сестра все-таки обо всем узнает: «В самое пламя, в пожар искусника брошу Терея, О, тронет ли лаской он, коль она молчит, языка не имея?
Родство по браку однозначно уступает родству по крови. С приходом феодализма это меняется; теперь первична верность жены мужу, вассала — сеньору. Для иллюстрации можно привести два варианта «Песни о Нибелунгах». В позднем, куртуазном, рыцарском, общеизвестном варианте поэмы женщина мстит своим братьям за смерть мужа, а в более раннем — наоборот, убивает мужа за братьев. 2) Центральное понятие феодального сознания — это честь. Главное правило: нет ничего важнее чести. Вообще ничего. Тринадцать лет Кримхильда прожила замужем за Этцелем и все вспоминала «великую честь, какая оказывалась ей в стране нибелунгов» (строфа 1392). Жизненное счастье осмысливается в рыцарской эпопее в категориях феодальной этики, и потому мне трудно считать удачным перевод этого места Ю.Б. Корнеевым: «Не раз ей вспоминалась былая жизнь ее // И в крае нибелунгов счастливое житье…» Здесь мы опять сталкиваемся с существенным ослаблением переводчиком специфики средневековой мысли.
3) Второй важнейшей категорией является спасение души. Это цель жизни любого христианина. Умереть не страшно, страшно умереть без отпущения грехов. И если в отношении здравствующего человека священнослужитель может проявлять суровость — отказывать в отпущении до исполнения епитимьи, отлучать от церкви, не допускать до таинств, то в отношении умирающего обязан проявлять милость. Право последней исповеди предоставляется всем, безотносительно того, что этот человек при жизни натворил. С другой стороны, сколько бы ни говорили священники о смирении, даже центральный аспект христианской веры — спасение — тоже порою уступает в значимости гордости и чести. Короли отдавали города в обмен на религиозные святыни. Доблестные рыцари сражались во имя веры. Монахи-отшельники истязали себя «во славу Христову». Крестьяне поднимали восстания, намереваясь воплотить «Царство Божие на земле». Знатные дамы ухаживали за больными бедняками, потому что нищие — «заступники богатых и знатных перед Богом».
4) Собственно, с письменностью в Раннем Средневековье было плохо. С ней вообще до ХХ века было плохо, но после распада Римской империи и возникновения варварских королевств, с письменностью было плохо у всех, даже у правителей. Исключение составляли священники. Ситуация медленно выправляется к Позднему Средневековью, тогда же формируются литературные национальные языки. Так как грамотных было мало, общественную жизнь регулировали не письменные документы, а ритуалы и обычаи. Большое значение придавалось слову, клятве, символическому жесту — этот внешний, видимый акт придавал действу высшую значимость. Отсюда такое доверие к обещанию, данному при свидетелях — нарушить его без катастрофических последствий уже не получится; клятвопреступление карается и церковным, и светским законом. Разумеется, представители благородных сословий еще долго будут считать, что ритуалы и клятвы — это их прерогатива, и выражать недоверие к обещаниям тех, кто по статусу ниже — недворян, нехристиан (сомнение в честном слове — это, к слову, явное оскорбление). Правда, этот принцип действует и в обратном направлении — если, например, магометанин демонстрирует, что руководствуется теми же принципами чести, что и европейский дворянин, то это повод пересмотреть к нему отношение. 5) Отношение средневекового человека к смерти — один из самых сложных для понимания вопросов. Смерть всегда была рядом с человеком, человек всегда сознавал ее неизбежность, и относился к ней во все века по-разному. Даже на протяжении ХХ века можно проследить изменения: до Первой мировой войны в Англии распространилось такое явление как «викторианская некрофилия» — почти нездоровое эстетическое влечение к атрибутике смерти; чудовищные события первой половины прошлого века обезличили смерть, лишили ее достоинства, превратили мертвое тело из объекта любования в предмет, нуждающийся в быстрой утилизации; сытая и мирная вторая половина ХХ века отодвинула смерть куда-то на задний план, перевела ее в категорию чего-то далекого, слабо осознаваемого, вырастила несколько поколений людей, которым не за что умирать. • смерть четко осознавалась, не только как неизбежный, но и как близкий итог жизни, который может настигнуть в любой момент, а потому нужно быть всегда к нему готовым; 6) Восприятие окружающего мира также весьма отличалось от нашего. Эпоха Великих географических открытий — это фактически Новое время. До того европейцы весьма слабо представляли себе мир вокруг себя (да и после открытия новых материков — тоже). Средневековые жители Англии крайне мало знали о французах, которые от них буквально через Ла-Манш. Не было четких государственных границ, хотя каждый монарх примерно представлял, где начинаются и заканчиваются его владения. «Сухопутные» карты не были распространены, большей популярностью (например, у паломников) пользовались словесные путеводители, да и с морскими были сложности (капитаны скрывали свои маршруты). Кстати, интересная деталь: в конце XV века европейцам была известна лишь небольшая часть мира (их Европа, побережье Африки, Индии и чего-то непонятного, открытого Колумбом), но как его поделить между собой (тупо пополам) сообразили сразу (см. Тордесильясский договор). Любопытная сцена присутствует в самом начале романа «Кристин, дочь Лавранса». Что, собственно, происходит: маленькой девочке привиделась женщина меж деревьев, которая махала ей рукой, лошади испугались и побежали, девочка тоже испугалась и побежала за ними, упала, ушиблась, зовет взрослых. При этом взрослые относятся к этому происшествию более чем серьезно. — Мне стало так страшно, вы все спали, а потом пришел Гюльдсвейн… А потом кто-то махал мне и манил меня у реки…
Станьте первым рецензентом!
|