Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
Кривое зеркало реала, или Чем опасен пописун
Автор: Gadfly
|
Фандом: Статьи Жанр: , Психология, , Философия Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
В прошлом моем очерке (эссе, статье, как кому больше нравится) мы
познакомились с синдромом ЙА в моем субъективном понимании и болезни,
которой все они страдают – страшным зверем пописуном. Для уточнения: ЙА
совершенно необоснованно решают, что могут писать, что могут писать
хорошо, и активно насаждают это свое мнение направо и налево.
Неподготовленные читатели поддаются саморекламе и решают, что имеют дело
со зрелым автором и даже в чем-то писателем. Мне так кажется, уважение к
печатному слову, которое воспитывали в наших родителях, не до конца
вытравлено и в нас, поэтому попадая к такому ЙА на страничку и видя
обилие фиков, глав к ним и роскошные самопредставления, читатели
покупаются, и в результате мы имеем еще одну потерянную душу, а в
отзывах восторги, восхваления, умиления и прочее «оняня» и «мимими». Это
все побудило меня привлечь внимание моих уважаемых читателей к
потенциальной опасности, которую представляют ЙА. И я попробую пояснить,
что имею в виду.
Итак, представим себе: мы, юные и незакаленные души, по сути основные читатели фикбука, случайно забредаем на страницу ЙА. Первое, с чем мы сталкиваемся – это пара громогласных самовосхвалений ЙА о себе любимых. Как то: я есмь читатель понимающий, писатель чувствующий, я отличный грамотей, способен проникнуть в глубину вещей и вообще, я гений, все сюда заходящие верьте моему «эго», оно не подведет. Типичное, в общем-то, мнение графомана, ничего нового. Но не забывайте: мы – юные читатели, способные поддаться эффектности картинки либо всеобщей истерии, спровоцированной ЙА вокруг своей незабвенной персоны. Поэтому мы верим тому, что заявлено ЙА о себе в шапке. И начинаем читать. И вот тут-то у нас есть шанс попасть в весьма неприятную ситуацию. Позвольте мне пояснить, что я имею в виду. Как ни странно, достаточно долго в современной популярной литературе практически безраздельно царствует фэнтези. В самом деле, для ЙА это земля обетованная. Романтика, магия, сверхъестественные способности, которые не требуется объяснять, и прочее и прочее. Можно, допустим, поспорить по поводу того, на чем основана способность драконов летать, что за персонажи такие вампиры – плохие или почти хорошие, и что из себя представляют дроу. Но при всем этом читатели отлично понимают, что такого НЕ БЫВАЕТ. Нужно быть слегка невменяемым, чтобы сигать в канализационный колодец в надежде попасть в другой мир, тягаться по лесам в поисках единорогов, искать кольца всевластия, в конце концов. С моей точки зрения, несравненно более опасным оказывается страшный зверь почесун, заставляющий ЙА писать «про реал». Разумеется, ЙА считают, что с равным успехом могут писать про все. Фэнтези – пожалуйста. Дарк-фик – да без проблем. Реал? Да нужно быть последним бездарем, чтобы быть не в состоянии написать реал. А ведь это коварнейший жанр, между прочим, что и подтверждается многочисленными примерами. Сделаем поблажку моему кинку и поговорим про нежно любимый мною слэш, хотя думаю, что ляпы типичны и для гета, фэм-слэша в равной мере. Итак, дано: шапка фика, в которой указан этот самый жанр. Дальше идут перечисления, да впрочем, без разницы, что следует потом: драма, юмор, ангст, но мы, наивные юные читатели, исходим из того, что все это происходит в реале. Итак, с чем мы сталкиваемся? С тем, что личный опыт автора находит отражение в том, что он/она описывает. Допустим, автор по основной своей профессии либо роду деятельности студент. Как правило, и фики в таком случае пишутся про студенческую жизнь. Возможно, автор весь мыслями, желаниями надеждами устремляется во взрослую жизнь, и тогда его персонажи оказываются представителями его же профессии, но уже взрослыми, работающими. Объяснимо: о чем знаешь, о том и пишешь. По крайней мере, это ответственно. Да и очень даже просто оказывается писать о том, о чем знаешь не понаслышке. Нет никакой нужды гуглить каждый мало-мальски значимый факт, чтобы не выглядеть полным лохом, да и смотрится все это убедительно. Примеры в одночасье прославившихся писателей подтверждают это: психиатры, пишущие прозу о житье-бытье соответствующих больниц, гонщики, рублевские жены, нужное подчеркнуть. Поговорим о другой ситуации – о ЙА, которые решают, что способны на все, в том числе на убедительное описание реала. Тут ситуация усложняется многократно. Объясняю, почему. Причины, по которым люди заболевают пописуном, различны, многообразны; они могут быть связаны с банальным утверждением, если хотите, насаждением своего «Я». Но не реального! Для этого есть повседневная жизнь автора, в которой он может быть банальным вахтером. А душа-то стремится к звездам! И таким простым оказывается следование постулату «казаться, а не быть». В нынешний век всеобщей компьютеризации оказывается бесконечно простым создание виртуального «Я», и оно-то может оказаться совершенно отличным. Хочешь – представляй себя длинноногой астеничной моделью с изящными чертами лица и натуральными блондинистыми волосами до талии, хотя в жизни ты кубышкоподобная тетка с темными коротко стриженными волосами и квадратной челюстью. Хочешь – представляй себя миллионером со внешностью Джейсона Момоа, хотя в жизни ты плешивый задохлик с кучей долгов и квартиркой, которая лет тридцать как требует ремонта. Хочешь – представляй себя летчиком-испытателем, хотя ты учитель биологии и до умопомрачения боишься высоты и скорости. Хочешь – развешивай лапшу на ушах благодарных читателей, что знаешь восемь современных и пять древних языков, хотя в действительности и по-русски со словарем хорошо, если на троечку. Все это сходит на ура под соусом: а никто не страдает, никто правды не узнает, никому не повредило. Да мало ли еще какие самооправдания изобретаются ЙА. К чему я веду: личность автора (в нашем случае ЙА) слишком явно выпирает при его попытке написать произведение про реал. Хорошо, если автор обладает достаточной культурой интеллектуального труда, чтобы оказаться в состоянии понять, что чтобы описывать области жизни, о которых он имеет поверхностное представление, нужно их основательно изучить. Но подобное ответственное отношение к своему труду, уважение к читателям и в первую очередь к себе и своей репутации встречается исключительно редко. Ведь говорят же: дьявол таится в мелочах. А мелочи ЙА как раз и подводят. Банальный пример: молодой человек (помните, мы говорим о коварстве жанра под названием «реал» на примере слэша?) уж не знаю, с какого перепугу решает, что хочет учиться в магистратуре. Разумеется, за границей. Разумеется, в Мюнхене. Ну естественно, большинство сограждан совершенно не знают других немецких городов и по дефолту ограничиваются Мюнхеном, хотя тот же Берлин, тот же Гамбург... Но это лирика. Несравненно меньше они знают о том, как учиться за границей. Прелестный молодой человек, обойдясь без подтверждения своего образования, не определившись со специальностью, не представив квалификационную работу (читай, диплом либо диссертацию бакалавра, переведенную на немецкий язык), за пару недель оказывается в Мюнхене. Там он селится в гостях у очаровательной пожилой пары, находит работу, попутно изучает еще три иностранных языка и вообще, катается как сыр в масле. Наивный читатель, ознакомившись с подобными, простите, фактологически неподтверждаемыми вариантами реальности, решает: раз у имярек получилось, почему у меня нет? И сталкивается с жестоким обломом: такого не бывает! Во-первых, учеба в магистратуре подразумевает опыт научной работы, подтверждаемый рефератом, то есть необходима та самая страшная квалификационная работа. Если есть диплом – хорошо, но и то не факт, что он приглянется немецкой приемной комиссии: простого скачанного из интернета реферата недостаточно, ценятся независимость и агргументированность мышления, соответствие работы требованиям оформления и прочее, прочее. Далее: подтверждение знаний немецкого языка. Допускается английский на тех факультетах, где образование происходит на нем. Без этого на вас даже не посмотрят, сколько бы вы не готовы были платить. Троечки в аттестате не хватит. Я уже не говорю про то, что учебная виза – это одно, и имея ее в паспорте, работать в Германии вы можете только нелегально. Удачи вам в этом, миграционные службы там не спят. Еще одна совершенно прелестная несуразица – добрая немецкая семейная пара, к которой селят ГГ. Бред какой! Школьников могут поселить в семью, au pair – тоже, но студента, да еще магистранта?! Милейший ЙА не пошевелился уточнить, а так бы узнал, что есть некие аналоги коммунальных квартир специально для студентов, если уж не захотелось унижать своего прелестного юношу комнатой в общежитии. А это заявление, что мужчине за двадцать, не имеющему никакого опыта изучения иностранного языка, можно выучить три языка одновременно, при этом учась в магистратуре (кстати, на кой она ему?!), при этом работая – ну дурь несусветная. Откуда у него время, откуда у него силы, откуда у него способности? Дидактика: сензитивный возраст для изучения иностранного языка – четыре года, дети старше уже сталкиваются со сложностями при изучении языка, за восемнадцать, да без опыта – ну-ну. При этом ЙА нахрапом заборол комментарий, в котором ему уже указывалось, скажем так, что это несколько неверно. Ну что меня еще умилило. Каникулы в немецких вузах после семестров. А ничего, что в немецких вузах триместры? И каникулы там – вещь весьма условная. Да и побегать, да письма пописать, да пороги пооббивать, чтобы вас все-таки пригласили на учебу, придется не один месяц. Так вот, к чему все это: вы готовитесь к одному на основании ЙА, которого вы приняли за автора, а получаете жестокое разочарование. Впрочем, вузы, отечественные ли, зарубежные, часто оказываются той еще АУ. Там и преподаватели учителями зовутся, и студентам тыкают, и матом разговаривают. Студенты умудряются за две недели собственные теории разработать, и прочие прелести, не совместимые со здравым смыслом. Что меня возмущает куда больше – это когда авторы, простите, ЙА, решают, что они еще и о медицине знают достаточно, чтобы работки свои клепать. Ну, про кондовые случаи, когда ГГ непосредственно после наркоза, час этак на первый после него оказывается в состоянии заниматься сексом, да еще в активной позиции, я так понимаю, я не говорю. Хотя наивный читатель таки сможет на свою беду поэкспериментировать. Не рекомендую, совершенно не рекомендую. Но когда ЙА, претендующий на некоторую зрелость, по крайней мере именно так себя позиционирующий, да еще гордо о своем педагогическом образовании заявляющий, сначала совершенно бесцеремонно допускает сотрясение мозга у бедного ГГ в школе на уроке физкультуры (!), а дальше лепит кучу малу нелепиц, которые ничего кроме опасений за реаловых учеников ЙА не вызывают, я начинаю негодовать. Итак, сначала парню «в морду» (с) прилетает баскетбольный мяч. Повторяюсь, в лицо, но при этом нос ему не разбило, кровь носом не шла; ну ладно, может быть. Парня отволакивают в медпункт, причем физрук по пути ругается, что ГГ – нежная фиалка, а не трясется за премию и надбавку к зарплате, которые бы с него лихо сняли за ЧП. Далее: мальчику диагностируют сотрясение мозга, но вместо больницы отвозят домой. Потрясающая АУ-шная школа. Никого не волнует ученик с сотрясением мозга, никого не волнует ЧП на уроке физкультуры, но медсестры свои любовные интересы блюдут с ревностью львиц, охраняющих свой прайд, а завучи только и делают, что недовольно морщатся, да учеников вычитывают. И наивные читатели, посмотревшие, как лихо брутальные завучи эти самые тушки с сотрясением мозга транспортируют, да не в больницу, а домой, думают: ну и что, ну и ничего особенного, подумаешь, сотрясение. А ведь это черепно-мозговая травма, невнимательное отношение к которой может вести к нарушениям мозгового кровообращения и спайкам в мозгу, и соответствено к куда более трагичным последствиям вроде головных болей и даже приступов эпилепсии. Но ГГ приволакивают домой, сгружают, пьют чай с пирожками, строят глазки его сестре, очаровывают бабушку – предположительно совдеповскую даму с железобетонными убеждениями, которая необъяснимо до такой степени обаялась залетным одиноким мужчиной, что забыла порвать его на британский флаг за травму внука, и совершенно не обращают внимания на здоровье ГГ. Кстати, бабуля – тот еще экземпляр. То принципиально созывает домовой комитет из-за недозволительных чихов соседей, то совершенно непринципиально игнорирует травму внука, не сотрясает кулаками, не грозит накатать заявление в РОО, полицию, Совет народных депутатов – красноречивая последовательность в изображении характера, типичная для ЙА. Более того, педагог (типа с опытом, да), торжественно заявляет, что сотрясение мозга совершенно не помеха занятиям. Ну что ж, такой избирательный постельный режим. Замечательные педагоги в псевдореале, который типа изображает гений ЙА. Собственно говоря, подобных примеров, менее вопиющих, но не менее опасных, можно привести бесконечное множество. То с какой-то яростью пропагандируется вольная жизнь в предвыпускном и первых трех четвертях выпускного класса, мол, за одну четверть нагонишь, то убеждают, что в любой вуз поступить можно, отпинав балды весь выпускной год и позанимавшись относительно стабильно последнюю четверть. То ЙА предлагают чуть ли не атомный реактор в домашних условиях собрать, то выпинывают героев из окна шестнадцатого этажа, кидают под машины, на нож и прочее, и оставляют целыми-невредимыми. То обеспечивают герою сногсшибательную карьеру, сначала из грязи зашвыривая в консерваторию, а затем буквально сразу обеспечивая стажировку в Ла Скала, и все это совершенно немотивированно, совершенно необъяснимо, совершенно не разбираясь в классической музыке, совершенно не зная, зачем Ла Скала. То с откровенным исступлением настаивают на том, что побыв наркоманом, ГГ может полностью от зависимости избавиться буквально простым шевелением бровей. Кроме этого, ЙА очень любят писать шедевры про студенческую жизнь, в которых студенты – просто гении, а преподаватели все поголовно хамоватые идиоты, и как правило именно эти установки доминируют, когда читатели лично сталкиваются со студенческой жизнью, но оказываются подготовлены к карикатуре на нее. Суммируя вышесказанное: ЙА реализуют какие-то непонятные амбиции, изображая странный быт, ничего общего с реальностью не имеющий. И я бы не особо возражал, если бы все это проходило как АУ. Но увы, они настаивают, что это самый что ни на есть разреальный реал, и готовы с пеной у рта защищать самый абсурдный свой ляп. Страдают в результате доверчивые читатели, которые не успели как следует познакомиться с окружающей их реальностью, и доверяют очень важный процесс социализации тем самонадеянным ЙА, к которым к сожалению прониклись симпатией. Я призываю читателей помоложе и менее опытных более критично относиться к тому «реалу», с которым они сталкиваются на фикбуке и чуть более настороженно относиться к тем авторам, которые с чрезмерным упоением подчеркивают свою опытность в профиле – часто это первое свидетельство ЙА.
Рецензии:
|