Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном

Создание разумного вида: пособие пишущим фантастику и не только. Учат в школе

Автор: BloodyMaria | Источник
Фандом: Статьи
Жанр:
Психология, Фэнтези, Слэш, Фемслэш, Гет, Фантастика


Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора

Как и было обещано, эта часть будет посвящена воспитанию и тому, какую роль оно играет для разумных существ. Думаю, все понимают, зачем нужно воспитывать детей. Но также мы поговорим и об обучении, о соотношении общественного и семейного воспитания и так далее.

Во-первых, хочется вернуться назад к биологии и сказать о том, что ни одно достаточно сложное существо не рождается полностью развитым. И на то есть вполне логичная причина: вынашивание детёныша до его полного созревания слишком энергозатратно и скорее всего погубит мать. Куда проще через некоторое время родить ещё не до конца сформированное существо и выкормить его, чем носить в себе. У большинства современных животных, в том числе человека, рождение детёныша на определённом этапе развития является биологически оптимальным с точки зрения трудности его вынашивания и степени зрелости при рождении. То есть, детёныш рождается таким, чтобы его мать не тратила слишком много ресурсов в ходе беременности, но при этом достаточно сформированным, чтобы выжить, пусть даже и с чужой помощью. Кроме того, рождение не совсем развитых существ позволяет эффективнее выбраковывать особей с плохой наследственностью.

Во-вторых, чем меньше вид подвержен влиянию инстинктов, тем лучше он обучается, что логично: зачем нужно обучение, когда все необходимые действия заложены наследственной программой? Но может иметь место биологическая предрасположенность, определяемая потребностями.

Зачем нам всё это нужно? Чтобы понять, какие потребности вида вообще поддаются корректировке с помощью воспитания. Если способ их осуществления заложен инстинктивно, то его никак не изменить. Приводя в качестве примера всё тот же омегаверс, где часто имеет место именно инстинкт размножения, можно просто изолировать течных омег от альф, чтобы тем не сносило крышу. Или маскировать запах. Но неудовлетворённая потребность приводит к тому, что в психологии называют фрустрацией - тяжёлому, давящему чувству неудовлетворённости, которое иногда может быть весьма травмирующим. Продолжая пример с омегаверсом, течная омега из-за гормональных изменений может переживать тяжелейшую фрустрацию и потребность в спаривании, которая может заставить забыть о здравом смысле и начать лихорадочно искать контакта с половозрелой альфой.

Ещё одной важной особенностью инстинкта является то, что он универсален для всех особей одного вида. Если же проявляется хоть какая-то избирательность - смело забывайте об инстинктах и говорите о потребностях. Например, у человека нет никакого инстинкта продолжения рода - потребность в спаривании у нас есть. Иначе женщины бы лезли на стену до тех пор, пока не смогут забеременеть.

Кстати, очень важным является и то, какая потребность всё же имеет место быть, так как от этого зависит возможность её удовлетворения "обходными путями". Если мы имеем дело именно с потребностью в спаривании, то её удовлетворить достаточно просто. Если имеет место инстинкт,призывающий к спариванию только при наличии определённых раздражителей (говоря простым языком - условий), необходимо выявить эти раздражители и симулировать их. К примеру, это может быть запах особи противоположного пола. Тут надо помнить, что раздражитель достаточно универсален, им должен обладать любой объект, потенциально пригодный для удовлетворения потребности. Но в то же время раздражитель должен по возможности исключать возможность ошибки. Например, у утят и гусят существует инстинкт импринтинга - запечатления образа матери, который происходит в первые минуты жизни, когда они видят объект с определённым угловым размером. В природе в момент их рождения около гнезда вряд ли будет кто-то, кроме матери, удовлетворяющий нужным требованиям, поэтому вероятность ошибки достаточно мала.

То же самое правило относится и к потребностям, не имеющим врождённых механизмов удовлетворения. Прежде всего надо разобраться, в чём эта самая потребность состоит на самом деле.

К сожалению, психофизиология - это не только крайне интересная, но ещё и сравнительно малоизученная область, поэтому очень сложно ответить на вопрос, какие именно потребности действительно могут существовать. Единственное правило, которое применимо в данном случае - потребности как правило формируются ещё на до-разумной стадии существования вида, поэтому неверно было бы говорить о потребности в чтении. Аналогично обстоит дело с анализом информации и обучением - такой потребности у живого существа быть не может. Может быть только желание, которое сформировалось в ходе обучения.

Вот мы и подползли через биологию к психологии и разуму. Прежде всего отметим, что строго говоря, хотя обучение формирует разум, оно встречается и у существ не разумных. Просто у разумных имеет место обучение, связанное с развитием высших психических функций.

Выше говорилось о том, что достаточно сложные организмы редко появляются на свет полностью сформированными. Если же имеет место обучение молодой особи, то необходимость полного формирования организма снижается - всё равно рядом есть родительская особь, которой проще напоить и накормить что-то, находящееся отдельно от неё, чем таскать в себе детёныша, пока он не станет её уменьшенной копией. И дело тут не только в размерах: на формирование различных тканей требуется время, и дольше всего, кстати, формируется именно мозг. Как следствие, он же развит при рождении хуже всего, что связано с двумя факторами: сложностью структуры и тем, что развитие живого существа обычно в общих чертах повторяет эволюционный путь всех его предков, у которых мозг развивался последним.

У человека развитие ВПФ по времени совпадает с созреванием ответственных за них структур мозга, и обучение качественно изменяет их структуру, делая нас, собственно, разумными. Поэтому, если речь не идёт об искусственно созданном виде, разум не может существовать без обучения. Существу с вложенными программами разум не нужен, а у существа, которое познаёт мир путём научения и обучения, мозг вряд ли будет развит в достаточной степени, чтобы сходу осуществлять все ВПФ. Кроме того, у возникшего естественным путём вида не может быть врождённого стремления анализировать информацию и вообще учиться, поэтому и этот вариант отпадает. В любом случае существо должно общаться с сородичами, а из этого общения должна возникать потребность в высших психических функциях - и тогда оно станет разумным.

Из-за потребности в общении первое время жизни любого разумного существа будет протекать в семье в любом её понимании - в роду, в улье где бы то ни было ещё, где у него будет возможность общаться со старшими представителями своего вида, которые вложат первые правила поведения, объяснят, что можно, а что нельзя, и научат правильно справлять основные потребности - ходить в туалет, куда надо, есть, как надо, и так далее. При общении с ними наш детёныш овладеет речью - знаковой системой, которую вид использует для передачи информации. Различные истории помогут развиться воображению, которое изначально играло роль способа планирования своих действий, давая возможность представить то, что ещё не случилось. И где-то здесь вылезут они - биологические потребности, удовлетворение которых может быть вредным для общества.

Для примера рассмотрим потребность в конкуренции. В качестве модели возьмём уже упоминавшийся вид, у которого самцы склонны к агрессии по отношению друг к другу. Как механизм, вызывающий такую реакцию, могут выступать два фактора: запах или вид другой мужской особи или повышенная агрессивность сама по себе, вызывающая потребность сцепиться с кем-нибудь. Может быть и такой вариант, что запах или вид другого самца вызывают агрессию, а драка выступает как механизм снятия напряжения.

В первом случае на помощь придут духи и одежда. С потребностями, не важно, имеющими врождённый способ удовлетворения или нет, работает описанный выше механизм: просто не подсовывать нужный раздражитель. Если же потребность "пассивная", как во втором рассмотренном нами случае, то на помощь приходят разные "суррогаты" - приемлемые обществом способы её удовлетворения. К примеру, от агрессии могут приучать избавляться с помощью соревновательных игр или драк со строго установленными правилами, исключающими причинение вреда друг другу.

Однако рано или поздно каждая разумная особь выходит из лона семьи, если только всё общество не состоит из семьи как таковой. В любом случае, наступает период социализации - детёныша нужно приучить общаться с сородичами так, чтобы не возникало конфликтов. Кроме того, может возникнуть потребность отдать его в школу, к кому-нибудь в ученики и так далее. Тут нам понадобится рассмотреть, какие вообще возможны варианты передачи знаний от поколения к поколению:

1) Домашнее обучение. Ребёнок получает все знания от старших членов своей семьи.

2) Индивидуальное обучение - наличие учителя и ученика, который передаёт все свои знания и зачастую одновременно выступает в роли воспитателя.

3) Социальное обучение - ребёнка учат специально обученные особи. Они же могут заниматься его воспитанием.

Могут быть и смешанные схемы. Например, в современном обществе имеет место смесь первого и третьего вариантов. Может быть и самообучение, но, пока детёныш не научится учиться (простите мне такое бешеное количество повторов), этот вариант не является эффективным. Лучше всего в таком случае научить ребёнка основным правилам, научить его, как лучше усваивать новую информацию - и тогда уже отпускать в "свободное плаванье".

Могут быть и схемы, в которых одни взрослые или старшие дети передают ребёнку знания, а другие выступают в роли воспитателей. Или дома ребёнка могут учить одним предметам и навыкам, а в учебном заведении - другим. А третьи он вообще будет получать в ходе индивидуального обучения. Всё это, опять же, может зависеть от уровня развития общества и биологических особенностей. Например, чему-то могут быть способны научить только особи своего пола.

И, опять же, в обучении может прослеживаться социальная дискриминация: например, в большинстве стран на нашей планете долго не было школ для девочек. А образование в принципе было уделом знати.

И пара слов о потребностях: дело в том, что они бывают не только биологическими, но и культурными. У человека, к примеру, существует потребность в удовольствии, но нет чётко заданного способа её удовлетворения. По некоторым данным, есть ещё потребность в исследовательской активности, удовлетворение которой приносит удовольствие. Из этой биологической потребности может сформироваться культурная - потребность в чтении. Но способов формирования новых, не биологических потребностей вообще довольно много, и рассматривать их здесь мы не будем: для создания разумного вида нам это не нужно.

Итак, подведём итоги этой части. Что же нам нужно знать об инстинктах, потребностях и воспитании?

1) Прежде всего, необходимо определиться, какие у вида в принципе есть биологические потребности. Какие из них возникают регулярно из-за особенностей организма, а для каких нужен внешний раздражитель?

2) Каково условие удовлетворения потребности? Какие из них имеют инстинктивную программу удовлетворения, а какие надо учиться удовлетворять?

3) Остаются ли потребности неизменными на протяжении жизни особи? То же самое - к инстинктам. Есть ли такие, которые отмирают, или, наоборот, приобретаются с возрастом?

4) Есть ли потребности, не приемлемые с точки зрения общества? Если да, то как с этим справляются?

5) Кто занимается обучением и/или воспитанием молодняка?

6) Все ли социальные группы имеют возможность учиться так, как хотят? Платное обучение или нет?

7) Имеют ли особи возможность НЕ учиться, или образование является обязательным?

8) Какие идеи, ценности, привычки и стремления прививаются в ходе воспитания?

Далее мы рассмотрим более психологические понятия, связанные, в частности, с обучением и запретами - стыд и чувство вины. Кроме того, будет затронута тема судебной системы и наказаний.




ComForm">
avatar

Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?

статьи, BloodyMaria
Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус