Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Статьи о разном
[ Добавить запись ]
← Создание разумного вида: пособие пишущим фантастику и не только. Закон и справедливость →
Автор: BloodyMaria
|
Фандом: Статьи Жанр: Психология, Фэнтези, Джен, Слэш, Фемслэш, Гет, Фантастика Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Пришло время уделить внимание моей самой любимой области психологической науки - этнопсихологии. Потому что в этой части мы не только разберём понятия вины, стыда, проступка и наказания, но и рассмотрим варианты отношения разных культур к проступкам. А ещё разберём, как возникают чувство вины и чувство стыда. У человека отечественные психологи выделили такой процесс, как интериоризация - то есть, перенесение внутрь себя того, что изначально даётся снаружи. Поведение некоторых домашних собак позволяет предположить, что интериоризация характерна не только для людей, но и для любого социального вида, у которого существуют нормы и правила поведения. Чтобы проиллюстрировать этот пример, рассмотрим так называемый феномен горькой конфеты. В возрасте примерно трёх лет человеческий ребёнок интериоризирует общественные правила поведения, у него появляется то, что мы называем совестью. Изначально представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, принадлежали взрослым, которые поощряли правильное поведение и пресекали неправильное. Примерно с этого возраста правила поведения становятся собственными внутренними ориентирами ребёнка. В одном из экспериментов детям предлагалось выполнить некое задание, выполнить которое честно они не могли. Но, когда экспериментатор уходил, они могли сжульничать и получить награду - конфету. У большинства детей трёх-четырёхлетнего возраста награда не вызывала удовольствия, и в конечном итоге они сознавались в своём обмане, хотя никто их к этому не принуждал - в этом возрасте человек ещё не умеет "договариваться" с совестью. Сама по себе совесть подразделяется на два подкласса - чувство вины и чувство стыда. Первое больше характерно для культур, ориентированных на индивида (как пример - современная западная), второе - для культур, ориентированных на коллектив (современные Япония и Китай). Проявления разнятся в основном с психологической точки зрения - одних совесть ест за то, что они действуют вразрез с собственными идеалами, а других - за то, что они действуют вразрез с идеалами общества. Но, поскольку писатели должны показывать переживания своих героев и их отношение к различным ситуациям, нельзя забывать о том, что именно чувствует ваш персонаж - вину или всё-таки стыд. Следующая важная вещь в восприятии проступка - так называемый локус контроля, то есть, склонность приписывать успехи или неудачи индивида ему самому или внешним обстоятельствам. К примеру, если вы считаете, что человек наступил вам на ногу потому, что он хам, это внутренний локус контроля. Если вы считаете, что он просто очень сильно торопился, то это внешний локус контроля. Если вы считаете, что добились чего-то потому, что вам повезло - внешний локус, благодаря своим усилиям - внутренний. Разумеется, локус контроля может быть разным в разных ситуациях, но один обычно является преобладающим. Так, у индусов преобладает внешний локус контроля, который обычно характерен для общества, где человек не особенно верит в то, что жизнь - в его руках. Ещё одна интересная особенность, слабо известная нашим соотечественникам, но очень полезная при описании других культур - склонность оценивать себя и других "категорично" или "ситуативно". Например, всё тот же индус будет избегать резких оценочных суждений вроде "он добрый" или "он жадный". Вместо этого он скажет "несдержанный при общении с тёщей" или "невнимательный на рынке". В общем и целом полезно знать, насколько в созданной вами культуре при вынесении оценочных суждений учитывается контекст. О том, что именно может осуждаться в той или иной культуре, говорить не будем - это вы сможете вывести, исходя из рассмотренных ранее пунктов - религии, морали и так далее. Но в построении судебной системы надо учитывать один важный пункт: она всегда прагматична. Например, армейские наказания никогда не будут приводить к потере боеспособности бойца. Либо наряд, либо сразу смертная казнь. Аналогичная ситуация с любым ценным специалистом - если он действительно нужен обществу, то наказание ни в коем случае не приведёт к тому, что он навсегда утратит способность выполнять свою работу. Следующий важный пункт: юридическая ответственность разных социальных групп и детей. Кто несёт ответственность за ребёнка? С какого возраста тот может нести юридическую ответственность сам? Все ли социальные группы в принципе способны отвечать перед законом, или, скажем, за жену отвечает муж? Но помните, что обычно количество прав прямо коррелирует с ответственностью. То есть, существо, не несущее ответственности, в большинстве случаев является практически бесправным, но могут быть специальные социальные институты, защищающие бесправных членов общества аналогично нашим органам опеки. Что важно отметить - ответственность за ребёнка или другое недееспособное существо обычно несёт тот, кто его воспитывает и/или содержит. За ребёнка чаще всего несут ответственность родители, а за ученика - учитель. Саму по себе судебную систему в любом обществе можно представить, как точку в системе координат "мягкость-жёсткость", "индивидуальный подход - универсализм". Также нелишним будет провести краткий обзор возможных наказаний: 1) Общественные работы - наряды, уборка улиц, помощь в строительстве каких-либо объектов и так далее. 2) Штрафы и конфискация имущества, показательная порча ценных вещей. 3) Клеймение - как постоянное, так и временное. Может выражаться в отрезании какой-либо отрастающей части тела (например, волос). 4) Наказание позором и унижением - проход обнажённым в общественном месте и подобные тому мероприятия. 5) Лишение свободы - от постановки ребёнка в угол до тюремного заключения. 6) Лишение возможности удовлетворения потребностей - например, принудительная голодовка. 7) Болевые наказания, например, порка. 8) Серьёзные телесные повреждения - от вывихнутых суставов до смертной казни. Эти разновидности наказаний могут сочетаться на ваше усмотрение. Например, из сочетания лишения свободы и общественных работ можно вывести такое наказание, как принудительное участие в различных экспериментах. Ну и , думаю, я не открою Америку, если скажу, что наказание должно быть не только сообразно проступку, но и логически вытекать из него. Например, детей ставят в угол, чтобы они "подумали о своём поведении". В углу и впрямь особо ничем больше не займёшься. В древности (относительной, но всё же), ворам отрубали руку. Думаю, логика понятна. Не око за око, но всё же. Кроме того, наказание должно если не был выгодным для общества, то по крайней мере не наносить ему вред. Разумеется, продумывание системы наказания не обойдётся без определения ценности различных объектов и идей и принятой в обществе оценки ущерба. Рассмотрим, для примера, такую вещь, как убийство. Отношение к убийству в разных культурах нашего общества всегда было неоднозначным. Для примера, в Древнем Риме смерть гладиаторов на арене была обычным делом, а вот убийство свободного гражданина было поводом для расследования. Убийство хозяином раба не осуждалось, и сами по себе рабы приравнивались к имуществу, с которым хозяин мог делать всё, что хотел. Таким образом, даже человеческая жизнь была очень относительной ценностью, напрямую зависящей от общественного положения. Неоднозначным было и отношение к детям. В древнем обществе жизнь взрослого ценилась куда дороже жизни ребёнка, потому что взрослый уже был полноправным членом общества, и его потеря ощущалась сильнее, чем гибель ещё не приносящего особенной пользы ребёнка. В конце концов, нарожать новых детей быстрее, чем выучить нового полноправного члена общества. Мысль о том, что дети - это что-то ценное, начала формироваться только вместе с появлением частной собственности и наследования. Но даже так ценился не ребёнок как таковой, а наследник. Кроме того, в разных культурах тяжесть разных наказаний может различаться. К примеру, позор или изгнание могут быть хуже смертной казни. Это, кстати, характерно для культур стыда. Разумеется, расписывать полные тома юридического, уголовного и так далее кодекса - занятие неблагодарное и бессмысленное, но общее представление о судебной системе и осуждаемых обществом вещах надо иметь. Кроме того, неплохо было бы подумать о культуре разрешения межличностных конфликтов. Что имеется в виду? В разных обществах часто существуют определённые "ритуалы" разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не доводить до официального суда. Если в некоторых обществах принято судиться по любому поводу, то в других принято улаживать конфликты, не вынося сор из избы. Механизмы такого улаживания могут быть самыми разными - от мирных переговоров с привлечением старших родственников в качестве лиц, которые не позволят им скатиться в обмен ругательствами, до дуэлей, исходом которых определяется правда. Дуэли, кстати, тоже могут быть частью судебной системы, если в обществе действует право сильного. Итак, что мы должны знать, чтобы понять, какое у общества отношение к закону и справедливости? И, отчасти, конкретно у вашего персонажа. 1) Что является превалирующим, стыд или чувство вины? 2) Внешний и внутренний локус контроля - приписываются ли успехи и неудачи индивидов в большей степени им самим или внешним обстоятельствам? 3) Категоричность суждений - существует ли манера судить индивида одним словом (злой/добрый), или в контексте ситуации? 4) Все ли особи несут равную ответственность перед законом? Если есть недееспособные лица, то чем это вызвано, и кто несёт ответственность за них? Есть ли какие-то социальные институты, защищающие интересы недееспособных лиц, например, органы опеки? 5) Какова система общественных ценностей? 6) Какое наказание считается самым страшным? Почему? 7) Как решаются межличностные конфликты? На каком этапе они передаются в суд? 8) Как принято поступать с чужаками? Какое к ним в принципе отношение? К слову о чужаках: в следующей части мы разберём понятия ксенофобии и значение ритуалов, а потом поговорим о том, как создать не просто общество, а персонажа, живущего в нём.
Станьте первым рецензентом!
|