Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
Что было бы, если?..
Автор: BloodyMaria
|
Фандом: Статьи Жанр: Джен, AU Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
Что это за звери?Не секрет, что многие читатели плюются, видя в шапке фанфика три буквы, которые якобы способны загубить всю работу — ООС. ООС считается страшным грехом среди авторов-канонистов, в то время как иные ставят его к любому фанфику, справедливо считая, что только автор канона может предугадать реакцию персонажа на то или иное событие и убивая весь смысл данного предупреждения. То же самое порой случается и с АУ — авторы пихают его туда, где оно совершенно не нужно. Итак, тема нашей сегодняшней беседы — так ли страшен ООС, когда нужно ставить его и АУ, а когда нет, и какие бывают виды этого явления.
Итак, как обычно, начнём разбор понятия с определения. С этим всё просто: ООС — это отхождение от канонного характера персонажа. АУ — расхождения с событиями канона. Разумеется, любой фанфик — это в чём-то АУ и в чём-то ООС. Вопрос лишь в пределах допустимого, потому что если мы будем по умолчанию считать АУ и ООС-ом все фики, эти предупреждения потеряют свой смысл. Итак, нам нужно выяснить пределы допустимого отхождения от канона, чем мы сейчас и займёмся. Во-первых, нужно оговориться, что ни в одном каноне персонаж не дан нам так, чтобы не оставалось свободы для интерпретации. Скажем, у нас есть второстепенный персонаж, чётко прописанными чертами которого являются хитрость, умение приспосабливаться и таланты стратега, и только эти черты мы и должны соблюдать, чтобы не ставить ООС. Персонаж милый, но хитрый? ООС-а нет. Персонаж простодушный? ООС есть. С хорошо раскрытыми в каноне персонажами дело обстоит несколько сложнее, так как в одних ситуациях они ведут себя одним образом, а в другой ситуации — иначе. Тут может помочь либо комментарий автора персонажа, если таковой имеется, либо здравый смысл. Что важно помнить: характер определяет не столько и не сколько поведение персонажа, сколько его эмоции по поводу того или иного события. Что можно добавлять? Любые черты характера, не противоречащие канонным. Другое дело, что вам понадобится Обоснуй, почему персонаж не демонстрировал их ранее. От себя же, как автор не только фиков, но и ориджиналов, могу сказать, что даже я сама не всегда знаю, как поступят мои персонажи в той или иной ситуации. И, скажем, если бы по моим работам писали фики, где образ персонажа не противоречил бы созданному мной, а, допустим, показывал его с оставшейся нераскрытой даже для меня стороны, я бы не сочла такую интерпретацию ООС-ом, сказав: да, так тоже могло бы быть. Даже если бы интерпретаций было несколько, и они бы прямо противоречили друг другу. Теперь рассмотрим ситуацию с АУ. АУ — это развитие события, противоречащее канонному, что видно из определения. АУ — это Альтернативная Вселенная, то есть не только попадание персонажа в другой мир, но и, скажем, выживание того персонажа, который в каноне погиб. То есть АУ и ООС — это то, что каноном прямо исключается, а не интерпретация и не добавление чего-то нового, что в оригинальном произведении не описано, в противном случае эти предупреждения теряют смысл. Естественно, что ни в одном произведении автор не может рассмотреть всю жизнь персонажа от рождения и до самой смерти, каждый час или каждый день. Иногда в каноне пропущены целые отрезки, на протяжении которых с персонажем могло произойти если не что угодно, то очень и очень многое. Будет ли такое описание, не противоречащее событиям канона, АУ? Нет, не будет, так как речь идёт о не описанных моментах той же вселенной. Так ли уж страшны работы с ООС-ом и АУ? Нет. Господа, если человек ставит в шапку «ООС», то он знает, что нарушает характеры персонажей. То есть он как минимум знает канон. То же самое происходит и с АУ. Теперь самое время поговорить о рамках. Зачем вообще нужен ООС? Честно говоря, мне как автору-канонисту интереснее выдерживать характеры персонажей фандома, но всё же я уважаю ООС. Я видела шикарные тексты с ООС-ом. А секрет вот в чём: весь фанфикшен — это масса ответов на самый интересный вопрос: что было бы, если? ООС — ответ на вопрос, что было бы, стань храбрец трусом и наоборот. И если ООС ставится ради того, чтобы посмотреть, что от этого изменится, я нахожу его вполне оправданным. ООС ради любовной линии, по моему мнению, смотрится уже глуповато. Иными словами, я больше уважаю тот ООС, что является скорее целью, а не средством, хотя бывают и исключения. Спорные ситуации, к каковым я отношу изменения канонного характера с Обоснуем. Что имеется в виду: скажем, у нас есть персонаж, который моложе своего канонного возраста, и потому у него немного изменён характер. Он ещё не сформирован так, как в каноне, он — ребёнок. Нужен ли ООС? По моему мнению, это право автора, равно как и ставить ли ООС, если перелом характера произошёл в процессе фанфика, и этому дан Обоснуй. Хотя я считаю, что это не ООС, это эволюция персонажа, пусть и произошедшая в рамках фика, а не канонного произведения. Изначально-то нам дан характер канонный. Однако здесь также имеет значение время действия фанфика относительно канона. Что имеется в виду? Если вы пишете пред-канон, и к концу рассказа, то есть началу канонных событий, персонаж заимел некую черту характера, которой в каноне был лишён, то это будет противоречием канону и, как следствие, ООС-ом. Если вы описываете так называемый междуканон, ситуация та же. А вот если вы пишете пост-канон, вы можете изменить характер персонажа каким угодно образом, если таковое изменение логично и хорошо обосновано. Однако в пост-каноне вы не можете взять ООС-ный характер персонажа и привести его к каноничному. Подведём черту: любой фанфик — это интерпретация канона. Это не только заполнение сюжетных пустот, но и ответ на вопрос «что было бы, если?» Что было бы, если данная в каноне черта характера персонажа отсутствовала или была заменена на свою противоположность — это ООС. Что было бы, если бы события канона развернулись по-другому или дело происходило в другом месте и в другое время — это АУ. Но всегда важно, чтобы фанфик не терял связи с каноном. Чтобы, несмотря на ООС, образы персонажей были узнаваемыми, а АУ не исключало многочисленных отсылок к канонным событиям. Я не имею в виду, что писать надо так, чтобы человек, не знакомый с фандомом, не понимал, о чём речь, так как сама придерживаюсь строго противоположного подхода, но я считаю, что грамотный фанфик-АУ должен как минимум содержать вещи, которые напомнят фанатам об оригинальной вселенной и покажут знание автором тонкостей канона, ведь для многих фанфик — это не только интерпретация, но и способ вновь окунуться в мир любимого фандома. А то, что он может быть изменён и показан под неожиданным углом, но всё равно узнаваем, может сделать работу только интереснее. А был ли мальчик?..Прочитав комментарии к первой части, я пришла к выводу, что необходимо подробнее рассмотреть случаи, где в постановке предупреждения ООС возникают сомнения. В самом деле, характер - это, в отличие от канонных событий, материя сложная. Хотя в иных канонах событийный ряд такой, что можно вывихнуть себе мозг, равно как и строение вселенной (думаю, из широко известных фандомов как пример можно привести "Доктора Кто"), всё же эти тонкости наглядны и проще для соблюдения, чем тонкости характера. Итак, что же делать, если работа вроде ООС-на, а вроде и нет. Ставить или не ставить?
Проще, разумеется, будет поставить и сразу оградить себя как от возможных читательских претензий, так и от душевных терзаний. Но мы рассмотрим и ещё несколько способов борьбы с этим явлением. Первое, что нам поможет - примечание автора в шапке, где можно предупредить, что возможны незначительные отклонения от канонного характера - вроде не такие серьёзные, чтобы считать это прямым отхождением от канонного образа, но и не такие, чтобы не оставалось сомнений. Степень незначительности, конечно, у каждого своя, но от этого в любом случае, увы, никуда не деться. Второй, более "задолбистый" в исполнении способ - это подробный анализ личности персонажа. Дело в том, что часто образ персонажей, особенно плохо раскрытых в рамках канона, получает традиционную трактовку в фаноне, причём порой доходит до того, что ООС-ом начинают считать отклонение от фанона, что не соответствует действительности. Для хорошего автора-канониста не составит труда ещё раз изучить биографию персонажа и точно ответить на вопрос, какие черты ему всё-таки присущи, а какие - нет. Этот способ, конечно же, может занять довольно много времени и сил, но, во-первых, в итоге он поможет лучше и глубже понять персонажа, увидеть, каким он представлен именно в рамках канона, не опираясь на мнение других фанатов, во-вторых, увидеть, сколько именно места в его образе осталось для интерпретации, показать его с неожиданной стороны. Разумеется, такая интерпретация может быть встречена фанонщиками в штыки, но может быть и принята "на ура" как нечто по-настоящему свежее и оригинальное. Кроме того, чьё-то мнение - это всегда чьё-то мнение, оно не лишает вас права на ваше, если оно, конечно, не идёт вразрез с канонным образом и не переходит в великое "я так вижу". Иногда сомнения в каноничности характера персонажа возникают, если его засунули в уж очень нестандартные обстоятельства. У меня, к примеру, возникло серьёзное побуждение поставить ООС к фику, где персонажу в качестве наказания в самом начале был изменён пол. Я думаю, на вопрос о том, как бы он повёл себя в таком случае, мне бы не ответили даже авторы канона. Но, как только я вернула этого персонажа в привычные для него условия, вернулся и характер. То есть, если вы не уверены в том, что у вас получился именно тот персонаж, который был в каноне, перенесите его в знакомые для него условия и посмотрите - это существо будет вести себя как обычно? А потом совершите обратный переход и ещё раз спросите себя: в данных обстоятельствах это существо может повести себя именно так? Часто такое перекидывание из ситуации в ситуацию помогает понять, остался ли персонаж собой. Правда, в таких ситуациях важно всё же показать постепенное возвращение жизни в привычное русло и вместе с тем - возвращение персонажа к типичному для него поведению. И последнее: как реагировать на обвинения в ООС-е, если он не был указан ни в шапке, ни в примечаниях, но читатель утверждает, что он есть? Первое - требовать страшного зверя Обоснуя. То, что читатель видит персонажа не так, как вы, не даёт ему права упрекать вас в ООС-е. Вот если он сможет предоставить реальные канонные доказательства своей правоты, к его мнению стоит прислушаться - быть может, вы действительно упустили какой-то важный факт, влияющий на характер персонажа. А может, это было чистое ИМХО, прислушиваться к которому не имеет смысла - все люди не могут видеть персонажа одинаково, и то, что ваш взгляд разошёлся с взглядом одного конкретного человека, не страшно. Вот если таких людей уже много, возможно, стоит задумываться, не забывая, однако, о влиянии фанона. Что, если читатель оказался прав? А ничего. Вежливо благодарим за замеченную ошибку, ставим ООС и делаем себе заметку на будущее или же исправляем замечание, если это возможно. И помните: ни один читатель, открывая фанфик, не ожидает увидеть там полное соответствие канонному характеру персонажа. Но многие, очень многие, ждут, что тот же характер будет раскрыт с новой, подчас неожиданной стороны. На всякий случай - или вместо послесловияДолго, очень долго автор думала, писать об этом, или всё-таки не стоит, но потом всё же решилась. Итак, Вашему вниманию представляется последний, железобетонный аргумент против постановки пометки "ООС" "на всякий случай".
Что такое ООС на Фикбуке? Нет, я сейчас не про определение говорю. ООС - это предупреждение. Вслушайтесь, вдумайтесь в это слово. Предупреждение. Оно должно предупреждать. Как я уже говорила, ни один человек в здравом уме не ожидает увидеть в фанфике 100%-ного совпадения с канонным характером. Почему? Потому что фанфик ставит персонажа в условия, которые не были даны каноном. То есть, сохранив черты характера персонажа, автор вправе решать, как они проявятся здесь и сейчас. Более того, иногда бывает так, что персонаж может повести себя в одной ситуации по-разному, порой кардинально меняя все последовавшие за этим события. Но мы отвлеклись от темы. Итак, ООС ставится тогда и только тогда, когда Вы считаете, что читателя надо о чём-то предупредить. Поверьте, любой адекватный человек простит Вам незначительное расхождение с каноном - он не ждёт от Вас полного соответствия, Вы - не автор, он понимает это. И незначительный ООС, присущий любому фанфику по определению - это не то, о чём читателя надо предупреждать. Если я вижу пометку "ООС", я ожидаю, что у персонажа значимо изменена какая-либо черта характера, не менее. С АУ обратная ситуация - порой считается, что его не надо ставить тогда, когда оно имеет место быть. Вообще АУ тоже разумнее отнести к предупреждениям, чем к жанрам, ну да ладно. Так вот, напоминаю: АУ - это любое развитие событий, исключаемое канонными. Если в каноне персонаж умер, а у Вас он жив - это АУ, даже если Вы не меняли мир, потому что в фанфикшене термин "Вселенная" обозначает не только сам мир, но и происходящие в нём события, отношения персонажей, иначе говоря, "Вселенная" - это весь канон. В принципе, даже ООС в чём-то является АУ. Но читатель от АУ ждёт следующего - альтернативный мир и/или альтернативные события. Подробнее про виды АУ можно узнать здесь: http://ficbook.net/readfic/1957568 За сим я вновь откланиваюсь с этой многострадальной статьёй, искренне надеюсь, что теперь уже в последний. Удачи вам и помните: никогда не лепите ни жанры, ни предупреждения "просто так" - потрудитесь задуматься, а что они вообще означают и для чего нужны. Правильная постановка жанров и предупреждений - это не только подсказка читателю, как найти "своего" автора, но и авторское уважение к нему и его способности рассуждать здраво. И прежде, чем поставить ООС, подумайте - Ваш читатель точно в не состоянии сам понять, что Вы - не автор канона? И последнее, друзья: уважение к канону - это хорошо, но всё хорошо лишь в меру и до тех пор, пока не начинает попахивать фанатизмом и маразмом.
Станьте первым рецензентом!
|