Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
«Давным-давно в тридевятом царстве...» или как написать приквел →Общая теорияПроработка предыстории — то, к чему неоднократно прибегали авторы канонов, когда история оказывалась законченной, и приходило осознание, что продолжение в стиле «но поднялось новое зло» только убьёт полюбившуюся фанатам вселенную. Примеров тому можно привести бессчётное множество, хотя первым широко известным можно считать, пожалуй, «Звёздные воины», где история взросления Энакина Скайуокера и становления его лордом Вейдером была показана намного позже, чем история его сына. И, разумеется, подобной возможностью развить любимый канон пользуются и фикрайтеры.
Иногда совершенно неясно, как развернутся события в будущем, и вариаций оказывается столько, что в них просто утопаешь. В случае же с приквелом есть, за что зацепиться — мы знаем, к чему всё должно прийти в конечном итоге. Но это же знание накладывает и определённые рамки, создавая свои трудности. Если в случае с постканоном у нас есть исходный материал и свобода для творчества, то в случае приквела, казалось бы, есть только ограничения в виде канонного якоря. Нам нужно под конец фанфика получить именно то, что было в каноне, и ничто иное. И хорошо, если автор не поленился обозначить биографию персонажа. С одной стороны, меньше простора для творчества, с другой — хоть какой-то материал, с которым можно работать. А что делать, если о прошлом персонажа не известно вообще ничего? Разумеется, экспериментировать. Вот только как? Ведь на выходе мы должны получить совершенно определённый «продукт». В целом, все истории можно условно поделить на два типа — это приключения и эволюция персонажа. Пример первого — «Властелин колец» Толкиена. Хоть персонажи там и меняются со временем, главный упор сделан не на этом, а на самом приключении и победе добра над злом. По поводу второго вспомним «Преступление и наказание» Достоевского, где убийство старушки и все последовавшие за этим события — лишь инструмент для духовного преображения персонажа. Итак, исходя из выше описанной схемы, мы имеем выбор из трёх типов приквелов — как сложилась предканонная ситуация без упора на формирование личности персонажа, упор на формирование личности персонажа с доведением её до канонной, но не обязательное доведение событий до предканонных. Есть ещё один тип, присущий именно фанфикам — описание эпизода знакомства каких-либо персонажей и становления отношений между ними. Это наиболее простой из приквелов, так как позволяет работать с каноничными и не каноничными характерами и не предъявялет требований к чёткому соответствию конца событий фанфика началу канонных, но обычно не претендует на большой размер. Есть ещё четвёртый, самый сложный тип: смешанный, когда показывается вся предыстория, становление отношений и характеров персонажей. Размер подобного фика, закономерно, не меньше миди. Пожалуй, основная сложность в написании приквелов — читатель, знакомый с фэндомом, уже знает, чем всё должно закончиться и к чему прийти. Но, к счастью, зачастую людей интересует и вопрос «как»? Чтобы заинтересовать читателя вопросом «как» в том случае, если вы пишите миди или макси, поможет приём, подсказанный Юргеном Вольфом в книге «Школа литературного мастерства». Книга в принципе довольно интересна и содержит в себе массу способов написать хороший сюжет для любого литературного произведения от фанфика и до сценария полнометражного фильма, а потому я рекомендую её к прочтению и перепрочтению любому автору, желающему поднять свой уровень. Теперь же заканчиваем с рекламой и переходим к сути. Рассмотрим этот метод применительно конкретно к приквелам. В качестве примера я возьму отрывок из своей же предканонной работы и проанализирую его. «Он остановился перед входом в укрытое лесами поместье недалеко от Курхагена. Дверь была украшена знакомым знаком. Его знаком. Знаком, который больше не будет носить ни один человек. После этой ночи». Персонаж здесь не назван прямо, хотя по описанию из этого абзаца и можно догадаться о его личности. Но не по первому предложению. И абзац вызывает сразу несколько вопросов: кто он? Что это за поместье? Что ему здесь нужно? Второе предложение даёт ответ на вопрос кто и что — Каин, хотя здесь персонаж ещё не назван по имени, вернулся в своё родовое гнездо. Но зачем — всё ещё не понятно. Далее — человек больше не будет носить этот знак. Почему? Что произойдёт этой ночью? Точно пока не понятно, но появляется тревожное предчувствие, которое лишь усиливается из-за того,что ничего не понятно наверняка. «Люди — слишком хрупкие создания. Не видящие дальше ограниченного срока своей жизни. Он и сам был таким. Жил, не задумываясь о том, что будет после. Но уже прошёл не один век. Он стал другим. И яд бессмертной жизни отравил чёрное сердце. А проклятье, поразившее его душу при рождении, проклятье страшнее вампиризма, исказило стремления. И теперь он, оправдываясь высшими целями, желал лишь одного — власти». Данный абзац не информативен в плане сюжета, он даёт информацию о моральном облике персонажа. «Vae victis — горе побеждённым. Отныне эти слова будут лишь его девизом. И никогда человеческое существо не произнесёт их». Возвращаем читателя к вопросу — что сейчас произойдёт? Данный в прошлом абзаце моральный облик персонажа усиливает тревожные предчувствия — от такого ничего хорошего ждать не будешь. «Vae victis — этой ночью начнётся новая эра. Пусть об этом пока никто и не знает. Шесть давно убитых рыцарей ждут того, кто вернёт их души из небытия. Того, кто станет их Мастером и вновь позволит палачам убивать. Vae victis. Слишком долго охотники были добычей. Слишком долго собаки травили волков». Итак, нам открываются тотальные намерения вампира на будущее. Но какая роль уготована этому особняку? Зачем он пришёл сюда? Кроме того, повторяющийся рефреном боевой клич звучит барабанной дробью — сейчас что-то произойдёт. «Белый туман проникает в помещение через неплотно закрытую дверь и превращается в вампира. Он оглядывается и принюхивается. Здесь всё обветшало со времени его последнего появления. Неудивительно — прошло пять сотен лет. И древний род, чудом переживший все войны, увядает. Да и, как знать, его ли родственники владеют этим домом или более зажиточная династия каких-нибудь купцов давно выкупила этот особняк? Неважно. Сегодня все, кто живёт в этом доме, умрут. Первые жертвы ещё не начавшейся войны. Первые кости в основании будущей великой империи. Империи ночи. Империи боли, страданий и слёз. Империи вампиров, которая обречена заранее. Но об этом он не знает. Не знает о том, чем обернётся его мечта об абсолютной власти...» Первый абзац — начало описания действия. Заодно он даёт понять, в какую эру происходят описываемые события. Второй абзац — даётся ответ на вопрос, что собирается делать вампир — убить всех жителей поместья. Но зачем? И как это связано с мёртвыми рыцарями, которых он планирует воскресить? И чем обернётся его мечта? И если ответ на последний вопрос известен из канона, то на первые два — нет, и это вызывает интерес у читателей фанфика — какую же интригу приготовил автор дальше. Итак, чтобы заинтересовать читателя, нужно грамотно рассыпать по произведению вопросы и ответы, играя на природном человеческом любопытстве. Если известна основная сюжетная линия, нужно добавить интригующую побочную. В принципе, эта мысль настолько банальна, что вряд ли претендует на роль великого откровения и достаточно толкового совета. Поэтому поговорим о технической стороне вопроса. В случае с дженовым каноном нам поможет добавление побочной любовной линии и наоборот. Ели вдуматься, то самым популярным чтивом являются детективные и любовные романы, что является показателем того, что большинству читателей интереснее всего наблюдать за интригами и отношениями персонажей. Однако ввести детективную линию в приквел очень сложно из-за того, что читатель точно знает, как всё закончится. В этом случае главный акцент следует делать на вопросе «почему?» Рассмотрим этот способ на примере всё тех же «Звёздных Войн». Итак, Энакин Скайоукер, джедай на светлой стороне силы, искренне любящий свою жену, переходит на тёмную сторону. Почему? Что перевернуло его жизнь, что сломало? Ответ на этот вопрос является самым интригующим и предопределяющим интерес к событиям третьего эпизода «Звёздных Войн». Итак, если у вас есть персонаж с недостаточно проработанной историей, оставляющей простор для творчества, пропишите ему такую биографию, чтобы его социальное положение к началу канонных событий казалось едва ли не невозможным и хорошо, грамотно ответьте на вопрос «почему» - и работа обречена на успех. Почему герои повздорили, почему они подружились, поменяли взгляды на жизнь — не банальный ответ на эти вопросы является прекрасным вариантом создать качественную предканонную работу. Как всё было на самом делеЕсть два способа вызвать у читателя интерес к работе — заинтриговать и удивить. Об интриге мы уже говорили, теперь поговорим об удивлении. Как же удивить читателя, если пишешь приквел? Нет, не красивым слогом, а сюжетом. Поставить известные о предканоне факты под сомнение. И нет, это не имеет ничего общего с альтернативной историей. Тут роль играет источник, из которого известно о предканонных событиях. Дело в том, что даже летописцы допускают неточности, ошибки.
Допустим, в истории канона есть какой-то миф. Но сколько в нём правды? Что послужило его основой? И как всё было на самом деле? В качестве на этот раз абстрактного примера рассмотрим ситуацию, когда некое лицо сообщает о смерти другого весьма важного лица ещё до начала канонных событий, и иных подтверждений, кроме его слов, нет. Но что, если это всё было тщательно подстроенной мистификацией, чтобы ввести кого-либо в заблуждение? И кому она понадобилась? Как выжил персонаж на самом деле? Можно привести и другие примеры. Тут главное — чтобы источником информации не выступали слова самих авторов канона. В остальном — даже свидетельства тысяч очевидцев могут оказаться ложными, если грамотно подойти к вопросу. Сюда же отнесём и вопрос «почему» из предыдущей части статьи. Предположим, нам известно, что ещё до событий персонаж совершил преступление, известен мотив. Но правдив ли он? За дело ли посадили персонажа на самом деле, или просто ловко подставили? А если он сознался там, то почему? Может, отводил от кого-то вину? Но от кого? И зачем? Именно так и можно внести интригу в сюжет приквела — поставить под сомнение ту информацию, что дана о предшествующих событиях в каноне. Удивите читателя! Заставьте его поломать голову над причинами, мотивами. И создайте ему детектив. У вас есть акт свершившегося «преступления» - канонные факты. Есть официальная версия. Так заставьте читателя задуматься — а что, если она не соответствует действительности? Что тогда правда и откуда взялась «официальная версия»? Раскройте это дело, не обязательно в жанре детектива — и получите совершенно небанальный приквел, а то и несколько — может статься так, что у одного события несколько трактовок. Никакие слова, произнесённые в самом каноне, не могут являться истиной в последней инстанции, пока не подтверждены самим автором в живую, скажем, в ходе интервью. Так пользуйтесь этим! И не только, когда вы пишете приквелы. Как мы уже говорили, успех предканонного фанфика в том, чтобы заинтриговать и удивить читателя. Дальше рассмотрим, как это делается применительно в различным выделенным в первой части подвидам приквелов. Итак, начнём с самого простого — со знакомства. Тут важно помнить о силе первого впечатления. Если персонажи потом стали друзьями, то они должны были заметить друг в друге какие-либо привлекающие их черты, хотя, если вы всё же претендуете на размер «миди», то можно воспользоваться приёмом, который я условно назову «не такая уж и сволочь». Состоит он в том, что изначально знакомство персонажей откровенно не задаётся, но потом в силу обстоятельств они вынуждены общаться плотнее, лучше узнают друг друга и в конце концов полностью изменяют своё мнение, становясь хорошими друзьями и вспоминая события знакомства с доброй усмешкой. Есть и обратный приём, когда в каноне отношения персонажей откровенно плохие. Как известно, что от ненависти до любви, что наоборот не так уж далеко. Когда бывший друг становится врагом обида может быть, прямо скажем, смертельной. В качестве примера можно привести фильм «Люди Икс: Первый класс». Помимо того, что там есть собственная сюжетная линия, отдельный упор сделан на отношениях Чарльза Завьера и Эрика Леншера. И ведь известно, что они были друзьями и стали врагами, но фильм интересен ещё и тем, что даёт ответ на вопрос «почему», о силе которого говорилось в первой части. В данном случае — почему произошла ссора. На самом деле, этот ход без преуменьшения можно назвать классическим, но классика — она на то и классика, что срабатывает практически всегда. Интересный ход для написания такого рода фанфиков и приквелов в принципе — представление их в форме воспоминаний. К примеру, для второго варианта: «Он казался таким милым и робким тогда. Я даже представить не мог, что это существо на проверку окажется жесткосердной сволочью». Или, для первого варианта: «Казалось, в нём раздражало и бесило всё, абсолютно всё, а при взгляде на эту физиономию хотелось лишь одного — засветить по ней кирпичом. Впрочем, порой очень хочется и сейчас, если я снова вижу это выражение лица и невольно вспоминаю о том давнем инциденте». Если повествование идёт от третьего лица, этот приём тоже можно применить, к примеру, так: «При взгляде на этого человека он и подумать не мог, во что выльются их отношения спустя некоторое время». Этот метод хорош тем, что при грамотном использовании вызывает у читателя больший интерес к персонажу, намекая, что он совсем не таков, как кажется на первый взгляд, вызывая желание приподнять покров тайны и узнать, как же, чёрт возьми, эти двое (трое, четверо, etc.) в конечном итоге умудрились подружиться/поссориться. Это же невозможно! То же самое касается фраз типа: «Кто же знал, во что это выльется...» Сразу становится интересно: а, собственно, во что? Правда, здесь нас подстерегает коронная проблема предысторий: ответ может быть дан в исходнике. Но кто сказал, что эта фраза подразумевает собой канонные события, а не какое-то оставшееся за кадром приключение, в которое нас готов увлечь автор? Кроме того, не обязательно в предыстории доводить дело непосредственно до начала канона. Стоит вспомнить те же «Звёздные Воины», где это, строго говоря, так и не было сделано — остановившись на переходе Энакина Скайуокера на тёмную сторону силы и становления его Дартом Вейдером Джордж Лукас оставил за кадром становление империи. Вероятно, потому, что дальше события шли по накатанной, и всё быдо слишком предсказуемо, чтобы был смысл это снимать. По крайней мере, на первый взгляд. Ещё один способ написания предканонного фика — брать за основу историю, которая вообще никак не влияет на события оригинала, просто происходит в обозначенный временной период. Другое дело, насколько эта работа может считаться приквелом, а не вбоквелом, иными словами — спин-оффом. Но использовать в приквеле элементы спин-оффа не только можно, но и нужно — именно это подразумевается под добавлением побочных сюжетных линий, которые закончатся в пределах самого фанфика и уже не найдут отражения в событиях канона, но скажутся, скажем, на характере персонажа. Для создания подобного рода побочных линий очень поможет какая-либо мелочь, за которую можно зацепиться в каноне. В качестве абстрактного примера на этот раз рассмотрим «Властелин Колец» и «Хоббита» профессора Толкиена. Абстрагируемся от того, что «Хоббит» был написан раньше и рассмотрим, какие мелочи из «Властелина Колец» могли бы стать источником вдохновения для предыстории. Первое, – и, конечно, главное, – то, как и при каких обстоятельствах Бильбо нашёл кольцо. Однако стоит заметить, сколь малая роль отведена ему в «Хоббите». Там это ещё не Кольцо Всевластия, а всего лишь любимая игрушка Горлума. Но сам по себе ход, когда события, важные в каноне, в предканонном фанфике происходят вроде как совершенно случайно, тоже интересен. Как, такая могущественная вещь, как Кольцо Всевластия, и ей уделено так мало внимания и почестей? А вот так. Акцент делается на событиях, вообще не получивших развития во «Властелине Колец». Итак, у Бильбо была его Красная Книга, но во «Властелине» события, происходящие там, не расписываются подробно. Однако они подробно освещены в «Хоббите». Поменяйте важное и не важное, сделайте акцент на описанных в каноне мелочах, заинтересуйте ими читателей — и вы не только меньше рискуете «накосячить», упустив какие-либо важные детали, но и сразу делаете свою работу намного оригинальнее. Ведь самое главное в написании приквела — найти своё «не паханное поле», где можно развернуться в задаваемых каноном рамках. В качестве примера такой «инверсии» сюжетных линий опять же приведу одну из собственных работ, посвящённую быту элитного отряда рыцарей-истребителей вампиров. В принципе, об их истории в каноне известно очень мало — только то, что они были величайшими воинами своего ордена и убили старейшего из всех вампиров. Однако ведущей линией фанфика являются не походы и битвы, а отношения рыцарей между собой, прежде всего — любовная линия между командиром и стрелком отряда. Описывать множество битв так, чтобы заинтересовать читателя, который и так знает, что всё равно отряд в полном составе доживёт до битвы с древнейшим вампиром — неблагодарное занятие. А вот то, как развиваются отношения — и дружба, и любовь — при постоянной опасности, угрозе потерять друг друга, а позже ещё и при опасности быть разоблачёнными товарищами по оружию, куда интереснее. Это то, о чём ни словом не было сказано в канонных событиях, но оно сплетается, идёт с ними бок-о-бок. И заставляет с болью принимать конец, хоть он и был известен по канону. А ведь эмоциональный отклик — это то, что любой автор стремится вызвать у читателя, это именно т, что «цепляет», заставляя читать и произведения, вызывающие и боль, и радость. Если развязка фанфика очевидна из канона, отвлеките читателя другим сюжетом, заставьте забыть о ней — и взглянуть совершенно другими глазами, когда она настанет. В другом фанфике, тоже приквеле, был использован тот же приём, только акцент был сделан не на любви и порождённых ею проблемах, а на другой — проблеме доверия и предательства. Чтобы не быть голословной, приведу отзыв одной из читательниц, надеясь, что она простит мне это: «Я знала что когда-нибудь история закончится, но всё равно не оказалась к этому готова. Очень сильный фанфик! Просто задел до глубины души. Я даже расплакалась когда дочитала последнюю главу». События были предрешены каноном, но сюжетная линия, выдвинутая здесь как основная, в разы усилила их драматичность. Итак, подытоживая сказанное в этой части: не пишите о том, что известно и очевидно. Ищите изюминку, вплетайте в повествование новые линии, смещайте акценты — удивляйте своего читателя. Зачем говорить о том, что было сказано до вас? Возьмите это в качестве фона, на котором развернётся новая, совершенно не знакомая читателю история, развязки которой он будет с нетерпением ждать — и искренне удивится, когда осознает, что она ему уже известна. Обратная точкаВ мире кино существует термин «обратная точка» - это съёмка персонажа, глазами которого мы видели предыдущий кадр. Этот ход можно использовать и в фанфикшене, причём не только в приквелах, но и, скажем, в новеллизации, если вы описываете события фильма или компьютерной игры. Он неплохо известен некоторым авторам Фикбука, но всё же я раскрою его суть для тех, кто не знаком с ним.
Итак, в оригинальном произведении у нас есть главный герой, иногда несколько, и второстепенные персонажи. Главные герои в литературе обычно называются фокальными – именно на описании их мыслей и переживаний сосредоточено повествование. Но можно показать его и с другой стороны. К примеру, возьмём историю Николеньки из «Детства» Льва Николаевича Толстого. Для тех, кто подзабыл школьную программу, напомню: в повествовании описывается детство дворянского мальчика Николеньки Иртеньева, его отношения с домашними, друзьями, первая любовь и так далее. И описание идёт от первого лица. А если описать того же самого мальчика, к примеру, с точки зрения его отца, уже взрослого человека? Мы можем получить совсем другую историю, ведь даже те же самые события он может интерпретировать совершенно по-другому. Этот метод хорош, если события предканона даны нам в форме рассказа от первого лица, хотя может применяться и в других случаях. Помните, я говорила о том, чтобы смещать акценты? Изменение фокального персонажа, фактически, частный случай этого приёма. Также этот способ очень хорош вместе с описанным в прошлой части приёмом сомнения в правдоподобности канонных событий. Что, если не главному герою, а второстепенному персонажу как раз известна вся правда, и он смотрит, как главный герой наивно покупается на грамотную подставу, воспринимая события совершенно не такими, какими они были на самом деле? Для фанфика типа знакомства этот ход можно применить довольно неожиданным образом: к примеру, если известно, что персонажи познакомились в таверне, и знакомство это было шумным, можно описать эти события с точки зрения трактирщика, недовольного появлением смутьянов. По крайней мере, можно расписать события таким образом частично, и это уже будет намного интереснее, так как вы представите точку зрения третьего, не знакомого читателям лица. Если же информация о предканонных событиях дана в духе «я родился, рос…», вы можете показать становление личности персонажа не с его собственной точки зрения, а с точки зрения кого-то из второстепенных персонажей, к примеру, воспитателя, родителя или же друга. А если речь идёт о событиях, то интересным ходом, будет, скажем, показать, как они повлияли на жизнь слабо вовлечённых или вовсе не вовлечённых в них людей. Так вы расширите мир канона, дадите читателям полнее окунуться в него и прочувствовать, что он населён не только главными героями и состоит не только лишь зи декораций. Такое внимание к лицам и событиям «второго плана» оживит любимую вселенную, и при грамотном подходе фанаты скажут вам «спасибо». Этот метод, кстати, даёт огромный простор для творчества, потому что позволяет расписать события и с точки зрения антагониста. Да и в любом случае события, предшествовавшие канонным, не могут быть одинаково хорошо расписаны со всех точек зрения, что всегда позволяет найти что-то новое, с чем можно работать. В случае такой «смены фокуса» можно выделить несколько основных приёмов: 1) Рассказчик – когда повествование строится в форме пересказа некоторым сторонним лицом. Метод хорош тем, что позволяет осветить очень много точек зрения, затронуть множество событий и персонажей, и рассказчику не обязательно непосредственно принимать в них участие – от него нужна всего лишь точка зрения и интерпретация. Ход не очень хорош тем, что накладывает определённые рамки в смысле изложения сюжета, и так трудно прописать глубокие душевные переживания героев, поэтому удержать внимание читателя придётся играя по большей части на чистом любопытстве, а не на эмоциях. 2) Вовлечённый наблюдатель – персонаж, являющийся фокальным, принимает мало участия в описываемых событиях, но он наблюдает за ними и переживает за главного героя фанфика или канона. В таком случае всё ещё сохраняется возможность показать события с разных точек зрения, а эмоциональная вовлеченность фокального персонажа и, как следствие, читателя, будет выше, но вы не сможете описать те события, которые остались скрыты от ока наблюдателя. 3) Второстепенный участник – события те же, но показаны с точки зрения другого персонажа. Главный минус с том, что здесь придётся выезжать преимущественно на эмоциях, если, конечно, не вводить побочных сюжетных линий, о которых было рассказано в прошлых частях. 4) Мимокрокодил – ход, претендующий на спин-офф, когда показывается, как предканонные события воспринимались совершенно сторонним персонажем, скажем, простым горожанином. Ход хорош тем, что предоставляет невероятные просторы для творчества. Плох же он тем, что не все захотят читать про какого-то левого дядьку или тётку, но своего читателя такая работа так или иначе найдёт. Разумеется, между этими типами существуют градации, а каждый их минус можно компенсировать в зависимости от ситуации, которую вы решили рассмотреть. Преимущество же метода смены фокального персонажа в том, что он годится не только для написания приквела, но и для любого фанфика вообще, а потому может стать мощным подспорьем любому автору.
Станьте первым рецензентом!
|