Есть два способа вызвать у читателя интерес к работе — заинтриговать и удивить. Об интриге мы уже говорили, теперь поговорим об удивлении. Как же удивить читателя, если пишешь приквел? Нет, не красивым слогом, а сюжетом. Поставить известные о предканоне факты под сомнение. И нет, это не имеет ничего общего с альтернативной историей. Тут роль играет источник, из которого известно о предканонных событиях. Дело в том, что даже летописцы допускают неточности, ошибки.
Допустим, в истории канона есть какой-то миф. Но сколько в нём правды? Что послужило его основой? И как всё было на самом деле?
В качестве на этот раз абстрактного примера рассмотрим ситуацию, когда некое лицо сообщает о смерти другого весьма важного лица ещё до начала канонных событий, и иных подтверждений, кроме его слов, нет. Но что, если это всё было тщательно подстроенной мистификацией, чтобы ввести кого-либо в заблуждение? И кому она понадобилась? Как выжил персонаж на самом деле? Можно привести и другие примеры. Тут главное — чтобы источником информации не выступали слова самих авторов канона. В остальном — даже свидетельства тысяч очевидцев могут оказаться ложными, если грамотно подойти к вопросу.
Сюда же отнесём и вопрос «почему» из предыдущей части статьи. Предположим, нам известно, что ещё до событий персонаж совершил преступление, известен мотив. Но правдив ли он? За дело ли посадили персонажа на самом деле, или просто ловко подставили? А если он сознался там, то почему? Может, отводил от кого-то вину? Но от кого? И зачем?
Именно так и можно внести интригу в сюжет приквела — поставить под сомнение ту информацию, что дана о предшествующих событиях в каноне. Удивите читателя! Заставьте его поломать голову над причинами, мотивами. И создайте ему детектив. У вас есть акт свершившегося «преступления» - канонные факты. Есть официальная версия. Так заставьте читателя задуматься — а что, если она не соответствует действительности? Что тогда правда и откуда взялась «официальная версия»? Раскройте это дело, не обязательно в жанре детектива — и получите совершенно небанальный приквел, а то и несколько — может статься так, что у одного события несколько трактовок. Никакие слова, произнесённые в самом каноне, не могут являться истиной в последней инстанции, пока не подтверждены самим автором в живую, скажем, в ходе интервью. Так пользуйтесь этим! И не только, когда вы пишете приквелы.
Как мы уже говорили, успех предканонного фанфика в том, чтобы заинтриговать и удивить читателя. Дальше рассмотрим, как это делается применительно в различным выделенным в первой части подвидам приквелов.
Итак, начнём с самого простого — со знакомства. Тут важно помнить о силе первого впечатления. Если персонажи потом стали друзьями, то они должны были заметить друг в друге какие-либо привлекающие их черты, хотя, если вы всё же претендуете на размер «миди», то можно воспользоваться приёмом, который я условно назову «не такая уж и сволочь». Состоит он в том, что изначально знакомство персонажей откровенно не задаётся, но потом в силу обстоятельств они вынуждены общаться плотнее, лучше узнают друг друга и в конце концов полностью изменяют своё мнение, становясь хорошими друзьями и вспоминая события знакомства с доброй усмешкой.
Есть и обратный приём, когда в каноне отношения персонажей откровенно плохие. Как известно, что от ненависти до любви, что наоборот не так уж далеко. Когда бывший друг становится врагом обида может быть, прямо скажем, смертельной. В качестве примера можно привести фильм «Люди Икс: Первый класс». Помимо того, что там есть собственная сюжетная линия, отдельный упор сделан на отношениях Чарльза Завьера и Эрика Леншера. И ведь известно, что они были друзьями и стали врагами, но фильм интересен ещё и тем, что даёт ответ на вопрос «почему», о силе которого говорилось в первой части. В данном случае — почему произошла ссора. На самом деле, этот ход без преуменьшения можно назвать классическим, но классика — она на то и классика, что срабатывает практически всегда.
Интересный ход для написания такого рода фанфиков и приквелов в принципе — представление их в форме воспоминаний. К примеру, для второго варианта: «Он казался таким милым и робким тогда. Я даже представить не мог, что это существо на проверку окажется жесткосердной сволочью». Или, для первого варианта: «Казалось, в нём раздражало и бесило всё, абсолютно всё, а при взгляде на эту физиономию хотелось лишь одного — засветить по ней кирпичом. Впрочем, порой очень хочется и сейчас, если я снова вижу это выражение лица и невольно вспоминаю о том давнем инциденте». Если повествование идёт от третьего лица, этот приём тоже можно применить, к примеру, так: «При взгляде на этого человека он и подумать не мог, во что выльются их отношения спустя некоторое время». Этот метод хорош тем, что при грамотном использовании вызывает у читателя больший интерес к персонажу, намекая, что он совсем не таков, как кажется на первый взгляд, вызывая желание приподнять покров тайны и узнать, как же, чёрт возьми, эти двое (трое, четверо, etc.) в конечном итоге умудрились подружиться/поссориться. Это же невозможно! То же самое касается фраз типа: «Кто же знал, во что это выльется...» Сразу становится интересно: а, собственно, во что? Правда, здесь нас подстерегает коронная проблема предысторий: ответ может быть дан в исходнике. Но кто сказал, что эта фраза подразумевает собой канонные события, а не какое-то оставшееся за кадром приключение, в которое нас готов увлечь автор? Кроме того, не обязательно в предыстории доводить дело непосредственно до начала канона. Стоит вспомнить те же «Звёздные Воины», где это, строго говоря, так и не было сделано — остановившись на переходе Энакина Скайуокера на тёмную сторону силы и становления его Дартом Вейдером Джордж Лукас оставил за кадром становление империи. Вероятно, потому, что дальше события шли по накатанной, и всё быдо слишком предсказуемо, чтобы был смысл это снимать. По крайней мере, на первый взгляд.
Ещё один способ написания предканонного фика — брать за основу историю, которая вообще никак не влияет на события оригинала, просто происходит в обозначенный временной период. Другое дело, насколько эта работа может считаться приквелом, а не вбоквелом, иными словами — спин-оффом. Но использовать в приквеле элементы спин-оффа не только можно, но и нужно — именно это подразумевается под добавлением побочных сюжетных линий, которые закончатся в пределах самого фанфика и уже не найдут отражения в событиях канона, но скажутся, скажем, на характере персонажа.
Для создания подобного рода побочных линий очень поможет какая-либо мелочь, за которую можно зацепиться в каноне. В качестве абстрактного примера на этот раз рассмотрим «Властелин Колец» и «Хоббита» профессора Толкиена. Абстрагируемся от того, что «Хоббит» был написан раньше и рассмотрим, какие мелочи из «Властелина Колец» могли бы стать источником вдохновения для предыстории.
Первое, – и, конечно, главное, – то, как и при каких обстоятельствах Бильбо нашёл кольцо. Однако стоит заметить, сколь малая роль отведена ему в «Хоббите». Там это ещё не Кольцо Всевластия, а всего лишь любимая игрушка Горлума. Но сам по себе ход, когда события, важные в каноне, в предканонном фанфике происходят вроде как совершенно случайно, тоже интересен. Как, такая могущественная вещь, как Кольцо Всевластия, и ей уделено так мало внимания и почестей? А вот так. Акцент делается на событиях, вообще не получивших развития во «Властелине Колец».
Итак, у Бильбо была его Красная Книга, но во «Властелине» события, происходящие там, не расписываются подробно. Однако они подробно освещены в «Хоббите». Поменяйте важное и не важное, сделайте акцент на описанных в каноне мелочах, заинтересуйте ими читателей — и вы не только меньше рискуете «накосячить», упустив какие-либо важные детали, но и сразу делаете свою работу намного оригинальнее. Ведь самое главное в написании приквела — найти своё «не паханное поле», где можно развернуться в задаваемых каноном рамках.
В качестве примера такой «инверсии» сюжетных линий опять же приведу одну из собственных работ, посвящённую быту элитного отряда рыцарей-истребителей вампиров. В принципе, об их истории в каноне известно очень мало — только то, что они были величайшими воинами своего ордена и убили старейшего из всех вампиров. Однако ведущей линией фанфика являются не походы и битвы, а отношения рыцарей между собой, прежде всего — любовная линия между командиром и стрелком отряда. Описывать множество битв так, чтобы заинтересовать читателя, который и так знает, что всё равно отряд в полном составе доживёт до битвы с древнейшим вампиром — неблагодарное занятие. А вот то, как развиваются отношения — и дружба, и любовь — при постоянной опасности, угрозе потерять друг друга, а позже ещё и при опасности быть разоблачёнными товарищами по оружию, куда интереснее. Это то, о чём ни словом не было сказано в канонных событиях, но оно сплетается, идёт с ними бок-о-бок. И заставляет с болью принимать конец, хоть он и был известен по канону. А ведь эмоциональный отклик — это то, что любой автор стремится вызвать у читателя, это именно т, что «цепляет», заставляя читать и произведения, вызывающие и боль, и радость. Если развязка фанфика очевидна из канона, отвлеките читателя другим сюжетом, заставьте забыть о ней — и взглянуть совершенно другими глазами, когда она настанет.
В другом фанфике, тоже приквеле, был использован тот же приём, только акцент был сделан не на любви и порождённых ею проблемах, а на другой — проблеме доверия и предательства. Чтобы не быть голословной, приведу отзыв одной из читательниц, надеясь, что она простит мне это:
«Я знала что когда-нибудь история закончится, но всё равно не оказалась к этому готова. Очень сильный фанфик! Просто задел до глубины души. Я даже расплакалась когда дочитала последнюю главу».
События были предрешены каноном, но сюжетная линия, выдвинутая здесь как основная, в разы усилила их драматичность.
Итак, подытоживая сказанное в этой части: не пишите о том, что известно и очевидно. Ищите изюминку, вплетайте в повествование новые линии, смещайте акценты — удивляйте своего читателя. Зачем говорить о том, что было сказано до вас? Возьмите это в качестве фона, на котором развернётся новая, совершенно не знакомая читателю история, развязки которой он будет с нетерпением ждать — и искренне удивится, когда осознает, что она ему уже известна.