Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Я допишу тебя, рассказище!

Я допишу тебя, рассказище! Часть 2. Парадокс страсти

Автор: Kinuli | Источник
Фандом: Статьи
Жанр:
Психология


Статус: в работе
Копирование: с разрешения автора
Хочется сказать много общих красивых фраз, но не умею. Да и вообще, обойдемся сегодня без растекания мыслию по древу, потому что и без этого сказать надо много. Так что окунемся в секреты мироздания коротко и ясно, здорово и вечно.

Кстати, о секретах. Основной из них - "как призвать музу" - вы и без меня прекрасно знаете. С моей же стороны осталось только объяснить отчего он так работает и как сделать погружение в состояние вдохновения максимально эффективным. Потому что, как оказалось - не все просто.
А вообще, верный способ что-то узнать - спросить у профессионалов.

***И что говорят профессионалы?***
Помните это изречение Габриэля Гарсиа Маркеса? Вдохновение приходит только во время работы!
Это и будет той самой теоремой, которую мы с вами докажем. А заодно посмотрим, что же имелось в виду и как это на самом деле выглядит. И почему нам всегда кажется, что единственный закон, которому подчиняется вдохновение - закон подлости?! Так вот, о нем.

***Закон подлости***
Все мы замечали на экзаменах и в периоды сессии вспышки этого самого чуда света - вдохновения. Надо идти и срочно учить (через два дня сложнейший на курсе экзамен), а сам сидишь и, мучаясь совестью, строчишь самозабвенно. Муза, твою, где ты шаталась до сессии?!

Или такой случай: от тебя ждут рассказа о поруганной чести, драконах и рыцарях, а ты кропаешь стимпанк, влезший в твою голову и расположившийся там надолго. Справедливо разве?

Или вот: идете в ванну, да-да... тетрадки под рукой нет, я уже молчу о клавиатуре, диктофонах и любых других фиксирующих средствах. И тут начинает переть мысль, да мощной струей, да из всех щелей! Выбегаешь из ванны весь в мыле... апс! В голове пустота звенящая. Хотя... у меня из ванны выносится больше всего. Ну не суть!

Ну и главный момент - садимся за документ, ставим рядом зеленый чай, настроены на окончание работы и ловлю муз. Сидим десять минут. Сидим двадцать. Час...
Что за?!... Я ведь настроился! Почему так?!

***Почему так?!***
Да вопрос интересный. Но ответ мне показался еще более забавным. Главный секрет вдохновения в том, что оно приходит лишь тогда, когда его не пугают наши раздувшиеся хотелка и ожидалка. Что я имею в виду?

Представьте себе молоденькую девушку, которая робко выглядывает из-за угла. А вы ждете - глаза налиты кровью, в руках цветы, конфеты. На лице - выражение озабоченного маньяка, решившего сегодня покончить и с ней, и с рассказом. Ну и подойдет она к вам, как думаете? Я бы не стал на ее месте!

Но стоит вам забить и на нее, и на рассказ, и на все на свете, как она почувствует себя одинокой, брошенной и подбежит со словами: "Вась, ну давай работать уже!" Можете мне не верить, но это так, тем более, что мы сейчас с вами вместе это докажем... слегка копнув психологию.

Вспомните, что с людьми, как ни странно, происходят те же чудеса. Можно виться о нее (его) змейкой - будет только отмахиваться и от змейки, и от любви с преданностью (если дело не взаимное), и никакие широкие жесты не привлекут внимания ее (его). Стоит забыть об этом человеке, как тут же начинаются звонки и всякое участие. Которое уже и не нужно, кстати. Простите, если кого задел.

Парадокс! Он так и называется - парадокс страсти. Широко известен в психологии отношений и встречается на каждом шагу. Так вот с музами у нас у всех именно парадокс страсти. Она приходит только в тот момент, когда нахрен не нужна!

Стоит отметить отдельно, что этот закон работает со многими реалиями нашей жизни. Мечты сбываются, когда их актуальность падает, сны приходят уже после того, как необходимость видеть их сходит на нет.
И что же нам, горемычным, делать? Работать-то ведь хочется! Под вдохновением, конечно, на меньшее мы и не согласны...
И вот тут начинаются игры разума. А смысл игры в том, чтобы снизить потенциал важности.

***Потенциал важности??***
А это, собственно, что такое? То самое, что торчит у вас из кармана во все стороны и так отчаянно похоже на окровавленный топор. Не знаю, как вампиры относились к топору Линкольна, но чувствую, что не более тепло, чем музы. Музы стремятся быть как можно дальше от вас с вашим топором...
То есть от вас с потенциалом важности.

А что это такое?
Жгучее желание достигнуть цели.
Дописать рассказ.
Выйти замуж.
Купить лошадь.

Лошадь я нашел в тот момент, когда напрочь забыл, что хочу ее. И, что забавно, именно такую, какую надо, совершенно бесплатно и в безраздельное пользование.
Желающие замужества дамы обладают таким эффектом, как "голодный взгляд", который отпугивает потенциальных женихов.
Обещание дописать рассказ, как правило, превращается в рутину, тянущуюся годами.

Наш с вами камень преткновения, "потенциал важности", заключается в том, что мы страстно хотим вдохновения и дописать. И само это - о ужас! - уничтожает саму возможность и того и другого. Нам остается только пересилить себя и накатать против воли.
Да, это вариант. Но ведь можно сделать процесс более продуктивным!

***И что же делать?!***
Два правила. Всего два.
Первое: Как бы это ужасно ни звучало - откажитесь от цели и ожидания.
Второе: Просто делайте.
Немного противоречит само себе, правда? Теперь поясню эти алогичные ужасы.

Игра разума заключается в том, чтобы обмануть вдохновение и сделать вид, что оно вам совершенно не нужно (а это действительно так!). Работать можно и без него - много, продуктивно и со вкусом. Жить в свое удовольствие, писать и даже дописывать. Пройдет совсем немного времени и муза уже будет сидеть на коленях, требуя внимания. И тогда уж не упустите. Такое сотрудничество намного эффективнее, чем если бы вы решились ее принуждать.

Также, опытные специалисты настоятельно рекомендуют отказаться от любых ритуалов, настроенных на призывание вдохновения, но мы уже понимаем, почему - ожидание создает в нашей голове блок, не дающий генерировать мысли.
Приступая к этой главе, я был пуст и скучен, а руки отказывались работать, но я просто сел, а она присоединилась ко мне, моя хорошая! Отсюда второй вывод - чтобы пришла муза, надо просто начать делать.

Почему? Потому что намерение дописать должно быть не в напористости ожидания, а в действии. Весь секрет в том, что действие рассеивает весь наш потенциал важности.
Отвлекает.
Заставляет работать, а не ждать.

Да, тут надо себя заставить. Но это вовсе не значит, что вам придется сесть и давить из себя строчки. Обдумывание идеи - это точно такая же работа! Это именно та причина, по которой нас озаряет в ванной. Руки-то заняты, а голова-то не настроенная на вдохновенное письмо - нет! Вот она и работает с отчаяньем голодного волка.

Теперь, оценивая свою работу с музами, я понимаю, почему прогулки и хождения по кухне вдохновляли меня - голову надо было занимать работой. Вот она и работала. Но, что самое забавное, выходя на улицу специально для ловли муз я, как правило, возвращался ни с чем.

Но и это еще не все! Нельзя забывать, что вдохновение - это всего лишь часть процесса. Да еще и не первая. И при работе с музой необходимо понимать, откуда ноги растут.

***Часть процесса?!***
Самое время вспомнить про тот вид вдохновения, который приходит к нам извне. Книга, песня, человек - стоит наткнуться на нечто цепляющее, как вот оно - вдохновение! И каким боком этот тут? И как оно вяжется со всем остальным?
Дело в том, что любое вдохновение начинается с... со сбора информации. Изначально это толчок откуда-то снаружи. Но муза приходит не в тот момент, когда мы впечатляемся, а в тот, когда начинаем работать над впечатлившим образом. Вдохновение - это процесс, движение, да, да! Итак, он входит в следующую схему:

1. Сбор информации (получение импульса, впечатление, накопленные знания, идея, мысль - это то самое, что есть информация, из которой вдохновение генерирует идеи)
2. Генерация идей (да, вот этот пункт и есть наше вдохновение. Правда, прозаично? На энергии, вырабатываемой во время этой фазы наше сознание работает до конца цикла)
3. Инкубационный период (то время, которое мы переживаем и перевариваем получившиеся идеи)
4. Оценка идей по выбранным критериям (собираем, рассматриваем и сортируем сюжетные ходы)
5. Реализация идеи
Затем цикл повторяет себя до самого финала. То есть, когда заканчивается вдохновение, нам нужно просто вернуться к пункту один. И делать это до тех пор, пока работа не будет написана, отредактирована и сдана в печать.

От себя скажу, что садился за статью с пустой головой и крохотными понятиями. Но несколько статей на тему тут же привели мозг в боевую готовность, которая и позволила реализовать главу.
То есть, как прием привлечения состояния генерации идей, можно и нужно использовать фазу, предстоящую ей - пролистать интересующую информацию в книгах, интернете, голове, окружающем мире.
Но есть и другие приемы!

***Специалисты советуют!***
- Да, специалисты советуют отказаться от ожидания вдохновения.
- Оказаться от любых ритуалов по настраиванию на музу.
- Советуют просто приступать и добросовестно работать, не ожидая и помня, что вы уже ничего не теряете при этом.
- Собирать информацию, которая подготовит почву для генерации мысли.
- Не генерировать впустую и собирать все полученные идеи в "банк", пролистывая который, вы возвращаетесь активное состояние вдохновения.
- Перечитывать свои старые работы.
- Кушать шоколад.
И еще кое-что!

Выберите себе музу. Дайте ей имя, опишите ее. Общайтесь с ней. Пишите для нее.
Сделайте вид, что работаете над романом именно потому, что это она попросила. А через некоторое время вы поймете, что так и есть.
У нас часто спрашивают, почему "Сказки Кррау"? И кто такой Кррау. Пожалуй, это и есть мой самый большой секрет. И сегодня я открыл его для самого себя.

Ну вот, мы вооружились знаниями, садимся за работу, понимая, что будем просто работать, пока не пойдет дело, но тут замечаем, что работать не над чем. То есть...
Ни единой строчке в голове.
Ни
че
го.

А вот теперь мы дошли до самого интересного. Мы бы и рады просто работать, но нам мешает Великий и Ужасный Цензор.
Тот, кто спасает нас от нас самих же.
Тот, кто держит вдохновение в стальных оковах.
Тот, кто не позволяет мозгу генерировать идеи.

В следующей главе мы научимся прорывать блокаду цензора и дописывать рассказы до конца.

__________________________________________________________
Спасибо Парадигме, что напомнила в своей работе о "парадоксе страсти"! =)



ComForm">
avatar

Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?

Я допишу тебя, Kinuli, рассказище!
Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус