Вы вошли как Гость | Гости

Материалы

Главная » Материалы » Статьи » Я допишу тебя, рассказище!

Я допишу тебя, рассказище! Часть 3. Страшный секрет левого полушария. Вывод

Автор: Kinuli | Источник
Фандом: Статьи
Жанр:
Психология


Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
Проблема
В этой главе мы поговорим о состоянии, когда вроде и работать хочется, и вдохновение есть, казалось бы, но мысль попросту не идет. Почему это происходит? И как с этим бороться? Постараемся ответить на эти вопросы максимально безболезненно и эффективно.

Помнится, однажды подруга попросила добавить к моему крохотному трехстраничному рассказу одну сцену касательно главного героя. Что и говорить - я обрадовался такому вниманию к произведению и к персонажу и вдохновленно-окрыленный сел. И сидел, как водится, в горьких раздумьях три дня и три ночи. Безрезультатно, конечно.
Так вот, всякий, кто занимается искусством, знаком с этим состоянием. Имя ему - творческий ступор.

Откуда конечности растут?
Формальные методы обучения, через которые мы все прошли, предполагают некоторую систему оценок. То есть, всякий раз генерируя идеи, мы тут же пропускаем их через сито нашего цензора. Частенько дыры там настолько малые, что на следующую фазу творческого процесса - инкубационную - уже ничего не остается. Нам просто нечего переваривать! Цензор критикует все идеи! Даже самые удачные, потому что он, как и мы сами, оперирует субъективным мнением.
Он спорит с вами, и этот подсознательный спор над каждым словом приводит к угасанию генерации идей, от которой зависит продвижение работы над рассказом или романом.

Страшная тайна левого полушария
Когда-то приходилось сталкиваться с теорией, что в разных полушариях обитают совершенно разные личности. Опытные специалисты утверждают, что теория очень даже похожа на правду. Подтверждать не берусь. Мы не будем говорить, что в разных полушариях у нас разные люди, но функции точно разнятся.
Так вот. Мысли и идеи, драйв и новизна порождены правым полушарием. Именно поэтому левшей частенько обвиняют в излишней художественности мышления. А что им, бедным, делать, если работа правого полушария у них преобладает?

А левое что же? А левое, наше рациональное начало, отвечает за оформление, пунктуацию, орфографию, соблюдение правил и так далее. В общем, то, что в обучении считается доминантным. Нужные, конечно, вещи. Но вот получается, что при работе в творческом направлении, по традиции обучения письму, участвует в основном консерваторская часть, не способная дать ничего нового.
Как собака на сене! И сама в углу черепной коробки мнется, и подругу правую держит за руку, чтобы молчала. И что же с ними делать?

Методы ломки цензора
Возможности сломать этот блок или "преодолеть творческий ступор" есть. Для этого достаточно уговорить себя забыть на время (повторяю: НА ВРЕМЯ!) про правила и раскрепостить правое полушарие. Звучит просто, но совершенно непонятно. Вот тут мы и переходим к практическим приемам, которые позволят разогнаться и вам, и вашей творческой части мозга, и вдохновению заодно.
Все мы слышали термин "мозговой штурм". Это примечательный прием, которым пользуются ученые. Чтобы объяснить технологию отключения цензора, стоит для начала рассмотреть данную методику.

Все очень просто: группа ученых, озабоченная серьезной и нерешаемой на первый взгляд проблемой, собирается в неформальный круг. Смысл в том, что они без очереди кидают в общую копилку любые идеи по решению проблем. Основная идея метода в том, что идеи могут быть сколько угодно фантастическими и невыполнимыми. Через какое-то время мозги собравшихся расслабляются, понимают, что их не будут критиковать за недостаточно сильные задумки, и начинают работать вовсю. Таким образом, ученые коллективно добиваются полной отдачи от своего подсознания.
Но у нас-то не всегда есть такая возможность - собраться с умными, понимающими суть вопроса людьми. Не беда. Ведь существуют упражнения, рассчитанные для одиночного пользования. Мы поговорим о двух: "Группирование" и "Быстрописание".

Группирование
Автор этой методики - Габриэль Рико. Во многом напоминает мозговой штурм. Но тут вашими партнерами по генерации идей будут не ученые, а листок формата А4 и ручки разных цветов (можно одну ручку, но это скучно).
Итак, у вас есть идея, но вы не знаете, как ее воплотить. Нам нужно разогнаться, чтобы выловить в памяти все запасы информации по этому поводу, способные помочь в работе над рассказом. Вот в голову приходит идея, но она отметается цензором как недостаточно качественная или связанная с текущей работой. В этот момент мозг не учитывает, что мысль эта, отметенная, могла бы вызвать цепь ассоциаций, вполне плодотворных и полезных.

Чтобы прекратить эту ненужную редактуру, Рико предлагает следующее:
1. Запишите ключевое слово или идею в центре листа и обведите его в "пузырь".
2. Посмотрите на него внимательно и подумайте, какие оно вызывает ассоциации. Любые, относящиеся и не относящиеся к теме. Напишите их вокруг, соедините стрелками.
3. От каждой ассоциации пустите цепочку ассоциаций. И вот уже ваша центральная мысль заветвилась, как дерево.
4. Продолжается эта радость 4-5 минут. Можно больше, если есть желание или ощущение, что надо продолжать.

В этом процессе самое главное - не останавливаться на обдумывание ассоциаций. Просто пишите все кряду, даже откровенный бред - сгодится все! Помните! Вам это показывать потом никому не нужно. В какую-то прекрасную секунду мозг начинает свободно генерировать мысли, концентрируясь уже не на вольных ассоциациях, а на самой идее. Еще через некоторое время появляется отчаянное желание записать надуманное. И... эффект достигнут.

Быстрописание
В статье "Я обязательно стану писателем!" есть пункт о пятиминутках. Сейчас мы вернемся к ним, но уже под другим углом. Его смысл в том, чтобы поставить таймер на определенное время и строчить все, что придет в голову, не останавливаясь ни на секунду, пока не прозвенит сигнал об окончании работы. Причем писать по теме и не по теме, повторяя слова и фразы до тех пор, пока мозг не родит что-то новое.

Может показаться, что это пустая трата времени. Потому что в эти минуты мы пишем со страшными отпечатками, нечитаемый текст с незавершенными предложениями... графоманская шизофазия - не иначе! И толку с нее? Литературного - да, литературного толка с нее нет, а разве кто-то ждал, что за эти пять минут безумной работы создастся шедевр? Упражнение носит совершенно другие функции.
Это черновик ваших мыслей, место, где мозг учится работать быстро и свободно. Он учится проскальзывать мимо цензора, формировать мысль.

Опытные специалисты настоятельно рекомендуют отказаться от попыток формировать четкие структуры с самого начала, писать грамотно, останавливаться на пропущенные запятые и задумываться над падежами. Это тут же врубит левое полушарие! Уже потом, когда прозвенит будильник, вы можете перечитать, вычленить стоящие мысли и на их основе начать работать над художественным произведением. А это, как говорится, совсем другая песня.

Подробнее об этих двух техниках есть крохотное трехстраничное пособие. Оно выложено в сети в свободном доступе, и я настоятельно рекомендую ознакомиться с ним (будет дано в литобзоре). А от себя отмечу - в тот день, когда я наткнулся на волшебное пособие, дело с рассказом тут же сдвинулось с мертвой точки. Да так резво, что я и оглянуться не успел, как держал в руках сорокастраничный законченный рассказ.

А нам осталось только сделать выводы и подвести итоги.


Вывод

Утешительны ли они? Выводы-то?
Ведь с одной стороны мы доказали, что вдохновение вызвать очень даже можно, а с другой... оказывается, для этого надо работать! Лично мне кажется, что это справедливо. Если желаете - естественный отбор в мире прозы!
В конце концов, правило везде одно и то же - терпение и труд!
Так что для привлечения музы нам нужно:
1. Во-первых, отказаться от ожидания ее как таковой.
2. Подготовить информационную почву - крутануть механизм творчества.
3. Просто взять и начать работу.

И главное. Не забывайте, что ничто и никогда не пишется на чистовую. Любой профессионал сначала делает черновик и потом уже прочищает его, если не переписывает полностью. Так что написать что угодно в фазе вдохновения - еще полбеды.
Главная беда - потом отредактировать это так, чтобы читатель не сломал глаза о ваш восторг! Но это уже совершенно другая сказка!

Для полного погружения в тему вдохновения автор настоятельно рекомендует пройтись по нижепроведенным ссылкам. Особенно обратите внимание на последнюю - там более полное описание техник.

Литобзор:
1. Статья о потенциале важности:
http://www.sunhome.ru/books/b.transerfing_realnosti/77
2. Статья о вдохновении и методах его удержания:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-4673/
3. Информацию по техникам "быстрописание" и "группирование" можно полнее найти тут:
http://trainings.org.ru/writer/beginning.htm

За сим спасибо за внимание! Счастья всем даром! Пусть никто не уйдет обиженным!




Отложить на потом

Система закладок настроена для зарегистрированных пользователей.

Ищешь продолжение?

Я допишу тебя, Kinuli, рассказище!
Заглянуть в профиль Olivia


Друзья сайта
Fanfics.info - Фанфики на любой вкус