Материалы
Главная » Материалы » Статьи » Как правильно писать фанфики
[ Добавить запись ]
Альтернативная реальность - как не убить канон?
Автор: BloodyMaria
|
Фандом: Статьи Жанр: Психология, AU Статус: завершен
Копирование: с разрешения автора
Наверняка каждый сталкивался с такими фанфиками, которые можно было читать как ориджиналы. Причём если в случае с одними это было обусловлено грамотностью автора, который сумел ненавязчиво передать в тексте важные для сюжета тонкости канона так, чтобы текст был одновременно понятен непосвящённым и не вызывал зевоту у знающих упоминающиеся факты фанатов, то в случае с другими это следствие того, что от канона в тексте не осталось практически ничего. Особенно часто это происходит, когда мы видим предупреждение «АУ». А если оно сочетается с ООС-ом, от канона зачастую и вовсе остаются только слабые намёки да внешность действующих лиц. О том, что побуждает фикрайтеров писать АУ, лучше поговорить в другой раз; сейчас же постараемся понять, как написать грамотное АУ так, чтобы не убить канон. Для начала, нам понадобится выделить основные ответвления этого явления, на Фикбуке получившего статус аж самостоятельного жанра. Первое — это альтернативная история. То есть, иное развитие канонных событий. Мир канона сохранён, поэтому с этой разновидностью особых проблем не возникает. Второе — это перенос персонажей в другие социальные условия. Короля мы делаем нищим, американца — французом, а эльфа — человеком. Сюда же относятся всякие школьные АУ. И вот тут нас впервые начинает подкарауливать коварный зверь ООС, грозящий объединиться с АУ в страстном порыве и сделать нам из фика ориджинал, да ещё и не всегда хороший. Если действие канона происходит не в нашем мире, то спасти может хотя бы мир канона. А вот если дело происходит в нашей с вами реальности на нашей же планете, появляется отчётливый аромат керосина. Итак, как же спасти персонажей и их характеры? Прежде всего, на помощь придёт их биография. Характер никогда не является врождённым, кроме, быть может, отдельных базовых склонностей, порождённых особенностями нервной системы, он формируется прижизненно. Поэтому нам надо поработать над предысторией персонажей, чтобы получить их канонный портрет. Для этого может пригодиться изучение изначальной биографии персонажа и анализ того, как именно она повлияла на его личность. И эта работа не может быть напрасной: во-первых, она может помочь в формировании сюжета будущего фика, во-вторых, помогает лучше узнать персонажа и, как следствие, ещё сильнее снижает риск ООС-а. Третья разновидность АУ — перенос персонажей в другой мир с сохранением их социального положения. Из короля мы делаем президента, нищий остаётся нищим, вор — вором. В такой ситуации уже допустим лёгкий ООС, так как мы оставили персонажу его социальный статус, который не так уж не важен для его личности. Иные психологи вообще склонны рассматривать человеческую личность как набор социальных ролей. Совсем сложно становится, если мы меняем и социальное положение персонажей, и мир, в котором происходит действие. Как же сохранить связь с каноном тогда? А если полез лёгкий, но всё же отчётливый ООС, и выкинуть его никак не получается? Конечно, лучше бы выкинуть, но как? Проработки биографии при столь сильном изменении канона может оказаться недостаточно. Тогда нам на помощь приходят такие вещи, как мелкие факты и отсылки к канону и отношения между персонажами. Да, возможно, получится так, что это уже другие люди с теми же именами и внешними данными, но сохранившиеся между ними отношения и отсылки к событиям канона могут создать иллюзию этакого кармического перерождения, ощущения, что, несмотря ни на что, персонажи сохранили свою душу, просто она перенеслась в другое тело в другом мире и времени (очень хорошо подобный эффект виден в фильме "Облачный Атлас"). В такой работе неизменно присутствует ненавязчивый и вызывающий приязнь фанатов эффект едва уловимого дежа вю. Разумеется, при таком подходе надо стараться максимально убрать из повествования ООС, иначе добиться этого эффекта не удастся. Но порой даже с полным изменением канона можно добиться того, что видно: да, этот персонаж в этой версии вырос в других условиях, другом окружении, у него другое воспитание и немного отличается характер, но это всё равно он. Добиться такого эффекта помогает Её Величество Логика. ООС раздражает преимущественно тогда, когда он абсолютно не логичен. ООС, обусловленный другими условиями вселенной, раздражения не вызывает. Главное — всё же не перестараться и не превратить фик в оридж, потому что здесь эта грань невероятно тонка и ощущается больше на субъективном уровне. Если говорить о персонажах, то сделать их похожими на себя помогает сохранение привычек, пристрастий и мелких черт вроде любви к кошкам, а также использование канонных или фанонных прозвищ, потому что прозвища всегда даются за что-то, и, если двум людям дали одно и то же прозвище, значит, у них есть какие-то общие черты. Значит, если вы обоснованно (!) сохраните прозвище персонажа, вы волей-неволей наделите его чертами оригинала. Итак, подведём итоги. Когда все возможные допустимые каноном пути развития событий описаны, наступает время АУ. Но, уходя в иную реальность, можно убить и мир канона, и характер персонажей. Чтобы не допустить этого, можно прибегать к следующим приёмам: 1) Сохранение мелких привычек и прозвищ персонажей. Что важно — и привычки, и прозвища должны быть обоснованы. 2) Сохранение социального статуса персонажей и отношений типа «начальник-подчинённый». 3) Внимание к новой биографии персонажа, содержащей отсылки к канонной и формирующей если не такой же, то очень близкий характер. 4) Отсылки или перенос каких-либо деталей мира канона в новую реальность. К примеру, схожие события. 5) Сохранение отношений между персонажами. 6) Логика. Логика. И ещё раз — Логика! И не забываем про Обоснуй. Разумеется, все эти приёмы одновременно применить не получится, так как они подходят не ко всем типам АУ (кроме, разумеется, последнего). Итак, товарищи-авторы, помните: вы вправе как угодно причёсывать и перекрашивать канон в своём АУ, но важно следить, чтобы он пережил все эти косметические манипуляции, не сдохнув от передоза краски. Искренне надеюсь, что мои советы помогут вам спасти его от столь печальной участи. Успехов в творчестве, безграничной фантазии и качественного АУ!
Рецензии:
|